Кафедра теории и истории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и истории государства и права



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры теории и истории государства и права ЮФУ Протокол № 1 «31» августа 2012 г. Зав. кафедрой__________ УТВЕРЖДАЮ Декан юридического факультета Доц. Лях С.М. __________________ «___»__________2012г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

По специальности 65.030501 «Юриспруденция»

 

Составитель: доктор юридических наук,

                  профессор Овчинников А.И.

 

Ростов-на-Дону

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ___________________________________________  3

Учебно-тематический план курса ___________________________________ 4

Программа курса ________________________________________________  5

Перечень рекомендованной литературы_______________________________9

Методические рекомендации по самостоятельной работе_______________ 10

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям________ 14

Темы семинарских занятий ________________________________________ 15

Контрольные задания для студентов заочного отделения_______________ 24

Вопросы для подготовки к экзамену ________________________________ 29

Пояснительная записка

Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения, и для студентов 1 курса (общее отделение) и 3 курса (спецпоток) заочного отделения.

История политических и правовых учений является историко-теоретической дисциплиной, предназначенной для ознакомления студентов с наиболее важными вехами в развитии политического и правового мышления прошлого, а также для демонстрации закономерностей развития политико-правовой мысли.

Задачей данного курса является повышение уровня историко-теоретического мышления студентов-юристов, обогащение их общекультурного багажа, формирование интереса к серьёзной литературе и привития навыков чтения сложных первоисточников, касающихся проблематики государства и права.

В лекционный курс включены наиболее важные темы, самостоятельное ознакомление с которыми в силу разных причин может явиться затруднительным для студентов.

Ряд тем рассматривается на семинарских занятиях, причём с обязательным привлечением первоисточников по указанным темам. Оставшиеся темы, на наш взгляд, могут быть успешно освоены на основе учебной литературы, поэтому оставлены для самостоятельной работы.

В настоящем комплексе представлена структура лекционного курса, помещены темы семинарских занятий с разбивкой их на вопросы и с перечнем предлагаемой литературы. Также студенты найдут здесь списки экзаменационных вопросов с указанием литературы, необходимой для самостоятельной подготовки в течение семестра и для подготовки к экзаменам. Комплекс завершается примерным заданием контрольных работ для студентов заочного отделения.  

учебно-тематический план

для дневного/очно-заочного/заочного отделений

П/п

Краткое наименование темы

Количество часов

всего лекции семинары самост. работа
1. Политическая мысль Древнего Китая   2 / 4 /- 2 / 2 / 2 2 / 2 / - - / - / -
2. Политическое учение Платона   6 / 6 / 4 2 / 2 / 2 2 /2 /- 2 / 2 / 2
3. Политико-правовое учение Аристотеля   6 / 6 /4 2 / 2 / 2 2 / 2/ - 2 / 2 / 2
4. Учения о государстве и праве Полибия и Цицерона   6 / 6 / 2 2 / 2 / - 2 / 2/ - 2 / 2 / 2
5. Христианская политико-правовая мысль. Учение Св. Августина   6 / 6 / 4 2 / 2 / 2 2 / 2 / - 2 / 2 / 2
6. Учение о государстве и праве Св. Фомы Аквинского   6 / 6 / 4 2 / 2 / 2 2 / 2/ - 2 / 2 / 2
7. Концепция вселенской монархии Данте Алигьери   4 / 2 / 2 2 / - / - - / - / - 2 / 2 / 2
8. Политическое учение Эразма Роттердамского    4 / 4 / 2 2 / - / - - / 2/ - 2 / 2 / 2
9. Учение о государстве и праве Гуго Гроция   6 / 6 / 2 2 / 2 / - 2 / 2 / - 2 / 2 / 2
10. Французский утопизм XVIII века   6 / 4 / 4 4 / 2 / 2 - / -/ - 2 / 2 / 2
11. Политико-правовое учение Христиана Вольфа   4 / 2 / 2 2 / - / - - / - / - 2 / 2 / 2
12. Учение о государстве и праве Иммануила Канта     6 / 6 / 3 2 / 2 / 1 2 / 2 / - 2 / 2 / 2
13. Философия права Георга Гегеля   6 / 6 / 3 2 / 2 / 1 2 / 2/ - 2 / 2 / 2
14. Политическая концепция Рихарда Вагнера   4 / 2 / 2 2 / - / - - / - /- 2 / 2 / 2
  Итого: 72/ 66/38 30 / 20 / 14 18/20/- 22/22/22

 

 

Программа курса

 

Древний Восток

Особенности политической мысли Древнего Востока. Политическая мысль Древней Индии. Основные направления древнеиндийской мысли. Манавадхармашастра. Чанакья (Каутилья); характеристика его подходов к политике; принцип пользы как основа его политического учения.

Классификация философских школ Древнего Китая. Особенности древнекитайской политической мысли. Политико-правовые взгляды школы жуцзя: Кун-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Политико-правовые взгляды школы моцзя. Политико-правовые взгляды школы фацзя: Шан Ян, Хань Фей. Политико-правовые взгляды школы даосов: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы. Поздний даосизим. Люйши Чунцю. Хуайнандзи. Примитивный утопизм Древнего Китая; Сюй Синь. Китайские эклектики; Цзо Цю Мин, Гуань Чжун.

Античность

Общая характеристика древнегреческой мысли досократовой эпохи. Политические воззрения древнегреческих софистов. Старшие и младшие софисты. Влияние жизни и учения Сократа на творчество Платона. Политический идеал Платона в диалоге «Государство»; структура идеального государства и классификация форм государства. Диалог «Критий» как логическое продолжение государства. Определение политического искусства и классификация государств в диалоге «Политик». Учение о законодательстве и модель государственного устройства в диалоге Платона «Законы». Критика Аристотелем политических проектов Платона. Политическое учение Аристотеля в трактате «Политика»; природа человека, виды человеческого общения, понятие государства и его формы, предпочтительное государственное устройство и проект идеального государства. Учение Аристотеля о праве в трактате «Никомахова Этика»; формы справедливости. Понятие и виды права. Политическое учение Полибия: происхождение государства, принципы исторического развития; концепция смешанного государства. Учение Цицерона о государстве и праве; развитие Цицероном идей Полибия.

Средневековье

Влияние христианства на развитие политико-правовой мысли. Концепция двух градов и правовое учение Августина Аврелия. Кризис политико-правовой мысли после смерти Августина. Политико-правовое учение Фомы Аквинского: классификация законов, понятие права и его деление, сущность государства и его формы. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского. Концепция вселенской монархии Данте Алигьери.

Возрождение

Общая характеристика политико-правовой мысли эпохи Возрождения. Политическое учение Николло Макиавелли. «Рассуждение о первой Декаде Тита Ливия», «Государь». Христианский гуманизм как особое направление в политической мысли: Политическое учение Эразма Роттердамского. Учение о государстве и праве Жана Бодена; происхождение государства, его сущность и формы, концепция суверенитета и концепция гармонической справедливости. Понятие утопизма и его история. Европейский утопизм 16-17 вв. Томас Мор., Т. Кампанелла, Д.Верас.

Новое время

Общая характеристика политико-правовой мысли Нового времени. Учение Гуго Гроция о праве и государстве; понятие права и его классификация, учение о войне и правилах ее ведения, происхождение государства, понятие государства, сущность политической власти. Политико-правовое учение Баруха Спинозы: естественное право и процесс образования государства, формы государства. Договорная теория государства в Новое время. Политико-правовое учение Томаса Гоббса: естественное состояние и образование государства, понятие суверена, взаимоотношения суверена и подданных, соотношение права и закона. Учение о государстве и праве Джона Локка: естественное состояние и происхождение государства, концепция конституционного государства.

 

Европейское Просвещение

Общая характеристика политико-правовой мысли Просвещения. Французское Просвещение. Учение о государстве, концепция разделения властей и учение о Духе законов Шарля Луи де Монтескье. Политическое учение и концепция законодательства Ж.-Ж. Руссо. Французский утопизм XVIII века. Жан Мелье, Габриэль Бонно де Мабли. Леже-Мари Дешан, Морелли, Гракх Бабеф. Немецкое Просвещение. Христиан Вольф: соотношение метафизики и политики, сущность естественного права, классификация обязанностей, вытекающих из естественного права, правовой субъективизм Вольфа. Учение об обществе и государстве; происхождение государства и его формы.

 

Девятнадцатый век

Классификация основных направлений политико-правовой мысли девятнадцатого века. Учение Иммануила Канта о праве в работе «Метафизика нравов». Понятие права в объективном и субъективном смысле, публичное и частное право, классификация частного права. Политическое учение Иммануила Канта в работах «Метафизика нравов» и «К вечному миру»; происхождение, понятие и сущность государства, формы правления и формы господства, основные положения договора о вечном мире. Историческая школа права: основные представители и сущность концепции. Философия права Г. Гегеля. Предмет философии права. Система понятий абстрактного права. Мораль. Понятие нравственности. Семья, Гражданское общество, Государство. Утилитаристская концепция Иеремии Бентама. Характеристика европейского утопизма ХIХ века. Французские либералы XIX в. Бенджамен Констан и Алексис де Токвиль. Особенности европейского утопизма ХIХ в. Социалисты-утописты первой половины XIX в. Философский позитивизм. Учение о государстве и праве Огюста Конта. Политические взгляды Р. Вагнера: концепция исторического развития человечества, эволюция учения о государстве, политический идеал. Теория насилия Людвига Гумпловича. Учение Рудольфа Штаммлера о естественном праве с меняющимся содержанием. Юридический позитивизм. Джон Остин, Герберт Харт. Государственно-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Русская политическая мысль ХIХ в. Русский либерализм 19 века: основные представители и особенности их концепций.

 

Двадцатый век

Классификация основных направлений политико-правовой мысли двадцатого века. Чистая теория права Ганса Кельзена. Концепция солидаризма (синдикалистского федерализма) Леона Дюги. Психологическая теория права Л. Петражицкого. Теории возрожденного естественного права. Теория элит и теория технократии

 

Рекомендуемая литература:

1. Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1971

2. Августин. О граде Божьем. – Творения. Тома 3-4 - М., 1998

3. Августин. Исповедь. – М., 1991

4. Аристотель. Большая этика \\ Сочинения. Т.4. – М.: Мысль, 1983

5. Аристотель. Никомахова Этика. Кн. 5. – Сочинения в 4-х томах. Том 4 – М., 1983

6. Аристотель. Политика. – Сочинения в 4-х томах. Том 4 – М., 1983

7. Асмус. В Ф. Комментарии к «Государству» Платона \\ Платон. Сочинения. Том 3. – М., 1994, с. 529-566

8. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1989

9. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973

10. Бабеф Г. Сочинения в четырех томах. – М., 1975

11. Баргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1986

12. Баскин М.П. Философия немецкого просвещения. – М., 1954

13. Батиев Л.В. Концепция смешанной формы государства Полибия \\ Северо-Кавказский юридический вестник. 1997. – N1

14. Батиев Л.В. Философия права Гуго Гроция \\ Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. N2

15. Вагнер Р. Произведение искусства будущего \\ Избранные работы. - М, 1978

16. Вагнер Р. Искусство и революция \\ там же

17. Вагнер Р. Опера и драма \\ Рихард Вагнер. Кольцо Нибелунга. Избранные работы

18. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М., 1958

19. Волгин В.П. Французский утопический социализм.- М., 1979

20. Гегель Г. Философия права. – М., 1990

21. Гегель Г. В.Ф. Иенская реальная философия \\ Работы разных лет. В 2-х тт. - М.: Мысль,1972-1973.

22. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика \\ Работы разных лет. В 2-х тт. - М.: Мысль,1972-1973..

23. Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1994

24. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986

25. Гулыга А.В. Кант. – М.,1977

26. Гулыга А.В. Гегель. – М.,1994

27. Данте. Монархия. – М., 1999

28. Дешан Л.-М. Истина, или Истинная система. – М., 1973

29. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979.

Мэн-цзы. – СПб., 1999

Планы семинарских занятий

Гулыга А.В. Кант. – М.,1977

Гулыга А.В. Гегель. – М.,1994

Вариант 1 (А-Д)

 

1. Сравните концепцию смешанной формы правления у Полибия, Цицерона и Макиавелли. Попытайтесь четко выявить основные черты сходства и различия. Чем были обусловлены различия в понимании данной концепции у указанных авторов?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Полибий. Всеобщая история. Книга шестая \ Полибий. Всеобщая история в 40 книгах. Т.2. – СПб,, 1995

2. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. – М., 1994

3. Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М.,1996

 

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство»

2. «Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов»

3. «В древности тот, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

4 «Закон разума делает оленя собственностью того индейца, который его убил; разрешается, чтобы вещи принадлежали тому, кто затратил на них свой труд, хотя до этого все обладали на них правом собственности».

5 «Римская республика никогда не была республикой, ибо там никогда не было справедливости». «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, Основатель и Правитель которой – Христос, так как нельзя отрицать, что она – народное дело».

6 «Отсутствие судьи, обладающего властью, ставит всех людей в естественное состояние; сила без права, обращенная против личности человека, создает состояние войны…».

7 «Государство – правовое управление множеством семей и тем, что у них общее под суверенной властью».

8 «Все обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелела исполнять величайшую нелепость»

9 «Всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущества не войне»

10 «Право есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный»

Вариант 2 (Е-К)

 

1. Сравните освещение вопроса о полномочиях суверена у Гоббса и Руссо. Как мыслители понимают термин «суверен»? В чем источник власти суверена? Каковы его полномочия? Как они соотносятся с полномочиями управляемых?

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Т. Гоббс. Основ философии часть третья. О гражданине \ Сочинения в 2-х томах. Т.1 – М., 1989

2. Т. Гоббс. Левиафан \ там же. Т.2. – М., 1991

3. Ж. Руссо. Об общественном договоре \ Трактаты – М., 1969

 

 

2. Определите авторов приведенных цитат:

 

1. «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состоянию»

2. «Мы отказываемся от позиции, по которой основой правовой системы является привычка повиновения юридически неограниченному суверену, и заменяем ее концепцией высшего правила признания, дающего системе правил критерий действительности»

3. «Мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет»

4 «Ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. Ибо каждый подданный, как мы видели, является ответственным за действия своего суверена. Следовательно, наказывая суверена, подданный наказывает другого за действия, совершенные им самим».

5 «Желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению народа»

6 «Человек, руководствующийся разумом, является более свободным в государстве, где он живет сообразно с общими постановлениями, чем в одиночестве, где он повинуется только самому себе».

7 «Принцип, в соответствии с которым естественные науки описывают свой объект, - это причинность; принцип, в соответствии с которым наука права описывает свой объект – это нормативность»

8 «Собственно договор (pactum) означает соединение людей в устойчивое целое. Постановление (decretum) люди выносят о приемлемой для них форме правления».

9 «Во всяком случае необходима обязанность, ибо советы и какие бы то ни было иные наставления не заслуживают названия закона или права»

10 «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

 

Вариант 3 (Л-П)

 

1. Сравните концепции разделения властей у Дж. Локка и Ш. Монтескье. Чем мотивируется необходимость разделения властных полномочий у указанных авторов? В чем политический смысл разделения властей? Какие «ветви» власти выделяются и какой из них придается главное значение?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дж. Локк. Два трактата о политическом правлении. Книга 2 \ Сочинения в 3-х томах. Т.3 – М., 1988

2. Ш. Монтескье. О духе законов \ Избранные сочинения – М., 1955

 

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Государство есть зло, но зло исторически необходимое, так же необходимое в прошлом, как рано или поздно будет необходимым его полное исчезновение»

2. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

3. «Государство более всего стремится к тому, чтобы в нем все были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

4. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и исправится»

5. «Следует различать… право и закон… Право состоит в свободе делать, или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, следовательно, закон и право различаются между собой, так же как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи».

6. «Когда государь говорит \гражданину\: «Государству необходимо, чтобы ты умер», - то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности и потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от Государства. Смертная казнь, применяемая к преступникам, может рассматриваться приблизительно с той же точки зрения: человек, чтобы не стать жертвой убийцы, соглашается умереть в том случае, если сам станет убийцей».

7. «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе».

8. «Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право»

9. «Действуй так, чтобы максима твоих действий могла стать всеобщим законом»

10. «Тот факт, что содержание действенного принудительного порядка может быть расценено как несправедливое, еще вовсе не основание для того, чтобы не признавать этот принудительный порядок правопорядком»

 

Вариант 4 (Р-Ф)

1. Сравните концепции разделения властей у Ш. Монтескье и Б. Констана. Какие особенности концепции Констана отличали ее от «классической» концепции Монтескье? Как соотносятся полномочия властей у обоих мыслителей?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ш. Монтескье. О духе законов \ Избранные сочинения – М., 1955

2. Б. Констан. Принципы политики \ Классический французский либерализм – М.,2000

3. Б. Констан. Об узурпации \ О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли – М.,1995

 

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс…».

2. «Никто никогда не должен оставаться без начальника – ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению; нет, всегда – и на войне, и в мирное время надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям».

3. «При совершенной организации государства все дело только в наличии вершины формального решения; монарх должен быть лишь человеком, который говорит «да» и ставит точку над i, ибо вершина должна быть такова, чтобы особенность характера не имела значения»

4. «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют… всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами».

5. «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть… Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, у него бы не было свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

6. «Основной идеей государства представляется обеспечение общих всем интересов, то есть интересов общества против угрожающего им частного интереса. Это охраняемые таким образом интересы мы называем правом»

7. «Вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут порядка».

8. «Именно потому что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его»

9. «Закономерность социальной жизни людей есть закономерность ее юридической формы»

10. «С сотворения мира мудрый князь – птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо величайшие злодеи на земле».

 

 

Вариант 5 (Х-Я)

1. Сравните концепции естественного состояния и происхождения государства у Гоббса и Спинозы. Выделите существенные черты сходства и различия данных концепций. Как решается вопрос о соотношении полномочий государства и свобод подданных у указанных мыслителей? Каким образом разрешался ими вопрос о предпочтительной форме правления?

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Т. Гоббс. Основ философии часть третья. О гражданине \ Сочинения в 2-х томах. Т.1 – М., 1989

2. Т. Гоббс. Левиафан \ там же. Т.2. – М., 1991

3. Б. Спиноза. Богословско-политический трактат. Политический трактат \ Избранные произведения в 2-х томах. Т.2 – М., 1957

 

2. Определите авторов приведенных цитат:

 

1. «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»

2. «Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех».

3. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общности пользы».

4. «Природа не признает политических границ. Она дает жизнь человеческим существам на нашей планете, а затем спокойно наблюдает за свободной игрой сил. У кого окажется больше мужества и прилежания тот и будет ее самым любимым дитятей и за тем она признает право господства на земле».

5. «Право есть совокупность условий, при которых произвол каждого совместим с произволом всех с точки зрения универсального закона свободы»

6. «Лишь общая воля может руководить силами государства сообразно цели его основания, а именно для общего блага»

7. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого либо правительства, делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей…».

8. «Декларация прав Бога и декларация прав человека есть одна и та же декларация»

9. «Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться не перед каким соображением справедливости и несправедливости…»

10. «Любовь – как принцип; порядок – как основание; прогресс – как цель!»

 

Внимание!

1. Текст работы должен свидетельствовать о знакомстве с указанными источниками. Учебная литература может использоваться в качестве дополнительной к указанной. Работа, основанная исключительно на ней, не будет зачтена.

2. Если пять и более цитат будут определены неверно, работа не будет зачтена, независимо от качества выполнения первого задания

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.142 с.)