Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
До мажор (тоника – «до», лад мажор)↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Нотный стан (нотоносец) |
5 линеек, на которых записывают ноты (линейки нотного стана считаются снизу вверх). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноты | Знаки для записи музыкальных звуков. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Звукоряд | Ноты по порядку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регистр | Часть звукоряда, в котором объединяются все похожие по звучанию звуки. Три регистра: высокий, средний, низкий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скрипичный ключ (ключ с оль) | Ключ для записи звуков высокого и среднего регистра. Ставится в начале нотного стана и показывает, где расположена нота Соль первой октавы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Басовый ключ (ключ фа) | Ключ для записи звуков низкого регистра. Показывает, где расположена нота Фа малой октавы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноты первой октавы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноты второй октавы |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гамма | Звукоряд из 7 ступеней (от тоники до ее повторения через октаву). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тоника |
I ступень гаммы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устойчивые ступени | Ступени, на которых можно закончить мелодию. Это I, III и V. Самая устойчивая – I (Тоника) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неустойчивые ступени | Ступени, на которых нельзя закончить мелодию. Это II, IV, VI, VII. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разрешение | Переход неустойчивой ступени в устойчивую: II в I IV в III VI в V VII в I | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводные ступени | Ступени, которые окружают тонику (вводят в тонику). Это VII и II. VII – нижняя вводная II – верхняя вводная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главные ступени (T, S, D) | Ступени, на которых в натуральном мажоре получаются мажорные трезвучия, а в натуральном миноре – минорные. Это I – тоника (T), IV – субдоминанта (S) V – доминанта (D) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субдоминанта (S) | IV ступень гаммы (неустойчивая, главная). «суб»-«под» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доминанта (D) | V ступень гаммы (устойчивая, главная). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тетрахорд | Поступенный ход из четырех звуков. («тетра» греч.- «четыре») | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полутон | Самое маленькое расстояние между звуками. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тон | Расстояние из двух полутонов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строение мажорной гаммы | Тон-тон-полутон-три тона (тон, тон, тон ) -полутон. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строение минорной гаммы | Тон-полутон-два тона (тон-тон)- полутон-два тона. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трезвучие | 1. Три звука через ноту. 2. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тоническое трезвучие | Трезвучие от тоники (в него входят все устойчивые ступени). Обозначается - Т 5 3 ( в миноре - t 5 3) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субдоминантовое трезвучие | Трезвучие от IV ступени. Обозначается - S 5 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доминантовое трезвучие | Трезвучие от V ступени. Обозначается - D 5 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лад «согласие» | Когда устойчивые и неустойчивые звуки ладят между собой и стремятся к Тонике. МАЖОР - с ветлый лад, и МИНОР – темный лад. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мажор | Лад, в котором устойчивые ступени образуют мажорное трезвучие. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минор | Лад, в котором устойчивые ступени образуют минорное трезвучие. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переменный лад | Лад, в котором две тоники. Чаще всего тониками попеременно становятся тоники параллельных тональностей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тональность | Высота звучания лада (мажора или минора). Название тональности: тоника + лад. Ключевые знаки | Знаки (диезы, бемоли), расположенные у ключа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок Диезов у ключа |
Фа-до-соль-ре-ля-ми-си | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок Бемолей у ключа |
Си-ми-ля-ре-соль-до-фа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параллельные тональности | Это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоники параллельных тональностей расположены на расстоянии малой терции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Одноименные тональности | Это мажорная и минорная тональности с одинаковыми тониками (но разными ключевыми знаками). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параллельные тональности
C - dur До мажор |
C - moll До минор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Три вида минора |
Натуральный минор | Минор, в котором ступени не изменяются (в нем только ключевые знаки). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гармонический минор | Минор, в котором повышается VII ступень (при движении вверх и вниз). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мелодический минор | Минор, в котором при движении вверх повышается VI и VII ступени, а вниз – всё отменяется, как в натуральном виде минора. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИ ВИДА МИНОРА
# здесь – условное обозначение повышения ноты на полутон (в нотах при повышении может быть «бекар») . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интервал | Расстояние между двумя звуками. 1. Интервал измеряется числом ступеней, которые он охватывает: Прима – 1 ступень (до - до) Секунда – 2 ступени (до - ре) Терция – 3 ступени (до -ре- ми) Кварта – 4 ступени (до -ре-ми- фа) Квинта – 5 ступеней (до -ре-ми-фа- соль) Секста – 6 ступеней (до -ре-ми-фа-соль- ля) Септима – 7 ступеней (до -ре-ми-фа-соль-ля- си) Октава - 8 ступеней (до -ре-ми-фа-соль-ля-си- до)
2. Интервал можно измерить числом тонов и полутонов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чистые интервалы | Прима (ч.1), кварта (ч.4), квинта (ч.5), октава (ч.8) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые и большие Интервалы | Секунды (м.2, б.2), терции (м.3, б.3), сексты (м.6, б.6), септимы (м.7, б.7) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Узкие интервалы | Интервалы от примы до кварты (от ч.1 до ч.4) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Широкие интервалы | Интервалы от квинты до октавы (от ч.5 до ч.8) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консонансы | Мягко звучащие интервалы. Все чистые интервалы (прима, кварта, квинта, октава), малая и большая терции, малая и большая сексты. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диссонансы |
Резко звучащие интервалы. 1.Малая и большая секунды, малая и большая септимы. 2.Тритоны. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРИТОНЫ МАЖОР МИНОР Ум.5 - б.3 ум.5 – м.3 ув.4 – м.6 ув.4 – б.6 |
Обращение интервалов
Перенос нижнего звука на октаву вверх.
В сумме – число «9»
Тритон
Интервал, в котором три тона (6 полутонов).
Это: увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшенная квинта (ум. 5).
в натуральном мажоре и гармоническом миноре:
ув 4 ум 5
IV VII (#)
(«ув четыре на четыре»)
в натуральном миноре:
ув.4 ум5
VI II
Разрешение тритонов
Тритоны являются диссонансами, поэтому требуют разрешения.
При разрешении:
Увеличенная кварта (тритон)
Интервал, который охватывает 4 ступени и содержит 3 тона. Диссонанс.
Уменьшенная квинта (тритон)
Интервал, который охватывает 5 ступеней и содержит 3 тона. Диссонанс.
Увеличенная секунда
Интервал, который охватывает 2 ступени и содержит 1,5 тона.
· Встречается в гармоническом миноре между VI и VII ступенями (из-за повышения VII ступени).
· Звучит также, как малая терция, но в ладу является диссонансом и требует разрешения.
ув2 → ч4
VI V
МЕТРОРИТМ
Пульс (метр)
1.Ровные удары, которые слышны в музыке.
2. Равномерное чередование сильных и слабых долей.
Доля
Единица музыкального метра (один удар пульса).
Сильная доля
Первая доля в такте.
Такт
Расстояние от одной сильной доли до другой сильной доли.
Такты отделяются друг от друга тактовой чертой.
Затакт
1. Неполный такт в начале мелодии.
2. Начало мелодии со слабой доли.
Ритм
Чередование разных длительностей.
Размер
Это две цифры в начале произведения.
Верхняя цифра означает – сколько долей в такте,
Нижняя цифра означает – какой длительности равна одна доля.
Две доли в такте.
Доля равна четверти (счет: 1и 2и)
Три доли в такте.
Доля равна четверти (счет: 1и 2и 3и)
Четыре доли в такте.
Доля равна четверти (счет: 1и 2и 3и 4и)
Три доли в такте.
Доля равна восьмой (счет: 1 2 3)
Шесть долей в такте.
Доля равна восьмой (счет: 1 2 3 4 5 6)
Нота с точкой
И2и3и 1и2и 3и
1и2 1и 2
Точка около ноты удлиняет ноту на ее половинку.
Половинная с точкой длится столько же, сколько длятся половинная и четверть вместе (три доли, три четверти).
Четверть с точкой длится столько же, сколько длятся четверть и одна восьмая вместе (полторы доли).
Пауза
Знак молчания.
Четвертная
Пауза
Пауза, равная четвертной длительности, то есть она считается, как четверть – «раз и».
Восьмая пауза
Пауза, равная восьмой длительности, то есть она считается, как восьмая – «раз» (или - «и»)
Четверть с точкой и восьмая
Ритмическая группа из четвертной длительности с точкой и одной восьмой.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «четверть с точкой и восьмая» занимает одну долю.
Пунктирный ритм
Ритмическая группа из восьмой длительности с точкой и шестнадцатой.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «пунктирный ритм» занимает одну долю.
Синкопа
Смещение акцента с сильной доли на слабую.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 «синкопа» занимает две доли.
Триоль
Ритмическая группа, образующаяся при делении длительности на три равные части вместо двух.
Группировка
Вокальная группировка
му-зы- ка
Группировка длительностей в соответствие со слогами текста (один слог – одна нота).
· В случае распева слога длительности меньше четверти объединяются под одно ребро.
Пример группировки
ДЛИТЕЛЬНОСТИ
|
АККОРДЫ
Аккорд
Созвучие из трех и более звуков.
Трезвучие
Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Обозначается цифрами (индексом) 53
Вида трезвучий
(вне лада)
1. Большое (устойчивое, мажорное) Б53
2. Малое (устойчивое, минорное) М53
ЧЕТЫРЕ ТРЕЗВУЧИЯ
(ПОСТРОЕНИЕ, ПЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛУХ)
б3+м3 б3+б3 м3+б3 м3+м3
|
В секстаккордах
всё наоборот!!!
Период
Предложение
Фраза
Мотив
Цезура
Каденция
Секвенция
Канон
Модуляция
Отклонение
Хроматизм
Вспомогательный хроматизм
Проходящий хроматизм
Транспонирование
Определение знаков в диезных тональностях
Определение знаков в
Бемольных тональностях
Повтор
Одна и та же нота звучит несколько раз.
Поступенно
вверх / вниз
Ноты идут по порядку.
Трезвучие
вверх / вниз
Три звука через ноту.
Качелька
вверх / вниз
Движение на соседнюю ноту и обратно.
Перешагивание
вверх / вниз
Ход через одну ноту (интервал терция).
Скачок
вверх / вниз
Ход через две и больше нот
(интервал кварта и шире).
Опевание
Сверху / снизу
Нотный стан
(нотоносец)
5 линеек, на которых записывают ноты
(линейки нотного стана считаются снизу вверх).
Ноты
Знаки для записи музыкальных звуков.
Звукоряд
Ноты по порядку.
Регистр
Часть звукоряда, в котором объединяются все похожие по звучанию звуки.
Три регистра: высокий, средний, низкий.
Скрипичный ключ (ключ с оль)
Ключ для записи звуков высокого и среднего регистра.
Ставится в начале нотного стана и показывает, где расположена нота Соль первой октавы.
Басовый ключ
(ключ фа)
Ключ для записи звуков низкого регистра.
Показывает, где расположена нота Фа малой октавы.
Ноты первой октавы
Ноты второй октавы
Гамма
Звукоряд из 7 ступеней
(от тоники до ее повторения через октаву).
Тоника
I ступень гаммы.
Устойчивые ступени
Ступени, на которых можно закончить мелодию.
Это I, III и V. Самая устойчивая – I (Тоника)
Неустойчивые ступени
Ступени, на которых нельзя закончить мелодию. Это II, IV, VI, VII.
Разрешение
Переход неустойчивой ступени в устойчивую:
II в I IV в III VI в V VII в I
Вводные ступени
Ступени, которые окружают тонику (вводят в тонику). Это VII и II.
VII – нижняя вводная
II – верхняя вводная
Главные ступени
(T, S, D)
Ступени, на которых в натуральном мажоре получаются мажорные трезвучия, а в натуральном миноре – минорные.
Это I – тоника (T), IV – субдоминанта (S)
V – доминанта (D)
Субдоминанта (S)
IV ступень гаммы (неустойчивая, главная).
«суб»-«под»
Доминанта (D)
V ступень гаммы (устойчивая, главная).
Тетрахорд
Поступенный ход из четырех звуков.
(«тетра» греч.- «четыре»)
Полутон
Самое маленькое расстояние между звуками.
Тон
Расстояние из двух полутонов.
Строение мажорной гаммы
Тон-тон-полутон-три тона (тон, тон, тон ) -полутон.
Строение минорной гаммы
Тон-полутон-два тона (тон-тон)- полутон-два тона.
Трезвучие
1. Три звука через ноту.
2. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Тоническое трезвучие
Трезвучие от тоники (в него входят все устойчивые ступени). Обозначается - Т 5 3 ( в миноре - t 5 3)
Субдоминантовое трезвучие
Трез
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.011 с.)