Общая характеристика этапов консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса (эклектическая модель Б. Джилленда, четырехступенчатая модель кристаллизации проблем, проблемно-ориентированная модель, ретроспективная модель, пятишаговая модель принятия решений ).
Структурирование и установление консультативного контакта. Задачи психолога-консультанта на этапе установления контакта. Корректировка ожиданий клиента от консультирования. Двумерное определение проблемы. Анализ жалобы. Типология жалоб. Перевод жалобы в проблему. Задачи психолога на этапе проработки проблемы. Фокус на эмоциях, фокус на мыслях и фокус на поведении клиента. Построение гипотез. Формулирование запроса. Критерии запроса. Трансформация запроса. Поиск альтернативных решений. Список возможностей и поиск ресурсов. Определение потенциала клиента. Составление плана действий. Экологическая проверка. Завершение рабочего альянса и оценка эффективности психологического консультирования.
Первичное интервью и анамнез. Вида анамнезов в психологическом консультировании и сбор анамнестических данных. Первичное интервью: информационно-ориентированное и ориентированное на установление отношений. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоанализ, бихевиоризм, когнитивное, гуманистическое и постмодернистское направление.
Роль понимания внутреннего мир клиента, его «мифологии» для консультативной практики. Анализ текста и подтекста в рассказе клиента. Определение уровня проблемной рефлексии клиента (по Г.С. Абрамовой).
Анализ речи клиента. Картины мира клиента и ее значение в консультативной практике. Ее исследование и понимание посредством анализа языковой картины мира. Способы выделения ведущих модальностей и репрезентативных систем клиента.
Диагностическое обследование в психологическом консультировании. Психологическая информация и способы ее получения. Понятие психологического диагноза и понятие психологического прогноза. Зависимость типа интерпретации данных от теоретической ориентации психолога-консультанта.
Речевая стилизация беседы. Ограничение удельного веса речи консультанта в диалоге. Особенности речи консультанта: управление различными уровнями понимания. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Параметры анализа консультативной беседы.
Тема 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ проблемы ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВНИЯ
Консультирование по поводу трудностей в общении. Основные группы проблем общения (по Ю. Алешиной): поведение, осложняющее процесс общения; эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения; установки, деструктивно влияющие на процесс общения. Направления и методы оказания помощи. Ролевые игры. Переориентация клиента.
«Трудные» и «немотивированные» клиенты. Классификации «трудных» клиентов (по Е.Г. Вельской, К. Серебряковой, С.Ф. Файн, П.Г. Глассер). Особенности работы с «трудными» клиентами. Трудная ситуация для консультанта. Особенности консультирования «немотивированных» клиентов. Манипулятивные клиенты. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Стратегии работы: вмешательство на когнитивном уровне; акциент на позитивных изменениях; парадоксальные вмешательства; создание терапевтического окружения. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. Консультирование тревожных клиентов. Особенности консультирования плачущих клиентов. Субъективные трудности психолога-консультанта.
Консультирование при переживании утраты. Характерные проявления горя (Э. Линдеманн). Стадии переживания горя (Ф. Василюк, Э. Кюблер-Росс). Нормальные и болезненные (патологическое горе) реакции горя. Формы осложненного горя.Специфика оказания психологической помощи на раных стадиях переживания горя (С.А. Шефов, Дж. Ворден).Особенности беседы с умирающим человеком. Принципы работы консультанта при оказании психологической помощи умирающему человеку
Консультирование при переживании вины.
Консультирование клиентов из «группы риска». Общая характеристика группы риска. Направления и способы работы с клиентами с эмоционально-волевыми нарушениями.Консультирование асоциальных личностей.
Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины (для дневной формы получения образования)
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия
| Количество аудиторных часов
| Самостоятельная работа
| Литература
| Формы контроля занятий
|
Лекции
| Практические занятия
| Семинарские занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| психологическоЕ консультированиЕ (64часа)
| 32
| –
| 20
| 12
| 44
|
|
|
1.
| Введение в консультативную психологию
| 4
| –
| 2
| 2
| 6
|
|
|
| Введение в консультативную психологию
1. Понятие и предмет психологического консультирования.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
| 2
|
|
|
|
| [1] [5] [7] [8] [16]
|
|
| Введение в консультативную психологию
1. Место консультирования в системе психологической помощи.
2. Модели консультирования.
3. Виды психологического консультирования.
| 2
|
|
|
|
| [1] [5] [7] [8] [16]
|
|
| Введение в консультативную психологию
1. Становление и развитие психологического консультирования.
2. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования.
3. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.
4. Проблема методов исследования в консультативной психологии.
5. История консультативной психологии.
|
|
| 2
|
| 3
| [1] [7] [15]
| Рейтинговая контрольная работа
|
| Введение в консультативную психологию
I уровень: конспектирование первоисточников (В. Каган, Р. Кочюнас, А.Г. Лидерс, Н.М. Манухина, В.Ю. Меновщиков).
II уровень: составить тестовые задания по изучаемой теме.
III уровень
1. Провести анализ места консультирования в системе психологической помощи.
|
|
|
| 2
| 3
| [1] [7] [15] [44] [45] [47] [48] [49]
| Реферат
|
2.
| Профессионализм психолога-консультанта
| 4
| –
| 4
| –
| 4
|
|
|
| Профессионализм психолога-консультанта
1. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта.
2. Мировоззрение и теория психолога-консультанта.
| 4
|
|
|
|
| [5] [7] [23]
|
|
| Профессионализм психолога-консультанта
1. Профессиональные умения психолога-консультанта.
2. Принципы работы психолога-консультанта.
3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
4. Профессиональная подготовка консультанта.
5. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта.
|
|
| 4
|
| 4
| [5] [7] [11]
[12]
| Опрос
|
3.
| Основные базисные модели современной практики консультирования
| 10
| –
| 6
| 6
| 14
|
|
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Психоаналитическое направление консультирования.
2. Адлерианская модель консультирования.
3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.
4. Когнитивное направление консультирования.
| 4
|
|
|
|
| [1]
[6]
[7] [9] [17] [19]
[21]
[43]
[44]
[45]
|
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Гуманистическое направление консультативной помощи.
2. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика.
3. Постмодернистское направление консультирования.
4. Интеграция подходов и методов.
| 6
|
|
|
|
| [14]
[25]
[27]
[29]
[35]
[38]
[40]–[42] [46]
|
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Развитие Эго и самости как ценностные ориентации Эго-психологии.
2. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов.
3. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры.
4. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса; гештальт-консультирование.
|
|
| 4
|
| 4
| [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44]
| Рейтинговая контрольная работа
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия.
2 Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы.
|
|
| 2
|
| 4
| [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44]
| Опрос
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
I уровень: конспектирование первоисточников (Э. Досамантес-Альперсон, А. Лазарус, Х.С. Салливан, М. Уайт, Дж. Фридман, Д.Н. Хломов, К. Хорни, А. Эллис, И. Ялом).
II уровень: составить тестовые задания по изучаемой теме.
III уровень:
1. Написать эссе на тему «Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования»
|
|
|
| 6
| 6
| [1] [4] [8] [37]
[43] [46] [50] [52] [53-57]
| Коллоквиум
|
4.
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
| 6
| –
| 2
| –
| 6
|
|
|
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
1. Консультативный контакт и его основные параметры.
2. Процедуры и техники в психологическом консультировании.
| 4
|
|
|
| 1
| [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]
|
|
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
1. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании.
2. Сопротивление в консультативном процессе.
| 2
|
|
|
| 1
| [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]
|
|
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
1. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним.
2. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ.
|
|
| 2
|
| 4
| [1] [4] [7] [10]
| Рейтинговая контрольная работа
|
5.
| Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы
| 8
| –
| 2
| –
| 6
|
|
|
| Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы
1. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса.
2. Первый и второй этапы консультативного процесса.
3. Третий и четвертый этапы консультативного процесса.
4. Пятый и шестой этапы консультативного процесса.
| 4
|
|
|
| 1
| [7] [8] [10] [11] [16] [23] [25] [33] [34] [44]
|
|
| Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы
1. Анализ жалобы клиента.
2. Диагностическое обследование в психологическом консультировании.
3. Речевая стилизация беседы.
| 4
|
|
|
| 1
| [5] [10] [23]
|
|
| Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы
1. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах (психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском).
2. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза.
3. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.
|
|
| 2
|
| 4
| [3] [4] [6] [23]
| Опрос
|
6.
| Специальные проблемы психологического консультирования
| –
| –
| 4
| 4
| 8
|
|
|
| Специальные проблемы психологического консультирования
1. Консультирование по поводу трудностей в общении.
2. «Трудные» и «немотивированные» клиенты.
3. Консультирование при переживании утраты.
2. Особенности беседы с умирающим человеком
4. Консультирование при переживании вины.
5. Консультирование клиентов из «группы риска».
6. Консультирование асоциальных личностей.
|
|
| 4
|
| 4
| [5] [13] [24] [30]
| Опрос
|
| Специальные проблемы психологического консультирования
I уровень: составить список литературы для углубленной проработки следующих вопросов:
1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
2. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.
3. Консультирование тревожных клиентов.
4. Особенности консультирования плачущих клиентов.
II уровень: подобрать отрывки фильмов, в которых демонстрируется работа консультантов с клиентами.
III уровень:
1. Изучить основные техники в работе консультанта, представить презентацию.
2. Разработать план действий, а также алгоритм работы для консультанта, осуществляющего помощь враждебно настроенным, агрессивным, тревожным, плачущим, переживающим горе и утрату (выбор проблемы на усмотрение студента) с последующим анализом.
|
|
|
| 4
| 4
| [5] [13]
| Защита учебных заданий
|
| Всего за 6 семестр
| 32
| –
| 20
| 12
| 44
|
| Экзамен
|
| Итого
| 32
| –
| 20
| 12
| 44
|
|
|
Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины (для заочной формы получения образования)
Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия
| Количество аудиторных часов
|
| Литература
| Формы контроля занятий
|
Лекции
| Практические занятия
| Семинарские занятия
| Управляемая самостоятельная работа студента
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| психологическоЕ консультированиЕ (16 часов)
| 10
| –
| 6
|
|
|
|
|
1.
| Введение в консультативную психологию
| –
| –
| 1
|
|
|
|
|
| Введение в консультативную психологию
1. Понятие и предмет психологического консультирования.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
|
|
| 0,5
|
|
| [1] [5] [7] [8] [16]
| Сообщение
|
| Введение в консультативную психологию
1. Становление и развитие психологического консультирования.
2. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования.
3. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.
4. Проблема методов исследования в консультативной психологии.
|
|
| 0,5
|
|
| [1] [7] [15]
| Сообшение
|
2.
| Профессионализм психолога-консультанта
| –
| –
| 1
|
|
|
|
|
| Профессионализм психолога-консультанта
1. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта.
2. Мировоззрение и теория психолога-консультанта.
|
|
| 0,5
|
|
| [5] [7] [23]
| Дискуссия
|
| Профессионализм психолога-консультанта
1. Профессиональные умения психолога-консультанта.
2. Принципы работы психолога-консультанта.
3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
4. Профессиональная подготовка консультанта.
|
|
| 0,5
|
|
| [5] [7] [11]
[12]
| Дискуссия
|
3.
| Основные базисные модели современной практики консультирования
| 6
| –
| 1
|
|
|
|
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Психоаналитическое направление консультирования.
2. Адлерианская модель консультирования.
3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.
4. Когнитивное направление консультирования.
| 2
|
|
|
|
| [1]
[6]
[7] [9] [17] [19]
[21]
[43]
[44]
[45]
|
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Гуманистическое направление консультативной помощи.
2. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика.
3. Постмодернистское направление консультирования.
4. Интеграция подходов и методов.
| 2
|
|
|
|
| [14]
[25]
[27]
[29]
[35]
[38]
[40]–[42] [46]
|
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования
|
|
| 0,5
|
|
| [1] [4] [8] [37]
| Реферат
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Развитие Эго и самости как ценностные ориентации Эго-психологии.
2. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов.
3. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры.
4. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса; гештальт-консультирование.
|
|
| 0,5
|
|
| [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44]
| Сообщение
|
| Основные базисные модели современной практики консультирования
1. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия.
2 Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы.
| 2
|
|
|
|
| [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44]
|
|
4.
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
| 2
| –
| 1
|
|
|
|
|
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
1. Консультативный контакт и его основные параметры.
2. Процедуры и техники в психологическом консультировании.
| 1
|
|
|
|
| [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]
|
|
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
1. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании.
2. Сопротивление в консультативном процессе.
| 1
|
|
|
|
| [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]
|
|
| Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
1. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним.
2. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ.
|
|
| 1
|
|
| [1] [4] [7] [10]
| Реферат
|
5.
| Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы
| 2
| –
| 2
|
|
|
|
|
| Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы
1. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса.
2. Первый и второй этапы консультативного процесса.
3. Третий и четвертый этапы консультативного процесса.
4. Пятый и шестой этапы консультативного процесса.
| 2
|
|
|
|
| [7] [8] [10] [11] [16] [23] [25] [33] [34] [44]
|
|
| Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы
1. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах (психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском).
2. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза.
3. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.
|
|
| 2
|
|
| [3] [4] [6] [23]
| Реферат
|
6.
| Специальные проблемы психологического консультирования
| –
| –
| 2
|
|
|
|
|
| Специальные проблемы психологического консультирования
1. Консультирование по поводу трудностей в общении.
2. «Трудные» и «немотивированные» клиенты.
3. Консультирование при переживании утраты.
2. Особенности беседы с умирающим человеком
4. Консультирование при переживании вины.
5. Консультирование клиентов из «группы риска».
6. Консультирование асоциальных личностей.
|
|
| 1
|
|
| [5] [13] [24] [30]
| Реферат
|
| Специальные проблемы психологического консультирования
1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
2. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.
3. Консультирование тревожных клиентов.
4. Особенности консультирования плачущих клиентов.
|
|
| 1
|
|
| [5] [13]
| Реферат
|
| Всего за 8 семестр
| 10
| –
| 6
|
|
|
|
|
| Всего за 9 семестр
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| Итого
| 10
| –
| 6
|
|
|
|
|