Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема урока : « на дне»- социально- философская драма. Система героев пьесы « на дне».↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема урока: «На дне»- социально- философская драма. Система героев пьесы «На дне». Цель урока: усвоить содержание произведения, совершенствовать навык характеристики литературных героев, раскрыть социально-философский характер драмы. Задачи урока: знать содержание пьесы «На дне», уметь характеризировать героев пьесы. Ход урока. Изучите предлагаемый материал, составьте конспект. «На дне» называют пьесой – диспутом, так как она основана на споре, в котором рождается правда, для каждого героя своя. Ответьте на вопросы, используя прочитанный текст пьесы. 1. Кто живет в этой ночлежке? 2. Что объединяет столь разных людей? 3. Существует ли связь между жизнью в ночлежке и жизнью вне её? 4. По вашему мнению, у людей, опустившихся на дно, жизнь закончена или все же продолжается, несмотря на ужасное положение этих людей? Работа с текстом. Как описывается ночлежка Костылева? Совпадает ли это описание с вашими представлениями об жилищных условиях человека? Действие происходит в ночлежке. Находящейся на пустыре. Давят жильцов тяжелые каменные своды,уныние вызывают закопченные с обвалившейся штукатуркой стены,нары вдоль стен, грязная некрашеная убогая мебель. Ночлежка разбита на ячейки. В каждой живут люди,живут со своей бедой, очень близкой к трагедии. За грязной ситцевой занавеской надрывно кашляет смертельно больная Анна,в комнате за тонкой перегородкой живет вор Васька Пепел,любовник хозяйки ночлежки Василисы. Он мечтает уйти отсюда, забрав с собою младшую сестру Василисы _ Наташу.На кухне у печки обосновались Квашня и Настя. У каждой своя драма. Квашня была замужем,и ей этого хватило, поэтому она не спешит радоваться ухаживаниям полицейского Медведева. Он вполне обеспечен, но живет здесь же. Проститутка Настя мечтает о чистой и возвышенной в любви, а пока сожительствует с Бароном. Все эти бедолаги, такие разные, связаны друг с другом общей бедой. Выйдя из ночлежки, облегчения не получишь: вокруг пустырь – мусор, хлам, сплошь поросшая бурьяном местность. Вывод. Ночлежка Костылева – символ бездомности, бесправия, символ ненормальной изломанной жизни. Характеристика героев повести.
Перечитайте заполненную вами таблицу. Законспектируйте предлагаемый материал. Люди, живущие в ночлежке, индивидуальны, друг на друга не похожи, но при этом имеют обобщенный, собирательный, типичный характер. Константин Сатин. 40 – летний безработный мужик. Любит непонятные книжные слова. Раньше он служил на телеграфе. Много читал. Потом вступился за сестру, в драке убил обидчика сестры и на 5 лет угодил в тюрьму. После этого все двери для него оказались закрыты. Именно Сатин выражает. Яснее других Сатин осознает социальную несправедливость, несоответствие предназначения человека и его реальной жизни. «Человек – это великолепно! Это звучит гордо! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное – дело его рук и мысли.» среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью.решитнльностью характера. Лука не понимает, почему неглупый бравый Сатин оказался в ночлежке? Ведя заочный спор с Лукой, Сатин говорит: «Ложь –религия рабов и хозяев, правда – бог свободного человека! Не обижайте человека! А если меня один раз обидели и – навсегда, на всю жизнь. Как быть? Простить? Ничего и никому!» Сама фамилия – Сатин – созвучна слову Сатана. В характере Сатина действительно много от этого мифического персонажа. Звериным рычанием Сатина начинается пьеса. Мнение автора пьесы,его мнения, нравственные позиции выражает именно Сатин. Бубнов,45 лет. Выражает философию безнадежности и цинизма. Для него обитатели ночлежки – воры, шулера, алкоголики и не более. Правда Бубнова – это плоная зависимость человека от обстоятельств: «Что было – было, а остальное одни пустяки…Все смело. Один голый человек остался. Фамилия героя происходит от слова «бубен», что в его случае – промотавшийся человек,ничего не имеющий. «Голый,как бубен.».С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой - забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет ничего святого. Он искренне уверен, что только «пьяный и похож на человека.» Совесть и честь – эти понятия для Бубнова – пустой звук. Сам о себе Бубнов сказал, что он «ленив, страсть,как работать не любит».Бубнов – олицетворение зла, вседозволенности. Бубнов бесстрастно констатирует: «Человек – существо лишнее. А если человек никому не нужен,то он может жить как хочет.»
Васька Пепел (28 лет). Потомственный вор. Мечтает закончить свое ремесло и начать честную жизнь в Сибири и не один, а с тихой скромной Наташей, а в настоящей жизни В.Пепел сбывает краденое владельцу ночлежки,тем и живет, кроме того, является любовником злобной и коварной Василисы. Пытаясь защитить Наташу от побоев сестры, он в драке убивает Костылева и попадает в тюрьму. Наташа,20 лет. Наташа – сестра Василисы.Тихая, добрая, скромная девушка. Живет в семье старшей сестры Василисы, которая ревнует сестру к В.Пеплу и зверски избивает ее,однажды обварила ее кипятком. Наташа хочет уйти, но куда? Ее любит и зовет замуж Васька Пепел, но Наташа ему не верит, ведь Васька плохо обошелся с ее сестрой. После очередных побоев сестры Наташа попадает в больницу и пропадает неизвестно куда. Барон и Настя. Герои сожительствуют, при этом Барон постоянно насмехается над Настей,ее мечтами о роковом Гастоне или Рауле, ее истрепанными книжками про любовь. Настя страдает от своего нечистого ремесла, от вечных насмешек сожителя, от жизни в этой жуткой ночлежке и хочет бежать отсюда хоть на край света. Услыхав про самоубийство Актера, Настя идет к столу, где стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету, окончательно осознав,что дальше так жить нельзя, необходимо срочно менять жизнь. Имя Анастасия Горький для своей героини выбирает не случайно. Анастасия – значит «воскресшая», «возрожденная». Барону 33 года. Это единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении: «Все в прошлом!» Часто вспоминает свою барскую жизнь, роскошь, богатство,кофе со сливками…Все,что у него было,Барон промотал и оказался в ночлежке. Здесь его не любят: Лука называет Барона «испорченным барином», Настя «ничтожеством». Барон навсегда потерял чувство человеческого достоинства: за полбутылки водки готов стать на четвереньки и лаять по-собачьи на потеху всем. Но именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно прожитой жизни: «А ведь зачем-нибудь я родился. А?». Андрей Клещ. Насекомое, впивающееся в кожу, кровосос. Это о фамилии героя, конечно, не случайной. В1-ом акте он что-то мастерит, слесарничает и искренне верит, что скоро уйдет из ночлежки; будет много трудиться и вырвется из этого ада. Кажется, все хорошо и правильно, но случится это,по мнению Клеща, только после смерти жены. Смерти родного человека Клещ ждет как избавления. И это сразу отталкивает от него,делает его образ крайне неприглядным. Ситуация еще более усугубляется, когда зритель и читатель узнает о жестоком отношении Клеща к жене. Анна вспоминает, что всю ее несчастную жизнь муж бил ее, морил голодом, держал в страхе, и читателю понятно,что в том, что Анна смертельно больна есть вина Клеща. Анна умирает, Клещ продает свои инструменты, чтобы похоронить жену, а заодно хоронит свою мечту об освобождении. «Работы нет, пристанища нет…Подыхать надо – вот правда». Человек готов трудиться, но общество, в котором он живет, не дает ему этой возможности – таков объективный вывод. Квашня. Квашня практична, добра, сострадательна (искренне жалеет Анну). Оказавшись волею судьбы в ночлежке, Квашня приспосабливается к новым для нее условиям. Торгует пельменями, этим и зарабатывает на жизнь. Имея хотя бы минимальные средства, Квашня оказывается на вершине общества ночлежников, и уже слышны командные ноты в ее голосе: «Ты гляди у меня,слякоть….Не балуй!» За Квашней ухаживает полицейский Медведев, он обеспеченный человек, зовет Квашню замуж, но та не спешит: прошлое неудачное замужество научило Квашню быть осторожной. Неудивительно, что именно Квашня после смерти Костылева становится хозяйкой ночлежки.
Образование – чепуха, главное – талант. (Актер) Старику где тепло,там и родина (Лука). Разве доброту сердца с деньгами можно сравнить? Доброта,- она превыше всех благ.(Костылев) Надоели мне, брат,все человеческие слова… Все наши слова надоели. (Сатин). Всё в человеке! Все для человека! Существует только человек! Все остальное - дело его рук и мысли.Че-ло-век! Это великолепно! Че-ло-век! Это звучит гордо!. (Сатин). Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью. (Сатин). Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека. (Сатин). Тема урока: «На дне»- социально- философская драма. Система героев пьесы «На дне». Цель урока: усвоить содержание произведения, совершенствовать навык характеристики литературных героев, раскрыть социально-философский характер драмы. Задачи урока: знать содержание пьесы «На дне», уметь характеризировать героев пьесы. Ход урока.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.01 с.) |