Педагога не волнует поступок ребенка – его должен волновать сам ребенок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагога не волнует поступок ребенка – его должен волновать сам ребенок.



Документы, регламентирующие профилактическую работу с подростками

• Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

• Письмо Минобрнауки от 28 апреля 2016 г. №АК-923/07 с приложением «Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»

• Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г.  «Об образовании в РФ»

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

- (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Основные задачи профилактики

• Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

• Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий

• Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении

• Предупреждение безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий и способствующих этому причин

• Профилактика – направление деятельности работника образовательной организации, целью которого является создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.

• Данная деятельность состоит из системы мер (скоординированных, комплексных, разноуровневых), направленных

• во-первых, на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска,

• во-вторых, на ресоциализацию.

• а также на создание условий, способствующих закреплению положительных эффектов.

Современные тенденции в организации профилактической деятельности

Стратегическая цель - оказание помощи детям и подросткам в осознании механизмов формирования их собственного поведения, развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, адекватно оценивать степень риска от того или иного действия, умения общаться с окружающими, сопереживать им, находить и оказывать поддержку и т.д.

Цель профилактической работы – формирование компетентной стрессоустойчивой личности. 

Основные подходы: информационный, субъектный, поведенческий (обучение противостоянию давлению), формирование жизненных навыков, обучение социально-активной деятельности, укрепление здоровья (+ гендерный)

Для эффективности первичной профилактики необходимы: комплексность, дифференцированность, аксиологичность (ценностная ориентация), многоаспектность, субъектность.

Главные агенты первичной профилактической деятельности - учитель, социальный педагог, психолог.

Новые направления и альтернативные формы профилактической работы.

Подростки, нарушающие устав или другие локальные нормативные акты ОО

Цель: профилактика риска развития девиаций, предупреждение правонарушений

Задачи: выявление причин девиаций, реабилитация подростков, имеющих негативный имидж, включение их в социально значимую деятельность, в систему дополнительного образования

Мотивы побегов

• Стремление избавиться от преследования

• Выполнение требований кого-либо совершить побег

• Избегание чего-либо

• Добиться перевода

• Проявление демонстративности

• Подражание

• Проверка себя

• Месть

• Тоска

Методические рекомендации

«Профилактическая работа и выявление учащихся, склонных к девиантному поведению, в образовательной организации»

  1. Программы, разработанные авторскими коллективами и рекомендованные к реализации (материалы предоставлены центром «Призма» г. Псков)
  2. Программы и технологии психолого-педагогического сопровождения, разработанные и реализуемые педагогами-психологами, социальными педагогами Псковской области
  3. Формы работы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя с учащимися
  4. Диагностический инструментарий для выявления учащихся, склонных к девиантному поведению

Размещены на сайте Комитета по образованиюhttp://edu.pskov.ru/

 

«Не проще ли, чем вылавливать утопающих, посмотреть, где они прыгают в воду»

                     («Детская психологическая служба»

                А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочаровер)

Педагога не волнует поступок ребенка – его должен волновать сам ребенок.

 

Представим данный профессиональный технологический алгоритм:

Первый шаг«Не удивляться» (парадигма «Это я видел…», «это бывает в вашем возрасте…» или «К сожалению, люди иногда так поступают, хотя это плохо кончается…»). Назначение шага – снять ореол героя и смельчака, каким кажется себе подросток в момент совершения недостойных действий.

Педагог, увидев, как ученик перевернул тарелку и выбросил еду на пол, со скучным и спокойным лицом сказал: «Это мы не раз видали в нашей трудной жизни…»

Второй шаг«Поддержать» или «присоединиться» (парадигма «Я тоже когда-то…» или «Мне тоже когда-то казалось, что это достойное поведение…» или «Человек слаб, и иногда мы совершаем что-то подобное…»). Благодаря этому шагу сохраняется общее положительное отношение к такому ребенку окружающих его людей, которое после первой реакции педагога заметно изменилось не в пользу смельчака.

       Педагог продолжал далее: «Бывает, что люди так рассердятся, что считают виноватыми даже безвинные предметы. Со мной однажды такое было…»

Третий шаг«Описать предметный результат содеянного» (парадигма «Теперь так сложились обстоятельства, что мы не можем…» или «Как же нам теперь дальше работать…»). Конечно, состояние нарушителя в этот момент такое, что его разум не способен на холодный анализ, поэтому надо ему помочь. Продолжим наше предположение:

  Педагог, глядя на результат действий, обращается к самому себе, как будто размышляя: «Каша, выброшенная на пол, уже не каша, а грязь. Здесь теперь не пройти. И кому-то приходится дополнительно убирать…»

Четвертый шаг«Апеллировать к разуму субъекта» (парадигма «Что вы думаете по этому поводу?» или «А как расцениваете вы ситуацию?» или «Что нам всем теперь делать»). Так как главным для педагога является не принудительное правильное поведение ребенка, а осознанное отношение, то этот шаг очень важен, хотя именно с него нельзя было начинать.

       …А теперь педагог глядит на подростка: «Я верно размышляю? Мои опасения вы разделяете?...»

       Пятый шаг«Произвести положительное подкрепление» (парадигма «Приятно иметь дело с понимающими…» или «Сразу видно разумного человека» или «Нельзя не признать, что вы не из боязливых»). Хорошо бы поторопиться и поддержать «героя».

Педагог кивает головой: «Вижу, все понимаете… С такими людьми легко иметь дело…»

       Шестой шаг«Предложить помощь» (парадигма «Помощь нужна?» или «Кто-то из нас может помочь?» или «Справитесь или что-то сделать для вас?»).

  Теперь звучит краткая фраза: «Помощь нужна?»

Седьмой шаг«Произвести «Я сообщение»» (парадигма «Я всегда думал, что…» или «Мне всегда хорошо, когда люди разрешают проблемы…»).

       Педагог выражает общее удовлетворение (оно мимически выражено) разрешением ситуации и говорит: «Всем людям свойственно ошибаться, но главное – понимать ошибочные действия… Я уважаю людей, способных это понять…»

Семь операций – это шаги навстречу разуму ребенка, оказавшегося в особом положении и потому неадекватно реагирующему на действительность. Предложенный алгоритм проверен практикой, его воплощение в реальность взаимодействия с детьми осложненного поведения эффективно.

Основанием для установления союза педагога и родителей служит единственное – забота о развитии ребенка, и ничто другое. Только этот этический мотив служит опорой при профессиональной попытке педагога оказать какое-либо влияние на родителей, на стиль семейных взаимоотношений и на отношение родителей к ребенку. И этот же мотив ставит жесткий запрет для публичного оглашения неудач и нарушений ученика. Ни при каких обстоятельствах не может быть оправдано сообщение на родительском собрании об отставании ребенка или о его недостойном поведении. Темы такого порядка следует относить в «тайну», где нет третьего лица. Публично педагог имеет право оглашать лишь особенности успешных продвижений, выявляющиеся интересы, способности и характер складывающихся отношений между детьми в классе.

Поднимать «на пьедестал» надо каждого человека. Особенно бережно и заботливо это следует делать по отношению к ребенку осложненного поведения и – как ни странно – по отношению к его не очень достойным родителям, помогая ребенку сохранить безусловную любовь к родителям, а родителям – любовь к собственному ребенку. И то и другое выполнить не трудно, если учитывать три аргумента в пользу правомерности безусловной любви к носителю осложненного поведения:

во-первых, человек как продукт времени и социальной среды всегда несет на себе ее негативные отпечатки;

во-вторых, человек слаб и потому не всегда способен противостоять недостойным искушениям натуры;

в-третьих, дети и родители – представители разных поколений, всегда располагаются в поле неразрешимых противоречий.

 

 

Задание №2

1. Изучите материалы лекции «Профилактическая работа и выявление учащихся, склонных к девиантному поведению, в образовательной организации». Эти материалы разработаны сотрудниками Псковского областного института повышения квалификации работников образования (2019 г.).

 2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:

 - Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это …

 - Цель профилактической работы - …

- Главные агенты первичной профилактической деятельности - …

3. Познакомьтесь с Навигатором профилактики девиантного поведения. Для этого пройдите по ссылке, указанной в лекции. Там Вы найдёте много полезной информации в удобном формате памяток (пример я привела в конце лекции «Навигатор профилактики. Памятка для педагогов).

4. Скопируйте из навигатора одну из памяток (обязательно). Можно и не одну, там много интересного (на Ваше усмотрение).

Лекция 2. Профилактическая работа и выявление учащихся, склонных к девиантному поведению, в образовательной организации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.021 с.)