Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Актуализация опорных знанийСтр 1 из 2Следующая ⇒
ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» · Опираясь на полученные ранее знания, текст романа, схему (размещена на доске) и опорные вопросы, дайте развёрнутую характеристику жанру и композиции романа «Мастер и Маргарита». · В чём своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»? Какие основные сюжетные линии можно выделить в романе? · Как связаны в романе картины жизни современной Москвы и главы о Понтии Пилате? Постановка и решение проблемных вопросов · Какую роль в романе играет эпиграф из «Фауста» И. В. Гёте? · Можно ли считать эпиграф ключом к роману? · Или это только повод для наших раздумий? · Как и зачем автор соединил библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА Слово учителя Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Это сатирический роман, роман о сущности искусства, судьбе художника. И всё-таки, в первую очередь, это роман о настоящей, верной, вечной любви. «Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита... Это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчёркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования. С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится ещё уютнее после появления здесь Маргариты — музы мастера.» (В. В. Агеносов) «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке речь пойдёт о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя её — Маргарита. IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Объяснение учителя По справедливому замечанию литературоведа В. И. Тюпы, «заглавие художественного текста (как и эпиграф, если таковой имеется) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой», «заглавие — это имя произведения.» Название булгаковского романа напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «Дафнисе и Хлое». Название романа М. А. Булгакова создано по той же модели, и оно активизирует схему «Он и Она». Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что любовная линия — центральная. Причём «память» названия и текстов-предшественников нам подсказывает (скорее, на подсознательном уровне), что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы. Вспомним, например, финальные строки «Ромео и Джульетты»: «Но нет печальней повести на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.» Видимо, поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом — XX в. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему любви — одну из главных для М. А. Булгакова. Причём тема любви, и об этом тоже предупреждает название, здесь связана с другой темой — темой творчества. Мастер (в тексте романа это слово пишется со строчной буквы) — это безымянное имя, имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер — самое первое слово романа, им открывается произведение в целом, и открывается оно темой творчества. Обобщающее слово учителя — Главные герои романа — мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой- то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Согласитесь, таких героев не знала русская литература. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»
«С образом Маргариты в романе связан и мотив милосердия. Подчеркнём, что мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гётев- ской поэме, где перед силой любви “сдалась природа сатаны. он не снёс её укола. Милосердие побороло”, и Фауст был отпущен в свет. У Булгакова милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить мастера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды.» (Б. В. Соколов) VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Знать содержание романа «Мастер и Маргарита». Из гл. 5, 28 выбрать описание нравов современной М. А. Булгакову писательской среды. Перечитать ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.006 с.) |