Семинарские (практические занятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские (практические занятия)



Тема 1. Социология как наука. История становления и развития социологии.

Практическое занятие 1.

Вопросы к практическому занятию:

Социология как наука. Объект и предмет социологии. Метод социологии и структура социологического знания. Принцип ценностной нейтральности. Связь социологии с другими науками.

Практическое занятие 2. Социологический проект А. Конта: критический анализ. Классические социологические теории.

Самостоятельное занятие (8 ч.)

Работа с литературой. Конспект классической теории (по выбору) и оценка возможности ее применения для объяснения современной российской реальности. Решение тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература [118]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология:  Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

Медушевский А.М. История русской социологии: Учебн. пос. для вузов. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 318 с.[Электронный ресурс] / http://www.knigafund.ru/books/182343/read#page1;

Мельников М.В. История социологии. Классический период: учеб.пос. [Электронный ресурс]Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 312 с. / http://www.knigafund.ru/books/187056/read#page1.

Тема 2. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социализация личности: норма и отклонение

Практическое занятие 1.

Вопросы к практическому занятию:

Понятие «личность» в социологии. Структура личности. Основные типы личности. Личность как деятельный субъект. Ролевые теории личности. Социальный статус. Классификация социальных статусов. Ролевые конфликты. Ролевые конфликты в семьях смешанных по национальному составу.

Практическое занятие 2.

Вопросы к практическому занятию:

Социализация личности: виды, этапы. Институты и агенты социализации.

Концепция социализационной нормы А.И. Ковалевой. Отклоняющаяся социализация. Преждевременная и ускоренная социализация. Отношение общества к преждевременной и ускоренной социализации.

Самостоятельное занятие

Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. Практическое задание на дом: а) описать и проанализировать примеры ролевых конфликтов разных типов; б) описать и проанализировать ролевые конфликты в семьях смешанных по национальному составу.

ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература [119]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

Ковалева А.И. Отклоняющаяся социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи /http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html;

Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html.

 

Тема 3. Общество и его социальная структура. Социальные группы и общности. Социальные институты. Социальные организации. Социальное взаимодействие

Практическое занятие 1.

Вопросы к практическому занятию:

Общество как социокультурная система. Теории обществ. Типология обществ. Социальная общность. Виды общностей. Социальные группы.

Практическое задание на определение студентами своей принадлежности к различным социальным общностям.

Практическое занятие 2.

Вопросы к практическому занятию:

Институциональная структура общества. Виды социальных институтов. Функции и дисфункции социальных институтов. Социальный институт семьи.

Практическое занятие 3.

Вопросы к практическому занятию:

 Социальная организация как система. Виды социальных организаций.

Практическое занятие 4.

Вопросы к практическому занятию:

Социальное взаимодействие, его основные формы. Теории социального взаимодействия. Социальный обмен и сравнение как механизм социального взаимодействия. Социальное действие. Типология социальных действий по М. Веберу.

Самостоятельное занятие

Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. Написание эссе по теме: «Ценностные основания социальных взаимодействий в молодежной среде». Практическое задание на дом: описать примеры социальных действий.

ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература [120]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94.

Тема 4. Социальное неравенство. Стратификация и социальная мобильность

Практическое занятие 1.

Вопросы к практическому занятию:

Естественные различия и социальное неравенство. Теории социальной стратификации. Исторические типы стратификации. Проблема исследования социальной стратификации. Децильный коэффициент. Социальное равенство как ценность современного общества: утопия или реальность?

Практическое задание: Опишите формы проявления социального неравенства в общеобразовательной школе. Какие меры принимаются для нивелирования социального неравенства?

Практическое занятие 2.

Вопросы к практическому занятию:

 Социальная мобильность, ее виды. Особенности стратификации современного российского общества. Проблема исследования социальной стратификации.

Самостоятельное занятие.

Работа с литературой. Подготовка вопросов. Написание эссе на тему: «Социальная мобильность современной молодежи в регионах России». Решение тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература [121]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

1 МИС П-69 Практикум по социологии: Учебно-методические разработки семинарских и практических занятий по курсу «Социология» /Отв. ред. С. Н. Щеглова. М., 2000.

Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94.

Тема 5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация

Практическое занятие 1.

Вопросы к практическому занятию:

Культура как система ценностей, норм, образцов действий индивидов. Элементы культуры. Типология культур. Функции культуры. Взаимодействие культур и социальные изменения. Социокультурный процесс. Взаимодействие культуры, экономики и социальных отношений.

Выполнение практического задания по соотношению (определению) ценностей и конкретного действия или действий индивидов (задание выполняется в группах по 3-5 студентов, затем  представитель группы сообщает результаты задания и приводит аргументы). По результатам выполненного задания проводится дискуссия. Цель дискуссии: обучение культуре обсуждения актуальных проблем, понимание ценностных оснований социальных действий.

Практическое занятие 2.

Вопросы к практическому занятию:

Понятие «девиация» в социологии. Девиантное и делинквентное поведение. Социальный контроль. Формы социального контроля. Алкоголизм и наркомания в молодежной среде.

Самостоятельное занятие.

Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

   а) основная литература [122]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

Дугин А.Г. Этносоциология [Электронный ресурс]/ Дугин А.Г.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 848 c. (С. 417-433; 534-548; 548-554) — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36754.— ЭБС «IPRbooks»;

Ковалева А.И. Отклоняющаяся социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи /http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html;

Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html;

1 МИС П-69 Практикум по социологии: Учебно-методические разработки семинарских и практических занятий по курсу «Социология» /Отв. ред. С. Н. Щеглова. М., 2000. С. 30-31.

Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94.

Селиверстова Н.А. Аккультурация [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/9-akkulturaciya.html.

Селиверстова Н.А. Гендерные стереотипы как предмет дискуссии студенческой молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 5. С.26-33.

 

Тема 6. Мировая система и процессы глобализации

Практическое занятие 1.

Вопросы к практическому занятию:

Теории глобализации. Последствия глобализации. Нивелирование ценностей как последствие глобализации. Антиглобализм. Место России в мировой системе.

Самостоятельное занятие.

Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература [123]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

Дугин А.Г. Этносоциология [Электронный ресурс]/ Дугин А.Г.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 848 c. (С. 417-433; 534-548; 548-554) — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36754.— ЭБС «IPRbooks»;

1 МИС П-69 Практикум по социологии: Учебно-методические разработки семинарских и практических занятий по курсу «Социология» /Отв. ред. С. Н. Щеглова. М., 2000.

Тема 7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологических исследований

Практическое занятие 1.

1. Выделить актуальную социальную проблему в сфере деятельности государственных структур или бизнеса, частного сектора. Сформулировать проблемную ситуацию.

2. Разработка методологического раздела программы конкретного социологического исследования (тема согласовывается с преподавателем). Обоснование проблемной ситуации, объект, предмет, цель и задачи социологического исследования.

Практическое занятие 2.

Разработка методологического раздела программы конкретного социологического исследования. Логический анализ основных понятий (теоретическая интерпретация и структурная операционализация понятий), формулировка гипотез. Определение методов сбора первичной социологической информации. Разработка социологического инструментария.

По данной теме также проводятся коллоквиумы (7-10 мин.).

Вопросы к коллоквиумам по теме 7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологического исследования

Занятие 1.

1.​ На каком этапе исследования разрабатывается программа? В чем ее основное предназначение?

2.​ Что такое актуальность темы? Как формулируется актуальность темы?

3.​ Что понимается под социальной проблемой?

4.​ Почему методологический раздел программы содержит анализ научной литературы по теме исследования?

5.​ Что или кто чаще всего выступает объектом социологического исследования?

6.​ Как соотносятся объект и предмет исследования?

7. Что представляет собой цель исследования?

8. Как соотносятся цель и задачи исследования?

Занятие 2.

1. С какой целью осуществляется логический анализ основных понятий? Что представляет собой теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий?

2. Что такое гипотеза? На чем она основывается? Какие гипотезы выделяют в исследовании?

3. Надо ли исследовать весь объект исследования?

4. Что такое «генеральная» и «выборочная» совокупности?

5. От чего зависит объем выборки?

6. Что такое репрезентативность?

7. Как определить метод сбора информации адекватный целям и задачам исследования?

8. Познавательные возможности и границы применения анкетирования.

9. Познавательные возможности и границы применения интервьюирования.

10. Познавательные возможности и границы применения контент-анализа документов.

11. Познавательные возможности и границы применения наблюдения.

 

Самостоятельное занятие

·Работа с учебной и научной литературой по теме исследования. Подготовка к коллоквиуму. Доработка методологического раздела программы конкретного социологического исследования и инструментария Рецензирование программы конкретного социологического исследования и инструментария. Решение тестовых заданий.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература [124]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

Дугин А.Г. Этносоциология [Электронный ресурс]/ Дугин А.Г.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 848 c. (С. 417-433; 534-548; 548-554) — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36754.— ЭБС «IPRbooks»;

Ковалева А.И. Отклоняющаяся социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи /http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html;

Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html;

Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии [Электронный ресурс]/ Немирова Н.В.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014.— 58 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51697.— ЭБС «IPRbooks»;

Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94.

Селиверстова Н.А. Аккультурация [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/9-akkulturaciya.html.

Селиверстова Н.А. Гендерные стереотипы как предмет дискуссии студенческой молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 5. С.26-33.

 

5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОП ВО:

а) общекультурные компетенции (ОК):

ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

 

Данная компетенция формируется в процессе изучения следующих дисциплин:

Педагогика – 4 семестр
Религиозный фактор в современных международных отношениях – 5 семестр
Культурно-религиозные традиции зарубежных стран – 5 семестр
Учебная практика – 3 семестр

Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме экзамена

№ п/п Раздел рабочей программы дисциплины Контролируемые компетенции (или их части) Оценочное средство
1. Социология как наука. История становления и развития социологии ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Тестовые задания: № 1-20[125]; экз. вопросы 1-4
2. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социализация личности: норма и отклонение ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Тестовые задания: № 1-20; экз. вопросы 17-21
3. Общество и его структура. Социальные группы и общности. Социальные институты. Социальная организация. Социальное взаимодействие. ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Тестовые задания: № 1-18; экз. вопросы 5-11; 27-29
4. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Тестовые задания: № 1-12; экз. вопросы 24-26
5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация. ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Тестовые задания: № 1– 18; экз. вопросы 12-16; 22-23  
6. Мировая система и процессы глобализации ОК 8 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Тестовые задания: № 1-10; экз. вопрос № 30

б) общепрофессиональные компетенции (ОПК):

ОПК - 5 способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора.

Данная компетенция формируется в процессе изучения следующих дисциплин:

Основы права – 2 семестр
Основы экономических знаний – 3 семестр
Мировая экономика – 4 семестр
Производственная практика – 6 семестр

Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме экзамена



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.072 с.)