Тема 1. Морфофункциональные особенности организма спортсмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Морфофункциональные особенности организма спортсмена



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б1.В.10 Спортивная медицина

 (название дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

 

основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

направленность (профили) Физическая культура. Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)

(код и наименование направления подготовки

с указанием направленности (наименования магистерской программы))

высшее образование – бакалавриат

уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат / высшее образование – специалитет, магистратура / высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Бакалавр

квалификация

Очная

 форма обучения

 

2016

год набора

 

Составитель(и): (указывается ФИО, ученое звание, степень, должность) Щербина Ф.А., д-р биол.наук, доцент, профессор кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Утверждена на заседании кафедры ФКСиБЖД факультета естествознания, физической культуры  и безопасности жизнедеятельности (протокол № 17 от 08.06. 2016 г.) Переутверждена на заседании кафедры ФКСиБЖД факультета естествознания, физической культуры  и безопасности жизнедеятельности (протокол № 13 от 18.04.2017 г., протокол №12 от 30.05.2018 г.)   Зав. кафедрой   ______________________ Ерохова Н.В.    подпись                    Ф.И.О.

1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) - формирование научно-практических системных представлений по сохранению и укреплению здоровья, занимающихся физической культурой и спортом, профилактика у них патологических состояний и заболеваний.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- теоретические основы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- физиологию функциональной готовности и работоспособности спортсменов;

- физиологию тренированности;

- функциональные и морфологические основы повышения жизнеспособности организма.

Уметь:

-  применять современные методы и технологии обучения и диагностики;

- проводить анализ результатов врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами;

- диагностировать состояния утомления и перенапряжения при занятиях физическими упражнениями;

- обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

Владеть:

- знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств занимающихся;

- основными навыками охраны жизни и здоровья занимающихся физической культурой и спортом;

- навыками оказания первой помощи.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

– готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

– способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2).

УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Дисциплина «Спортивная медицина» относится к вариативной части образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя направлениями подготовки), направленность (профили)  Физическая культура. Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность).

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые они получили в процессе изучения дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия» и «Физиология».

В свою очередь, «Спортивная медицина» представляет собой методологическую базу для усвоения студентами содержания дисциплин, в том числе «Спортивная травматология», «Средства восстановления в спорте», «Здоровьесберегающие технологии в физической культуре» и т.д.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часа

 (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных

часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на СРС

Курсовые работы

Кол-во часов на контроль

Форма контроля

ЛК ПР ЛБ
4 8 3 108 10 16 - 26 10 55 - 27 экзамен

ИТОГО в соответствии с учебным планом

Итого:

3 108 10 16 - 26 10 55 - 27 экзамен

Интерактивная форма реализуется в виде дискуссий.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

№ п/п

 

Наименование

раздела, темы

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на

СРС

Кол-во часов на

контроль

  ЛК   ПР   ЛБ
1 Морфофункциональные особенности организма спортсмена 2 4 - 6 2 10 -
2 Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности к физической работоспособности спортсмена 2 4 - 6 2 10 -
3 Морфофункциональные особенности женского организма 2 4 - 6 2 20 -
4 Травматизм в спорте 4 4 - 8 4 15 -
  Экзамен - - - - - - 27
  ИТОГО: 10 16 - 26 10 55 27

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 4. Травматизм в спорте

Повреждение костей и надкостницы у спортсменов. Повреждения и заболевания мышц у спортсменов. Повреждения коленного сустава. Вывихи суставов, виды вывихов. Доврачебная помощь. Реанимационные мероприятия – непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Основная литература

1. Введенский, Н. Е. Избранные сочинения по физиологии. В 2 ч. Часть 1 / Н. Е. Введенский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 277 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/izbrannye-sochineniya-po-fiziologii-v-2-ch-chast-1-421354#page/1

2. Введенский, Н. Е. Избранные сочинения по физиологии. В 2 ч. Часть 2 / Н. Е. Введенский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 298 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/izbrannye-sochineniya-po-fiziologii-v-2-ch-chast-2-421368#page/1

3. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для академического бакалавриата / А. О. Дробинская. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 414 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/anatomiya-i-vozrastnaya-fiziologiya-412619#page/380

4. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: учебник для академического бакалавриата / З. В. Любимова, А. А. Никитина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-v-2-t-t-1-organizm-cheloveka-ego-regulyatornye-i-integrativnye-sistemy-425265#page/295

Дополнительная литература

5. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 431 с.

6. Каменская, В.Г. Мельникова, И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Питер, 2013.- 272 с.

7. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная [Текст]: учебник для вузов физической культуры / Солодков А. С., Сологуб Е. Б. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2012. – 620 с.

8. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии: в 2 т. - М.: Академия, 2009.

9. Физиология высшей нервной деятельности [Текст]/ под ред. Я. А. Альтмана, Г. А. Куликова, В. О. Самойлова. - М.: Академия, 2009.

10. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии: в 2 т. - М.: Академия, 2009.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В образовательном процессе используются:

- учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (учебная мебель, перечень технических средств обучения - ПК, оборудование для демонстрации презентаций, наглядные пособия);

- помещения для самостоятельной работы (оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета);

- помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

 

7.1 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦЕНЗИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1. Microsoft Office

2. Coral Draw

7.2 ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ:

ЭБС «Издательство Лань» [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Издательство Лань». – Режим доступа: https://e.lanbook.com/;

ЭБС «Электронная библиотечная система ЮРАЙТ» [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ». – Режим доступа: https://biblio-online.ru/;

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]: электронно-периодическое издание; программный комплекс для организации онлайн-доступа к лицензионным материалам / ООО «НексМедиа». – Режим доступа: https://biblioclub.ru/.

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б1.В.10 Спортивная медицина

 (название дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

 

основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

направленность (профили) Физическая культура. Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)

(код и наименование направления подготовки

с указанием направленности (наименования магистерской программы))

высшее образование – бакалавриат

уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат / высшее образование – специалитет, магистратура / высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Бакалавр

квалификация

Очная

 форма обучения

 

2016

год набора

 

Составитель(и): (указывается ФИО, ученое звание, степень, должность) Щербина Ф.А., д-р биол.наук, доцент, профессор кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Утверждена на заседании кафедры ФКСиБЖД факультета естествознания, физической культуры  и безопасности жизнедеятельности (протокол № 17 от 08.06. 2016 г.) Переутверждена на заседании кафедры ФКСиБЖД факультета естествознания, физической культуры  и безопасности жизнедеятельности (протокол № 13 от 18.04.2017 г., протокол №12 от 30.05.2018 г.)   Зав. кафедрой   ______________________ Ерохова Н.В.    подпись                    Ф.И.О.

1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) - формирование научно-практических системных представлений по сохранению и укреплению здоровья, занимающихся физической культурой и спортом, профилактика у них патологических состояний и заболеваний.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- теоретические основы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- физиологию функциональной готовности и работоспособности спортсменов;

- физиологию тренированности;

- функциональные и морфологические основы повышения жизнеспособности организма.

Уметь:

-  применять современные методы и технологии обучения и диагностики;

- проводить анализ результатов врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами;

- диагностировать состояния утомления и перенапряжения при занятиях физическими упражнениями;

- обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

Владеть:

- знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств занимающихся;

- основными навыками охраны жизни и здоровья занимающихся физической культурой и спортом;

- навыками оказания первой помощи.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

– готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);

– способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2).

УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Дисциплина «Спортивная медицина» относится к вариативной части образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя направлениями подготовки), направленность (профили)  Физическая культура. Дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность).

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые они получили в процессе изучения дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Анатомия» и «Физиология».

В свою очередь, «Спортивная медицина» представляет собой методологическую базу для усвоения студентами содержания дисциплин, в том числе «Спортивная травматология», «Средства восстановления в спорте», «Здоровьесберегающие технологии в физической культуре» и т.д.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часа

 (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных

часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на СРС

Курсовые работы

Кол-во часов на контроль

Форма контроля

ЛК ПР ЛБ
4 8 3 108 10 16 - 26 10 55 - 27 экзамен

ИТОГО в соответствии с учебным планом

Итого:

3 108 10 16 - 26 10 55 - 27 экзамен

Интерактивная форма реализуется в виде дискуссий.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

№ п/п

 

Наименование

раздела, темы

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на

СРС

Кол-во часов на

контроль

  ЛК   ПР   ЛБ
1 Морфофункциональные особенности организма спортсмена 2 4 - 6 2 10 -
2 Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности к физической работоспособности спортсмена 2 4 - 6 2 10 -
3 Морфофункциональные особенности женского организма 2 4 - 6 2 20 -
4 Травматизм в спорте 4 4 - 8 4 15 -
  Экзамен - - - - - - 27
  ИТОГО: 10 16 - 26 10 55 27

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Морфофункциональные особенности организма спортсмена

Методы исследования и оценка физического развития. Особенности физического развития спортсменов конкретной специализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.62 (0.078 с.)