Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра автомобили, тракторы и технический сервисСтр 1 из 8Следующая ⇒
Кафедра автомобили, тракторы и технический сервис МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По выполнению курсовой работы для обучающихся по направлению подготовки САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2019
ББК 30.10я73 Рецензенты:
Кандидат техн. наук, доцент С.Н.Перцев; кандидат техн. наук, доцент А.П.Фомичев
Цыплакова, И.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Методические указания по выполнению курсовой работы для обучающихся по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация траспортно-технологических машин и комплексов/И.В.Цыплакова. – СПб.: СПбГАУ, 2019. – 45 с.
Методические указания предназначены для обучающихся по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация траспортно-технологических машин и комплексов.
Рекомендованы к изданию и публикации на электронном носителе для последующего включения в информационные ресурсы университета согласно лицензионному договору Учебно-методическим советом СПбГАУ, протокол № 3 от 28 ноября 2019 года
©Цыплакова И.В., 2019 © ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Цель курсовой работы – закрепление знаний, полученных в процессе изучения раздела «Основы взаимозаменяемости», приобретение навыков расчета и выбора посадок, обозначения размеров и посадок на чертежах, самостоятельной работы со справочной литературой, умения пользоваться стандартами. Для достижения целей курсовой работы обучающемуся необходимо решить следующие задачи: - определить предельные размеры, допуски деталей, зазоры, натяги, допуск посадки, построить схему расположения полей допусков, выбрать универсальные измерительные средства; - рассчитать и выбрать посадку с натягом для гладкого цилиндрического соединения; - рассчитать и выбрать посадки для подшипника качения; - определить предельные размеры, допуски и посадки для шпоночного соединения. - определить допуски и посадки для шлицевого соединения; - рассчитать точность размеров, входящих в размерную цепь. В результате выполнения курсовой работы обучающийся должен: знать: основы Государственной системы стандартизации; организационные и технические принципы стандартизации и сертификации; основные метрологические правила, требования и нормы, показатели качества продукции и методы ее оценки. уметь: обоснованно выбирать и применять соответствующие конкретной ситуации положения законодательных актов и основополагающих документов по метрологии, стандартизации и сертификации, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов, использовать типовые методы контроля качества выпускаемой продукции, машин и оборудования; выполнять лабораторные, стендовые, полигонные, приемо-сдаточные испытания в области эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования. владеть: навыками оформления проектной документации с учетом требований, оценки качества изделий; навыками выполнения работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; навыками организации и проведения лабораторных, стендовых, полигонных, приемо-сдаточных испытаний транспортно-технологических машин и оборудования.
Выполнение курсовой работы способствует развитию у обучающихся следующих компетенций (ПК-5, ПК-10, ПК-20, ПК-21, ПК-35): – владение основами методики разработки проектов и программ для отрасли, проведения необходимых мероприятий, связанных с безопасной и эффективной эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, а также выполнения работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; основами умений рассмотрения и анализа различной технической документации (ПК-5); - способность выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости (ПК-10); – способность к выполнению в составе коллектива исполнителей лабораторных, стендовых, полигонных, приемо-сдаточных испытаний транспортно-технологических машин и оборудования (ПК-20). – готовность проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений (ПК-21); – владение методами опытной проверки технологического оборудования и средств технологического обеспечения, используемых в отрасли (ПК-35).
Пример. Для измерения деталей: отверстия и вала необходимо подобрать универсальные измерительные средства. По ГОСТ 8.051-81 (таблицы 9 и 5) допустимая погрешность измерения деталей составляет: для отверстия - ∆ доп = 8 мкм, для вала - ∆ доп = 6 мкм. В таблицах 9 и 5 (ГОСТ 8.051-81), в зависимости от интервала номинального размера, приведена дробь, в числителе которой указана допускаемая погрешность измерения (∆ доп), а в знаменателе - допуск на изготовление данной детали. Ниже дроби обозначен шифр измерительного средства, состоящий из цифры и буквы: цифра - порядковый номер измерительного средства (таблицы 1 и 2 стандарта), а буква - вариант использования данного измерительного средства (а, б, в и т.д.). По таблице 2(ГОСТ 8.051-81) определяем, что для измерения отверстия с допуском 33 мкм рекомендуются индикаторные нутромеры с ценой деления шкалы 0,01 мм, настроенными по концевым мерам3 класса точности; предельная погрешность измерения индикаторного нутромера составляет ∆ изм. = 5 мкм. По таблице 1 (ГОСТ 8.051-81) определяем, что для измерения вала с допуском 21 мкм рекомендуются рычажные скобы с ценой деления шкалы 0,002 мм, настроенными по концевым мерам 3 класса точности. Предельная погрешность измерения рычажной скобы составляет ∆ изм = 4,5 мкм. Таким образом, выбранные измерительные средства отвечают предъявленным требованиям: - для измерения отверстия – ∆ изм = 5 мкм < ∆ доп = 8 мкм; - для измерения вала – ∆ изм = 4,5 мкм < ∆ доп = 6 мкм.
Решение. 1. Определяем требуемое наименьшее удельное давление на контактных поверхностях соединения по формуле:
Если задано передаваемое осевое усилие Ро, то требуемое наименьшее удельное давление на контактных поверхностях соединения определяем по формуле:
, Н/ м2
2. По полученному значению [ Р min] определяем необходимую величину наименьшего расчётного натяга по формуле: мкм где Е1 и Е2 – модули упругости соответственно вала и отверстия; С1 и С2 – коэффициенты, определяемые, по формулам: а) для вала: ; б) для отверстия: .
Подставляем найденные значения С1 и С2 в формулу:
3. Если шероховатости сопрягаемых поверхностей обозначены параметром Rz, то определяем величину наименьшего допустимого натяга по формуле:
.
4. Определяем наибольшее удельное давление на контактных поверхностях вала P 1 и втулки P 2, при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей. а) для вала: ; б) для втулки: .
В качестве наибольшего удельного давления [ Р max] берётся наименьшее из двух значений (P 1 или P 2), принимаем P 1,, имеющем значение меньшее, чем P 2. Следовательно, [ Р max] . 5. Определяем величину наибольшего расчетного натяга по формуле:
6. Определяем наибольший допустимый натяг [ N max] с учетом шероховатостей поверхностей по формуле:
.
При более точных расчётах необходимо учитывать поправку, если при рабочей температуре натяг увеличивается, а также коэффициент, учитывающий увеличение удельного давления торцов охватывающей детали [6,7]. 7. Условия подбора посадки: а) наибольший натяг N max в подобранной посадке должен быть не больше [ N max]: N max ≤ [ N max];
б) наименьший натяг N minу выбранной посадки с учетом допусков возможных колебаний действующей нагрузки и других факторов должен быть больше [ N min ]: N min ≥ [ N min ].
8. Пользуясь справочником [6], находим посадку, соответствующую условиям подбора. В нашем примере выбираем посадку Ø мм, для которой
N max= 117 мкм < [ N max ] =130 мкм; N min = 57 мкм > [ N min ] = 41мкм.
Запас прочности соединения для данной посадки равен: N min – [ N min ] = 57 – 41 = 16 мкм.
Запас прочности деталей: [ N max ] – N max = 130 – 117 = 13мкм.
9. Определяем усилие запрессовки по формуле: где f П – коэффициент трения при запрессовке; f П = (1,15 ÷1,2)· f.
Удельное давление Р max при наибольшем натяге N max в посадке определяется по формуле:
Схема расположения полей допусков деталей посадки с натягом в системе отверстия представлена на рис.2.2.
В пояснительной записке следует привести: схему расположения полей допусков деталей посадки; эскизы деталей и соединения в сборе; обозначить предельные размеры деталей и посадки в буквенном и числовом выражениях; обозначить шероховатость посадочных поверхностей; привести все необходимые расчеты, как это было сделано в задаче 1.
Рис. 2.2 Схема расположения полей допусков деталей посадки с натягом в системе отверстия
Пример. Исходные данные: z = 10 шт – количество шлицов; d = 72 мм – внутренний диаметр; D = 78 мм – наружный диаметр; соединение - неподвижное. На основании исходных данных по справочнику [7] принимаем среднюю серию нагружения и определяем b = 12 мм, (где b – номинальный размер по ширине шлица). Решение. Обоснование вида центрирования шлицевого соединения: так как соединение неподвижное, то принимаем центрирование по " D ". Сочетание полей допусков выбираем из группы полей допусков преимущественного применения. Условное обозначение рассматриваемого шлицевого соединения: D –10 х72 х78 х 12 . Числовые значения предельных отклонений на размеры шлицевого соединения выбираем по таблицам стандарта ГОСТ 25347-82* [10]. Предельные размеры и отклонения элементов деталей шлицевого соединения, шероховатость поверхности и способы обработки их приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 Предельные размеры, отклонения, шероховатость поверхности и способы окончательной (чистовой) обработки шлицевых поверхностей
Схемы расположения полей допусков элементов деталей, выбранных посадок шлицевого соединения приведены на рис. 5.1., а эскизы соединении и деталей – на рис.5.2.
Рис. 5.1 Схемы расположения полей допусков посадок элементов шлицевого соединения
Рис.5.2 Эскизы шлицевого соединения и отдельно каждой детали
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Качество выпускаемых машин и агрегатов, их оптимальные условия производства, ремонта, эксплуатации в значительной мере зависят от уровня стандартизации и взаимозаменяемости, используемых в конструкции деталей и узлов, а также правильного выбора допусков и посадок при их проектировании и изготовлении. В свою очередь соблюдение заданных допусков и посадок не возможно без использования соответствующих измерительных инструментов и приборов для контроля размеров при изготовлении деталей и сборке узлов. В процессе изучения раздела «Основы взаимозаменяемости» обучающийся должен ознакомиться с общими принципами взаимозаменяемости и стандартизации, системой допусков и посадок, а также с методами и средствами измерения размеров деталей.
Самостоятельная работа при подготовке и выполнении курсовой работы позволит обучающимся закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, лабораторно-практических занятиях, научиться назначать допуски и посадки, обоснованно выбирать контрольно-измерительные приборы и инструменты, а также пользоваться стандартами и справочной литературой.
ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Афанасьев, А. А. Взаимозаменяемость: учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению "Метрология, стандартизация и сертификация" / А. А. Афанасьев, А. А. Погонин. - Москва: Академия, 2010. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-6887-9: 660-00. 2. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. направлений подгот. "Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы" и "Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования": соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения / А. И. Аристов [и др.]. - Москва: Инфра-М, 2014. - 256 с.: ил., табл. - (Высшее образование - бакалавриат). - На тит. л. и обл.: Электронно-библиотечная система znanium.com. - Библиогр.: с. 250-252. - ISBN 978-5-16-004750-8: 299- 86. 3. Любомудров, С. А. Метрология, стандартизация и сертификация: нормирование точности: учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению подгот. 15.03.02 (151010) "Технологические машины и оборудование": соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения / С. А. Любомудров, А. А. Смирнов, С. Б. Тарасов. - Москва: Инфра-М, 2015. - 205 с.: ил., табл. - (Высшее образование - бакалавриат). - На тит. л. и обл.: Электроннобиблиотечная система znanium.com. - Библиогр.: с. 185. - ISBN 978-5-16- 005246-5: 239-91. 4. Домке, Э. Р. Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования: учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению подгот. бакалавров "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" / Э. Р. Домке, А. И. Рябчинский, А. П. Бажанов. - Москва: Академия, 2013. - 302 с.: ил., табл. - (Высшее профессиональное образование. Транспорт) (Бакалавриат) (Учебник). - Библиогр.: с. 299-300. - ISBN 978-5-7695-9597-4: 570-90. Дополнительная литература: 5. Чижикова, Т. В. Стандартизация,сертификация и метрология. Основы взаимозаменяемости: учеб. пособие для вузов / Т. В. Чижикова. - М.: КолосС, 2002;, 2003. - 239с. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). - ISBN 5-9532-0008-0: 207-00. 6. Палей, М. А. Допуски и посадки: справочник: в 2 ч. Ч.1: / М. А. Палей, А. Б. Романов, В. А. Брагинский. - 8-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Политехника, 2001. - 576с. - ISBN 5-7325-0513-Х: 542-00. 7. Палей, М. А. Допуски и посадки: справочник: в 2 ч. Ч.2: / М. А. Палей, А. Б. Романов, В. А. Брагинский. - 8-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Политехника, 2001. - 608с. - ISBN 5-7325-0513-Х: 542-00. Рекомендуемая литература: 8. ГОСТ 8.051-81. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм. – М.: Изд-во стандартов, 1982. - 10 с. 9. ГОСТ 25346-89. ОНВ. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений. - М.: Изд-во стандартов, 1990. – 23 с. 10. ГОСТ 25347-82*. ОНВ. ЕСДП. Поля допусков и рекомендуемые посадки. – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 53 с. 11. ГОСТ 3325-85. Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки. М.: Изд-во стандартов,1986. - 94 с. 12. ГОСТ 520-2011. Подшипники качения. Общие технические условия. – М.: Изд-во стандартов,1990. - 86 с. 13. ГОСТ 23360-78*. ОНВ. Соединения шпоночные с призматическими шпонками. Размеры шпонок и сечений пазов. Допуски и посадки. – М.: Изд-во стандартов, 1986. - 16 с. 14. ГОСТ 24071-97. ОНВ. Сегментные шпонки и шпоночные пазы. – М.: Изд-во стандартов, 2000. – 8 с. 15. ГОСТ 1139-80*. Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски. – М.: Изд-во стандартов, 1983. -9 с. 16. ГОСТ 2.309-73*. ЕСКД. Обозначение шероховатости поверхности. – М.: Изд-во стандартов, 1975. -12 с. 17. ГОСТ 25142 -82. Шероховатость поверхности. Термины и определения. -М.: Изд-во стандартов, 1982. -20 с. 18. ГОСТ 2789-73*. Шероховатость поверхности. Параметры, характеристики и обозначения. – М.: Изд-во стандартов, 1985. -12 с.
Подписано к печати 2019 г. Формат 60х84 1/16 П.л.2,81 Тираж Заказ Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных оригиналов в Издательско-полиграфическом комплексе Санкт-Петербургского государственного аграрного университета г. Пушкин, Петербургское шоссе, 2 Кафедра автомобили, тракторы и технический сервис
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.112 с.) |