Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь в служении – заботливое руководствоСтр 1 из 3Следующая ⇒
Жизнь в служении – заботливое руководство __________________________________________________________________ Введение Когда поначалу, в начале восьмидесятых прошлого века, мы пришли в Шри Чайтанья Сарасват Матх, все бытовые удобства для преданных были самыми простыми и аскетическими, в особенности по современным стандартам. Тем не менее, под прямым присмотром и руководством Шрилы Шридхара Махараджа мы были счастливы претерпевать любые внешние неудобства ради возможности слушать хари-катху из лотосных уст Его Божественной Милости. В те дни Шрила Говинда Махарадж, в то время ещё не получивший полномочий севаите - президента-ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха, неотступно был благодетелем преданных. Забота о преданных несомненно доставляла ему радость; он хотел лично убедиться, что у нас есть все необходимое, и должный медицинский уход, и даже лично готовил лекарства, помогая преданным в их затруднениях. В те дни нельзя было купить даже питьевую воду в бутылках, а если вы не обладали должной смекалкой и не получали добрый совет – и были готовы ему последовать – то вероятность заболеть была очень высокой. Но всегда и прежде всего – Шрила Говинда Махарадж стремился привести преданных к лотосным стопам Шрилы Шридхара Махараджа. Если же даже Шрила Гуру Махарадж не был расположен беседовать с нами, то Шрила Говинда Махарадж почти всегда ходатайствовал за нас и, уступая уговорам своего приближенного и любимого слуги, Шрила Гуру Махарадж одарял нас столь великим богатством и милостью. Мы ощущали, что обрели высшие благословения.
Жизнь в служении
Во время нашего пребывания у лотосных стоп Шрилы Гуру Махараджа нам выпало счастье практически учиться надлежащему поведению и обычаям настоящих вайшнавов – либо слушая об этом от Его Божественной Милости, либо следуя примеру его учеников, обитателей Шри Чайтанья Сарасват Матха во главе со Шрилой Говиндой Махараджем. Нередко нас брал под свою опеку Шрипад Бхакти Прасун Аранья Махарадж (носивший тогда имя Кришны Шарана Прабху), взявшийся обучить нас обычаям джентльменов и помочь нам забыть наши дурные привычки (которые в то время мы даже не считали «дурными», не благоприятствующими жизни преданных).
Аранья Махарадж был строгим наставником и сурово взыскивал с нас, когда мы не дотягивали до его высоких стандартов. Впрочем, эти его взыскания не приводили нас в уныние, а скорее вдохновляли нас прилагать ещё больше усилий и обрести его священное одобрение. Не стоит и говорить, что мы никогда не испытывали никаких обид, а иногда нам удавалось даже быть на уровне. Я помню, как мне была доверена чистка храмовых кувшинов, и мои крайние отчаяние и усталость, вплоть до слёз, когда мне в шестой раз вернули эти кувшины, поскольку они не были достаточно чисты! Наконец, один из старших брахмачари, сжалившись надо мной, показал мне способ очистить кувшин, используя половину кирпича, солому, ил и пепел (тогда у нас не было жидких чистящих средств и шершавых синтетических губок, не было даже горячей воды!) Я помню чувство великого внутреннего удовлетворения, когда в ожидании своей порции прасада мне позволяли сидеть вместе с индийскими брахмачари, а не с «гостями» (которые в те дни были чрезвычайной редкостью). Сейчас в Шри Чайтанья Сарасват Матхе Шрила Говинда Махарадж окружил преданных столькими удобствами, и со всех концов света к нам пришло такое множество преданных, что, по всей видимости, выпавшее нам счастье лично учиться у преданных культуре их жизни уже не в той мере доступно для всех. Миссия Шри Чайтанья Сарасват Матха выросла столь значительно, что настал наш черёд передавать эти уроки следующим поколениям.
Именно это чувство вдохновило меня на беседы в лондонском Шри Чайтанья Сарасват Матхе, получившие название «Жизнь в служении». Ощущая потребность и дружескую поддержку преданных по всему миру (эти беседы транслировались через Интернет благодаря энтузиазму моей духовной сестры Шримати Дивьяшари Деви Даси – первой западной ученицы Шрилы Шридхара Махараджа), я составил эту небольшую брошюру о принятых нормах поведения и обычаях преданных, которые я имел счастье узнать от Шрилы Гуру Махараджа, от Шрилы Говинды Махараджа, а также от их учеников. Кто-то, конечно же, может возразить нам, что эти небольшие заметки о культуре и этикете не столь уж важны для преданности, что они относятся больше к «бенгальской культуре» или «индийскости», и что Сознание Кришны выше подобных местечковых норм.
Я бы ответил на подобное замечание так. Хотя, вообще говоря, подобный взгляд верен, но, основываясь на нем слишком легко «выплеснуть вместе с водой ребёнка». У каждого явления есть своя форма, и жизнь преданных не является исключением, в особенности для садхаков и для всех, вдохновлённых практиковать жизнь в преданности. Поистине Сам Господь Чайтанья, Шриман Махапрабху, говорил, что вайшнавский этикет есть украшение, придающее преданному красоту в глазах Господа Кришны («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.130). Шриман Махапрабху считал вайшнавский этикет настолько важным, что побудил своего выдающегося последователя Шрилу Рупу Госвами подробно рассказать о нём в его знаменитой «Бхакти-расамрита-синдху». Всё, что изложено в этой брошюре, подтверждается либо авторитетными писаниями гаудия-вайшнавизма, такими как «Бхакти-расамрита-синдху», «Хари-бхакти-виласа» и другие, либо же было лично услышано нами из лотосных уст Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа. Мне бы хотелось свести воедино здесь все эти сведения об этикете, для пользы и ради удобства преданных. По мере расширения миссии Шри Чайтанья Сарасват Матха нам требуется образец, который служил бы примером всем нашим центрам и храмам. Хотя существуют другие миссии, проповедующие по всему миру гаудия-вайшнавизм, Шри Чайтанья Сарасват Матх обладает своей собственной неповторимой атмосферой и сладостью, а идеальным образцом нашей миссии служит Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе, первоначально зародившийся, в виде замысла, в исполненном преданности сердце Шрилы Гуру Махараджа, и проявленный в этом мире благодаря преданному служению Шрилы Говинды Махараджа. Я надеюсь, что преданные воспользуются этой брошюрой как средством, способствующим улучшению наших правил и стандартов.
Пожалуй, самое важное наставление из оставленных Господом Шри Чайтаньядевом – это Его знаменитый стих из «Шикшаштаки»: трна̄д апи сунӣчена тарор ива сахиш̣н̣уна̄ ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ «Лишь тот, кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, кто почитает других и не ожидает почтения в ответ, способен постоянно повторять и петь святое Имя Кришны». Шрила Шридхар Махарадж часто называл этот стих «великой тайной преданности», и, как говорит Шрила Говинда Махарадж, – «Это единственно верный путь подлинной жизни в служении». И если мы сможем, помимо прочего, развивать в себе смирение, прощение и с почтением относиться к каждому, то все правила и ограничения Жизни в Служении станут для нас радостны и совершенно легки. Если же, наоборот, мы горделивы, нетерпимы и неуважительны к другим, считая себя достойными уважения и почтения окружающих, то мы несомненно потерпим неудачу в наших попытках достичь преданности, утратим способность служить Святому Имени Кришны. Невозможно переоценить важность следования этому наставлению Господа Чайтаньи и усилий со всей искренностью поставить его в центр в нашей духовной жизни. Такова наша вера.
Краткие рекомендации, данные в этой брошюре, предназначены помочь нам развить эти качества смирения, прощения и глубокого уважения в нашей практике духовной жизни. С молитвой о том, чтобы великодушные преданные Шри Чайтанья Сарасват Матха не были строги к неизбежным ошибкам и недостаткам этой брошюры, я предлагаю её лотосоподобным стопам моего любимого учителя и духовного наставника, Ом Вишнупада Шри Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, в надежде, что наступит день, когда он узрит мою пригодность к служению его Наставнику и Господину, Ом Вишнупаду Шри Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу. В стремлении быть слугой слуги вайшнава, Девашиш Дас Секретарь Лондонского Шри Чайтанья Сарасват Матха 28 января 2010 года, в день явления Шри Нитьянанды Прабху *** ЧАСТЬ 1 Основы Четыре принципа нравственного поведения (в действительности пять!) Всем преданным, получившим посвящение, а также тем, кто стремится получить его, должно следовать правилам нравственного поведения, предписанным «Шримад-Бхагаватам». Цитата из лекции Шрила Говинды Махараджа: «По самой природе вещей повсеместно есть свои правила и ограничения. Четыре ограничительных принципа – это основа, фундамент жизни каждого. Эти правила подобны знанию алфавита, без знания которого не прочесть никакую книгу». «Шримад-Бхагаватам» сообщает нам, что некогда Кали избрал нижеописанные пороки в качестве своего пристанища. По этой причине нам следует избегать следующего: 1. Азартные игры (дьютам) Никаких азартных игр, нечестности или обмана людей. Это ограничение включает в себя аморальную коммерческую деятельность, игру на фондовых рынках или сбор денег под вымышленным предлогом, 17даже для так называемого «преданного служения». Средства заработка должны быть честны. Правдивость – главный из нравственных принципов в Кали-югу. Не следуя этому принципу, как мы сможем свидетельствовать другим людям об истине? 2. Одурманивающие вещества (панам) Никаких одурманивающих веществ. Преданным следует избегать всего опьяняющего, в том числе алкоголя, табака, наркотиков, спайсов и прочего. Согласно Шриле Шридхару Махараджу, панам означает также опьянение мирскими радостями, когда мы «сходим с ума» от них. Преданному надлежит быть спокойным, здравомыслящим и сдержанным. Без склонности к воздержанию невозможно следовать духовным путём. Шрила Шридхар Махарадж недвусмысленно говорил, что опьянение – враг нашей веры.
3. Незаконная любовь (стриям) Отказ от неупорядоченных половых отношений. Если мы ищем любви к Богу, нам следует обуздать эгоистическое низменное вожделение. Лучший путь к этому – обет безбрачия, если же человек не может соблюдать его, то рекомендуется брак, то есть честная жизнь с одним супругом, при совместной практике Сознания Кришны, в направлении к полному отречению во имя преданного служения. В идеальном случае даже в браке половые взаимоотношения следует ограничить зачатием потомства. Потребность в сексе столь сильна, что способна совершенно отвлечь нас от нашей духовной практики, подвергнув опасности и нашу физическую, и нашу внутреннюю чистоту. (Шрила Шридхар Махарадж ясно указывал, что преданным, вступающим в брак, следует заключать его в соответствии с законом своей страны – так, чтобы их брак признавался законным. Тем самым он не навлечет дурной репутации или обвинений в распущенности на Миссию нашего Гурудева).
4. Мясоедение (суна) Отказ от мясоедения, включая отказ от любого мяса, рыбы или яиц. Для духовных искателей весьма важно следовать этому правилу ненасилия. Обычай убийства животных подпитывает склонность к грубости и жестокости, уничтожает и склонность к состраданию – важное условие всякого духовного продвижения. Преданным следует, насколько возможно, принимать только кришна-прасад, а следовательно, избегать блюд с луком, чесноком и подобными ингредиентами, которые возбуждают низшую энергию и по этой причине не предлагаются Господу Кришне. Согласно «Шримад-Бхагаватам», заготавливающий, готовящий, подающий, продающий или как-то иначе участвующий в убийстве животных, несет равную ответственность с теми, кто непосредственно убивает и поедает это животное. 5. Джата-рупам. Стяжание и накопительство Пятый принцип закрепляет сказанное в поговорке – «деньги есть корень всякого зла». Погоня за богатством ввергает весь мир в иллюзию, будто деньги есть то же, что счастье, свобода и независимость. Преданным следует отказаться от этого ложного представления и принимать лишь необходимое для утоления главных потребностей, используя остальное для служения Кришне. Накопление денег способствует разного рода светским устремлениям, а поэтому неблаготворно для предания себя Кришне. Мысли: «Разбогатев, я использую это богатство в служении Кришне» хотя, без сомнения, являются благим помыслом, обычно влекут за собой колоссальные потери труда и времени безо всякой гарантии успеха. Более того, даже если кому-то из нас и выпадет удача достичь богатства, на деле обычно оказывается, что это богатство нас портит, награждая нас большим самомнением и ложным ощущением нашей власти над собственностью. Вот почему нам рекомендуют использовать в служении Кришне то, что у нас есть сейчас, и поддерживать наше существование честным и простым образом.
Лучшее время – ранним утром Воспевать святые Имена можно в любое время и во всяком месте, но Писания говорят нам, что лучшим временем для садханы (духовной практики) является раннее утро, а в особенности – брахма-мухурта (приблизительно за полтора часа до восхода Солнца). Человек, всерьёз относящийся к своей духовной жизни, должен сочетать свои усилия с ранним подъёмом, используя это время для воспевания святого Имени и поклонения Господу. Подходящая обстановка Повторять джапу лучше всего в благоприятной для этого обстановке. Лучше всего подходит чистое и тихое место, свободное от беспокойств: там не должно быть чего-то, что требует от нас внимания, так что мы сможем посвятить себя исключительно воспеванию. Общий смысл мантры В духовной линии Шрилы Рупы Госвами Прабхупады, идущей через Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура к Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Махараджу и далее к Шриле Бхакти Сундару Говинде Махараджу присутствует ясное понимание, что смысл маха- мантры связан исключительно с поклонением и служением Шри Шри Радхе-Кришне. «Харе» – это звательная форма имени «Хари», одного из Имён Шримати Радхарани, а оба имени «Кришна» и «Рама» принадлежат Господу Кришне, Высшей Изначальной Личности Бога. Нам следует понимать, что при нашем воспевании «Харе Рама» слово «Рама» относится не к Господу Рамачандре, сыну Дашаратхи и герою «Рамаяны», и даже не к Господу Балараме, а к Радха-Раману Раме, то есть к самому Господу Кришне. Поэтому мантра – это в чистом виде молитва к Шримати Радхарани, со смиренным обращением к Ней: «Пожалуйста, займи меня в преданном служении».
Читая книги нашего Матха, вы станете глубже и лучше понимать это. Громко, тихо или в уме? Можно повторять тихо или громко, но это повторение не должно быть настолько громким, чтобы вызывать беспокойство или тревогу у других людей. Однажды, когда один практикующий громко воспевал мантру рядом со Шрилой Говиндой Махараджем, Махарадж сказал ему: - «Это для Вас, Прабху, а не для меня», или, иными словами: - «Слышать Ваше повторение необходимо Вам, но не мне (или прочим)». Повторение в уме, про себя, также одобряется Писаниями, но достижение результата при этом требует значительно больших опыта и дисциплины. Поэтому, если есть возможность, лучше слышать звучание мантры и сосредотачивать внимание на этом слушании. Сидя, стоя или на ходу? Сидеть скрестив ноги с прямой спиной – наилучшая поза для джапы, хотя для хорошего повторения приемлема любая удобная поза, не способствующая засыпанию. Если вы чувствуете сонливость, то можете встать, или воспевать, прохаживаясь; но в этом случае постарайтесь не отвлекаться на окружающую обстановку. Четыре вида намабхасы 1. Санкетьям: воспевание косвенное, непрямое – окликание другого человека по имени, которое, может случиться, идентично Имени Господа. К примеру, если имя вашего друга Кришнадаса, Намабхаса может произойти, когда вы произносите его имя, обращаясь к нему. 2. Парихасьям: воспевание насмешливое, шутливое – так может быть, когда Имя произносят при шуточном подражании преданным, или при обращении к преданным с намерением их оскорбить – например: «Эй, Харе Кришны, вы бы лучше перестали бездельничать и занялись делом!» 3. Стобхам: произнесение Имени в виде замены – использовать Имя, чтобы запомнить что-нибудь, или обучая людей – например, как пример для правил грам матики, для запоминания ритмов при игре на мриданге и так далее. 4. Хеланам: небрежное, невнимательное воспевание – такое, как фраза «Хари бол» или «Харе Кришна» в виде приветствия, вместо «Привет» или «До свидания», или же чтение «Харе Кришна», чтобы прогнать сонливость и вялость при пробуждении. Забота о чётках (джапа-мале) Следует относиться к джапа-мале так же, как с собственному алтарному изображению Божества, воздавая ей то же почтение. Хранить джапа-малу следует всегда в чистом, светлом, изготовленном из натурального хлопка мешочке для чёток. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что джапа-мала не принадлежит к какой-либо варне и ашраму, а потому должна носить только белую одежду – не шафрановую (даже если сам повторяющий является брахмачари или санньяси), и не под цвет одежды, и, конечно же, без напечатанного на мешочке текста или изображения, какого-нибудь кармашка для хранения денег или чего-либо подобного. При соприкосновении с джапа-малой руки должны быть непременно чистыми, а когда ей не пользуются, джапа-малу следует хранить в чистом и достойном месте. За исключением особых случаев (например, при долгих путешествиях), не следует вешать мешочек с джапа-малой на шею. С мешочком для джапы не следует принимать прасадам, не следует заходить с джапа-малой в туалет или иное нечистое место, за исключением случаев, когда этого нельзя избежать (то есть в дальних поездках). Если у преданного есть при себе мешочек с чётками, то прежде, чем предложить поклон Божеству, духовному наставнику или преданным, его нужно снять и положить в достойное место. Джапа-мала не должна соприкасаться с ногами, обувью или другими предметами, которые считают нечистыми. Еще пара слов о джапа-мале Порой, в ходе проповеди, у нас просят дать им посвящение и джапа-малу люди, заинтересовавшиеся повторением Харинама. Согласно порядку, твёрдо установленному Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Говиндой Махараджем, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе джапа-малу получают только от Гуру, ачарьи, уполномоченного давать посвящения. Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Для нас немыслимо, что люди будут делать всё, что им вздумается, и есть всё, что вздумается, а затем прикасаться к туласи-мале». Тех, кто искренне стремятся к воспеванию Харинама, при условии следования нравственным правилам и с надлежащим настроем служения, следует вдохновлять на получение посвящения в повторение. Не следует призывать к посвящению ради моды или ради наращивания количества новообращённых. Посвящение – это исключительно серьёзное обязательство, подлинная связь с вечной жизнью, и к нему нельзя относиться как к чему-то незначительному и обыденному. В ином случае Шрила Шридхар Махарадж считал более важным общение с преданными, и наряду с этим общением – изучение книг, чтобы обрести верное мировоззрение, и прежде всего понять необходимость повторения святого Имени. Поэтому, чтобы не разочаровать тех, кто хотел бы воспевать Имя на чётках, но ещё не готов для посвящения, можно посоветовать им, если они желают, приготовить себе собственную малу из бус обычного дерева (которые продаются, например, в сувенирных магазинах), но не использовать чётки из туласи. Не следует рекомендовать им покупать туласи-малу где-либо ещё. Шрила Шридхар Махарадж считал подобный вид повторения, без получения мантры от надлежащего Гуру, обычной имитацией – притворством, поверхностным подражанием. Правда, порой можно слышать, что подражание чему-то хорошему – это, само по себе, неплохо, и в этом тоже есть свой резон.
Продолжение следует. Жизнь в служении – заботливое руководство __________________________________________________________________ Введение Когда поначалу, в начале восьмидесятых прошлого века, мы пришли в Шри Чайтанья Сарасват Матх, все бытовые удобства для преданных были самыми простыми и аскетическими, в особенности по современным стандартам. Тем не менее, под прямым присмотром и руководством Шрилы Шридхара Махараджа мы были счастливы претерпевать любые внешние неудобства ради возможности слушать хари-катху из лотосных уст Его Божественной Милости. В те дни Шрила Говинда Махарадж, в то время ещё не получивший полномочий севаите - президента-ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха, неотступно был благодетелем преданных. Забота о преданных несомненно доставляла ему радость; он хотел лично убедиться, что у нас есть все необходимое, и должный медицинский уход, и даже лично готовил лекарства, помогая преданным в их затруднениях. В те дни нельзя было купить даже питьевую воду в бутылках, а если вы не обладали должной смекалкой и не получали добрый совет – и были готовы ему последовать – то вероятность заболеть была очень высокой. Но всегда и прежде всего – Шрила Говинда Махарадж стремился привести преданных к лотосным стопам Шрилы Шридхара Махараджа. Если же даже Шрила Гуру Махарадж не был расположен беседовать с нами, то Шрила Говинда Махарадж почти всегда ходатайствовал за нас и, уступая уговорам своего приближенного и любимого слуги, Шрила Гуру Махарадж одарял нас столь великим богатством и милостью. Мы ощущали, что обрели высшие благословения.
Жизнь в служении
Во время нашего пребывания у лотосных стоп Шрилы Гуру Махараджа нам выпало счастье практически учиться надлежащему поведению и обычаям настоящих вайшнавов – либо слушая об этом от Его Божественной Милости, либо следуя примеру его учеников, обитателей Шри Чайтанья Сарасват Матха во главе со Шрилой Говиндой Махараджем. Нередко нас брал под свою опеку Шрипад Бхакти Прасун Аранья Махарадж (носивший тогда имя Кришны Шарана Прабху), взявшийся обучить нас обычаям джентльменов и помочь нам забыть наши дурные привычки (которые в то время мы даже не считали «дурными», не благоприятствующими жизни преданных). Аранья Махарадж был строгим наставником и сурово взыскивал с нас, когда мы не дотягивали до его высоких стандартов. Впрочем, эти его взыскания не приводили нас в уныние, а скорее вдохновляли нас прилагать ещё больше усилий и обрести его священное одобрение. Не стоит и говорить, что мы никогда не испытывали никаких обид, а иногда нам удавалось даже быть на уровне. Я помню, как мне была доверена чистка храмовых кувшинов, и мои крайние отчаяние и усталость, вплоть до слёз, когда мне в шестой раз вернули эти кувшины, поскольку они не были достаточно чисты! Наконец, один из старших брахмачари, сжалившись надо мной, показал мне способ очистить кувшин, используя половину кирпича, солому, ил и пепел (тогда у нас не было жидких чистящих средств и шершавых синтетических губок, не было даже горячей воды!) Я помню чувство великого внутреннего удовлетворения, когда в ожидании своей порции прасада мне позволяли сидеть вместе с индийскими брахмачари, а не с «гостями» (которые в те дни были чрезвычайной редкостью). Сейчас в Шри Чайтанья Сарасват Матхе Шрила Говинда Махарадж окружил преданных столькими удобствами, и со всех концов света к нам пришло такое множество преданных, что, по всей видимости, выпавшее нам счастье лично учиться у преданных культуре их жизни уже не в той мере доступно для всех. Миссия Шри Чайтанья Сарасват Матха выросла столь значительно, что настал наш черёд передавать эти уроки следующим поколениям.
Именно это чувство вдохновило меня на беседы в лондонском Шри Чайтанья Сарасват Матхе, получившие название «Жизнь в служении». Ощущая потребность и дружескую поддержку преданных по всему миру (эти беседы транслировались через Интернет благодаря энтузиазму моей духовной сестры Шримати Дивьяшари Деви Даси – первой западной ученицы Шрилы Шридхара Махараджа), я составил эту небольшую брошюру о принятых нормах поведения и обычаях преданных, которые я имел счастье узнать от Шрилы Гуру Махараджа, от Шрилы Говинды Махараджа, а также от их учеников. Кто-то, конечно же, может возразить нам, что эти небольшие заметки о культуре и этикете не столь уж важны для преданности, что они относятся больше к «бенгальской культуре» или «индийскости», и что Сознание Кришны выше подобных местечковых норм. Я бы ответил на подобное замечание так. Хотя, вообще говоря, подобный взгляд верен, но, основываясь на нем слишком легко «выплеснуть вместе с водой ребёнка». У каждого явления есть своя форма, и жизнь преданных не является исключением, в особенности для садхаков и для всех, вдохновлённых практиковать жизнь в преданности. Поистине Сам Господь Чайтанья, Шриман Махапрабху, говорил, что вайшнавский этикет есть украшение, придающее преданному красоту в глазах Господа Кришны («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.130). Шриман Махапрабху считал вайшнавский этикет настолько важным, что побудил своего выдающегося последователя Шрилу Рупу Госвами подробно рассказать о нём в его знаменитой «Бхакти-расамрита-синдху». Всё, что изложено в этой брошюре, подтверждается либо авторитетными писаниями гаудия-вайшнавизма, такими как «Бхакти-расамрита-синдху», «Хари-бхакти-виласа» и другие, либо же было лично услышано нами из лотосных уст Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа. Мне бы хотелось свести воедино здесь все эти сведения об этикете, для пользы и ради удобства преданных. По мере расширения миссии Шри Чайтанья Сарасват Матха нам требуется образец, который служил бы примером всем нашим центрам и храмам. Хотя существуют другие миссии, проповедующие по всему миру гаудия-вайшнавизм, Шри Чайтанья Сарасват Матх обладает своей собственной неповторимой атмосферой и сладостью, а идеальным образцом нашей миссии служит Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе, первоначально зародившийся, в виде замысла, в исполненном преданности сердце Шрилы Гуру Махараджа, и проявленный в этом мире благодаря преданному служению Шрилы Говинды Махараджа. Я надеюсь, что преданные воспользуются этой брошюрой как средством, способствующим улучшению наших правил и стандартов.
Пожалуй, самое важное наставление из оставленных Господом Шри Чайтаньядевом – это Его знаменитый стих из «Шикшаштаки»: трна̄д апи сунӣчена тарор ива сахиш̣н̣уна̄ ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ «Лишь тот, кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, кто почитает других и не ожидает почтения в ответ, способен постоянно повторять и петь святое Имя Кришны». Шрила Шридхар Махарадж часто называл этот стих «великой тайной преданности», и, как говорит Шрила Говинда Махарадж, – «Это единственно верный путь подлинной жизни в служении». И если мы сможем, помимо прочего, развивать в себе смирение, прощение и с почтением относиться к каждому, то все правила и ограничения Жизни в Служении станут для нас радостны и совершенно легки. Если же, наоборот, мы горделивы, нетерпимы и неуважительны к другим, считая себя достойными уважения и почтения окружающих, то мы несомненно потерпим неудачу в наших попытках достичь преданности, утратим способность служить Святому Имени Кришны. Невозможно переоценить важность следования этому наставлению Господа Чайтаньи и усилий со всей искренностью поставить его в центр в нашей духовной жизни. Такова наша вера.
Краткие рекомендации, данные в этой брошюре, предназначены помочь нам развить эти качества смирения, прощения и глубокого уважения в нашей практике духовной жизни. С молитвой о том, чтобы великодушные преданные Шри Чайтанья Сарасват Матха не были строги к неизбежным ошибкам и недостаткам этой брошюры, я предлагаю её лотосоподобным стопам моего любимого учителя и духовного наставника, Ом Вишнупада Шри Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, в надежде, что наступит день, когда он узрит мою пригодность к служению его Наставнику и Господину, Ом Вишнупаду Шри Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу. В стремлении быть слугой слуги вайшнава, Девашиш Дас Секретарь Лондонского Шри Чайтанья Сарасват Матха 28 января 2010 года, в день явления Шри Нитьянанды Прабху *** ЧАСТЬ 1 Основы Четыре принципа нравственного поведения (в действительности пять!) Всем преданным, получившим посвящение, а также тем, кто стремится получить его, должно следовать правилам нравственного поведения, предписанным «Шримад-Бхагаватам». Цитата из лекции Шрила Говинды Махараджа: «По самой природе вещей повсеместно есть свои правила и ограничения. Четыре ограничительных принципа – это основа, фундамент жизни каждого. Эти правила подобны знанию алфавита, без знания которого не прочесть никакую книгу». «Шримад-Бхагаватам» сообщает нам, что некогда Кали избрал нижеописанные пороки в качестве своего пристанища. По этой причине нам следует избегать следующего: 1. Азартные игры (дьютам) Никаких азартных игр, нечестности или обмана людей. Это ограничение включает в себя аморальную коммерческую деятельность, игру на фондовых рынках или сбор денег под вымышленным предлогом, 17даже для так называемого «преданного служения». Средства заработка должны быть честны. Правдивость – главный из нравственных принципов в Кали-югу. Не следуя этому принципу, как мы сможем свидетельствовать другим людям об истине? 2. Одурманивающие вещества (панам) Никаких одурманивающих веществ. Преданным следует избегать всего опьяняющего, в том числе алкоголя, табака, наркотиков, спайсов и прочего. Согласно Шриле Шридхару Махараджу, панам означает также опьянение мирскими радостями, когда мы «сходим с ума» от них. Преданному надлежит быть спокойным, здравомыслящим и сдержанным. Без склонности к воздержанию невозможно следовать духовным путём. Шрила Шридхар Махарадж недвусмысленно говорил, что опьянение – враг нашей веры. 3. Незаконная любовь (стриям) Отказ от неупорядоченных половых отношений. Если мы ищем любви к Богу, нам следует обуздать эгоистическое низменное вожделение. Лучший путь к этому – обет безбрачия, если же человек не может соблюдать его, то рекомендуется брак, то есть честная жизнь с одним супругом, при совместной практике Сознания Кришны, в направлении к полному отречению во имя преданного служения. В идеальном случае даже в браке половые взаимоотношения следует ограничить зачатием потомства. Потребность в сексе столь сильна, что способна совершенно отвлечь нас от нашей духовной практики, подвергнув опасности и нашу физическую, и нашу внутреннюю чистоту. (Шрила Шридхар Махарадж ясно указывал, что преданным, вступающим в брак, следует заключать его в соответствии с законом своей страны – так, чтобы их брак признавался законным. Тем самым он не навлечет дурной репутации или обвинений в распущенности на Миссию нашего Гурудева).
4. Мясоедение (суна) Отказ от мясоедения, включая отказ от любого мяса, рыбы или яиц. Для духовных искателей весьма важно следовать этому правилу ненасилия. Обычай убийства животных подпитывает склонность к грубости и жестокости, уничтожает и склонность к состраданию – важное условие всякого духовного продвижения. Преданным следует, насколько возможно, принимать только кришна-прасад, а следовательно, избегать блюд с луком, чесноком и подобными ингредиентами, которые возбуждают низшую энергию и по этой причине не предлагаются Господу Кришне. Согласно «Шримад-Бхагаватам», заготавливающий, готовящий, подающий, продающий или как-то иначе участвующий в убийстве животных, несет равную ответственность с теми, кто непосредственно убивает и поедает это животное. 5. Джата-рупам. Стяжание и накопительство Пятый принцип закрепляет сказанное в поговорке – «деньги есть корень всякого зла». Погоня за богатством ввергает весь мир в иллюзию, будто деньги есть то же, что счастье, свобода и независимость. Преданным следует отказаться от этого ложного представления и принимать лишь необходимое для утоления главных потребностей, используя остальное для служения Кришне. Накопление денег способствует разного рода светским устремлениям, а поэтому неблаготворно для предания себя Кришне. Мысли: «Разбогатев, я использую это богатство в служении Кришне» хотя, без сомнения, являются благим помыслом, обычно влекут за собой колоссальные потери труда и времени безо всякой гарантии успеха. Более того, даже если кому-то из нас и выпадет удача достичь богатства, на деле обычно оказывается, что это богатство нас портит, награждая нас большим самомнением и ложным ощущением нашей власти над собственностью. Вот почему нам рекомендуют использовать в служении Кришне то, что у нас есть сейчас, и поддерживать наше существование честным и простым образом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.087 с.) |