Правовая законность и правопорядок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая законность и правопорядок



План темы:

8. Понятие законности как торжества закона и ее принципы. Конституционная и правовая законность. Верховенство конституционного закона. Равенство всех перед законом. Точное и единообразное применение закона.

9. Правовая законность и дисциплина. Виды дисциплины. Причины нарушения законности, пути и способы их преодоления.

10. Правовая законность и целесообразность. Правовая законность и справедливость. Правовая законность и демократия.

11. Правопорядок как часть общественного порядка: понятие и принципы. Соотношение правопорядка и законности.

12. Гарантии осуществления правовой законности и правопорядка (юридические, политические, экономические, общественные).

Законность – широкая сквозная категория комплексная – государственно-правовая.

Государствоведы: законность под углом зрения функционирования государства (метод государственного руководства, принцип деятельности государственного аппарата и т. д.);

правоведы: с точки зрения эффективности права (принцип осуществления правовых требований, конституционный принцип верховенства права, неукоснительное соблюдение законов и др.).

 Допустимо и одноплановое рассмотрение.

подходы к пониманию законности

«Законность» в тоталитарных системах:

«Законность» (т.е. узаконенный произвол) была и при тиранических, тоталитарных режимах (массовые репрессии во времена культа личности).

"Законность" в тоталитарной системе соответствует формуле: "приказ начальника — закон для подчиненных.

Государство законности - это полицейское государство, где " все - от выпуска носков до рождения детей регулируется государством".

Право не масштаб свободы, а правила, регламентирующие весь процесс общественной жизни (даже «неправовые» отношения).

Отсутствует конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения.

В процессе формирования правового государства и правового гражданского общества, объективно подразумевается именно правовая законность, а не законность вообще. В современной отечественной и зарубежной науке наряду с правовой законностью, оперируют понятиями конституционная законность, диктатура закона как ключевой элемент демократического государства.

Н.В.Витрук: конституционная законность - реально действующая система конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции.

Конституционная законность

1. Правовой характер Основного Закона государства (должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, права и свободы человека и гражданина, отраженные в международных нормах, принципы правового государства).

2. Верховенство Конституции в правовой системе государства. Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

3. Прямое действие Конституции. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции.

4. Конституционный контроль как специфические функция госорганов и институт обеспечения конституционной законности. Введение конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти.

Законность –  (советская трактовка) точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права (или только должностными лицами) всех действующих на территории государства НПА (или только содержащих право?).

ЗАКОННОСТЬ - комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.

Требования законности прогрессивны, если их реализация способствует развитию общества, и, наоборот, реакционны, если речь идет об исполнении антидемократического законодательства.

Правовая законность – (правозаконность по Алексееву) это верховенство, непререкаемость, торжество правовых законов в правоустановлении и правореализации. Правовая законность существует, если:

а) издаются правовые законы;

б) на их основе устанавливаются подзаконные акты;

в) организационно предусматривается механизм реализации действующего законодательства;

г) действует система профилактики, предупреждения, недопущения правонарушений;

д) правонарушители изобличаются и наказываются в точном соответствии с правовыми законами;

е) права и законные интересы потерпевших восстанавливаются, гарантируются.

 

Нарушается ли законность при нарушении закона? И да, и нет.

Да, нарушается законность, если преступления не наказываются, неправосудный приговор не отменен, незаконное решение государственного органа остается в силе и т. д.

Нет, не нарушается законность, если в установленном законом порядке права потерпевшего восстановлены, преступник наказан, незаконное постановление отменено и т. д., т. е. когда закон восторжествовал.

Принципы законности:

· Единство законности,точность и единообразность в применении правовых законов- единство юридической (нормативной) основы законности, единообразное понимание НПА, их толкование и применение;

· Верховенство правого закона и верховенство конституционного закона в правоустановлении и правореализации, определение способов их охраны;

· Общеобязательность, реальность и непререкаемость законности- неуклонность исполнения законов всеми, обязательность законов для всех без какого-то ни было исключения;

· Равенство всех перед законом и судом;

· Гарантированность прав и свобод личности- конституционная обязанность государства защитить эти права;

· Беспрепятственная реализация юридических прав и обязанностей;

· Неотвратимость наказания за нарушение законности- любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание;

· Недопустимость подмены законности целесообразностью и непротивопоставление законности, справедливости и целесообразности- субъектам права должны принять наиболее целесообразное и справедливое решение в границах юридической нормы, категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности;

· Неразрывная связь законности с общей и правовой культурой граждан и должностных лиц государства;

· Постоянный и эффективный контроль и надзор за осуществлением правовых законов;

· Профилактика, предупреждение правонарушений;

· Исключение произвола в деятельности властных органов и должнocтных лиц.

Формальная сторона   Содержательная сторона  
Наличие законов; Верховенство Конституции.     Их соблюдение. Содержание законности- точное и единообразное исполнение законов и основанных на них подзаконных актов.

2. Правовая законность и дисциплина. Виды дисциплины. Причины нарушения законности, пути и способы их преодоления.

Дисциплина (в узком смысле слова) — это   Дисциплина (в широком смысле слова) - это  
это система общественных отношений, которая складывается в учреждениях, предприятиях и организациях и других общественных местах в соответствии с нормами права, правилами внутреннего распорядка и другими социальными нормами, способствующими достижению социально-значимых результатов. совокупность требований, предъявляемых к поведению людей и отвечающих сложившимся в обществе социальным нормам.    

Государственная дисциплина

Воинская дисциплина – это дисциплина по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

Трудовая дисциплина – это дисциплина в процессе производства материальных благ, регулируемая нормами трудового законодательства.

Финансовая дисциплина – это дисциплина по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

Технологическая дисциплина – это дисциплина в процессе производства при соблюдении субъектами технологических норм.

Договорная дисциплина – это дисциплина при соблюдении субъектами правоотношений обязательств по договорам.

Государственная дисциплина - это

сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными орга­нами.

это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

Законность — более узкое понятие, чем дисциплина. Законность — соблюдение лишь правовых норм.

Дисциплина - соблюдение всех социальных норм. Результат законности - правопорядок, результат дисциплины - порядок общественный.

Дисциплину связывают непосредственно с трудовой (учебной) деятельностью.Законность служит основой, ядром дисцип­лины, т.к. одним из требований дисциплины является соблю­дение законов и других НПА. Законность —  спо­соб защиты дисциплины, т.к. основные требования дисциплины оформляются в виде норм НПА. Т.е., задача законности состоит в поддержании и укреплении дисциплины.

Юридические средства укрепления законности одновременно являются средствами укреплния дисциплины. Без дисциплины невозможна и законность.

Правопорядок —  это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Это основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.

Дисциплина нужна для регулирования правомерного поведения, свободного и непринуждаемой реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Элементы понятия дисциплины:

наличие определенной системы правил, норм поведения людей;

практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы;

Система контроля и привлечения к ответственности за нарушение.

Отсутствие любого элемента исключает само понятие порядка и дисциплины.

Способы обеспечения законности в сфере государственной власти:

пресечение малейших нарушений закона;

предупреждение их;

принятие мер к ликвидации причин, их порождающих;

восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций;

наказание виновных;

создание атмосферы неотвратимости ответственности;

воспитание работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения закона.

Контроль

это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Признаки контроля:

Между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;

Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий имеет право вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;

Контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого;

Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Контроль органов исполнительной власти

а) общий

б) ведомственный

в) надведомственный

Надзор

заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Общий надзор прокуратуры

Предметом прокурорского надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми физическими и юридическими лицами.

Деформации законности — эҭо такое искажение права в любом его легальном проявлении, которое ведет к разрушению права, утраты им фундаментальных категорий гуманизма, равенства и справедливости.

Например, искажение принципов законности, когда при сохранении внешних форм, изменяется сущность правоотношения, которое пеҏестает отвечать требованиям законности, оставаясь формально легальным.

Самые опасные деформации от государства (деформации по ветвям власти), а не от общества.

Объективные (падением правовой культуры общества, негативные изменения в структуҏе правосознания, низкое качество законодательства, правовые коллизии) и субъективные (сознательное «отторжение» правовых установлений и дефекты (намеренными и ненамеренными) правопрᴎᴍеʜᴎтельной практики).

Формы деформации законности

злоупотребление правом,

и нарушение права действиями или бездействиями уполномоченного государством правопрᴎᴍеʜᴎтеля (внутриотраслевой дефект).

Виды дефектов законности: дефекты правопрᴎᴍеʜᴎтельной практики (коррупция, дефекты судебных ҏешений или актов государственных органов);

коллизии (противоҏечия между НПА, ҏегулирующими одни и те же смежные общественные отношения, а также противоҏечия в процессе осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий);

низкий уровень правовой культуры граждан;

правовой нигилизм.

Причины деформаций законности

законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. Там главенствует Закон, а не воля начальника, где «вертикаль» власти высҭҏᴏена так, ҹто «вниз» пеҏедаются не команды, а полномочия. Такое государство защищает граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, где чиновник – слуга народа. Коррупция. Бюрократизм.

законность невозможна без четко отлаженных механизмов защиты прав человека.

качественное законодательство.

законность существует, лишь опираясь на массовое общественное сознание, на поддержку населения страны. «Жить по праву», а не по понятиям. Правовой нигилизм власти особо опасен.

Методы обеспечения законности:

это политические, организационные и иные способы обеспечения действия права:

 «прозрачность» государства;

открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось;

 широкое использование независимой судебной системы в укреплении законности;

    активная защита гражданами своих прав;

персонализации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений;         

Методы обеспечения законности:

воплощение идеи господства права в жизни общества и государства;

равенство всех перед законом и судом;

неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми;

обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод;

верховенство закона - осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными  лицами предусмотренных законом прав и свобод личности; 

Методы обеспечения законности:

обеспечение конституционной законности специальными структурами (Конституционным судом);

 введение механизма конституционной ответственности должностных лиц всех ветвей власти;

 практическое обеспечение принципа «вся власть закону» в деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа; решительное предупреждение и пресечения любых правонарушений, от кого бы они ни исходили; неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; гарантированность от необосновательного привлечения к ответственности или незаконного лишения благосостояния;

искоренение коррупции и бюрократизма.

Для укрепления законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества необходимо:

1. укрепить белорусскую государственность;

2. создать условия для экономического развития государства;

4. обеспечить реальную защиту прав и свобод граждан;

5. повысить качество законодательства;

6. формировать правосознание и правовую культуру граждан с использованием различных форм правового воспитания.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Необходимые пҏедпосылки и важнейшие пути укҏепления законности и правопорядка: стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укҏепление социальных связей, развитие демократии.

3. Правовая законность и целесообразность. Правовая законность и справедливость. Правовая законность и демократия

Целесообразность - соотношение между целью права и деятельностью субъекта права по ее достижению; соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними. Быть целесообразным означает быть способным к воплощению цели в реальной действительности.

Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами за­дачи и цели, не всегда определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач.

Соотношение законности и целесообразности:

Законность и целесообразность едины. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности. Целесообразность не допускает принятия произвольных, субъективных решений государственным органом, и уж тем более нарушения требования закона под видом его нецелесообразности.

Все законы и правоприменительные акты считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации до их дополнения, изменения или отмены. Это влечет строгий контроль за соблюдением законности и обязывает нормативные органы вовремя устранять расхождения права и реальной жизни.

При отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действует, исходя из целесообразности;

При наличии правового предписания

недопустимо

руководствоваться целесообразностью.

Целесообразность вторична к законности и допустима

только в рамках законности.

В рамках законодательства орган управления или должностное лицо, избирает оптимальный, т.е. наиболее целесообразный вариант действия.

Например, санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что позволяет

государственному органу

избрать наиболее

целесообразную в конкретных

условиях меру наказания.

Недопустимость подмены законности целесообразностью и их противопоставления.

Диспозиция (санкция), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но свобода ограничена требованием целесообразности.

Целесообразность проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.

«Aequum et bonum est lex legum»справедливость и общее благо есть закон законов. Древние римские юристы определяли право как науку о добром и справедливом.

Проблемы законности нельзя воспринимать вне концепции современного правопонимания, выдвигающего требования соответствия права гуманистическим идеалам добра и справедливости.

Правовая законность и справедливость

 Справедливость - социальный и этический критерий права, отражающий нравственную природу законности. Однако нельзя их отождествлять: правовое не всегда справедливо, а справедливое шире права.

Воплощаясь в действующем праве и практике его реализации, справедливость приобретает юридические черты. Закон определяет ее официальный уровень.

Справедлив тот закон, что соответствует принципам права. Человек чувствителен к (не)справедливости. Через осознание справедливости личность определяет для себя нравственные обязанности, осуществляет самоконтроль и, в конечном счете, правовое поведение. Действовать по справедливости означает действовать по праву.

Совершенствование нормативной стороны законности означает, что содержание законодательства должна соответствовать прогрессу в обществе, моральным основам общества, в т.ч. справедливости.

Учет требований справедливости необходим не только в правообразовании, но и на уровне правореализации (правоприменении), особенно при назначении наказания. Справедливо соответствие меры наказания и правонарушения с учетом личности виновного. Если акт правоприменения соответствует закону и справедливости, то достигается не только правовая, но и моральная цель права.

Понятие справедливости правоприменения близко к понятию "целесообразность". Нарушение справедливости - это одновременно и нарушение целесообразности.

Взаимодействие законности, справедливости и целесообразности важно особенно в ситуациях, когда человеческое поведение трудно поддается однозначной нравственной и юридической квалификации. Вынесение законных и справедливых решений требует от правоприменительных органов высокой профессиональной подготовки.

С позиций нравственности и справедливости законность - это средство защиты прав, свобод и законных интересов каждой личности. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От состояния законности, уровня его соответствия принципам морали, справедливости и целесообразности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень реальной демократии.

Законность и демократия

Е.А. Лукашина: связь демократии и законности неоднозначна, но внутренне необходима, закономерна в условиях правового государства:

Общее - Всякое серьезное нарушение демократии выливается в нарушение законности, а всякое нарушение правовой законности не демократично;

Отличия:

через соблюдение законности (средство) достигается проведение воли большинства, полновластие трудящихся (цель).

содержание (власть народа) и форма его воплощения (законность).

явление (демократии) и его свойство (законность).

 Законность выступает как определяющий институт и правовая основа народовластия.

Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые не запрещенные правом действия. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.

4. Правопорядок как часть общественного порядка: понятие и принципы. Соотношение правопорядка и законности.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК —   в широком смысле это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих социальных норм (морали, права, корпоративных, религиозных и т.д.); это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК – В УЗКОМ СМЫСЛЕ порядок, складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных, развлекательных мероприятий и др.). Такой подход обоснован и служит решению правоохранительными органами практических задач.

Правопорядок —состояние упорядоченности общественных отношений на основе права и законности; система общественных отношений на основе принципов права, естественных прав человека;это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления правовых норм всеми субъектами права; режим реально действующего права; реализованная законность.

В.В. Бо­рисов: «Правовой порядок – это состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулирован-ностью системы правовых отношений, основанных на нормах права, его принципах и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права».

Р. Паунд – как режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества.

Цицерон: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

Г. Кельзен: достигший определенной степени централизации централизованный правопорядок и олицетворяется государством, и есть государство.

Правопорядок проявляется в:

Правовой идеологии и психологии;

Сущности и форме права;

Правотворчестве;

Реализации права;

Правосудии;

Законности.

Признаки правопорядка:

Запланирован в нормах права;

Возникает в результате реализации норм права;

Обеспечивается государством;

 Создает условия организованности общественных отношений;

Выступает итогом законности. Их нельзя отождествлять, но и разделять!

Основой правопорядка является не законность, а право! Законность - условие правопорядка!

Принципы правопорядка: конституционность; законность; определенность; системность; единство и множественность; организованность;

целостность и структурированность; субординация и соподчинение; упорядоченность и нормативность; справедливость и нравственность; гарантированность; простота, оптимальность и универсальность; у                   устойчивость; подконтрольность.

СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА: правовая система общества; правоотношения и связи; НПА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.098 с.)