По теме «история России с древнейших времен до конца хх века» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «история России с древнейших времен до конца хх века»



Цель: формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу при изучении темы,развитие познавательных способностей.

Задание 1. Написать реферат  и подготовить сообщение к уроку по теме «История России с древнейший времен до конца ХХ века».

Задание 2. Решить предложенную задачу.

Методические рекомендации: Выбор темы контрольной работы производится в зависимости от первой буквы фамилии студента. Из предложенных на данную букву тем следует выбрать одну. При написании реферата руководствуйтесь примерным планом.

A, Д, Х, Ф - 4, 9, 17

Б, Е, Ц, С - 1, 8, 20

B, Ж, Ч, У -2, 6

Г, З, Ш, Т – 3, 10, 13

И, Н, Э - 5, 19

К, О, Ю- 7, 18

Л, П, Я - 11, 15,

М,Р,Щ- 12,14,16

Вариант 1

1. Правовое положение церкви в XV- XVI вв.

Примерный план:

1. Церковная юрисдикция.

2. Сфера церковного права. Брачно-семейное право.

3. Уголовно-правовая юрисдикция церкви.

2. Задача

Окольничий Семен Никитич Салтыков владел родовой вотчиной сельцом Настасьиным в московском уезде и купленной вотчиной сельцом Труфановым в Костромском уезде. В духовной грамоте он завещал по смерти своей раздать эти вотчины в равных долях сыну от первой жены Павлу, третьей жене Фетинье и ее сыну Афанасию.

Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: правильно ли составлено завещание?

 

Вариант 2

1.Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.

Примерный план:

1. Особенности Византийского законодательства

2. Развитие права в Древней Руси

3. Влияние византийского законодательства на становление права в Древней Руси.

2. Задача

Два солдата поменялись друг с другом шинелями. При этом один доплатил другому определенную сумму денег. Какие артикулы регламентировали подобные взаимоотношения?

 

Вариант 3

1. Русская Правда в оценке В.О. Ключевского.

Примерный план:

1. Русская правда как источник права

2. Структура и основные положения Русской правды

3. В.О.Ключевский о Русской правде

2. Задача

Стряпчий Михайло Третьяк Никифоров сын Пушечников владел родовой вотчиной сельцом Хилковым в Пусторжевском уезде. Он имел двух сыновей от жены Соломониды: старшего - Петра, который родился за два месяца до венчания и младшего - Ивана, родившегося на три года позже. В своей духовной грамоте Михайло Пушечников завещал вотчину сыну Ивану. Но после смерти отца, Петр потребовал выделить ему жеребей из этой вотчины. Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: обоснованы ли требования Петра?

 

Вариант 4

1. Преступления и наказание по Соборному уложению 1649 г.

Примерный план:

1. Субъекты преступления.

2. Объекты и система преступлений по Уложению 1649г.

3. Система и виды наказаний по Уложению 1649г.

2. Задача

По дороге в Астрахань ярославский купеческий караван был разграблен татарами. Купец вернулся в Ярославль без денег и без товара. Вскоре "кредиторы" неудачника потребовали вернуть долг, о чем заявили в суд. Каким будет решение суда в этом деле? (По Судебнику 1497 г.)

 

Вариант 5   

1. Соборное Уложение 1649 года

Примерный план:

1. Разработка, принятие, структура Соборного уложения.

2. Правовое положение крестьян и посадского населения. Ликвидация “белых слобод”.
3. Понятие преступления. Виды преступлений и наказаний.

2. Задача

Княжеский дружинник Ратибор в ответ на тяжкое оскорбление действием ударил своего обидчика мечом. Используя текст Пространной редакции Русской Правды, ответьте на вопрос: какое наказание назначит Ратибору судья?

 

Вариант 6

1. Суд и процесс в первой четверти XVIII века.

Примерный план:

1. Судебная система и принципы организации суда

2. Судебный процесс. Стадии.

3. Судебные доказательства. Приговор.

2. Задача

Жилец московский Иван Антонов сын Еникеев владел родовой вотчиной - деревней Фатеевой в Волоколамском уезде. В духовной грамоте он завещал треть вотчины своему сыну Фоме от второй жены, треть - сыну Ивану Большому от третьей жены и треть - сыну Ивану Меньшому от четвертой жены. Используя текст Соборного уложения 1649 г., ответьте на вопрос: будет ли завещание признано действительным?

Вариант 7

1. Высшие органы власти во второй половине XVIII века.

Примерный план:

1. Сенат и Верховный Тайный совет.

2. Кабинет министров.

3. Императорский Совет, Совет при дворе и Государственный Совет.

2. Задача

Купец заказал писцу несколько рукописных книг. Заказ был выполнен, но вскоре к купцу пришли с обыском государевы люди и конфисковали рукописи, объяснив свои действия решением Собора 1551 г. Какой закон нарушил купец?

 

Вариант 8

1. Полицейские реформы XVIII века

Примерный план:

1. Создание полиции.

2. Полицейское управление. Места заключения.

3. Устав благочиния.

2. Задача

Греческий купец приехал в Москву с рабом - русским по происхождению. Раб в Москве сбежал, купец подал иск в суд. Какое решение принял суд? (По Судебнику 1550 г.)

 

Вариант 9

1. Кодификация права в первой половине XIX века.

Примерный план:

1. М.М.Сперанский - как талантливый законодатель

2. Подготовка Свода законов.

3. Полное собрание законов.

2. Задача

По донесению боярского холопа выходило, что его хозяин (известный воевода) вошел в сговор с "литовскими" властями и пропускал "литовских" купцов в Россию без оформления "проезжих грамот". Эти сведения подтвердились. Выяснилось также, что о "деяниях" воеводы знала его супруга и старшие сыновья, а приказчики воеводы даже готовили заговор против царя. Реконструируйте процесс следствия и суда по этому делу по Соборному Уложению 1649 г.

 

Вариант 10

1. Судебная реформа 1864 г.

Примерный план:

1. Подготовка и характеристика реформы.

2. Две судебные системы и новые принципы суда.

3. Мировые суды. Присяжные заседатели. Судебные палаты

2. Задача

Турецкий посредник предложил Посольскому приказу выкупить пленных русских: стрельца за 7 рублей, казака за три рубля, двух посадских людей по двадцать рублей и двух крестьян по пятнадцать рублей. Молодой подъячий приказа посчитал это предложение выгодным, но более опытный дьяк решил согласовать вопрос с другим приказом. С каким приказом решил согласовать действия дьяк и почему?

Прокомментируйте статьи Соборного Уложения и ответьте также на вопрос: из каких денег выкупались пленные - из государственной казны или на средства родственников пленного?

 

Вариант 11

1. Буржуазное право России (конец XIX - начало XX в.)

Примерный план:

1. Гражданское право: вещное, обязательственное, наследственное, семейное, авторское, промышленное

2. Уголовное право.

3. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право.

2. Задача

Вдова (с двумя малолетними детьми) приютила у себя в доме беглого холопа, выходила его. Вскоре вдова и беглец поженились, обзавелись еще двумя детьми и даже разбогатели. Спустя 10 лет (совершенно случайно) холоп был опознан и его хозяин приехал забирать себе свое имущество: холопа, его жену, четырех детей, все движимое и недвижимое имущество. Но старший сын (пасынок) заступился за отчима, заявив, что сам знает законы и по "указным летам" царя Михаила Федоровича записано, что отчим бежал из плена, а потому он свободен. Во время спора завязалась драка, в ходе которой старший сын получил увечья. Вскоре состоялся суд, на котором сын заявил, что является "государевым человеком", (стрельцом) и требует возмещения нанесенного ему вреда. Каким будет решение суда?

 

Вариант 12

1. Уголовное право и процесс в конце XIX - начале XX века.

Примерный план:

1. Понятие и система преступлений.

2. Элементы состава преступления.

3. Система наказаний.

2. Задача

Молодой человек поступил на службу стрельцом. За это ему было пожаловано в Московском уезде 50 четвертей земли. Вскоре его повысили в должности, пожаловав служить "по прибору" в городе. Став дворянином, он получил еще 70 четвертей земли. За активное участие и доблесть в подавлении восстания Степана Разина он был пожалован чином Московского дворянина и должностью стольника. За это ему полагалось еще 100 четвертей земли. Затем "наш стрелец" стал думным дьяком, присовокупив еще 150 четвертей земли. Уже в старости "за многолетнюю службу" ему было пожаловано боярство и 200 четвертей земли. В различных уездах страны у этого боярина оказалось 570 четвертей, из них 250 в Подмосковье. И тогда задумал боярин объединить свои наделы в один земельный клин. Выбрал он для этого Московский уезд, заключил меновые грамоты и прибыл с ними в Поместный приказ, но ему зарегистрировали только 200 четвертей. Проанализируйте и прокомментируйте данную ситуацию.

 

Вариант 13

1. Правовые основы дуалистической монархии в России (начало XX в.)

Примерный план:

1. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа и 11 декабря 1905 г. (отличие законов).

2. Состав, устройство, компетенция Государственной Думы по закону от 20 февраля 1906 г.

3. Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.: общая характеристика. Реформа Государственного совета.

2. Задача

В поместье сына боярского дворового Никиты Томилова сына Чиркина крестьянин Осташко Пятаков прожил шесть лет. Ввиду того, что его двор находился в 15 верстах от ближайшего леса, Осташко решил перейти в другую волость в вотчину боярина князя Петра Ивановича Воротынского, где лес был поближе. Используя текст Судебника 1550 г., ответьте на вопрос: каков размер пожилого, который Осташка должен уплатить помещику Чиркину?


Вариант 14

1. Изменения в государственном аппарате страны в годы Первой мировой войны.

Примерный план:

1. Основные изменения в государственном аппарате

2. 4 Государственная дума и ее решения

3. Причины неудач кадровых перестановок

2. Задача

Крестьянин Игнатко Анкудинов был уличен в краже гуся. На суде выяснилось, что преступление было совершено им впервые. Игнатко раскаялся в содеянном и полностью возместил предъявленный к нему иск.

Используя текст Судебника 1550 г., ответьте на вопрос: какие еще меры должен применить судья по отношению к Игнатке?

 

Вариант 15

1. Октябрьский переворот 1917 г. и II Всероссийский съезд Советов.

Примерный план:

1. Октябрьский переворот 1917 г.

2. Организационные решения II Всероссийского Съезда.

3. Декреты о мире и о земле.

2. Задача

Вотчинник Иван Костянтинов сын Голенищев-Кутузов продал доставшуюся ему от отца вотчину боярину Морозову. Свидетелями при оформлении сделки купли-продажи выступали братья Ивана - Михайло и Никифор Костянтиновичи. Через 25 лет к дочери боярина Морозова одновременно обратились внук Ивана Костянтинича - Петр и его дядя Тимофей Никифорович Голенищев-Кутузов. Используя текст Судебника 1550 г., ответьте на вопрос: кто из Голенищевых_Кутузовых обладает правом родового выкупа?

 

Вариант 16

1. Конституция РСФСР 1918 г

Примерный план:

1. Конституция РСФСР 1918 г.: основные правовые принципы.

2. Высшие и местные органы власти и управления.

3. Права и свободы граждан.

2. Задача

Военный суд рассматривал ссору двух прапорщиков (один нанес другому ножевое ранение). Во время суда выяснилось, что потерпевший дружил с поручиком (членом суда), а обвиняемый в нанесении ранения - родственник адъютанта. Используя текст Военного артикула Петра 1 ответьте на вопрос., кто из членов суда должен был обнаружить этот факт и каковы были его предложении суду?

 

Вариант 17

1. Национально-государственное строительство в 1918-1924 гг.

Примерный план:

1. Принципы национальной политики большевиков.

2. Образование первых советских республик.

3. Национально-государственное строительство в РСФСР с 1918 по 1922 г.

2. Задача

Переяславец Мирослав был ложно обвинен соседом в краже свиньи. Используя текст Пространной редакции Русской Правды, ответьте на вопрос: каким образом Мирослав может оправдаться на суде?

 

 

Вариант 18

1. Развитие Советского права в 1930-1941 гг.

Примерный план:

1. Конституция СССР 1936 г.: общая характеристика.

2. Изменения в судебной системе. Закон о судоустройстве 1938 г.

3. Общая характеристика развития права в 1930-1941 гг.

2. Задача

Около села Полоницы княжескими дружинниками был обнаружен труп неизвестного мужчины, личность которого установить так и не удалось. Используя текст Пространной редакции Русской Правды, ответьте на вопрос: какие санкции будут применены к сельской общине Полониц?

 

Вариант 19

1. Советское уголовное право в годы Великой Отечественной войны.

Примерный план:

1. Причины изменения в уголовном праве в годы Великой Отечественной войны

2. Основные изменения в уголовном праве в годы Великой Отечественной войны

3. Последствия изменений в уголовном праве для развития СССР в 1950-1970 гг.

2. Задача

Два дружинника повздорили. Первый ударил второго мечом плашмя. Второй дружинник не смог стерпеть обиды, выхватил меч и нанес зачинщику драки ответный удар. Используя текст Русской Правды, ответьте на вопрос: Какое решение примет суд: Если в результате драки никто серьезно не пострадал; Eсли увечье получил первый дружинник; Если увечье получили оба дружинника.

 

Вариант 20

1.Конституция СССР 1977 г.

Примерный план:

1. Причины принятия Конституции СССР 1977 г.

2. Общая характеристика и основные положения Конституции

3. Конституция 1977 г. как признак кризиса системы социализма

2. Задача

В 1497 году житель псковского пригорода Игнат распахал заброшенный участок. В 1507 году выяснилось, что земля уже имела хозяина, который все это время находился в Новгороде. В чью пользу будет судебное решение и почему?

Основные требования к результатам работы:

Объем реферата 6-8 страниц печатного текста.

Решение задачи должно содержать ссылку на используемые документы.

Форма контроля: Проверка наличия работ у студента.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ «ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ»

Цель: углубление и расширение знаний по теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу, формирование коммуникативной компетенции.

Задание: Подготовка сообщения по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

Основные требования к результатам работы:

Устный доклад на 5-7 минут, в сообщении должны быть освещены внутренняя и внешняя политика императора

Список тем на выбор:

правление Екатерины I

правление Петра II

правление Анны Иоанновны

правление Ивана VI

правление Елизаветы Петровны

Правление Петра III

Форма контроля: Проверка наличия сообщений у каждого студента и устный опрос.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7 ПО ТЕМЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»

Цель: углубление и расширение вводных знаний; формирование умений использовать специальную литературу; развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности.

Задание: Написать эссе на тему «Почему война 1812 года называется отечественная, а не русско-французская?».

Основные требования к результатам работы:

Произвольный объем работы.

В эссе должны быть освещены следующие моменты: главнокомандующие и основные этапы Отечественной войны 1812 года.

Форма контроля: Проверка наличия эссе у каждого студента.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8 ПО ТЕМЕ «СТРАНЫ ВОСТОКА В НОВОЕ ВРЕМЯ»

Цель: углубление и расширение знаний по теме; фор­мирование умений использовать специальную и допол­нительную литературу; развитие коммуникативной компетенции.

Задание: Подготовиться к семинару по теме «Страны Востока в новое время» по предложенному плану.

Основные требования к результатам работы:

Приготовить устный доклад на 5-7 минут. Быть готовыми к обсуждению следующих тем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.064 с.)