в контрольной работе, реферате, курсовой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

в контрольной работе, реферате, курсовой



1. Сноска на художественное произведение, которое подвергается

анализу:

· Джойс Дж. Портрет художника в юности. М.: Искусство, 2012. 285 с.

 

Примечание: Сноска в контрольной работе/реферате на художественное произведение делается 1 раз (!). Потом ПРЯМО В СНОСКЕ пишется следующее – Далее сноска на это издание дается в скобках с указанием № страницы. После чего все последующие сноски на текст художественного произведения оформляются в тексте контрольной работы/реферата так, как в ПРИМЕРЕ.
(ПРИМЕРЫ) — «Цитированный фрагмент из художественного произведения, которое Вы анализируете» (С. 63). — Текст работы студента, «цитированный фрагмент из художественного произведения, которое Вы анализируете» (С. 125-126). — «Но время убегает, И красота линяет, И свежесть выдыхается, Как горная роса» (С. 96).

 

2. Сноска на монографию/учебник/словарь:

· Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: «Художественная литература», 1975. С. 5.

· Введение в литературоведение: учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.

· Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М., 1999. С. 99.

· Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2003.

· Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т.1. // Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2007.

· Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 95.

 

3. Сноска на статью/раздел/главу в составе монографии/сборника статей:

· Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПб», 1998. С. 13-285.

· Фрейденберг О. М. Происхождение наррации // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 206—229.

 

4. Сноска на электронный источник:

· Женетт Ж. Металепсис. URL: http://www.niv.ru/doc/zhenett-raboty-po-poetike/metalepsis.htm (дата обращения: 11.04.2012).

 ПРИМЕР: Оформление постраничных сносок (нумерация сносок – сквозная) · Текст работы студента, «цитированный фрагмент»¹. · Текст работы студента, «цитированный фрагмент»². ---------------------------------------------------------------------------------------------- ¹Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПб», 1998. С. 185. ²Женетт Ж. Металепсис. URL: http://www.niv.ru/doc/zhenett-raboty-po-poetike/metalepsis.htm (дата обращения: 14.04.2014).

Примечание (!!!): В постраничной сноске также обязательно указывается № страницы (напр. С. 10. или С. 115-116), в Библиографии № страниц ОБЯЗАТЕЛЬНО указываются ТОЛЬКО для сборников статей, разделов, частей, глав!

Оформление «Библиографии»:

Список источников должен быть расположен по алфавиту, со сквозной нумерацией. Пример:  

Библиография

I. Художественная литература

1. Гессе Г. Демиан: История юности, написанная Эмилем Синклером // Иностранная литература. 1993. №5. С. 39-109.

2. Hesse H. Demian: Die Geschichte von Emil Sinclairs Jugend. Memmingen, 1969. 214 S.

II. Научно-критическая литература

3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: «Художественная литература», 1975.

4. Введение в литературоведение: учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.

5. Малащенко В.В. Новелла Г. Гессе «Последнее лето Клингзора»: эксперимент с художественной формой // Немецкоязычное духовное наследие в мировой культуре: к 60-летию д-ра филол. наук Ю.Л. Цветкова. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. С. 114—123.

6. Малащенко В.В., Копцев И.Д. Г. Гессе «Курортник»: жанровая природа и нарративная стратегия // Вестник БФУ им. И. Канта. Вып. 8: Сер. Филологические науки. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. С. 123—128.

7. Щербаков М. А. Модель уровней самоидентификации личности URL: http://www.ipd.ru/articles/ident_article.shtml (Дата обращения: 24.04.2014).

8. Freedman R. H. Hesse im Wandel der Krisen // Hermann Hesse Heute. Bonn, 1980. S. 25-60.

9. Seckendorff K.V. H. Hesses propagandistische Prosa: selbstzerstörerische Entfaltung als Botschaft in seinen Romanen vom “Demian” bis zum “Steppenwolf”. Bonn, 1982. 218 S.

Библиография должна включать не менее 7-10 источников.

 

10.3. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины

1. Необходимо любить и уважать студентов; понимать и любить преподаваемую дисциплину для того, чтобы привить студенту это понимание, интерес и любовь к предмету и, шире, к научному знанию.

2. Важнейшим элементом гуманитарного образования должен стать опыт сопереживания и понимания студентами другого человека (героя произведения), автора, и, шире, другой эпохи.

3. Подача конкретного лекционного материала должна осуществляться в строго доказательной форме, со ссылками на имеющиеся научные источники и опорой на факты художественной практики.

4. Преподавание каждой лекционной темы должно осуществляться в синтезе историко-теоретического подхода.

5. Важной задачей курса является формированию у студента активной мировоззренческой позиции. В связи с этим вопросы, выносимые на обсуждение на дискуссионных лекциях, должны носить проблемный характер. Необходимо стимулировать у студента формирование осознанной личной позиции по тому или иному вопросу, не сводить обсуждение лекционных тем к зачитыванию студентами отрывков из критической литературы. Необходимо развивать у студентов навыки логического мышления и анализа.

6. Преподавание данной дисциплины должно быть обязательно направлено на:

- развитие и закрепление литературоведческих навыков, полученных студентами в рамках изучения предшествующих теоретических и историко-литературных курсов;

- выявление и закрепление методики анализа текста и поэтики изучаемого писателя;

- формирование и выработку у студентов собственного художественного языка и стиля.

10.3.1. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению лекционных занятий

Теоретическое и практическое обучение по дисциплине осуществляется посредством чтения лекций, выполнения к/р, рефератов, а также самостоятельной работой студентов (СРС).

Главным звеном дидактического цикла обучения является лекционный курс, цель которого заключается в формировании ориентировочной основы для последующего усвоения студентами/магистрантами учебного материала.

Преподаватель в ходе лекции, применяя методы устного изложения и показа, передает студентам/магистрантам знания по ключевым, фундаментальным вопросам изучаемой дисциплины. Главное достоинство лекции состоит в том, что новизна излагаемого материала соответствует моменту ее чтения, в то время как положения учебников, учебных пособий относятся к году их издания. Кроме того, на лекции личное общение преподавателя со студентами предоставляет большие возможности для реализации воспитательных целей.

При изложении материала преподавателю необходимо ставить на каждую лекцию конкретную цель, которая вытекает из темы и реальных возможностей преподавателя.

Основные требования к лекции:

1. научность; логическая последовательность изложения учебных вопросов;

2. конкретность и целеустремленность изложения материала;

3. соответствие отводимого времени значимости учебных вопросов;

4. соответствие содержания лекции принципам обучения, требованиям руководящих документов;

5. наглядность обучения; формирование у студентов/магистрантов потребности к самостоятельному углублению знаний;

6. изложение материала с учетом достигнутого уровня знаний.

Структура лекции обязательно включает ее план, строгое следование которому – залог ее логического последующего развития. В план входят ключевые вопросы лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов. Обязательно следует кратко напомнить содержание предыдущей лекции, связав его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы желательно совмещать разные методы, индуктивный (примеры, факты, подводящие к научным выводам) и дедуктивный (разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах). По каждому из анализируемых положений необходимо делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции подводится её итог. Представление места лекции в изучаемом курсе и порядка прохождения темы определяет ее значения для изучения последующих тем и проведения других видов занятий, а также уяснение состава и уровня подготовки студентов/магистрантов.

При чтении лекционного курса и для успешного овладения лекционным материалом студентами/магистрантами преподавателю следует использовать различные формы лекций: информационную в ее вариациях (вводная, обзорная, обзорно-повторительная), проблемную, лекцию-беседу, лекцию-диспут.

Чтение лекции целесообразно начинать с краткого вступления, в котором преподаватель при необходимости напоминает содержание предыдущего занятия, потом объявляет следующую тему, дает целевые установки обучаемым, учебное время на изучение темы, рекомендованную литературу. По каждому вопросу необходимо давать точные формулировки, определения, раскрывать сущность и содержание учебного материала, приводить необходимые доказательства и обоснования, предъявлять визуальные материалы. Основные положения лекции подкрепляются примерами.

Необходимо, на всем протяжении лекции, следить за концентрацией внимания аудитории, интонационно подчеркивая и выделяя наиболее значимые места и разделы лекции. Следует помнить, что 1-е ослабление внимания обучающихся наступает на 15 – 20-ой минутах, 2-е – на 30-35-ой минутах. Для успешного преодоления этих «рубежей» необходимо следить за вниманием студентов/магистрантов, обращаться к аудитории с вопросами, с просьбами привести обучающимися собственных, соответствующих теме лекции, примеров.

В ходе лекции следует также контролировать лекционное время, ибо при его нехватке, особенно в заключении лекции, ускоряется темп изложения материала, не делаются выводы, неэффективно используется иллюстративный материал. Преподавателю, при очевидном недостатке времени в конце лекционного занятия, лучше опустить второстепенный материал или дать отдельные вопросы лекции на самостоятельное изучение, обязательно указав при этом соответствующий источник (литературу). При этом следует помнить о том, что в конце занятия необходимо оставлять временной интервал в 3-5 минут для того, чтобы дать задание для самостоятельной работы и ответить на возникшие в ходе лекции вопросы.

Преподавателю необходимо также, в зависимости от значения и сложности материала, выбирать определенный темп речи, рассчитанный на то, чтобы обучаемые успевали конспективно записать необходимый лекционный материал.

В заключение лекции формулируются выводы и даются необходимые рекомендации, вытекающие из содержания пройденного материала, обобщаются теоретические положения по отдельным вопросам, рекомендуются методы применения полученных знаний в практической деятельности.

На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнаю новые знания, постигаю теоретические особенности своей профессии. Преподаватель должен использовать во время лекции такие средства коммуникации, которые обеспечивают наиболее эффективную передачу его собственной личности. Поскольку, чем больше он соответствует определённому образцу профессионала («светлому образу учителя»), тем больше оказывается влияние преподавателя на студентов и тем легче достигаются результаты обучения.

Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами. Лекция является проблемной тогда, когда в ней реализуется сам принцип проблемности. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично. Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Вопросы на проблемной лекции (требования к вопросам)

1. в вопросе отражается результат предшествующего мыслительного анализа условий решения задачи, отделения известного от неизвестного, понятного от непонятного;

2. вопрос указывает на искомое задачи и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, неизвестный пока студентам способ анализа условий, решения задачи и т.п.);

3. ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;

4. вопрос является средством вовлечения студента в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.

Заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы позволяют управлять мышлением студентов на проблемной диалогической лекции.

В отличие от лекции-беседы на лекции-диспуте преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия предполагает живое взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. По ходу лекции-диспута преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко их обсудить, затем следует краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Преподавателю следует помнить и о том, что успешное проведение лекции также зависит от дисциплинированности студентов/магистрантов, их взаимоуважении, уважении к преподавателю, тактичности и вежливости всех, участвующих в лекции, сторон.

 

10.3.2. Методические рекомендации преподавателю по проведению практических занятий

Практические занятия, предусмотренные тематическим планом, предназначены для углубления и контроля уровня знаний студентов по курсу преподаваемой дисциплины. Групповые занятия завершают цикл познавательной деятельности студентов, цикл, начатый на лекции и продолженный самостоятельным изучением рекомендованной литературы. Они имеют целью развивать у студентов мировоззрение, самостоятельное творческое мышление, навыки устных выступлений, умелого применения знаний для анализа изучаемых явлений и процессов.

Практическое занятие под руководством преподавателя проводится в целях:

— активного приобретения студентами новых знаний,

— расширения и углубления знаний, полученных на других видах учебных занятий,

— обучения студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом,

— выработки мотивов и ориентиров, стимулирующих и направляющих творческий поиск и получение твердых знаний по вопросам, постановленным в плане занятия путем изучения рекомендованной литературы,

— конспектирования первоисточников, записи основных теоретических положений, составления схем,

— подготовки докладов и выступлений.

Практические занятия являются одной из традиционных форм групповых занятий и проводятся по основным и наиболее сложным вопросам учебной программы. Главная задача - углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной литературой, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Его цель - подвести итоги самостоятельной работы студентов над первоисточниками и другой литературой, помочь глубже разобраться в изучаемой теме путем коллективного обсуждения под руководством преподавателя коренных, актуальных ее вопросов.

Практическое занятие обычно проходит в форме развернутой беседы, предполагающей отдельные выступления студентов с последующим коллективным разбором актуальных проблем. Кроме того, на занятии практикуется обсуждение докладов, рефератов, подготовленных заранее в соответствии с планом.

На практических занятиях осуществляется промежуточная оценка знаний студентов. В конце занятия каждому студенту выставляется оценка.

Для подготовки студентов к основным формам групповых занятий и их проведению, можно сформулировать общие методические рекомендации. Подготовку к любому групповому занятию надо начинать с изучения и конспектирования рекомендованной литературы по теме. Если предусмотрен доклад, то докладчик встречается с преподавателем и согласовывает с ним основное содержание доклада и используемую литературу. После выступления докладчика организуется обсуждение доклада и других вопросов в соответствии с планом группового занятия.

При ответах приветствуется свобода мышления, умение самостоятельно ставить вопросы, вскрывать противоречия рассматриваемых явлений, видеть различные тенденции их развития, но все это при условии, что приветствуемое, есть результат изучения соответствующей литературы и действительности. Поэтому желательной стороной занятий является сомнение, критика привычных устоявшихся догм, стереотипов мышления, убедительная аргументация своей точки зрения.

Важным требованием любого группового занятия является соблюдение культуры дискуссии, умение выслушать оппонента, терпимость к новой, нестандартной точке зрения по рассматриваемому вопросу.

В конце занятия преподаватель подводит итоги обсуждения доклада и вынесенных на практическое занятие вопросов, оценивает доклад, выступления и проведенное занятие в целом, выставляет оценки и дает необходимые рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы студентов.

 

10.3.3. Методические рекомендации преподавателю по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Роль преподавателя при этом заключается в планировании, организации и контроле СРС, в обучении студентов методам самостоятельного изучения теоретических вопросов. Ориентируясь на базовые компоненты содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой работы ‒ целесообразно для курса произвести тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач, выделить в этом материале круг определенных проблем для самостоятельной работы.

При разработке заданий для СРС преподаватель должен руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью обучаемых. При разработке заданий для СРС по дисциплине следует соблюдать следующие требования:

- содержание СРС должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам;

- СРС следует организовывать во всех звеньях учебного процесса, особенно в процессе усвоения нового материала;

- СРС должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной;

- организация СРС должна быть направлена на развитие осознанной мотивации получения и усвоения студентами знаний и необходимых навыков;

- необходимо делать студентов непосредственными участниками процесса познания, предлагать им занимать активную позицию в освоении дисциплины;

- при организации СРС необходимо правильно организовать систему контроля, обязательно предусмотреть адекватную обратную связь между преподавателем и студентами;

- необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными и электронными источниками информации (конспектом лекций, научными изданиями, документами, Интернет-ресурсами). При изучении дисциплины основную долю отводимого на СРС времени занимает работа с конспектом лекций и другой печатной и электронной информацией. При этом роль преподавателя заключается в обучении студентов методике работы с учебной, научно-критической и художественной литературой. В начале семестра преподаватель на первой (вводной) лекции должен ознакомить курс (группу) со структурой курса, целями и задачами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС.

При организации СРС необходимо в процессе консультирования помогать студентам в овладении всеми приемами самостоятельной работы, способствовать повышению ее качества.

 

 

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

— Программы Microsoft Office 2007/2010:

— MS Power Point,

— MS Word,

— MS Excel,

— Программа для чтения документов в формате pdf Adobe Reader.

— Базы данных, представленные на сайте библиотеки БФУ им. И. Канта

11.1. Интернет-ресурсы:

1. Научная электронная библиотека ELibrary: http://www.library.ru/

2. Электронная библиотечная система ibooks. ru - http://ibooks.ru

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/

4. Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) - http://www.libfl.ru/ 

5. Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru 

6. Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru:8101/

7. In Folio Университетская библиотека: собрание учебной и справочной литературы - http://infolio.asf.ru

8. Библиотека Гумер — гуманитарные науки: http://www.gumer.info/

9. Научная библиотека МГУ: http://www.nbmgu.ru

10. Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden»: http://www.imwerden.de

11. Университетская библиотека гуманитарных знаний: http://www.biblioclub.ru/

12. Электронная библиотека ВГБИЛ: http://hyperlib.libfl.ru/index.php

13. Русский филологический портал: http://www.philology.ru/

 

 

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Учебная аудитория, оборудованная интерактивным комплексом (ноутбук, планшетный ПК или моноблок MSI AE222G-257XRU, подключенный к локальной сети университета с выходом в Интернет; телевизор LG ULTRA HD).

 

Разработчик:

 

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград к.филол.н., Института гуманитарных наук В.В. Малащенко

 

Эксперты:

 

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград Ведущий менеджер ООП Института гуманитарных наук И.В Томашевская

 

Балтийский федеральный университет имени И. Канта, г. Калининград Председатель методической комиссии Института гуманитарных наук Т.В. Цвигун

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.055 с.)