Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарские (практические занятия)
Тема 1. Социология как наука. История становления и развития социологии. Практическое занятие 1. Вопросы к практическому занятию: Социология как наука. Объект и предмет социологии. Метод социологии и структура социологического знания. Принцип ценностной нейтральности. Связь социологии с другими науками. Практическое занятие 2. Социологический проект А. Конта: критический анализ. Классические социологические теории. Самостоятельное занятие (8 ч.) Работа с литературой. Конспект классической теории (по выбору) и оценка возможности ее применения для объяснения современной российской реальности. Решение тестовых заданий. ЛИТЕРАТУРА: а) основная литература [118]: 1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.; 1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с. 1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с. б) дополнительная литература: Медушевский А.М. История русской социологии: Учебн. пос. для вузов. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 318 с.[Электронный ресурс] / http://www.knigafund.ru/books/182343/read#page1; Мельников М.В. История социологии. Классический период: учеб.пос. [Электронный ресурс]Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 312 с. / http://www.knigafund.ru/books/187056/read#page1. Тема 2. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социализация личности: норма и отклонение Практическое занятие 1. Вопросы к практическому занятию: Понятие «личность» в социологии. Структура личности. Основные типы личности. Личность как деятельный субъект. Ролевые теории личности. Социальный статус. Классификация социальных статусов. Ролевые конфликты. Ролевые конфликты в семьях смешанных по национальному составу. Практическое занятие 2. Вопросы к практическому занятию: Социализация личности: виды, этапы. Институты и агенты социализации. Концепция социализационной нормы А.И. Ковалевой. Отклоняющаяся социализация. Преждевременная и ускоренная социализация. Отношение общества к преждевременной и ускоренной социализации. Самостоятельное занятие
Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. Практическое задание на дом: а) описать и проанализировать примеры ролевых конфликтов разных типов; б) описать и проанализировать ролевые конфликты в семьях смешанных по национальному составу. ЛИТЕРАТУРА: а) основная литература [119]: 1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.; 1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с. 1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с. б) дополнительная литература: Ковалева А.И. Отклоняющаяся социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи /http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html; Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html.
Тема 3. Общество и его социальная структура. Социальные группы и общности. Социальные институты. Социальные организации. Социальное взаимодействие Практическое занятие 1. Вопросы к практическому занятию: Общество как социокультурная система. Теории обществ. Типология обществ. Социальная общность. Виды общностей. Социальные группы. Практическое задание на определение студентами своей принадлежности к различным социальным общностям. Практическое занятие 2. Вопросы к практическому занятию: Институциональная структура общества. Виды социальных институтов. Функции и дисфункции социальных институтов. Социальный институт семьи. Практическое занятие 3. Вопросы к практическому занятию: Социальная организация как система. Виды социальных организаций. Практическое занятие 4. Вопросы к практическому занятию: Социальное взаимодействие, его основные формы. Теории социального взаимодействия. Социальный обмен и сравнение как механизм социального взаимодействия. Социальное действие. Типология социальных действий по М. Веберу.
Самостоятельное занятие Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. Написание эссе по теме: «Ценностные основания социальных взаимодействий в молодежной среде». Практическое задание на дом: описать примеры социальных действий. ЛИТЕРАТУРА: а) основная литература [120]: 1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.; 1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с. 1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с. б) дополнительная литература: Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94. Тема 4. Социальное неравенство. Стратификация и социальная мобильность Практическое занятие 1. Вопросы к практическому занятию: Естественные различия и социальное неравенство. Теории социальной стратификации. Исторические типы стратификации. Проблема исследования социальной стратификации. Децильный коэффициент. Социальное равенство как ценность современного общества: утопия или реальность? Практическое задание: Опишите формы проявления социального неравенства в общеобразовательной школе. Какие меры принимаются для нивелирования социального неравенства? Практическое занятие 2. Вопросы к практическому занятию: Социальная мобильность, ее виды. Особенности стратификации современного российского общества. Проблема исследования социальной стратификации. Самостоятельное занятие. Работа с литературой. Подготовка вопросов. Написание эссе на тему: «Социальная мобильность современной молодежи в регионах России». Решение тестовых заданий. ЛИТЕРАТУРА: а) основная литература [121]: 1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.; 1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с. 1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с. б) дополнительная литература: 1 МИС П-69 Практикум по социологии: Учебно-методические разработки семинарских и практических занятий по курсу «Социология» /Отв. ред. С. Н. Щеглова. М., 2000. Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94. Тема 5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация Практическое занятие 1. Вопросы к практическому занятию: Культура как система ценностей, норм, образцов действий индивидов. Элементы культуры. Типология культур. Функции культуры. Взаимодействие культур и социальные изменения. Социокультурный процесс. Взаимодействие культуры, экономики и социальных отношений. Выполнение практического задания по соотношению (определению) ценностей и конкретного действия или действий индивидов (задание выполняется в группах по 3-5 студентов, затем представитель группы сообщает результаты задания и приводит аргументы). По результатам выполненного задания проводится дискуссия. Цель дискуссии: обучение культуре обсуждения актуальных проблем, понимание ценностных оснований социальных действий.
Практическое занятие 2. Вопросы к практическому занятию: Понятие «девиация» в социологии. Девиантное и делинквентное поведение. Социальный контроль. Формы социального контроля. Алкоголизм и наркомания в молодежной среде. Самостоятельное занятие. Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. ЛИТЕРАТУРА а) основная литература [122]: 1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.; 1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с. 1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с. б) дополнительная литература: Дугин А.Г. Этносоциология [Электронный ресурс]/ Дугин А.Г.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 848 c. (С. 417-433; 534-548; 548-554) — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36754.— ЭБС «IPRbooks»; Ковалева А.И. Отклоняющаяся социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи /http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html; Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html; 1 МИС П-69 Практикум по социологии: Учебно-методические разработки семинарских и практических занятий по курсу «Социология» /Отв. ред. С. Н. Щеглова. М., 2000. С. 30-31. Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94. Селиверстова Н.А. Аккультурация [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/9-akkulturaciya.html. Селиверстова Н.А. Гендерные стереотипы как предмет дискуссии студенческой молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 5. С.26-33.
Тема 6. Мировая система и процессы глобализации Практическое занятие 1. Вопросы к практическому занятию:
Теории глобализации. Последствия глобализации. Нивелирование ценностей как последствие глобализации. Антиглобализм. Место России в мировой системе. Самостоятельное занятие. Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. ЛИТЕРАТУРА а) основная литература [123]: 1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.; 1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с. 1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с. б) дополнительная литература: Дугин А.Г. Этносоциология [Электронный ресурс]/ Дугин А.Г.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 848 c. (С. 417-433; 534-548; 548-554) — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36754.— ЭБС «IPRbooks»; 1 МИС П-69 Практикум по социологии: Учебно-методические разработки семинарских и практических занятий по курсу «Социология» /Отв. ред. С. Н. Щеглова. М., 2000. Тема 7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологических исследований Практическое занятие 1. 1. Выделить актуальную социальную проблему в сфере деятельности государственных структур или бизнеса, частного сектора. Сформулировать проблемную ситуацию. 2. Разработка методологического раздела программы конкретного социологического исследования (тема согласовывается с преподавателем). Обоснование проблемной ситуации, объект, предмет, цель и задачи социологического исследования. Практическое занятие 2. Разработка методологического раздела программы конкретного социологического исследования. Логический анализ основных понятий (теоретическая интерпретация и структурная операционализация понятий), формулировка гипотез. Определение методов сбора первичной социологической информации. Разработка социологического инструментария. По данной теме также проводятся коллоквиумы (7-10 мин.). Вопросы к коллоквиумам по теме 7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологического исследования Занятие 1. 1. На каком этапе исследования разрабатывается программа? В чем ее основное предназначение? 2. Что такое актуальность темы? Как формулируется актуальность темы? 3. Что понимается под социальной проблемой? 4. Почему методологический раздел программы содержит анализ научной литературы по теме исследования? 5. Что или кто чаще всего выступает объектом социологического исследования? 6. Как соотносятся объект и предмет исследования? 7. Что представляет собой цель исследования? 8. Как соотносятся цель и задачи исследования? Занятие 2. 1. С какой целью осуществляется логический анализ основных понятий? Что представляет собой теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий?
2. Что такое гипотеза? На чем она основывается? Какие гипотезы выделяют в исследовании? 3. Надо ли исследовать весь объект исследования? 4. Что такое «генеральная» и «выборочная» совокупности? 5. От чего зависит объем выборки? 6. Что такое репрезентативность? 7. Как определить метод сбора информации адекватный целям и задачам исследования? 8. Познавательные возможности и границы применения анкетирования. 9. Познавательные возможности и границы применения интервьюирования. 10. Познавательные возможности и границы применения контент-анализа документов. 11. Познавательные возможности и границы применения наблюдения.
Самостоятельное занятие ·Работа с учебной и научной литературой по теме исследования. Подготовка к коллоквиуму. Доработка методологического раздела программы конкретного социологического исследования и инструментария Рецензирование программы конкретного социологического исследования и инструментария. Решение тестовых заданий. ЛИТЕРАТУРА а) основная литература [124]: 1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.; 1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с. 1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с. б) дополнительная литература: Дугин А.Г. Этносоциология [Электронный ресурс]/ Дугин А.Г.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 848 c. (С. 417-433; 534-548; 548-554) — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36754.— ЭБС «IPRbooks»; Ковалева А.И. Отклоняющаяся социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи /http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html; Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html; Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии [Электронный ресурс]/ Немирова Н.В.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014.— 58 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51697.— ЭБС «IPRbooks»; Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94. Селиверстова Н.А. Аккультурация [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/9-akkulturaciya.html. Селиверстова Н.А. Гендерные стереотипы как предмет дискуссии студенческой молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 5. С.26-33.
5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся 5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОП ВО: а) общекультурные компетенции (ОК): ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
Данная компетенция формируется в процессе изучения следующих дисциплин:
Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме экзамена
б) общепрофессиональные компетенции (ОПК): ОПК - 5 способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора. Данная компетенция формируется в процессе изучения следующих дисциплин:
Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме экзамена
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.072 с.) |