Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как звали папу римского, который первым указал на преемство римских епископов от апостола петра.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дамассий I.
Как звали папу Римского, короновавшего Карла Великого? Лев III.
Как звали папу Римского, введшего обет безбрачия для католических священников? Григорий VII
Какой язык объединял католическое общество Средневековья? Латынь.
Какую организацию создал папа Иннокентий III для борьбы с ересью? Инквизиция.
Как звали знаменитого монаха, якобы умевшего разговаривать с животными? Франциск.
Реформация в Европе
Прочитайте текст:
Протестантизм представляет собой третье наряду православием и католицизмом крупное течение в христианстве, насчитывающее в настоящий момент более 500 млн приверженцев и получившее распространение на всех континентах, прежде всего в Северной Европе (Великобритания, Скандинавские страны, Германия) и в Северной Америке (Канада, США). Особенностью протестантизма является его многоликость, наличие большого числа различных Церквей и направлений при отсутствии полного догматического, как в православии, и догматически-организационного, как в католицизме, единства между ними. В рамках отдельных протестантских конфессий идейное и организационное единство также часто не имеет жесткой фиксации, но тем не менее для их приверженцев характерно представление о протестантской общности как силе, принципиально отличающейся и от католицизма, и от православия. Протестантские Церкви занимают ведущее положение в образованном в 1948 г. Всемирном совете Церквей— руководящем органе экуменического движения, направленного на постепенное преодоление различий между христианскими конфессиями.
Реформация. Протестантизм сформировался в процессе европейской Реформации XVI в. (от лат. reformatio 'исправление, преобразование') и тесно примыкающей к ней эпохи религиозных войн, завершившейся в середине XVII в. Реформация представляла собой религиозно-общественное движение, направленное против Католической церкви, приведшее не только к рождению протестантизма, но и к существенным политическим, культурным, социальным сдвигам в развитии европейской цивилизации. Важнейшие предпосылки Реформации сводятся к следующему.
Во-первых, в XIV-XVI вв. Католическая церковь и ее важнейший институт — папство, переживали глубокий и затяжной кризис. Церковные должности часто фактически покупались и продавались, занимавшие их лица откровенно ставили во главу угла стремление к обогащению … Постоянно нуждаясь в средствах, папы поощряли продажу индульгенций— грамот, свидетельствовавших от отпущении грехов, в том числе еще не совершенных.
Во-вторых, по мере обмирщения Католическая церковь постепенно утратила прежние возможности для тотального контроля над духовной жизнью западноевропейского общества. В XIV-XV вв. развивается идеология ренессансного гуманизма. Гуманисты (Л. Валла, М. Фичино, Э. Роттердамский и др.) активно отстаивали идеалы личного достоинства, права на свободный поиск истины. Не порывая с Католической церковью, гуманисты критиковали многочисленные «злоупотребления» в церковной жизни. Пристально изучая Священное Писание, они стремились к восстановлению первоначальной «чистоты» христианства. Движение гуманистов было светским по своему характеру. Вместе с тем гуманисты были далеки от абсолютизации истинности выводов, сделанных ими при изучении Библии, тем более от навязывания их силой. Добавим, что изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечатного станка делало трудноосуществимым запрет Католической церкви на чтение Библии мирянами, имевший целью прежде всего закрепление позиций духовенства в качестве монопольного обладателя и интерпретатора содержащейся в ней «истины».
В-третьих, немалое значение имело становление в XIV-XV вв. крупных национальных государств. Их правители часто тяготились зависимостью от папства, с раздражением смотрели на утекавшие из их стран богатства в результате многочисленных поборов в пользу Католической церкви …
В-четвертых, поддержки светской власти активно искали новые поднимавшиеся слои бюргеров-предпринимателей (буржуазии). Обладая развитым чувством личного достоинства, они испытывали особое возмущение не только несоответствием Католической церкви своей миссии, но и ее доктриной, не одобрявшей буржуазную предприимчивость.
…
К началу XVI столетия сложилась ситуация, в которой все отмеченные причины недовольства Католической церковью проявились наиболее очевидным образом. Началом Реформации традиционно считается 31 октября 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер обнародовал в небольшом германском городе Виттенберге 95 тезисов, обличавших практику продажи индульгенций. Они были составлены достаточно осторожно и не содержали в себе резких выпадов против папства. Их основная идея — необходимость внутреннего чистосердечного раскаяния грешника, которое не могут заменить никакие искупительные пожертвования. Тезисы широко распространились по Германии, принеся известность их автору.
К положениям, представленным в тезисах, Лютер шел уже давно. Мучительные размышления о путях достижения спасения, чтение Библии, богословской литературы, умерщвление плоти, тяжелые посты сочетались у него с тщательным анализом библейского текста. Обратив внимание на приводимые апостолом Павлом слова «праведный верой жив будет» (Рим 1:17), Лютер пришел к выводу, что человек оправдывается перед Богом одной лишь верой, а монашеский аскетизм, «добрые дела» сами по себе для Бога безразличны. Впоследствии положение об оправдании верой (sola fide), которая понималась как непосредственное действие Святого Духа в человеке, приводящее к его внутреннему перерождению, станет краеугольным камнем как лютеранства, так и протестантизма в целом.
Рим начал атаку на Лютера. В процессе его дискуссий с папскими богословами в 1518—1521 гг. критика Католической церкви приобрела более определенные очертания. Лютер подчеркивал, что он не создает какого-то нового учения, а стремится вернуться к первоначальному, истинному христианству, основанному на Священном Писании …
Дискуссии Лютера с посланцами папства очень скоро обнаружили принципиальное различие исходных позиций: с одной стороны — «только Писание», с другой — равнозначность Писания и Католического предания при фактическом приоритете последнего над первым. В 1520 г. Рим обнародовал буллу об отлучении немецкого реформатора от Католической церкви. Лютер же, пришедший к выводу о несоответствии Писанию всей католической иерархии и наличии Церкви (в духовном смысле) всюду, где проповедуется слово Божье, сжег буллу папы Льва X и сам провозгласил анафему «антихристову церковному владыке».
В прежние времена Лютер неминуемо бы оказался на костре. Но в Германии ему сочувствовали многие князья, прежде всего курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый. Благодаря их усилиям, Лютер, получив гарантии личной неприкосновенности, предстал перед императором Священной Римской империи Карлом V и имперским сеймом в Вормсе (1521). На вопрос о том, готов ли он отказаться от своих произведений, Лютер ответил, что он внемлет лишь убеждениям, основанным на Священном Писании и доводах разума, ибо «неправомерно и неправедно делать что-либо против совести». Его слова: «На том стою и не могу иначе», означали первую крупную победу Реформации.
…
Однако Реформация одержала победу не во всей Германии. Многие князья сохранили приверженность католицизму, а его главной опорой оставался император. Когда на имперском сейме в Шпейере (1529) ему удалось добиться принятия мер по реставрации католицизма, князья и имперские города — сторонники Лютера зачитали «Протестацию», подчеркнув, что в делах веры они по совести могут повиноваться только Богу. С этого момента за всеми поборниками Реформации закрепилось наименование «протестанты». За сеймом последовала серия религиозных столкновений и войн, завершившихся Аугсбургским религиозным миром (1555), провозгласившим принцип «чья власть, того и вера», согласно которому имперские князья получили право свободного выбора католического или реформированного (лютеранского) вероисповедания, а их подданные должны были следовать за монархом. Это означало как официальное признание существования реформированного христианства в Германии, так и закрепление разделения немцев на католиков и протестантов, сохраняющееся до сегодняшнего дня.
В 1520-е годы лютеранство активно распространяется в Скандинавских странах. В Швеции с реформаторскими проповедями выступили О. и Л. Петри, а в Дании — X. Таусен, слушавшие Лютера в Виттенберге. Но только после поддержки идей Реформации королевской властью здесь сформировались государственные Лютеранские церкви — в Швеции в 1593 г., в Дании в 1535-1537 г. Из Дании Реформация распространилась на подконтрольные ей Норвегию и Исландию, а из Швеции — на Финляндию.
По самостоятельному пути развивалась Реформация в Швейцарии, где она началась почти в одно время с Германией. Вначале она охватила немецкоязычные районы (кантоны). Во главе движения стоял У. Цвингли (1484-1531), бывший первоначально, как и Лютер, католическим священником. Опираясь на Библию и объявляя ее единственным духовным авторитетом, Цвингли активно выступал против церковной десятины, обязательности поста, целибата. После того как на диспутах в Цюрихе (1523) Цвингли одержал победу над католическими богословами, городской совет высказался за проведение Реформации.
После гибели Цвингли в войне с католическими кантонами (1531) центр Реформации в Швейцарии сместился в ее франкоязычную часть. Здесь главной фигурой оказался француз Ж. Кальвин (1509-1564), вынужденный оставить Париж из-за обвинений в принадлежности к «лютеранской секте». Деятельность Кальвина разворачивалась в основном в Женеве, куда он прибыл в 1536 г., превратив ее впоследствии в главный оплот протестантизма. Кальвином был основан Женевский университет, где началась подготовка кадров проповедников для всей Европы. Восприняв ряд идей Лютера, Кальвин выступил как систематизатор протестантского вероучения, о чем свидетельствует его главный труд — «Наставление в христианской вере», принявший окончательную форму в 1560 г.
Подчеркивая необходимость сохранения лишь тех установлений, которые имеют ясное подтверждение в Писании, Кальвин резко критиковал католическое «идолопоклонство», культ святых, почитание реликвий. Вместе с тем при интерпретации Писания он несколько иначе расставлял акценты, чем это делали и Лютер, и Цвингли …
Если для Лютера важнейшей идеей, обнаруженной в Библии, оказалось оправдание верой, то для Кальвина — всемогущество и суверенность Бога. Отсюда логически следовал выдвинутый Кальвином догмат об изначальном предопределении. Согласно ему, Бог заранее разделил людей на предопределенных к посмертным спасению (раю) и погибели (аду). Не только добрые дела, но и вера не в состоянии изменить судьбу человека. Решения Бога, как и он сам, непостижимы, а добрые и злые дела есть лишь исполнение Его предначертания. Сам Кальвин не считал догмат о предопределении центральным, но впоследствии он приобрел чрезвычайно большое значение в англо-американской кальвинистской традиции.
Серьезные социальные последствия имел выдвинутый Кальвином тезис о «призвании» каждого христианина, которому следовало взращивать свою веру, совершенствуя себя и окружающий мир. Вместо специальных забот о спасении души Кальвин предлагал придерживаться аскетизма в мирской жизни. Веселые празднества, громкий смех, танцы, нарядная одежда, украшения в Женеве (магистрат которой выполнял волю пользовавшегося непререкаемым авторитетом Кальвина) были запрещены.
… Кальвин ввел демократическую церковную организацию, где каждая община верующих обладала значительной самостоятельностью. Светская власть, по мнению женевского реформатора, должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для деятельности Церкви, а «кто пользуется королевской властью не ради служения славе Божьей, тот не король, а разбойник». Таким образом, кальвинизм изначально становился политически более активным, чем лютеранство.
В 1550-е — 1560-е годы кальвинизм широко распространился в Нидерландах, Шотландии, несколько раньше — во Франции (движение гугенотов). Здесь борьба католицизма и протестантизма протекала в особо острых формах (массовое избиение протестантов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. — Варфоломеевская ночь), но в итоге Реформация потерпела неудачу.
Если в других европейских странах Реформация обычно начиналась «снизу», проявляясь в форме активности одного или нескольких проповедников, а затем поддерживалась или не поддерживалась государственной властью, что в конечном счете и определяло результат, то в Англии первоначальный импульс последовал «сверху». Король Генрих VIII (1509-1547) сперва осудил Реформацию и даже выпустил памфлет с критикой идей Лютера, за что получил от папы почетный титул «защитник веры». Любопытно, что британские монархи, даже обратившись к протестантизму, продолжали его сохранять. Но когда папа Климент VII не дал Генриху согласия на расторжение брака с Екатериной Арагонской, от которой у него не было сыновей, король при поддержке парламента в 1531-1534 гг. принял ряд актов, разрывавших связи Английской церкви с Римом. Король стал «главой Церкви в той мере, в какой это позволено Христом» и без труда добился от подконтрольного ему духовенства как расторжения брака с Екатериной Арагонской, так и согласия на новый брак.
Однако в области догматики и культа Английская церковь оставалась еще фактически католицизмом без папы. Только в 1540-е— 1550-е годы, при преемнике Генриха Эдуарде VI были приняты основы вероучения и молитвенник, отмеченные влиянием лютеранства и кальвинизма. Несмотря на дальнейшее углубление Реформации, Английская церковь, за которой впоследствии закрепится наименование «англиканская», сохранит в учении и практике многие черты, сближающие ее с католицизмом.
Источник: Религии мира: учеб.пособие / под. ред. М.М. Шахнович. 3-е изд. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – С.243-254.
Ответьте на вопросы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.011 с.) |