Демократические революции в Восточной Европе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократические революции в Восточной Европе.



Конспект урока истории  

Группа № 85 профессия автомеханик 2 курс  

Дата 07.05.2020

Тема: «Страны Восточной и Юго- Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: рассмотреть причины и последствия краха социалистической системы в европейских странах, выявить основные проблемы постсоциалистических преобразований в странах Восточной Европы, определить процессы интеграции после распада СССР.

Опорные понятия и термины: бархатная революция, демократический режим, рыночная экономика, «шоковая терапия», СНГ, «цветные революции»

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет ресурсы:

1.Конспект урока «Страны Восточной и Юго- Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе» https://videouroki.net/video/17-krizis-obshchestva-vseobshchego-blagosostoyaniya.html Дата обращения06.05.2020.

2. Видео. «Страны Восточной и Юго- Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе» https://videouroki.net/video/17-krizis-obshchestva-vseobshchego-blagosostoyaniya.html Дата обращения06.05.2020.

Презентации к уроку по теме:  

1.Страны восточной Европы во второй половине 20 века»

2.«Государства СНГ в мировом сообществе»

 

Ход урока.

  1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

  Цель нашего урока: рассмотреть причины и последствия  краха социалистической системы в европейских странах, выявить основные проблемы  постсоциалистических преобразований в странах Восточной Европы, определить процессы интеграции после распада СССР.

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План.

Демократические революции в Восточной Европе.

Восточная Европа после социализма.

Кризис в Югославии.

Развитие Содружества Независимых Государств.

Вооружённые конфликты в СНГ.

Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.

Демократические революции в Восточной Европе.

С началом горбачёвских реформ в странах Восточной Европы возникли оппозиционные политические партии и движения, а затем произошли демократические революции. По-другому их называют «бархатными революциями», поскольку смена политических режимов происходила мирно, без пролития крови. Принимались законы, гарантировавшие права человека и основные демократические свободы. При этом «старые» коммунистические и рабочие партии меняли названия, занимая левые, социал-демократические позиции в многопартийной системе. На первых свободных выборах все они потерпели поражение. К власти пришли либеральные и консервативные силы. В Венгрии это был Демократический форум, в Чехословакии — Гражданский форум во главе со знаменитым драматургом и диссидентом В. Гавелом, в Польше — движение «Солидарность», руководимое Л. Валенсой.

Единственным восточноевропейским государством, где власти пытались силой воспрепятствовать переменам, была Румыния. Её правитель — Николае Чаушеску установил в стране режим личной диктатуры. В результате в 1989 г. в стране произошло народное восстание, а Чаушеску был казнён.

В ГДР в 1989 г. кризис усугублялся бегством населения в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Не решившись прибегнуть к репрессиям, немецкие коммунисты пошли по пути реформ. На выборах преобладающее большинство получили партии, выступавшие за скорейшее воссоединение двух германских государств, которое состоялось в 1990 г.

Кризис в Югославии.

Намного сложнее, чем в остальных восточноевропейских странах, преобразования шли в Социалистической Федеративной республике Югославии (СФРЮ). В её состав входило шесть республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория. Границы республик не всегда совпадали с расселением в стране основных этнических групп: хорватов, словенцев, сербов, черногорцев и македонцев. Значительную часть населения составляли мусульмане — потомки славян, принявшие ислам ещё во времена турецкого господства и проживавшие преимущественно в Боснии и Герцеговине. Ислам исповедовали также албанцы, большое число которых населяло Косово — автономный край в составе Сербии. В прошлом народы Югославии входили в состав разных государств и длительное время развивались отдельно друг от друга. Отношения между ними складывались не всегда благополучно, часто обострялись из-за религиозных различий.

Глубокий социально-экономический кризис, охвативший все социалистические страны в конце 1980-х гг., способствовал выходу наружу этнических и религиозных противоречий. В 1991 г. Югославия распалась, попытка властей федерации сохранить её целостность силой оружия успеха не имела. Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ). Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения стали независимыми государствами. Но на этом кризис не завершился, поскольку в 1992 г. на территории Боснии и Герцеговины начался вооружённый конфликт между представителями трёх религиозно-этнических групп населения: сербов-православных, хорватов-католиков и боснийцев-мусульман. Он продолжался до 1995 г., оказавшись в центре внимания международного сообщества.

Затем сербское правительство отменило автономию Косово, 90% которого составляли албанцы-мусульмане. Вновь вспыхнули военные действия. От содействия в налаживании переговоров между конфликтующими сторонами страны НАТО перешли к угрозам по адресу Сербии. В 1999 г. без санкции Совета Безопасности ООН США и их союзники начали военные действия против СРЮ.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб с урановой начинкой около 500 тыс. человек получили радиационные поражения. 2,5 млн людей лишились необходимых условий для жизни (жилья, питьевой воды и т.д.).

В Сербии в 2000 г. после массовых выступлений в поддержку кандидата демократической оппозиции на пост президента Воислава Коштуницы пал режим Слободана Милошевича. В 2006 г. независимой стала Черногория. А в 2008 г. независимость провозгласил сербский край Косово, оккупированный войсками НАТО. Вопреки позиции ООН, Соединённые Штаты Америки и ряд их союзников признали самопровозглашённое государство.

Приложение

СНГ

Похожие проблемы испытывали и бывшие советские республики, провозгласившие независимость после распада СССР. Надежды на то, что СНГ – Содружество Независимых Государств – станет полноценным политическим и экономическим союзом, не оправдались.

Разрыв хозяйственных связей был болезненным для экономик постсоветских государств. Поэтому стала развиваться интеграция в рамках двухсторонних отношений или заключения договоров между несколькими странами.

В декабре 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. В 2010 году Беларусь, Казахстан и Россия заключили договор о Таможенном союзе. С января 2015 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Российской Федерации.

В мае 1992 года в Ташкенте была создана Организация договора о коллективной безопасности. На момент вступления в силу в неё входили 9 государств. Но позже из ОДКБ вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан.

Переход к рыночной экономике осуществлялся разными методами и темпами. В некоторых из стран он оставался незавершённым и в середине 2010-х годов. Тяжело проходило и становление демократии. В ряде государств сформировался авторитарный режим. Нарастание противоречий вызвало массовое протестное движение. В Грузии, Украине, Киргизии произошли так называемые «цветные революции».

Возникали серьёзные проблемы и в отношениях между странами. Самым продолжительным по времени является, например, конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

 

Конспект урока истории  

Группа № 85 профессия автомеханик 2 курс  

Дата 07.05.2020

Тема: «Страны Восточной и Юго- Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: рассмотреть причины и последствия краха социалистической системы в европейских странах, выявить основные проблемы постсоциалистических преобразований в странах Восточной Европы, определить процессы интеграции после распада СССР.

Опорные понятия и термины: бархатная революция, демократический режим, рыночная экономика, «шоковая терапия», СНГ, «цветные революции»

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет ресурсы:

1.Конспект урока «Страны Восточной и Юго- Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе» https://videouroki.net/video/17-krizis-obshchestva-vseobshchego-blagosostoyaniya.html Дата обращения06.05.2020.

2. Видео. «Страны Восточной и Юго- Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе» https://videouroki.net/video/17-krizis-obshchestva-vseobshchego-blagosostoyaniya.html Дата обращения06.05.2020.

Презентации к уроку по теме:  

1.Страны восточной Европы во второй половине 20 века»

2.«Государства СНГ в мировом сообществе»

 

Ход урока.

  1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

  Цель нашего урока: рассмотреть причины и последствия  краха социалистической системы в европейских странах, выявить основные проблемы  постсоциалистических преобразований в странах Восточной Европы, определить процессы интеграции после распада СССР.

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План.

Демократические революции в Восточной Европе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.78 (0.015 с.)