II. Актуализация опорных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Актуализация опорных знаний



ХОД УРОКА

I.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

II.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

· Опираясь на полученные ранее знания, текст романа, схему (размещена на доске) и опорные вопросы, дайте развёрнутую характеристику жанру и ком­позиции романа «Мастер и Маргарита».

· В чём своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»? Какие основ­ные сюжетные линии можно выделить в романе?

· Как связаны в романе картины жизни современной Москвы и главы о Понтии Пилате?

Постановка и решение проблемных вопросов

· Какую роль в романе играет эпиграф из «Фауста» И. В. Гёте?

· Можно ли счи­тать эпиграф ключом к роману?

· Или это только повод для наших раздумий?

· Как и зачем автор соединил библейское предание, историю двух влюблён­ных и московские сатирико-бытовые сцены?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Слово учителя

Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о веч­ных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Это сатирический роман, роман о сущности искусства, судьбе художника. И всё-та­ки, в первую очередь, это роман о настоящей, верной, вечной любви. «Образ­цом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита... Это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчёркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования. С обра­зом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится ещё уютнее после появления здесь Маргариты — музы мастера.» (В. В. Агеносов)

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, веч­ной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке речь пойдёт о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя её — Маргарита.

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Объяснение учителя

По справедливому замечанию литературоведа В. И. Тюпы, «заглавие ху­дожественного текста (как и эпиграф, если таковой имеется) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой», «загла­вие — это имя произведения.» Название булгаковского романа напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изоль­де», «Дафнисе и Хлое». Название романа М. А. Булгакова создано по той же модели, и оно активизирует схему «Он и Она». Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что любовная линия — центральная. Причём «память» названия и текстов-предшественников нам подсказывает (скорее, на подсознательном уровне), что, очевидно, это повествование будет носить траги­ческий характер, как то уже и было в истории мировой литературы. Вспомним, например, финальные строки «Ромео и Джульетты»: «Но нет печальней пове­сти на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.» Видимо, поэтичной, роман­тичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом — XX в. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему люб­ви — одну из главных для М. А. Булгакова. Причём тема любви, и об этом тоже предупреждает название, здесь связана с другой темой — темой творчества. Ма­стер (в тексте романа это слово пишется со строчной буквы) — это безымянное имя, имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессио­нал своего дела». Мастер — самое первое слово романа, им открывается произ­ведение в целом, и открывается оно темой творчества.

Обобщающее слово учителя

— Главные герои романа — мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой- то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Согласитесь, таких героев не знала русская литература. Роман Булгакова рождает чувство торжест­ва справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди пре­выше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой. И фан­тазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

«С образом Маргариты в романе связан и мотив милосердия. Подчеркнём, что мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гётев- ской поэме, где перед силой любви “сдалась природа сатаны. он не снёс её уко­ла. Милосердие побороло”, и Фауст был отпущен в свет. У Булгакова милосер­дие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить ма­стера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды.» (Б. В. Соколов)

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Знать содержание романа «Мастер и Маргарита». Из гл. 5, 28 выбрать опи­сание нравов современной М. А. Булгакову писательской среды. Перечитать

ХОД УРОКА

I.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

II.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.006 с.)