Место курсовой работы в учебном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место курсовой работы в учебном процессе



 

Курсовая работа, в известной мере, итог накопленных студентом знаний не только по истории, но и приобретенных при изучении им других учебных дис­циплин. В ней проявляются также добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, способность к творчеству, склонность к углубленному изучению предмета.

Курсовой проект является важной составляющей формой самостоятельной ра­боты студента по итогам изучению дисциплины «История государства и права России». Правильное выполнение данной научной работы зависит от того, насколько ясно студенты представляют ее роль и значение, знают требования, предъявляемые к ее написанию.

Студенты должны уметь по выбранной теме правильно составить план, изучить историческую литературу, подобрать необходимый правовой и цифровой материал, правильно составить текст, оформить его и подготовиться к защите курсовой работы.

В ходе написания и апробации курсового проекта пробуждаются и развиваются творческие потенции студента, историко-правовое мышление, склонность к научно-исследовательской работе, накапливается опыт, необходимый для написания дипломной работы.

В процессе подготовки «курсовой» студенты приобретают опыт работы с первоисточниками, умение находить в них те главные положения, которые не­посредственно относятся к выбранной теме. Знакомятся с первоисточниками по теме, юридическими и правовыми документами, с трудами отечествен­ных и зарубежных историков, правоведов и критически осмысливают их, выясняют сложные теоретические проблемы, учатся логично в письменной форме из­лагать свои мысли при анализе исторических, правовых, социально-экономических и политических проблем, связывать общие теоретические выводы с практикой.

Значение курсовой работы по «Истории государства и права России» возрастает в эпоху глобализации и интеграции. На современном этапе, воспроизводство культурно-исторических и правовых ценностей необходимо для духовно-нравственного и физического бытия новых поколений. В процессе подлинной модернизации форм жизнедеятельности, нeoбхoдимo пocтoяннoe oпepeжaющee paзвитиe традиционных цeннocтных ориентиров. Только в этом случае начнут coздaваться реальные  условия реформации и пpoгpecca. Именно историко-правовое исследование позволяет всесторонне рассмотреть проблемы развития государства, в контексте традиционного мышления, менталитета и мировоззренческих принципов населения страны. И если при написании курсовой работы студент будет стремиться к многофакторному пониманию родной старины, исходить из образа мыслей человека изучаемой эпохи, его воззрений на право, власть и способы ее приобретения, на вопросы войны и мира, реформ и контрреформ, то это позволит увидеть новые грани в давно известных текстах. И, наоборот, если научный проект будет выполнен формально, на устаревших представлениях и догмах, отбрасываемых в настоящее время теорией и практикой, тогда историко-правовые и другие гуманитарные дисциплины, которые студентом изучаются на старших курсах СГЮА,смогут сформировать в лучшем случае лишь обученного исполнителя, лишенного патриотических чувств и широкого кругозора.

Методические указания по подготовке курсовой работы

по дисциплине «Истории государства и права России»

Курсовая работа (или курсовой проект) – одна из наиболее важных форм самостоятельной работы студента.

Данная работа преследует две цели – специально-научную и общенаучную.

Под специально-научной следует понимать углубленное изучение вопросов и проблем правового пространства России; прин­ципов, законов развития общества и государства, целей и задач законодательной практики, правовой специфики нашего Отечества. Общенаучная задача состоит в отработке студентом принципов и подходов исследования проблемы; в критической работе с научной литературой; в совершенствовании навыков логического, аргументированного изложения от постановки вопроса до выводов; в умении тактично и грамотно вести полемику, отстаивая свою точку зрения, а также в умении воспринимать критические замечания и иные оценки и выводы.   

Правильное выполнение курсовой работы зависит от того, насколько ясно студенты представляют ее роль и значение, знают требования, предъявляемые к ее написанию.

Основные правила подготовки, написания и

оформления курсовой работы.

Выбор темы.

Процесс подготовки курсовой работы включает обычно следующие мо­менты:

выбор темы, составление предварительного плана работы над докладом;

библиографический поиск и составление библиографии;

изучение и анализ научной литературы, определение целей и задач работы;

выявление, отбор и анализ источников;

письменное оформление результатов исследования.

Тему курсовой работы студенты выбирают произвольно в пределах те­матики предмета, рекомендуемых настоящими указаниями. Если же сту­дент хочет взять для курсовой работы тему, не указанную в данном списке, то свой выбор он должен обязательно согласовать с преподавателем. Преподава­тели окажут методическую помощь на всех стадиях подготовки курсовой работы.

Требуется избегать дублирования тем курсовых работ у отдельных сту­дентов. Поэтому староста учебной группы составляет список студентов с ука­занием избранной темы и передает его на кафедру ИГиП (на электронном носителе, или на электронный адрес), кабинет № 209. Заменять указанные темы курсовых работ не разрешается.

Своевременность выбора темы играет важную роль в процессе написания и защиты курсовой работы в целом. Чем раньше будет выбрана тема и начата работа по ней, тем больше времени, а стало быть, и больше возможностей будет у студента для приобретения и упрочения им навыков и умений систематической самостоятельной работы над историческим материалом, сбора, обработки и обобщения фактов, статистического материала. Приобретая новые теоретические знания, обновляя и пополняя уже накопленные, студент одновременно учится подбирать нужный материал, интересные факты, цифры и законодательные нормы  курсового проекта. Эти материалы, факты он может собрать в научных, областных и городских библиотеках города, а также в научных архивах. Связав полученные теоретические знания с исторической практикой, студент тем самым вносит в свою работу творческие, научно-исследовательские элементы.

Остановив свое внимание на какой-либо теме, рекомендуется вникнуть в вопросы разделов учебной программы курса «Истории государства и права России», которые хронологически совпадают с проблемой Вашей курсовой работы, и прочитать соответствующие главы, параграфы учебного пособия и лекций.

В процессе выбора темы курсовой работы студенту необходимо тщательно ознакомиться с историографией темы исследования (историко-правовыми  сочинениям), которые с помощью научных методик представляют  события и факты, дающими  общее понимание исторической полифонии эпохи. Такое ознаком­ление, также поможет соискателю войти в содержание избранной темы: в сознании на­чнут оформляться вопросы, представления, позволяющие более кон­кретно наметить задачи и цель работы. Результатом для студента должно стать составление предварительного (рабочего) плана исследования, который, в процессе дальнейшей работы, уточняется, совершенствуется и определяется окончательно. В поиске необходимой литературы существенную помощь могут оказать различные библиографические пособия, летописи журнальных и газетных статей, каталоги библиотек, в том числе сис­тематические, интернет.

Выявленные в процессе библиографического поиска статьи, монографии, публикации источников следует брать на учет, фиксируя их на отдельных биб­лиографических карточках, с указанием автора, названия книги или статьи и выходных данных (год и место издания).

При изучении исследований следует особое внимани е обращать на спорные моменты, на недостаточно исследованные вопросы, чтобы в дальнейшем именно на этом сосредоточить свое внимание.

Необходимо также правильно фиксировать отобранный из источников и ли­тературы материал. Наиболее оптимальный метод: выписки по отдельным во­просам избранной темы. Эти выписки делаются на листах или в особых тетра­дях с точным указанием названия источника, откуда они позаимствованы. За­тем, на основе этих выписок студент может внести коррективы в план работы и уточнить ее цель и задачи.

2. Составление плана курсовой работы

План(оглавление)– это логическая структура курсовой работы, последовательный перечень вопросов рассматриваемых в работе. План необходимо продумывать и постоянно улучшать, пока не будут достигнуты необходимые лаконичность формулировок и строгость внутреннего строения курсовой работы. Весьма важно, чтобы план был соразмерен, все его пункты (вопросы), их последовательность оправданы и вся работа представляла бы собой стройное целое.

Составленный план в определенной степени свидетельствует о понима­нии автором научной проблемы, о правильности подхода к изучению выбран­ной темы. Качество плана влияет на содержание и оценку работы.

Рекомендуется, план (оглавление) составлять из введения, глав (обычно-2-х), или разделов (3-4) и заключения. Отдельные главы рекомендуется, если того требует порядок и логика изложения, разделять на несколько параграфов (разделы, как правило, не дробятся). Название «курсовой» и её основных частей должны быть наукоёмкими и не повторять друг друга.

Введение, вданном виде научной работы, состоит из четырёх-пяти страниц. В самом начале кратко обосновывается выбор темы, ее актуальность, дается постановка проблемы и ее историко-правовое значение.   Сформулировать цель исследования, во-первых, - значит определить его программу (решение основного вопроса и обоснование ответа на него) и, во-вторых, информировать читателя о содержании проделанной работы, ее результат. Таким образом, цель студенческого изыскания обусловливается его основным вопросом и конкретизируется в задачах, решение которых и позволяет ее реализовать. Задачи являются теми вспомогательными вопросами, к которым сводиться основной вопрос научного поиска. Далее, во введении дается оценка изучаемой литературы по выбранной теме (историография проблемы), указывается база фактологического и правового материала и т.д. Студент анализирует степень изученности избранной темы в историко-правовой литературе. Причем, этот историографический обзор должен быть не формальным раскрытием содержания книг и статей или их перечнем, а конкретным целенаправленным показом того, что уже сделано в разработке избранной темы предшественниками и что еще недостаточно разработано, спорно или нуждается в изучении, пересмотре и т. д. Напомним, что правильно организованный и сториографический анализ позво­лит не только получить представление о степени изученности темы, о вкладе предшест­венников в изучение проблемы, но и  сформулировать особую концепцию, определить научные подходы и инструментарий в её реализации.

Важно также помнить о методах научного поиска, так как многомерное понимание методологических проблем приближают установление научной истины. Методология, историография и источниковая база исследования, являются ключом к пониманию затрагиваемых проблем. Работа с источниковым корпусом историко-правовых исследований должна происходить в режиме синтеза, содержащихся выводов и обобщений. Это позволит дефинировать систему взглядов современных специалистов по данной проблематике рассматриваемого периода и поможет разрешить некоторые противоречия историографии. При помощи принципов историко-правового знания, методологии источниковедения и исторического построения лучше понять и восстановить подлинный смыл и своеобразие исследуемой эпохи. Синтезируя частные концепции исторического, государственного и правового развития, студен должен добиваться генерализации знания для дальнейшей оценки креативности оригинальной авторской концепции.

Рекомендуется введение, в окончательной редакции, писать после завер­шения работы в целом. Делается это потому, что говорить о значении темы, ее изученности, задачах работы легче, когда весь материал уже систематизирован.

Главы научной студенческой работы должны включать в себя основное историко-правовое содер­жание проблемы, составляющее предмет анализа изучаемой темы. В ходе научного поиска, студенты рассматри­вают наиболее важные принципы и методологические приемы, необходимые для историко-правового освещения вопросов «курсовой». Текст работы не должен быть перегружен «упаковочным материалом» (т.е. теми частями текста, которые не несут существенной информации). Необходимо помнить о высокой информативности текста исследования. Напоминаем, информативность – это не общее количество информации текста, а та информация, которую адресует автор читателю, и те свойства текста, которые способствуют его адекватному восприятию. Основное содержание работы должно быть написано самостоятельно, на основе критического изучения источников и литературы. Необходимо обратить внимание на стиль работы. Следует избегать тяжеловесных словесных конструкций. Текст должен быть последовательным, логичным, убедительным и – по возможности – выразительным. Рекомендуется также в конце каждой главы делать выводы. Важно помнить, что истинность результата исследования должна не декларироваться, а обосновываться. Обоснование осуществляется с помощью суждений и умозаключений, в установлении истинности которых важную роль играет формальная логика.

 Заключение (4-5 стр.) посвящается изложению основного содержания и выводам, к которым приходит автор в ходе работы над темой. В заключении автор подводит итоги и определяет, удалось ли в ходе научного студенческого изыскания выполнить цель работы, решить задачи исследовательской практики. Исходя из задач сегодняшнего дня, необходимо подчеркнуть степень полезности опыта изучаемого периода для нынешней практической деятельности. Полезно показать уроки, извлечённые автором в ходе анализа государственной и правовой деятельности. Констатировать, например, особый тип правового и государственного регулирования, которое учитывает, как фундаментальные общечеловеческие ценности, так и российскую историческую специфику, особенности традиционного уклада жизнедеятельности и национального менталитета народов страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.018 с.)