Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в анатомию и физиологию человека. Общебиологическая характеристика человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛЬ: Знать классификацию потребностей человека, определение предмета, задачи, его значение в клинической медицине и основные методы анатомии, физиологии. Представлять роль отечественных ученых в развитии анатомии и физиологии. Знать строение органа, системы органов, части тела, основы анатомической терминологии. Представлять основные системы органов в организме человека, плоскости и оси. 1. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Задачи изучаемого предмета. 2. Предмет нормальной анатомии и физиологии, его значение в медицине. 3. Методы анатомии и физиологии. 4. Роль отечественных ученых в развитии анатомии и физиологии. 5. Строение органа и основные системы органов человека. 6. Части тела, плоскости и оси. Анатомическая терминология.
1. Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой, например, растение для своего нормального произрастания нуждается в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Человек как биосоциальное существо также нуждается в своей жизни и деятельности в определенных условиях и средствах, он должен иметь общение с внешней средой, другими людьми, средства удовлетворения своих нужд: воздух (кислород), пищу, воду, одежду, жилище, работу, книги, предметы потребления, развлечения и т.д. Актуальность каждой личности существенно зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность - нужда организма в чем-либо, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом его жизнедеятельности. Потребность является объективной нуждой, необходимой для жизни и развития. Она предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия организма. Потребности человека формируются в процессе воспитания и самовоспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. По происхождению потребности разделяют на естественные (биологические) и социальные (культурные). В социальных потребностях выражается отношение человека к накопленным социально-культурным ценностям. По предмету потребности бывают материальные и духовные. А.Н. Леонтьев разделяет потребности на низшие (органические или биологические) и высшие: материальные и духовные (познавательные, эстетические, в общении, труде). Американский психолог А. Маслоу (1908-1970), изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации, создал оригинальную иерархическую теорию потребностей, которая может быть схематически представлена в виде пирамиды.
Согласно этой схеме, процесс удовлетворения потребностей происходит по определенным уровням различными путями в следующей последовательности. Самым первым уровнем потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно и которые всегда вступают на первый план, являются физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, сне, одежде, жилье, воспроизведении рода и т.д.). Вполне очевидно, что при неудовлетворении указанных физиологических потребностей будут нарушены присущие человеку закономерности жизни (самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение), способы реализации этих закономерностей (обмен веществ и энергии, гомеостаз, адаптация, наследственность, репродукция и др.) и жизнедеятельность организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, органном, системном) и в целом. Вторым уровнем в иерархии человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности (избежание опасности, от преступников, внешних врагов, от нищеты, обеспечение завтрашнего дня, помощи при болезнях). Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: потребностей в привязанностях, в хорошем отношении (в любви, дружбе), в причастности к группе (быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются и т.д.). Большинство людей (свыше 90%) останавливается на удовлетворении социальных потребностей третьего уровня. Если потребности первых трех уровней удовлетворяются, то в поведении некоторых людей могут возникать новые черты, невозможные прежде, а его потребности достигают четвертого и пятого уровня. Это: потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании, компетентности, самоуважении), когнитивные (лат. cognoscere - знать) и эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Человек, достигший этого уровня потребностей, соглашается много и усердно работать. если это работа,которую он выбрал сам.. Следовательно, путь к полному раскрытию и осуществлению потенциальных возможностей человека открывается лишь после удовлетворения его главных насущных потребностей каждого уровня рассматриваемой пирамиды.
В результате изучения предмета студенты должны: 1) Знать топографию, строение и функцию органов, основных систем организма человека, уметь находить и показывать их на плакатах, муляжах и планшетах. 2) Уметь увязывать знания по анатомии и физиологии с клинической практикой. 3) Уметь определять на себе или друг на друге различные анатомические образования и выполнять некоторые манипуляции (прощупывание костей, их отростков, выступов, мышц, сухожилий, мест пульсации и прижатия артерий, определение верхушечного толчка, границ сердца, легких, характера движений в суставах и т.д.). 4) Представлять структурные основы и морфологическую сущность типовых патологических процессов. 5) Знать наиболее распространенные латинские термины, лежащие в основе клинической терминологии (название органов, воспалений этих органов, название тканей, опухолей из этих тканей и т.д,).
2. Анатомия и физиология относятся к медико-биологическим наукам. Биология - это наука о любых живых организмах (растениях, животных, человеке). Анатомия и физиология являются теоретическим фундаментом, базисом для всех клинических дисциплин. Только основываясь на знаниях анатомии и физиологии, медицина может правильно распознавать болезни, устанавливать их причины, правильно лечить их и предупреждать. Плохо зная строение тела человека и жизнедеятельность организма, медицинский работник вместо пользы может нанести вред и непоправимый урон больному. Вот почему, прежде чем начать усвоение клинических дисциплин, необходимо изучить анатомию и физиологию. Нельзя не согласиться с высказываниями многих выдающихся врачей о значении анатомии и физиологии в медицине: «Изучение тела человека - первооснова медицины» (Гиппократ), «Анатомия должна считаться крепчайшим основанием всего врачебного искусства, началом для его построения» (А.Везалий), «Анатомия в союзе с физиологией - царица медицины» (А.П.Вальтер), «Физиология и медицина неотделимы друг от друга» (И.П.Павлов). В настоящее время различают анатомию: 1) описательную; 2) систематическую; 3) топографическую; 4) пластическую; 5) функциональную; 6) динамическую; 7) сравнительную; 8) возрастную; 9) патологическую. Основные виды физиологии человека: 1) медицинская физиология; 2) возрастная (геронтология); 3) физиология труда; 4) физиология спорта; 5) физиология питания; 6) физиология в экстремальных условиях (авиационная, космическая, подводная и др.); 7) патофизиология. При изучении физиологии человека главное внимание будет направлено на выяснение механизмов и закономерностей функционирования органов и систем здорового человека (медицинская физиология) и при его заболевании (патофизиология).
3. Изучение строения тела человека осуществляется следующими методами: рассечение, вскрытие (греч. anatome - рассечение, расчленение), препаровка при помощи ножа и пинцета на трупе; 2. наблюдение, осмотр тела, а также изучение отдельного органа или группы органов невооруженным глазом или приборами, дающими небольшое увеличение (лупой) - макроскопическая анатомия;
3. при помощи микроскопа, что позволило выделить из анатомии гистологию и цитологию - микроскопическая анатомия; 4. техническими средствами исследования: рентгеновские лучи, эндоскопия внутренних органов, антропометрия; 5. при помощи пальпации, перкуссии, аускультации органов живота и грудной полости на живом человеке. Физиология - наука экспериментальная. В качестве своих методов использует набллюдение и эксперимент (опыт). Эксперимент (опыт) помогает выяснить, как и почему происходят физиологические процессы. Он может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства. Острый эксперимент - вивисекция (живосечение) был детально разработан В.Гарвеем в 1628 г. и позволяет за короткий промежуток времени изучить какую-либо функцию. Хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой. Начало этому методу положил В.А.Басов в 1842 г. Широкое распространение получил метод эксперимента без оперативного вмешательства, т.е. регистрация электрических потенциалов работающих органов: сердца, головного мозга, мышц и т.д. Достоинство этого метода - получение информации одновременно от многих работающих органов как в покое, так и при дозированной нагрузке (метод полиметрии), когда на многоканальном полиграфе/одновременно регистрируются ЭЭГ, ЭКГ, дыхание, АД, температура тела и другие физиологические функции.
4. Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета бельгиец Андрей Везалий (1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд в семи книгах «О строении человеческого тела» (1543). Основоположником экспериментальной физиологии является знаменитый английский врач Вильям Гарвей (1578-1657), который в 1628 г.опубликовал известный труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
5. Орган (греч. organon - орудие, инструмент) - часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции. Органами являются кости, мышцы, железы, головной, спинной мозг,сердце, легкие, желудок, печень, почки и т.д. Каждый орган построен из нескольких тканей. Одна из них составляет большую часть органа и обусловливает специфичность его строения и функции. Специфичность функции некоторых органов обусловлена наличием не одной, а двух и более тканей. Например, в состав стенки желудка и кишечника входят различные виды эпителия и соединительной ткани, а также гладкая мышечная ткань, но 2 основные функции этих органов: секреторная и двигательная объясняются наличием железистого эпителия и гладких мышц. Остальные ткани выполняют вспомогательные функции. Основную ткань органа, обеспечивающую его функцию, называют паренхимой (греч. para - возле, при; enchyma - влитое, разлитое), а соединительную ткань, покрывающую его снаружи и пронизывающую его в разных направлениях, - стромой (греч. stroma - подстилка, остов).
К паренхиматозным органам относятся легкие, печень, почки, селезенка, лимфатические узлы и др. Выделяют также полые органы, например, желудок, кишечник, матку, мочевой пузырь и т.д. Все органы обязательно снабжены нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами. Органы, объединенные единой функцией и связанные в своем развитии, составляют систему органов. В организме человека выделяют 11 систем органов. 1) Система органов движения, или аппарат движения, объединяет все кости (скелет), их соединения (суставы, связки и др.) и скелетные мышцы. Функции: опора, защита и перемещение тела и его частей в пространстве. 2) Пищеварительная система объединяет органы для приема пищи, ее механической и химической переработки, всасывания питательных веществ и выведения оставшихся непереваренных частей пищи. 3) Дыхательная система - система органов, посредством которых происходит газообмен между организмом и внешней средой. 4) Выделительная, или мочевая, система - система органов выделения конечных продуктов обмена и выведения их из организма наружу. Последние 3 системы (пищеварительная, дыхательная и мочевая) обеспечивают обмен веществ между организмом и внешней средой. 5) Половая система - система органов размножения. Мочевые и половые органы тесно связаны между собой по развитию и местоположению, поэтому их объединяют в мочеполовую систему. 6) Эндокринная система - система органов (желез) внутренней секреции, синтезирует и выделяет в кровь и лимфу специальные химические вещества - гормоны, участвующие в гуморальной регуляции функций организма. 7) Кровеносная система - система кровообращения, объединяет сердце и сосуды - трубчатые органы, в которых кровь циркулирует по всему телу. 8) Лимфатическая система - тоже система трубок, по которым лимфа течет по направлению к крупным венозным сосудам. Обе эти системы объединяют в сердечно-сосудистую систему. 9) Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме. К иммунной системе относятся органы, имеющие лимфоидную ткань. 10) Система органов чувств (сенсорная система) воспринимает раздражения (информацию) из внешней и внутренней среды. 11) Нервная система связывает все органы и системы в единое целое и с внешней средой. Все органы и системы органов взаимосвязаны между собой морфологически, функционально и объединяются в единое целое - организм. Ведущая роль в объединении (интеграции) систем организма в единое целое принадлежит нервной системе.
6. В анатомии наряду с изучением строения органов определяют их местоположение в той или иной части тела (топография; греч.topos - место + grapho - пишу), взаимоотношение органов (синтопия; греч. sin - вместе + topos - место), проекция органов на скелет и периферию туловища (скелетотопия). В теле человека различают следующие части: голову, шею, туповище, верхние и нижние конечности. Голова подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой. Каждая верхняя конечность состоит из плечевого пояса (лопатки, ключицы) и свободной верхней конечности (руки), включаюцей плечо, предплечье и кисть. В нижней конечности выделяют тазовый пояс (две тазовые кости, крестец с копчиком) и свободную нижнюю конечность (ногу), включающую бедро, голень и стопу. Туловище делят на грудь и живот. Задняя поверхность туловища называется спиной. Внутри туловища имеются две разделенные диафрагмой полости тела: грудная и брюшная, или полость живота. Нижний отдел брюшной полости выделяют как полость таза. Нормальная анатомия рассматривает расположение частей тела и органов человека в позиции, когда он стоит, ноги вместе, руки опущены, ладони обращены вперед, большие пальцы кистей - кнаружи. Части тела принято подразделять на области. Для определения границ некоторых органов (сердца, легких, плевры) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии через различные ориентиры. К таким линиям относятся: передняя и задняя срединные линии, проходящие по передней и задней поверхности тела на границе между правой и левой его половинами; правая и левая грудинные линии, идущие по краям грудины; среднеключичные линии, проходящие черезсередины ключиц (нередко совпадают с положением сосков молочных желез, в связи с чем их называют также сосковыми линиями); передние, задние, средние подмышечные линии, идущие через соответствующие края и середину подмышечных ямок; лопаточные линии, проведенные через нижние углы лопаток; околопозвоночные линии - вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки грудных позвонков). Тело человека, как и других позвоночных, построено по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии и делится на две половины – правую и левую. При описании частей тела и положения отдельных органов используют 3 взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную, фронтальную и горизонтальную. Сагиттальная плоскость проходит впереднезаднем направлении (лат. sagittas - стрела) и делит тело на правую и левую части. Сагиттальная плоскость, проходящая через середину тела, называется срединной, или медианной. Фронтальная плоскость (лат.frons - лоб) проводится параллельно плоскости лба перпендикулярно сагиттальной плоскости и делит тело человека на переднюю (брюшную, вентральную) и заднюю (спинную, дорсальную) части. Горизонтальная плоскость идет перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы от верхних. Эти три плоскости могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным. Соответственно плоскостям выделяют направления, или оси: вертикальную, фронтальную и сагиттальную, которыми пользуются для характеристики движений в суставах или ориентации органов. Вертикальная (продольная) ось направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются: позвоночный столб, спинной мозг, аорта, пищевод, трахея и т.д. Фронтальная (поперечная) ось совпадает с фронтальной плоскостью, ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость. Для обозначения областей тела, органов, их частей и различных понятий в анатомии принята латинская терминология, которой пользуются во всех странах. Совокупность всех анатомических терминов (около 6000) составляет анатомическую номенклатуру (Nomina Anatomica). Основными терминами, характеризующими расположение и направление органов, их частей и частей тела, являются следующие: superior - верхний и inferior - нижний; proximalis - проксимальный (находящийся ближе к туловищу) и distalis - дистальный (удаленный от туловища); anterior - передний и posterior - задний; ventralis - вентральный (находящийся ближе к передней поверхности тела; лат. venter - живот) и dorsalis - дорсальный (расположенный ближе к задней поверхности тела; лат. dorsum - спина); dexter - правый и sinister - левый; medialis, медиальный (расположенный ближе к срединной плоскости) и lateralis - латеральный (расположенный дальше от срединной плоскости); internus - внутренний и externus - наружный, superficialis - поверхностный и tdus - глубокий. Анатомическая номенклатура содержит также много общих терминов для обозначения сходных частей разных органов. К таким терминам относятся: caput - головка, corpus - тело, cauda - хвост, epiphysis - эпифиз (утолщенный конец трубчатой кости), diaphysis - диафиз (средняя часть - тело турбчатой кости), metaphysis - метафиз (участок трубчатой кости, где диафиз переходит в эпифиз), collum - шейка, processus – отросток, tuberculum - бугорок, crista - гребень, margo - край, fissura – щель, incisura - вырезка, foramen - отверстие, fossa (fovea) – ямка.
ЛЕКЦИЯ №2.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.013 с.) |