Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение обзорных тем в старших классах↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
ПЗ
1. Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой и ответьте на вопросы / выполните задание: 1) дайте определение обзорной темы; Обзор (по Н. И. Кудряшову) - урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах. 2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах? Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Они так же включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом. Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.
3) каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)? В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем: - собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг») - обзорное изучение творчества писателя - монографические темы (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия А.Фета и Ф.Тютчева). Такое деление довольно условное, т.к. понятие «обзорная тема» очень широкое. · Обзорные темы установочного характера (урок-пролог). Они предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде» · Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи (итоговые обзорные занятия). Такой урок дает обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого; намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.
· Концептуальные обзоры этапов развития литературы - обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии -обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы - проблемно-тематический обзор 4) каковы требования к изучению обзоров всех типов? Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни. Особенность русской литературы – в ее стремлении не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию. I. Организационный этап Учитель. Русская литература XX в. сложна и многолика. Все перипетии судьбы России в этом столетии отразились и на облике литературы, естественное развитие которой неоднократно перебивалось «внезапно и грозно наступившей историей» (М. А. Булгаков). XX век дал такое разнообразие художественных форм и методов, творческих индивидуальностей и стилей, которое с трудом поддаётся попыткам систематизировать эти явления. У них есть, однако, общий исток. Это эпоха бурного расцвета искусства на рубеже XIX–XX вв., когда в литературе, музыке, театре, живописи, философии было открыто столько нового, что хватило на целое столетие — до сих пор ещё не исчерпаны все художественные возможности, открытые этой эпохой. Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, её «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени. В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются) противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется.
II. Работа над темой урока. Мотивация. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки? Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова? Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам? Задание: по ходу лекции составить тезисы ХХ в. как историко-литературный цикл завершился. И это позволяет попытаться увидеть его целостно — выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые направляли его развитие. Однако как раз здесь современная литературная наука встречается с очень серьёзными трудностями. Одна из них — это вопрос о координатах, в которых наиболее целесообразно рассматривать развитие русской литературы в ХХ в. И здесь в числе наиболее важных — вопрос о периодизации русской литературы ХХ в. Наиболее распространённой является следующая периодизация литературных процессов XX века. Первый этап: 1890-е — конец 1920-х гг. Состоит из двух циклов — «серебряного века» (до 1917 г.) и цикла формирования того художественного феномена, который получил название «советская литература» (с 1917 г.). На переломе между этими циклами находится особый микроцикл (1917 — начало 1920-х гг.) — момент культурного взрыва. А весь первый этап — это время слома культурной традиции, острой борьбы между разнонаправленными художественными тенденциями. В целом для первого периода развития литературы ХХ в. характерно многообразие художественных школ и направлений. В начале века рождались и сосуществовали рядом такие разные по своей художественной природе литературные течения, направления, школы, как символизм, реализм, акмеизм, футуризм и т. п. То же самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве, и в музыке. Эта особенность культурной жизни начала ХХ в. позволила современным исследователям говорить о её многоголосии, симфоничности. Эта симфоничность, многоголосие являются характерной особенностью культуры именно конца ХIХ — начала ХХ вв., так как в ХIХ в. наблюдается другая картина литературного процесса, где художественные течения и направления развивались в целом последовательно: сентиментализм сменялся романтизмом, романтизм сменялся реализмом. Второй этап: начало 1930-х — середина 1950-х гг. Состоит из следующихпериодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной войны», «первое послевоенное десятилетие». Зарождается и начинает развиваться советская литература. И то многоголосие, которое наблюдалось на рубеже веков, сменяется монологическим типом культуры. Создаётся такая ситуация, когда литература живёт в два этажа. Одна литература — официальная. И это не всегда непременно плохая литература (так, например, в 20-е гг. Шолохов начал публиковать роман «Тихий Дон»). Другая литература — та, которая не имела выхода к широкому читателю. И даже не потому, что писатели создавали намеренно оппозиционные вещи (такие, например, как роман «Мы» Е. И. Замятина), а потому, что они не укладывались в каноны социалистического реализма. Поэтому в 30-е гг. творческий импульс, возникший на рубеже ХIХ–ХХ вв., насильственным образом был прерван, загнан в подполье. Произведения литературы, не укладывавшиеся в рамки социалистического реализма, оставались лежать в столах. Поэтому во второй половине 80-х гг. мы стали свидетелями феномена, который получил название «возвращённая литература».
Третий этап: середина 1950-х — середина 1980-х гг. Состоит из следующих периодов: «шестидесятые годы», или «оттепель» (примерно 1954–1968), семидесятые годы» (примерно 1968–1985). Кризис соцреалистической культуры, расшатывание соцреалистического канона, актуализация реалистической традиции, второе рождение модернизма и авангардных тенденций. Третий период развития русской литературы ХХ в. отмечен серьёзным спадом в сфере художественного творчества. Подавление личной и творческой свободы на протяжении 20–50-х гг. стало давать свои довольно плачевные результаты именно: 40-е гг. Однако именно в военные годы формировалось личностное и национальное самосознание воюющего народа. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенёс в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не дававшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях. Четвёртый этап: середина 1980-х — 2000-е гг. (этап не завершён). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых космографических моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм). Хронологические границы между циклами достаточно зыбки, ибо тенденции, господствовавшие в предшествующем цикле, как правило, оставляют «шлейф» в цикле последующем, а тенденции, выступающие на авансцену в одном цикле, имеют предпосылки в цикле предыдущем. Таким образом, литературный процесс ХХ в. представляет собой довольно сложное явление, изучая которое необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и, собственно, художественно- эстетического. Русская литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.
1. Коллективное (выборочное) ознакомление со статьёй учебника по теме урока: чтение вслух с пояснениями учителя. Эвристическая беседа 1. Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? 1. Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? 2. Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? 3. Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? 1. Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.? 2. Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? 3. Как вы понимаете выражение «авторская песня»? 4. Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.?
1. Коллективная работа по составлению схемы — опорного конспекта «Литературные направления начала XX в.» (запись на доске и в тетрадях) Учитель. Русская литература XX в. была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом. III. Закрепление. 1. Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)
Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.? Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?
Как вы думаете, связан ли романтизм как литературное направление с определённой социально-исторической реальностью?
ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
ПЗ
1. Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой и ответьте на вопросы / выполните задание: 1) дайте определение обзорной темы; Обзор (по Н. И. Кудряшову) - урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах. 2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах? Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Они так же включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом. Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.
3) каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)? В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем: - собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг») - обзорное изучение творчества писателя - монографические темы (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия А.Фета и Ф.Тютчева). Такое деление довольно условное, т.к. понятие «обзорная тема» очень широкое. · Обзорные темы установочного характера (урок-пролог). Они предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде» · Обзорные темы, завершающие изучение конкретного периода или эпохи (итоговые обзорные занятия). Такой урок дает обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого; намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися. · Концептуальные обзоры этапов развития литературы - обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии -обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы - проблемно-тематический обзор 4) каковы требования к изучению обзоров всех типов?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.01 с.) |