Этапы развития детского коллектива-отряда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития детского коллектива-отряда



Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют 4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самоуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

Таблица

Этапы развития временного детского коллектива-отряда

Этапы развития коллектива Позиция воспитанников Позиция вожатого Коллективообразующая деятельность вожатого Условия эффективности
Первый этап Неорганизован-ные группы, неформальные межличностные отношения, нет переживаний общности цели,  опыта КД (коллективной деятельности) Прямо взаимодействует с каждым воспитанником Сблизить воспитанников, помочь им лучше узнать друг друга; включать их в интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения; дать возможность проявиться активу; определить поручения, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе. Главное на мероприятия, а реализация триединства – деятельность, общение, отношения.
Второй этап Появляются первичные признаки коллектива: начинают действовать органы самоуправления (актив); возникают отношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие опосредуется: вожатый «заражает» КД актив, убеждает в целях КД, помогает активу выстроить проект КД. Актив организует КД, реализует и оценивает ее результаты. Воспитывать актив, обучать активистов КД, управлению др. детьми, целенаправленно формировать организационный опыт; воспитание первичных коллективов посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений; накопление опыта КД воспитанников с позиции активистов посредством создания временных активов, «советов дела». Организация эмоционально привлекательного для всех, активного, творческого, делового общения.
Третий этап Большинство воспитанников имеют активную позицию в КД, «расцвет коллектива» (А.С. Макаренко) Воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. В процессе воспитания происходит смещение субъектности в сторону коллектива. Вожатый реализует свою основную педагогическую деятельность в соответствии с программой развития смены, планом работы в отряде, логикой развития коллектива, выполняет свои должностные обязанности, несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Включение воспитанников в разнообразную продуктивную деятельность; единство педагогических требований, обогащение педагогического общения; расширение полномочий и углубление деятельности органов самоуправления

 

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Таким образом, временный детский коллектив развивается как специфический социально-педагогический феномен. Коллективообразующая деятельность вожатого опирается на педагогические закономерности управления коллективом и реализуется как специально организованное педагогическое взаимодействие с воспитанниками, с одной стороны, с другой – с учетом неформальных процессов самоорганизации, самоуправления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.004 с.)