Характеристики и виды топлива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики и виды топлива



 

Топливом называют вещество, выделяющее в результате тех или иных преобразований тепловую энергию, которая полезно используется в технических устройствах. По принципу выделения тепловой энергии различают две группы топлива: органическое (химическое), выделяющее энергию в результате окисления горючих элементов, и ядерное, которое выделяет тепловую энергию при делении ядер.

По агрегатному состоянию топливо делится на твердое, жидкое и газообразное, по способу получения – на естественное (природное) и искусственное (производное). Основные виды топлива даны в таблице 2.

Ископаемые твердые топлива (кроме сланцев) имеют три стадии образования: торфяную, буроугольную и каменноугольную. Они отличаются друг от друга химическим возрастом, под которым понимают глубину химических превращений, произошедших с растительной массой в недрах земли.

Торф является наиболее молодым ископаемым твердым топливом. Он представляет собой плотную массу, образовавшуюся из перегнивших остатков растений. Далее по “возрасту” следуют бурые угли, затем – каменные угли. Конечной стадией превращения растительной массы являются антрациты, отличающиеся высокой твердостью и состоящие на 93-94 % из углерода.

 

 

Таблица 2. Общая классификация топлива.

 

Характер топлива

Виды топлива

твердое жидкое газообразное
Природное Древесина, торф, горючие сланцы, бурый уголь, каменный уголь, антрацит Нефть Природный газ, попутные газы нефтяных месторождений
Искусственное   Полукокс, кокс, торфяные и угольные брикеты Бензин, лигроин, керосин, соляровое масло, мазут, печное бытовое топливо Нефтяной, полукоксовый, коксовый, генераторный, доменный газы, газ подземной газификации угля

 

Основные виды жидкого топлива производят путем переработки нефти. В результате получают моторные топлива (бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо) и мазут, являющийся тяжелым остатком после переработки нефти.

Моторные топлива и мазут представляют собой сложную смесь жидких углеводородов, в состав которых входят в основном углерод и водород.

Жидкие топлива характеризуются рядом показателей их физико-химических свойств. Для бензинов этими показателями являются: детонационная стойкость, испаряемость, коррозионная активность, прокачиваемость, склонность к образованию отложений.

Наиболее важным показателем эксплуатационных свойств дизельных топлив является воспламеняемость. Этот показатель оценивают цетановым числом. Повышение этого числа, как правило, улучшает пусковые качества дизельного двигателя.

Низкотемпературные свойства топлива, что важно знать для создания надежных топливных систем дизелей, оцениваются температурами помутнения и застывания.

Важными показателями жидкого топлива, характеризующими способность к вступлению в реакцию горения, являются температура вспышки и температура воспламенения.

Дизельные топлива – основной вид жидкого топлива, используемый железнодорожным транспортом. В России вырабатываются 3 сорта дизельного топлива:

- летнее “Л”, которое используется при температурах окружающего воздуха 0 0С и выше;

- зимнее “З”, рекомендуемое для эксплуатации при температурах воздуха – 20 0С и ниже;

- арктическое “А”, применяемое при температурах воздуха – 50 0С и ниже.

По содержанию серы дизельные топлива бывают малосернистые (Sp≤0,2%) и сернистые (Sp≤0,5%).

Нефтяные мазуты, в зависимости от области применения, делят на флотский мазут и котельно-печное топливо. Мазут представляет собой вязкую жидкость. Для повышения текучести при транспортировании по трубам мазут подогревают до 50 0С, а при сжигании до 80-120 0С.

Газообразные топлива по сравнению с другими видами топлива обладают рядом преимуществ. Они хорошо горят и не дают твердых остатков. Природный газ транспортируется по газопроводам на многие тысячи километров из районов добычи к местам потребления. Россия является самым крупным поставщиком природного газа в мире.

При добыче нефти получают попутный (промысловый) газ. В быту и в промышленности широко используют сжиженные газы.

Кроме газов естественного происхождения используют искусственные газы: коксовый, доменный, генераторный и др.

Эти газы используют для получения сжиженных газов. Сжижению подвергают в основном пропан С3Н8 и бутан С4Н10. Они транспортируются в жидком виде в баллонах под давлением до 2 МПа. У потребителей, путем дросселирования, сжиженный газ переводится в газовую фазу.

На железнодорожном транспорте России основное количество топлива потребляется в виде дизельного топлива, угля и продуктов его переработки, топочного мазута и природного газа. Суммарный расход этих видов топлива составляет около 97 % от общего расхода топлива в условном исчислении.

 

Процессы горения топлива

Горение представляет собой сложный физико-химический процесс, в основе которого лежит химическая реакция соединения горючих элементов топлива с окислителем. При этом имеет место интенсивное выделение теплоты и значительное повышение температуры.

Горение сопровождается смесеобразованием, диффузией, воспламенением, теплообменом и другими процессами, протекающими в условиях тесной взаимосвязи. Различают гомогенное и гетерогенное горение. При гомогенном горении тепло- и массообмен идут между веществами, находящимися в одинаковом агрегатном состоянии (обычно газообразном). Гетерогенное горение свойственно жидкому и твердому топливам.

В большинстве случаев окислителем является кислород воздуха. Реакция горения происходит очень быстро и теплота, выделившаяся при преобразовании исходных веществ в конечные продукты, не успевает рассеиваться в пространстве.

Горение может быть полным, при котором происходят реакции полного окисления горючих элементов топлива, и неполным, когда эти реакции полностью не завершены. Полное горение происходит при достаточном количестве окислителя и завершается полным окислением горючих элементов топлива. Продукты сгорания при этом состоят из СО2, SO2 и Н2О. При недостаточном количестве окислителя происходит неполное сгорание углерода с образованием СО.

Тепловым эффектом реакции горения топлива называют разность между полными внутренними энергиями исходных веществ и образовавшихся продуктов.

Реакции при горении топлива происходят не между молекулами исходных веществ, а путем последовательных стадий с образованием промежуточных продуктов, которые затем разрушаются, образуя атомы и радикалы, являющиеся активными центрами реакции.

Свободные атомы (Н, О и др.) и радикалы (ОН) взаимодействуют с исходными веществами и образуют конечный продукт. Одновременно рождается новый активный центр, который участвует в продолжении реакции. Такие реакции называют цепными.

Кинетика реакций горения. Скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих веществ, температуры и давления и определяется произведением концентраций реагирующих веществ:

,

где k – константа скорости реакции; СA и CB – концентрации реагирующих веществ.

Скорость реакции при росте температуры существенно увеличивается, что определяется законом Аррениуса

,

где k0 – эмпирическая константа.

Энергия активации Е - наименьшая энергия (для газовых смесей 85-170 МДж/кмоль), которой должны обладать молекулы в момент столкновения, чтобы быть способными к химическому взаимодействию. Разность энергий активации прямой и обратной реакции составляет тепловой эффект химической реакции.

Реакции характеризуются высокой экзотермичностью, обусловливающей рост температуры. Влияние температуры на скорость реакции значительно сильнее влияния концентрации реагирующих веществ. Поэтому, несмотря на уменьшение концентрации реагирующих веществ при горении, скорость реакции горения увеличивается и достигает максимума после выгорания 80-90 % горючих веществ. Реакции горения газообразного топлива протекают практически мгновенно, что объясняется не только сильным влиянием температуры, но и цепным характером их протекания. Скорость реакции также зависит от давления.

Процесс горения горючей смеси может начаться путем самовоспламенения или принудительного воспламенения (электрическая искра, факел и т.п.). Температура самовоспламенения определяется соотношением количеств теплоты, выделяющейся при горении и отдаваемой во внешнюю среду. Количество теплоты, выделяющейся при горении, зависит от температуры:

,

где Q – тепловой эффект реакции; w – скорость реакции; V – объем; T – температура среды, C – константа интегрирования (находится из граничных условий), n – показатель степени. Температура воспламенения может быть найдена из уравнения:

TВс+RТв2/Е,

где TВ – температура воспламенения горючей смеси; Тв – температура воспламенения газа; Тс – температура среды; R – газовая постоянная, характеризует работу 1 кг идеального газа при постоянном давлении и изменении температуры на 1 К.

Горение жидкого топлива протекает в основном в парогазовой фазе, так как температура его кипения значительно ниже температуры воспламенения. Интенсивность испарения горючих веществ увеличивается с ростом поверхности контакта с воздухом и количества подводимой теплоты. Таким образом, скорость горения определяется тонкостью его распыливания. Улучшению распыливания способствует понижение вязкости, что достигается предварительным подогревом топлива до 340-390 К перед подачей в форсунки.

Твердое топливо претерпевает предварительную тепловую подготовку, в процессе которой происходит прогрев частиц, испарение влаги и выделение летучих веществ, воспламеняющихся первыми, она происходит в интервале температур 470-720 К. Время горения их вблизи твердого остатка составляет незначительную часть общего времени горения топлива и способствует его прогреву и воспламенению. После выгорания значительной части летучих веществ начинается выгорание коксового остатка. На процесс горения твердого топлива заметно влияет зола, затрудняющая диффузию кислорода к горючему. При температуре горения, превышающей температуру плавления золы, частицы горючих веществ ошлаковываются, что еще больше затрудняет к ним доступ кислорода.

Количественные соотношения химических реакций горения могут быть получены при известных молекулярных массах μ веществ и плотностях ρ= μ/22,4 газов при нормальных физических условиях. Горение углерода с образованием углекислого газа можно представить уравнением:

1 кг С + 32/12 кг О2 = 44/12 кг СО2 + 404/12 МДж/кг С.

Следовательно, на 1 кг углерода приходится 2,67 кг или 1,87 м3 кислорода и 3,67 кг или 1,87 м3 углекислоты СО2.

Горение углерода с образованием окиси углерода СО:

1 кг С + 32/2·12 кг О2 = 28/12 кг СО + 119/12 МДж/кг С.

В этом случае на 1 кг углерода приходится 1,33 кг или 0,93 м3 кислорода и 2,33 кг или 1,87 м3 окиси углерода.

Горение окиси углерода с образованием углекислого газа:

1 кг СО + 32/2·28 кг О2 = 44/28 СО2 + 284/28 МДж/кг СО.

Здесь на 1 кг окиси углерода приходится 0,57 кг или 0,46 м3 кислорода и 1,57 кг или 0,80 м3 углекислоты.

Горение водорода с образованием водяных паров:

1 кг Н2 + 32/2 ·2 О2 = 18/2 Н2О +284·2/(2·238) МДж/кг Н2.

В этом уравнении тепловой эффект реакции, данный в числителе, учитывает теплоту конденсации водяных паров, образующихся при сжигании водорода и охлаждении конденсата до 273 К. В знаменателе приведен тепловой эффект 238 МДж/кмоль Н2 при отсутствии конденсации паров воды. Таким образом, на 1 кг водорода приходится 8 кг или 5,55 м3 кислорода и 9 кг или 11,12 м3 воды.

Горение серы с образованием сернистого ангидрида:

1кг S + 32/32 кг О2 = 64/32 SO2 + 288/32 МДж/кг S.

Следовательно, на 1 кг серы приходится 1 кг или 0,69 м3 кислорода и 2 кг или 0,69 м3 сернистого ангидрида.

Горение метана с образованием СО2 и НО2:

1 кг СН4 + 64/16 кг О2 = 44/16 кг СО2 + 36/16 кг Н2О + 56,1/50,5 МДж/кг СН4.

На 1 кг метана приходится 4 кг или 2,8 м3 кислорода, 2,75 кг или 1,4 м3 углекислоты и 2,25 кг или 2,79 м3 воды. На 1 м3 метана приходится 2 м3 кислорода, 1 м3 углекислого газа и 2 м3 воды.

На основе приведенных соотношений теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг твердого или жидкого топлива количество кислорода (в кг) определяется выражением:

.

(Sл=Sр+Sк, где Sл – летучая сера, Sор – органические соединения серы, Sк – колчеданные соединения серы). Индекс р обозначает рабочий объем данного вещества.

Если учесть, что массовая доля содержания кислорода в воздухе составляет 0,232, то теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг твердого и жидкого топлива составит:

.

Разделив последнее уравнение на плотность воздуха (ρв=1,293 кг/м3 при нормальных условиях), получим теоретический объемный расход:

Теоретический объемный расход воздуха при сжигании 1 м3 сухого газа (м33):

В реальных условиях для полного сгорания топлива требуется подавать воздуха больше теоретически необходимого количества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.024 с.)