Департамент политологии и массовых коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент политологии и массовых коммуникаций



Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

Департамент политологии и массовых коммуникаций

 

Расторгуев С.В.

Политология

Рабочая программа дисциплины

 

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 

42.03.01 Реклама и связи с общественностью, профиль «Реклама и связи с общественностью»

 

 

Москва 2019

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

 

«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

 

Департамент политологии и массовых коммуникаций

 

 

Утверждаю

Ректор

__________ М.А. Эскиндаров

«_ 26_ _» _ марта __ 2019 г.

Расторгуев С.В.

Политология

Рабочая программа дисциплины

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 

42.03.01 Реклама и связи с общественностью, профиль «Реклама и связи с общественностью»

 

Рекомендовано Ученым советом Факультета социологии и политологии

протокол № 13  от «19» марта 2019 г.

Одобрено на заседании Совета Департамента политологии и массовых коммуникаций

протокол №3 от 14 марта 2019 г.

Москва 2019

УДК 32 (073)

ББК 66.0я73

© Р24

  Рецензенты: Я.А. Пляйс, профессор Департамента политологии и массовых коммуникаций, доктор политических наук; А.В. Брега, профессор Департамента политологии и массовых коммуникаций, доктор политических наук.

 

  С.В. Расторгуев

 Политология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, профиль «Реклама и связи с общественностью». – М.: Финансовый университет, Департамент политологии и массовых коммуникаций, 2019. – 40 с.

Дисциплина «Политология» входит в модуль общепрофессиональных дисциплин направления подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, профиль «Реклама и связи с общественностью».

Рабочая программа учебной дисциплины содержит перечень планируемых результатов освоения образовательной программы с указанием индикаторов их достижения, содержание дисциплины, тематику семинаров и практических занятий, формы их проведения, перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине систему оценивания и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

                                                                                  УДК 32. (073)

                                                                               ББК 66.0я73

                                                                                                          © Р24

 

Учебное издание

Сергей Викторович Расторгуев

 

Политология

Рабочая программа дисциплины

Компьютерный набор, верстка: Расторгуев С.В.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л.. Изд. № 27.1 - 2019. Тираж 100  экз.

Заказ ____________

Отпечатано в Финансовом университете                                                                             

                                                               Ó                                                              Расторгуев С.В., 2019

                                                     Ó Финансовый университет, 2019

Содержание

 

1. Наименование дисциплины……………………………………………….. 5
2. Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы с указанием индикаторов их достижения, соотнесенных с планируемыми результатами обучения по дисциплине……………………     5
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы…………. 8
4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся ………………………………     8
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий…………………………………..…………………………... 8
5.1. Содержание дисциплины………………………………………………… 8
5.2. Учебно-тематический план……………………………………………… 13
5.3. Содержание семинаров, практических занятий…………………... 14
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по  дисциплине…………………………………   17
6.1. Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное освоение дисциплины, формы внеаудиторной самостоятельной работы……………………… 17
6.2.Перечень вопросов, заданий, тем для подготовки к текущему контролю (согласно таб. 2) ……………………………………......   19
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине…………………………………………………   22
7.1. Перечень компетенций с указанием индикаторов их достижения……………………………………………………………….   23
7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки индикаторов достижения компетенций умений и знаний   22
7.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков ………………………...   35
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины………………...………………….   36
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………..…..   37
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….   38
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем ……………………………………………………………   38
12. Описание материально- технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………..   40
   
   

1. Наименование дисциплины

 «Политология»

2. Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы с указанием индикаторов их достижения, соотнесенных с планируемыми результатами обучения по дисциплине

Код компетенции Наименование компетенции Индикаторы достижения компетенции[1] Результаты обучения (владения[2], умения и знания), соотнесенные с компетенциями/индикаторами достижения компетенции
ОПК-2 Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах 1.Мониторит динамику развития общественных и государственных институтов для создания актуального контента медиапродуктов, востребованного целевой аудиторией.   2. Прогнозирует тенденции развития общественных и государственных институтов для оказания воздействия на вектор их эволюции с помощью социально одобряемых технологий.   1. знать:   -основные тенденции развития общественных и государственных институтов; уметь: - осуществлять анализ тенденций развития общественных и государственных институтов;   2. знать:   -форматы медиатекстов, медиапродуктов, коммуникационных продуктов как инструментов воздействия на общественное мнение; уметь: - прогнозировать тенденции развития общественных и государственных институтов в формате медиатекстов, медиапродуктов, коммуникационных продуктов.  
ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов 1.Использует опыт отечественной и мировой культуры для создания медиапродуктов, работает с культурными кодами целевых аудиторий.   2. Использует этнические, конфессиональные, территориальные символы для репрезентации формы и содержания коммуникационных продуктов 1. знать:   -основные достижения отечественной и мировой культуры и культурные коды целевых аудиторий; уметь:   -использовать российские и зарубежные достижения науки, искусства для создания медиапродуктов в соответствии с культурными кодами целевых аудиторий; 2. знать: -этнические, конфессиональные, территориальные символы, форматы репрезентации достижений отечественной и мировой культуры в формате медиатекстов и (или) медиапродкутов, и (или) коммуникационных продуктов; уметь:   -репрезентовать достижения отечественной и мировой культуры в формате медиатекстов и (или) медиапродкутов, и (или) коммуникационных продуктов;  
ОПК-5 Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этнических норм регулирования 1.Использует в профессиональной деятельности особенности структуры и функционирования медиакоммуникационных систем региона, страны и мира.   2. Учитывает формальные и неформальные институты экономической, политической, социальной, культурной сферы, влияющие на регулирование медиакоммуникационных систем разного уровня. 1. знать: - особенности структуры и функционирования медиакоммуникационных систем региона, страны и мира; уметь: - использовать особенности структуры и функционирования медиакоммуникационных систем региона, страны и мира в профессиональной деятельности.   2. знать: - систему формальных и неформальных институтов экономической, политической, социальной, культурной сферы; уметь: - использовать регулирующие формальные и неформальные практики экономической, политической, социальной, культурной сферы, влияющие на медиакоммуникационные системы разного уровня
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач 1. Четко описывает состав и структуру требуемых данных и информации, грамотно реализует процессы их сбора, обработки и интерпретации   2. Обосновывает сущность происходящего, выявляет закономерности, понимает природу вариабельности     3. Формулирует признак классификации, выделяет соответствующие ему группы однородных «объектов», идентифицирует общие свойства элементов этих групп, оценивает полноту результатов классификации, показывает прикладное назначение классификационных групп.   4. Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.   5. Аргументированно и логично представляет свою точку зрения посредством и на основе системного описания. 1. знать: - особенности состава и структуры политических данных, методы сбора, обработки и интерпретации политической информации; уметь: - анализировать политическую информацию, интерпретировать политические данные.  2. знать:  - политические концепции, повлиявшие на формирование теорий; уметь: - понимать природу вариабельности политических концепций;   3. знать: - методологию классификации, принципы и этапы процесса классификации; уметь: - на основе работы с текстовым материалом производить классификацию объектов по выделенным критериям;   4. знать:  - основные теоретические положения политических концепций; уметь: - проводить системный анализ политических концепций, давать им самостоятельную научную оценку;   5. знать:  - дискуссионные вопросы современной политической науки; уметь:  - грамотно, логично, аргументировано формировать собственное суждения о развитии современной политической науки.

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Политология» входит в модуль общепрофессиональных дисциплин обязательной части образовательной программы по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», профиль «Реклама и связи с общественностью» и базируется на знаниях, умениях и владениях, приобретенных в процессе изучения следующих дисциплин: «История», «Право».

4.Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся

 

Вид учебной работы по дисциплине Всего (в з/е и часах) Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины 8/288 140 148
Контактная работа -Аудиторные занятия 118 68 50
Лекции 32 16 16
Семинары, практические занятия 86 52 34
Самостоятельная работа 170 72 98
Вид текущего контроля   домашнее творческое задание реферат
Вид промежуточной аттестации экзамен, зачет зачет экзамен

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины

Тема 2. Политическая власть

Политическая власть как объект политологического анализа. Концепции политической власти: как отношения насилия, как способ реализации воли, как иррациональное стремление к доминированию, как рациональное средство для поддержания системы, как результат баланса обменов ресурсами. Различные подходы к типологизации и классификации субъектов, оснований, ресурсов политической власти. Взаимосвязь политической и государственной власти. Легитимность и легальность власти. Типология легитимности власти в учении М. Вебера. Взаимосвязь и взаимовлияние различных видов власти. Функции политической власти. Формы и уровни политической власти. Источники политической власти. Особенности реализации политической власти в постиндустриальном обществе и современной России.

Тема 4. Политические режимы

Определения политического режима в политологии: М. Дюверже, Ж.-Л. Кермона, Ф. Шмитера. Основные элементы политического режима: принцип легитимности, структура институтов, партийные системы, избирательная система. Типология политических режимов.

Тоталитарный политический режим: сущность и основные черты тоталитарного режима. Разновидности тоталитарных режимов и их особенности в различных странах: Германия, Италия, СССР, КНР, КНДР. Тоталитаризм как политический феномен ХХ века. Концепция информационного тоталитаризма. Взаимосвязь современного тоталитаризма с фундаментализмом и глобальной информатизацией общества. Авторитарный политический режим: сущность и основные черты. Классификация авторитарных режимов и их особенности в отдельных странах. Отличие авторитарного режима от тоталитарного режима.

Демократический политический режим: сущность и основные черты. Модели демократии: классическая демократия, протективная демократия, демократия развития, народная демократия. Особенности политического режима современной России.

Наименование

темы (раздела)

дисциплины

Трудоёмкость в часах

Всего

Аудиторная работа

Сам раб.та

 

Общая, в т.ч. Лекции Семинары,практические занятия Занятия в интерактивных формах
1. Тема 1. Политическая сфера общества. Политология как наука 28 10 2 8 6 18 Опрос, доклад, дискуссии
2. Тема 2. Политическая власть 30 12 2 10 6 18 Опрос, доклад, дискуссии, домашнее творческое задание
3. Тема 3. Политическая система общества. Государство как основа политической системы. 28 10 2 8 6 18 Опрос, доклад, дискуссии
4. Тема 4 Политические режимы 28 10 2 8 6 18 Опрос, доклад, дискуссии
5. Тема 5. Политические элиты и политическое лидерство. 32 14 4 10 6 18 Опрос, доклад, дискуссии
6. Тема 6. Политические партии, партийные системы, группы интересов 30 14 4 10 6 16 Опрос, доклад, дискуссии
7. Тема 7. Избирательные системы и политические коммуникации 28 12 4 8 6 16 Опрос, доклад, дискуссии
8. Тема 8. Политические идеологии 28 12 4 8 6 16 Опрос, доклад, дискуссии, тесты
9. Тема 9. Политическая культура и политическое участие 28 12 4 8 6 16 Опрос, доклад, дискуссии Реферат
10. Тема 10. Политический процесс 28 12 4 8 6 16 Опрос, доклад, дискуссии, реферат

В целом по дисциплине

288 118 32 86 60 170 Согласно учебному плану: домашнее творческое задание, реферат

Итого в %

        51    

Содержание семинаров, практических занятий

Наименование тем (разделов) дисциплины Перечень вопросов для обсуждения на семинарских, практических занятиях, рекомендуемые источники из разделов 8,9 (указывается раздел и порядковый номер источника) Формы проведения занятий
Тема 1. Политическая сфера общества. Политология как наука Определение политики: политика как искусство управления, как публичный процесс, как компромисс, как власть. Концептуальные подходы к сущности политики. Политология как наука о политической сфере общества. Подходы к изучению политики. Предмет и методы политологии. Основные понятия политологии. Идейные истоки политической науки. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16. Опрос, студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия
Тема 2. Политическая власть Концепции политической власти: как отношения насилия, как способ реализации воли, как иррациональное стремление к доминированию, как рациональное средство для поддержания системы, как результат баланса обменов ресурсами. Различные подходы к типологизации и классификации субъектов, оснований, ресурсов политической власти. Взаимосвязь политической и государственной власти. Легитимность и легальность власти. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16. Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия. Решение кейса.
Тема 3 Политическая система общества. Государство как основа политической системы Концепции политической системы. Сравнительный анализ концепций политических систем Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча. Типологии политических систем. Подсистемы политической системы: институциональная, нормативная, культурно-идеологическая, коммуникативная. Функции политической системы. Особенности политической системы современной России. Подсистемы политической системы: институциональная, нормативная, культурно-идеологическая, коммуникативная. Функции политической системы. Особенности политической системы современной России. Определения государства в политологии. История развития концепта государство. Признаки, сущность, структура, функции государства. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16.   Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия.
Тема 4. Политические режимы Концепции политического режима как способа осуществления власти. Политический режим и политическая система. Основные элементы политического режима: принцип легитимности, структура институтов, партийные системы, избирательная система. Типология политических режимов, авторитарный, демократический. Тоталитарный политический режим: сущность и признаки. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16.   Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия.
Тема 5. Политические элиты и политическое лидерство Теории элит Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, Ч.Р. Миллса, Р.-Ж. Шварценберга. Плюралистическая концепция Р. Даля. Типологизация элит. Системы рекрутирования элит: антрепренерская, система гильдий. Взаимосвязь понятий правящий класс, политическая элита. Функции политической элиты и ее взаимосвязь с иными элитными группами общества. Особенности процессов элитообразования в современной России. Политическое лидерство: сущность, функции, типы, стили. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16.   Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия.
Тема 6. Политические партии, партийные системы, группы интересов Понятие политической партии и партийной системы, общественно-политического движения. Структура, функция политической партии. Типологизация политических партий: бинарная, С. Липсета – С. Роккана, Дж. Сартори. Типы партийных систем. Политические партии в современном мире и в современной России: общее и особенное. Понятие и типологии групп интересов как субъектов политики. Лоббизм   Рекомендуемые источники: 8.1., 8.2., 8.3., 8.4., 8.5., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16. Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия.
Тема 7. Избирательные системы и политические коммуникации Основные типы избирательных систем. Современные избирательные системы и их особенности в различных странах. Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Пропорциональная избирательная система и её специфика в различных странах. Сравнение преимуществ и недостатков пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. Смешанные избирательные системы. Особенности российской практики. Политические коммуникации в современном мире. Медиаполитика как основа политических коммуникаций. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 8.8., 8.10., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16. Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия
Тема 8. Политические идеологии Понятие и сущность политической идеологии. Роль политической идеологии в политической системе общества. Соотношение идеологии и религии. Социальная база идеологии. Основные функции политической идеологии в обществе. Характеристика основных теорий либерализма, консерватизма. Характеристика основных теорий социал-демократии, радикальных идеологий. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 8.9, 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16. Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия.
Тема 9. Политическая культура и политическое участие Понятие политической культуры: концепция Г. Алмонда и С. Верба. Структура, типы, функции политической культуры. Политическая социализация: концепции Д. Истона, Дж. Денниса, концепция корпоративной социализации А. Першерона. Когнитивный, оценочный, поведенческий аспекты политической культуры в современной России. Региональные политические субкультуры. Политическое поведение и его формы: конструктивные, деструктивные, индивидуальные, массовые. Политическое участие как легальная форма политического поведения. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 8.9., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16. Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия.
Тема 10. Политический процесс Понятие политического процесса. Концепция политического процесса Л. Пая. Реформы и революции как формы политического развития общества. Технологии «цветных революций». Основы принятия политических решений: особенности национальных политических стилей. Политическая модернизация как процесс перехода от традиционных форм политического устройства к современным: органическая и догоняющая модернизации. Рекомендуемые источники: 8.1., 8.3., 8.4., 8.5., 8.6., 8.7., 8.9., 9.4., 9.5., 9.6., 9.7., 9.8., 9.9., 9.10., 9.11., 9.12., 9.13., 9.14., 9.15., 9.16. Опрос студентов по вопросам темы. Выступление с докладами. Научная дискуссия.

6.  Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное освоение дисциплины, формы внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование тем (разделов), дисциплины Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное освоение Формы внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 1. Политическая сфера общества. Политология как наука Задачи политологии, междисциплинарные взаимосвязи с другими социальными и гуманитарными науками. Функции политологии. Парадигмы политического знания. Разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов
Тема 2. Политическая власть Типология легитимности власти в учении М. Вебера. Взаимосвязь и взаимовлияние различных видов власти. Функции политической власти. Формы и уровни политической власти. Разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов, разбор кейса.
Тема 3. Политическая система общества. Государство как основа политической системы Типы государств: правовое, социальное государство. Эволюция института государства в условиях постиндустриального общества и глобализации. Взаимосвязь концептов формы государства и политическая система. Выполнение домашних заданий, разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов и презентаций
Тема 4. Политические режимы Демократический политический режим: сущность и основные черты. Модели демократии: классическая демократия, протективная демократия, демократия развития, народная демократия. Выполнение домашних заданий, разбор теоретических вопросов по теме занятия, подготовка докладов и презентаций.
Тема 5. Политические элиты и политическое лидерство . Концепция политического лидерства Н. Макиавелли. Современные концепции лидерства: теория черт, психологическая теория, теория ситуационного анализа, интегративная концепция лидерства. Выполнение домашних заданий, разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов и презентаций
Тема 6. Политические партии, партийные системы, группы интересов Типология общественно-политических движений. Гражданское общество: понятие, сущность, функции. Исторические типы, структура и формы гражданского общества. Гражданское общество и политическая власть, механизм взаимосвязи и взаимодействия. Разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов.
Тема 7 Избирательные системы и политические коммуникации Политические технологии и коммуникации: определение, место и роль в политическом процессе. Структура политических коммуникаций. Роль СМИ в современных политических технологиях. Выполнение домашних заданий, разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов и презентаций.
Тема 8 Политические идеологии . Коммунистическая и фашистская идеологии в ХХ в. «Деидеологизация» политики на рубеже XX-XXI вв. Новые тенденции в развитии основных политических идеологий современности. Выполнение домашних заданий, разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов и презентаций
Тема 9 Политическая культура и политическое участие . Концепции политического поведения: бихевиористская, социологическая, психологическая, рациональная. Формы политических действий. Выполнение домашних заданий, разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов и презентаций
Тема 10 Политический процесс Теория и практика транзита от тоталитарных и авторитарных режимов к демократическим режимам: Д. Растоу, А. Пшеворского, С. Хантингтона, Ф. Шмиттера, Х. Линца. Переходные политические режимы. Выполнение домашних заданий, разбор теоретических вопросов по теме занятия, работа с учебной и справочной литературой, подготовка докладов и презентаций, подготовка реферата.

Итого

 

6.2. Перечень вопросов, заданий, тем для подготовки к текущему контролю

Примерная тематика домашних творческих заданий

1. Составьте «ментальную карту» любого выбранного российского политика.

2. Составьте «ментальную карту» любого выбранного зарубежного политика.

3. Разберите кейс (последние выборы законодательных органов власти в вашем регионе).

4. Разберите кейс (последние выборы федеральных законодательных органов власти).

5. Разберите кейс (последние президентские выборы в России).

6. Разберите кейс (последние выборы мэра вашего города).

7. Подготовьте деловую игру по теме: «Политическая власть в современном мире»

8. Подготовьте деловую игру по теме: «Политическая власть в современной России».

9. Разработайте политический прогноз социально-экономической политики Правительства РФ на краткосрочный период (1 год).

10. Разработайте политический прогноз развития международных отношений на краткосрочный период (2-3 года).

Примерная тематика рефератов

1. Политика как искусство управления.

2.  Политология как наука о политической сфере общества.

3. Идейные истоки политической науки: Античность

4.  Идейные истоки политической науки: Древний Восток

5. Идейные истоки политической науки: Новое время.

6. Парадигмы политического знания.

7. Концепции политической власти.

8. Взаимосвязь политической и государственной власти.

9. Легитимность и легальность власти.

10. Взаимосвязь и взаимовлияние различных видов власти.

11. Концепция политической системы Т. Парсонса.

12. Концепция политической системы Д. Истона, Г. Алмонда.

13. Концепция политической системы К. Дойча.

14. Типологии политических систем.

15. Эволюция института государства в условиях постиндустриального общества и глобализации.

16. Теория политических режимов М. Дюверже.

17. Теория политических режимов Ж.-Л. Клермона.

18. Тоталитарные политические режимы.

19.  Авторитарные политические режимы.

20. Демократические политические режимы.

21. Теория политических элит Г. Моска.

22. Теория политических элит В. Парето.

23. Теория политических элит Михельса.

24. Теория политических элит Ч.Р. Миллса

25. Теория политических элит Р.-Ж. Шварценберга.

26. Концепция политического лидерства Н. Макиавелли.

27. Типология политических лидеров М. Вебера, М. Херманн.

28. Типологизация политических партий: С. Липсета – С. Роккана

29. Типологизация политических партий: Дж. Сартори.

30. Концепция групп интересов А. Бентли.

31. Концепция групп интересов Д. Трумэна.

32. Концепция групп интересов Р. Даля.

33. Основные типы избирательных систем.

34. Консервативная идеология.

35. Социал-демократическая идеология.

36. Либеральная идеология.

37. Радикальные идеологии.

38. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Верба.

39. Концепция корпоративной социализации А. Першерона.

40. Концепции политического поведения.

41. Концепция политического процесса Л. Пая.

42. Теории демократического транзита.

Пример интерактивного занятия

Тема 10. Семинарское занятие по теме «Переходные политические режимы. Влияние глобализации на внутриполитические и внешнеполитические процессы современных государств» (2 часа)

1. Цели занятия: сформировать знания о сущности переходных политических режимов, механизмах влияния глобализации на внутриполитические и внешнеполитические процессы современных государств, умения анализировать современные тенденции транзитов, навыки сравнительного анализа переходных политических режимов.

2. Технология проведения: доклады по теме, презентации по теме, обсуждение докладов и презентаций, анализ конкретных случаев транзита в Европейских странах и сравнение их с транзитами стран Азии, Африки, Латинской Америки. Выявление «лучших практик» и выработка рекомендаций по применению удачного опыта в РФ.

3. Система оценивания занятия: доклады и презентации оцениваются по 10-балльной шкале по критериям: раскрытие содержания темы, логичность, аргументированность, использование научной и учебной литературы, информационных баз данных, аргументированность и полнота ответов на вопросы. Анализ конкретных случаев транзита, расчет абсолютных и относительных показателей политического и социально-экономического развития стран, выявление «лучших практик» и выработка рекомендаций по применению передового опыта в РФ оцениваются по 5-ти балльной шкале по критериям: точность, полнота, глубина анализа, сравнения, безошибочность расчетов. Полученные по 10-ти и 5 –ти балльной шкале оценки суммируются к зачету.

Критерии балльно-рейтинговой оценки различных форм текущего контроля успеваемости содержатся в соответствующих методических рекомендациях Департамента.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием индикаторов их достижения в процессе освоения образовательной программы

Перечень компетенций с указанием индикаторов их достижения[3] в процессе освоения образовательной программы – ссылка на раздел 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине с указанием индикаторов их достижения и планируемых результатов обучения».

7.2. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки индикаторов достижения компетенций, умений и знаний

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.127 с.)