Тема урока : « на дне»- социально- философская драма. Система героев пьесы « на дне». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока : « на дне»- социально- философская драма. Система героев пьесы « на дне».



Тема урока: «На дне»- социально- философская драма. Система героев пьесы «На дне».

Цель урока:  усвоить  содержание произведения, совершенствовать навык характеристики литературных героев, раскрыть социально-философский характер драмы.

Задачи урока:  знать содержание пьесы «На дне», уметь характеризировать героев пьесы.

                                                   Ход урока.

Изучите предлагаемый материал, составьте конспект.

«На дне» называют пьесой – диспутом, так как она основана на споре, в котором рождается правда, для каждого героя своя.

Ответьте на вопросы, используя прочитанный текст  пьесы.

1. Кто живет в этой ночлежке?

2. Что объединяет столь разных людей?

3. Существует ли связь между жизнью в ночлежке и жизнью вне её?

4. По вашему мнению, у людей, опустившихся на дно, жизнь закончена или все же продолжается, несмотря на ужасное положение этих людей?

Работа с текстом.

Как описывается ночлежка Костылева? Совпадает ли это описание с вашими представлениями об жилищных условиях человека?

Действие происходит в ночлежке. Находящейся на пустыре. Давят жильцов тяжелые каменные своды,уныние вызывают закопченные с обвалившейся штукатуркой стены,нары вдоль стен, грязная некрашеная убогая мебель. Ночлежка разбита на ячейки. В каждой живут люди,живут со своей бедой, очень близкой к трагедии. За грязной ситцевой занавеской надрывно кашляет смертельно больная Анна,в комнате за тонкой перегородкой живет вор Васька Пепел,любовник хозяйки ночлежки Василисы. Он мечтает уйти отсюда, забрав с собою младшую сестру Василисы _ Наташу.На кухне у печки обосновались Квашня и Настя. У каждой своя драма. Квашня была замужем,и ей этого хватило, поэтому она не спешит радоваться ухаживаниям полицейского Медведева. Он вполне обеспечен, но живет здесь же. Проститутка Настя мечтает о чистой и возвышенной в любви, а пока сожительствует с Бароном. Все эти бедолаги, такие разные, связаны друг с другом общей бедой. Выйдя из ночлежки, облегчения не получишь: вокруг пустырь – мусор, хлам, сплошь поросшая бурьяном местность.

Вывод.

Ночлежка Костылева – символ бездомности, бесправия, символ ненормальной изломанной жизни.

Характеристика героев повести.

Перечитайте заполненную вами таблицу. Законспектируйте предлагаемый материал.

Люди, живущие в ночлежке, индивидуальны, друг на друга не похожи, но при этом имеют обобщенный, собирательный, типичный характер.

Константин Сатин.

40 – летний безработный мужик. Любит непонятные книжные слова. Раньше он служил на телеграфе. Много читал. Потом вступился за сестру, в драке убил обидчика сестры и на 5 лет угодил в тюрьму. После этого все двери для него оказались закрыты. Именно Сатин выражает. Яснее других Сатин осознает социальную несправедливость, несоответствие предназначения человека и его реальной жизни. «Человек – это великолепно! Это звучит гордо! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное – дело его рук и мысли.» среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью.решитнльностью характера. Лука не понимает, почему неглупый бравый Сатин оказался в ночлежке? Ведя заочный спор с Лукой, Сатин говорит: «Ложь –религия рабов и хозяев, правда – бог свободного человека! Не обижайте человека! А если меня один раз обидели и – навсегда, на всю жизнь. Как быть? Простить? Ничего и никому!» Сама фамилия – Сатин – созвучна слову Сатана. В характере Сатина действительно много от этого мифического персонажа. Звериным рычанием Сатина начинается пьеса. Мнение автора пьесы,его мнения, нравственные позиции выражает именно Сатин.

Бубнов,45 лет.

 Выражает философию безнадежности и цинизма. Для него обитатели ночлежки – воры, шулера, алкоголики и не более. Правда Бубнова – это плоная зависимость человека от обстоятельств: «Что было – было, а остальное одни пустяки…Все смело. Один голый человек остался. Фамилия героя происходит от слова «бубен», что в его случае – промотавшийся человек,ничего не имеющий. «Голый,как бубен.».С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой - забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет ничего святого. Он искренне уверен, что только «пьяный и похож на человека.» Совесть и честь – эти понятия для Бубнова – пустой звук. Сам о себе Бубнов сказал, что он «ленив, страсть,как работать не любит».Бубнов – олицетворение зла, вседозволенности. Бубнов бесстрастно констатирует: «Человек – существо лишнее. А если человек никому не нужен,то он может жить как хочет.»

Васька Пепел (28 лет).

Потомственный вор. Мечтает закончить свое ремесло и начать честную жизнь в Сибири и не один, а с тихой скромной Наташей, а в настоящей жизни В.Пепел сбывает краденое владельцу ночлежки,тем и живет, кроме того, является любовником злобной и коварной Василисы. Пытаясь защитить Наташу от побоев сестры, он в драке убивает Костылева и попадает в тюрьму.

Наташа,20 лет.

Наташа – сестра Василисы.Тихая, добрая, скромная девушка. Живет в семье старшей сестры Василисы, которая ревнует сестру к В.Пеплу и зверски избивает ее,однажды обварила ее кипятком. Наташа хочет уйти, но куда? Ее любит и зовет замуж Васька Пепел, но Наташа ему не верит, ведь Васька плохо обошелся с ее сестрой. После очередных побоев сестры Наташа попадает в больницу и пропадает неизвестно куда.

Барон и Настя.

Герои сожительствуют, при этом Барон постоянно насмехается над Настей,ее мечтами о роковом Гастоне или Рауле, ее истрепанными книжками про любовь. Настя страдает от своего нечистого ремесла, от вечных насмешек сожителя, от жизни в этой жуткой ночлежке и хочет бежать отсюда хоть на край света. Услыхав про самоубийство Актера, Настя идет к столу, где стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету, окончательно осознав,что дальше так жить нельзя, необходимо срочно менять жизнь. Имя Анастасия Горький для своей героини выбирает не случайно. Анастасия – значит «воскресшая», «возрожденная». Барону 33 года. Это единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении: «Все в прошлом!» Часто вспоминает свою барскую жизнь, роскошь, богатство,кофе со сливками…Все,что у него было,Барон промотал и оказался в ночлежке. Здесь его не любят: Лука называет Барона «испорченным барином», Настя «ничтожеством». Барон навсегда потерял чувство человеческого достоинства: за полбутылки водки готов стать на четвереньки и лаять по-собачьи на потеху всем. Но именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно прожитой жизни: «А ведь  зачем-нибудь я родился. А?».

Андрей Клещ.

Насекомое, впивающееся в кожу, кровосос. Это о фамилии героя, конечно, не случайной. В1-ом акте он что-то мастерит, слесарничает и искренне верит, что  скоро уйдет из ночлежки; будет много трудиться и вырвется из этого ада. Кажется, все хорошо и правильно, но случится это,по мнению Клеща, только после смерти жены. Смерти родного человека  Клещ ждет как избавления. И это  сразу отталкивает от него,делает его образ крайне неприглядным. Ситуация еще более  усугубляется, когда зритель и читатель узнает о жестоком отношении Клеща к жене. Анна вспоминает, что всю ее несчастную жизнь муж  бил ее, морил голодом, держал в страхе, и читателю понятно,что в том, что Анна смертельно больна есть  вина Клеща. Анна умирает, Клещ продает свои инструменты, чтобы похоронить жену, а заодно хоронит свою мечту об освобождении. «Работы нет, пристанища нет…Подыхать надо – вот правда». Человек готов трудиться, но общество, в котором он живет, не дает ему этой возможности – таков объективный вывод.

Квашня.

Квашня  практична, добра, сострадательна (искренне жалеет Анну). Оказавшись волею судьбы в ночлежке, Квашня приспосабливается к новым для нее условиям. Торгует пельменями, этим и зарабатывает на жизнь. Имея хотя бы минимальные средства, Квашня оказывается на вершине общества ночлежников, и уже слышны командные ноты в ее голосе: «Ты гляди у меня,слякоть….Не балуй!» За Квашней ухаживает полицейский Медведев, он обеспеченный человек, зовет Квашню замуж, но та не спешит: прошлое неудачное замужество научило Квашню быть осторожной. Неудивительно, что именно Квашня после смерти Костылева становится хозяйкой ночлежки.

Образование – чепуха, главное – талант. (Актер)

Старику где тепло,там и родина (Лука).

Разве доброту сердца с деньгами можно сравнить? Доброта,- она превыше всех благ.(Костылев)

Надоели мне, брат,все человеческие слова… Все наши слова надоели. (Сатин).

Всё в человеке! Все для человека! Существует только человек! Все остальное - дело его рук и мысли.Че-ло-век! Это великолепно! Че-ло-век! Это звучит гордо!. (Сатин).

Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью. (Сатин).

Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека. (Сатин).

Тема урока: «На дне»- социально- философская драма. Система героев пьесы «На дне».

Цель урока:  усвоить  содержание произведения, совершенствовать навык характеристики литературных героев, раскрыть социально-философский характер драмы.

Задачи урока:  знать содержание пьесы «На дне», уметь характеризировать героев пьесы.

                                                   Ход урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.011 с.)