Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития культуры России начала ХХ в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало XX в. характеризовалось для России противоречивыми, хотя и взаимосвязанными событиями и процессами: экономический кризис; Русско-японская война; первая революция как следствие крайнего недовольства народа существующим положением; политическая и экономическая реформы, продвигавшие страну к более высокому уровню цивилизации; не затихающие брожения в обществе, направленные на подрыв самодержавия и т.д.; Первая мировая война и ее последствия. Все это вносило смятение в умы и души людей, происходила переоценка, казалось бы, незыблемых духовных и нравственных ценностей, пересмотр и корректировка своих основополагающих идей партиями и организациями. Главный носитель культуры в обществе – интеллигенция, в начале XX в. стала еще более разобщенной и разнородной. Одна часть потеряла всякую надежду изменить Россию к лучшему. Другая часть перевела свое творчество на религиозно-философскую основу; даже отдельные «легальные марксисты» ушли в «христианский социализм». В целом, для интеллигенции происходившие события послужили мощным стимулом в творчестве. Именно интеллигенция должна была повести за собой народ в культурном развитии, но в этом событийном водовороте не смогла этого сделать. Идеи, ею вырабатываемые, произведения, ею сочиняемые, спектакли, ею создаваемые, оставались понятными лишь для них самих, доступными лишь для образованных людей, но непостижимыми и далекими для большинства народа России. Первооснову обучения составляла начальная школа. С 1908 г. обучение было бесплатным. За первые 12 лет XX в. число учащихся в начальных школах выросло вдвое. Школы делились на светские и церковно-приходские. Правительство достаточно глубоко осознавало необходимость введения в стране всеобщего начального образования. П.А. Столыпин, начиная аграрную реформу, предполагал ввести обязательное 4-летнее обучение для всех крестьянских детей. Этот вопрос даже был внесен на рассмотрение в Государственную думу, но начавшаяся Первая мировая война автоматически сняла его с повестки дня. Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах за соответствующую плату, так что учиться в них могли немногие. Получали распространение коммерческие училища, дававшие за 7–8 лет среднее образование. Росла система высшего образования. Прогрессировало высшее женское образование. В городах страны функционировали 30 женских курсов, в большинстве которых занятия проводились по университетским программам. По количеству женщин, получивших высшее образование, Россия занимала первое место в Европе. Несмотря на предпринимаемые правительством меры, грамотность населения России оставалась все еще оскорбительно низкой для великой державы. Низкий уровень образования удерживал значительную массу населения, особенно крестьян в дремучей темноте и невежестве. Большой вред сознанию народа наносили распространявшиеся нелепые слухи. За их распространение и арестовывали, и штрафовали, и отправляли в тюрьмы. Но ощутимых результатов эти меры не приносили. Особого внимания заслуживает литература, которая в этот период развивалась бурно, противоречиво. В литературе продолжала распространяться реалистическая традиция. Ее представляли М. Горький и И. Бунин, А.И. Куприн и Л.Н. Толстой. Появились новые имена: А. Блок, В. Маяковский, Н. Гумилев, С. Есенин, А. Белый, М. Цветаева, А. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Ахматова. Большинство служителей художественного слова стремились показать богатый духовный мир и особенности национального характера русского человека. Литературные поиски часто вели не только к обличению существующего строя, но и к неоправданному очернительству образа жизни россиян. Публицист и философ В.В. Розанов, обобщая книги, изданные в первом десятилетии XX в., сделал вывод, что «писатели усердно подготавливают конец России». Величайшими представителями плеяды русских литераторов можно назвать Л.Н. Толстого (XX в. он вошел уже в 72-летнем возрасте, однако это не помешало ему создавать новые произведения, захватывающие умы и сердца людей: «Живой труп», «Хаджи-Мурат», «После бала» и др.), А.П. Чехова (который прожил в XX в. лишь четыре года, но и в этот короткий срок на свет появились произведения, которые и по сегодняшний день не сходят с театральных подмостков: «Три сестры», «Вишневый сад» и др.), М. Горького (из-под его пера выходят «Песня о буревестнике», которая была воспринята как зов «буреглашатая» революции, «Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары», «Враги» и роман «Мать» и др.) Продолжала развиваться научная историческая литература. В эти годы из патриархов отечественной истории творил В.О. Ключевский. Главным и общедоступным проводником культуры и образования стала периодическая печать. Количество тиражных изданий в стране резко возросло. Кроме изданий на русском языке граждане России могли читать газеты и журналы на 25 других языках и наречиях. Большинство из них носило либерально-буржуазный характер, часть – революционно-демократический. Вхождение в XX в. совпало с началом становления русского профессионального театрального искусства. С основанием Московского художественного театра (1898) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко уровень сценических представлений заметно вырос. Репертуар театра включал произведения современников – Л. Толстого, М. Горького, A. Чехова, а также А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, B. Шекспира и др. Другие крупные театральные центры – театр В.Ф. Комиссаржевской, императорские Мариинский и Александринский театры, а также Большой театр в Москве. Ширился перечень частных театров. С.И. Мамонов сумел привлечь в свою частную оперу знаменитого Ф.И. Шаляпина, на сцене его театра ставились «Садко», «Царская невеста» и др. Созвездие композиторов венчало музыкальное искусство России. М.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов, С.И. Танеев и И.Ф. Стравинский вошли в ряд выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. В театрах ставилась опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, проходили премьеры 7-й и 8-й симфоний Глазунова, «Божественной поэмы», «Поэмы экстаза», «Прометея» Скрябина и др. Музыка и театр развивались бурно и разнообразно, гармонично и наступательно. Однако слушали музыку и смотрели спектакли немногие: в массе своей народ был еще далек от этих видов культуры. В начале XX века активно развивалась и живопись. От реализма и традиционализма до авангарда – таков диапазон творческих исканий живописцев. Всеми признанным среди художников, несомненно, был И.Е. Репин. Зенит его славы пришелся на XIX в., но и в новом столетии он продолжал восхищать мир картинами, портретами и эскизами: «Заседание Государственного совета», «Какой простор», «Манифестация 17 октября 1905 года»; портреты Столыпина, Л. Толстого, Короленко, Шаляпина и др. Отличалась широтой палитра портретов, созданных В.А. Серовым: последних царей и Горького, убийцы Распутина Юсупова и балерины И. Рубинштейн и др. «Мир искусства» – так назвала себя группа талантливых художников – А. Бенуа, С. Дягилев (основатели), Н. Рерих, И. Грабарь и др. В другие объединения творческой интеллигенции («Бубновый валет», «Голубая роза») входили П. Кончаловский, А. Лентулов и др. Интересные картины выходили из-под кисти абстракционистов В. Кандинского и К. Малевича. Но отдельные полотна были часто недоступны пониманию простого человека. В начале века многие деятели искусства покидали Россию, жизнь в Европе и США казались им привлекательней, часто навсегда, причем в расцвете творческих сил: В. Кандинский, И. Стравинский, С. Дягилев и др. Начало столетия совпало с началом внедрения кинематографа в культурную жизнь России. Актеры театров охотно снимались в кино – творческая новизна привлекала. Императорские же театры запретили своим актерам сниматься вообще. Наряду с низкопробным кинематографом русское киноискусство стало наполняться подлинными шедеврами: «Оборона Севастополя», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Понизовая вольница» и др. Приобретали известность кинорежиссеры Я. Протазанов, В. Гардин, А. Ханжонков, первые кинозвезды: В. Пашенная, А. Коонен, М. Андреева, М. Чехов. Кинематограф привлек к себе такие таланты, как Ф. Шаляпин, А. Вертинский, В. Холодная. В 1913 г. фильмы в России создавались 18 фирмами, за следующий год их число почти удвоилось. В 1914 г. в Москве Ханжонков открыл первый российский кинотеатр, названный «Электротеатр» (ныне «Дом Ханжонкова», неподалеку от памятника В. Маяковскому и станцией метро с именем поэта). В год начала Первой мировой войны на экраны было выпущено 232 отечественных фильма. В новый век Россия входила с выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, что позволило внести в жизнь россиян электричество и телефон, автомобиль и трамвай и т.д. Перешагнули в новое столетие открытия выдающихся ученых: И.М. Сеченов (создатель русской физиологической школы), Д.И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), В.В. Докучаев (создатель почвоведения) и др. Н.Е. Жуковский первый в Европе построил аэродинамическую трубу (1902), а два года спустя открыл первый аэродинамический институт; авиаконструктор И.И. Сикорский создал самолет грузоподъемностью 4 тонны («Русский витязь»). Физиолог И.П. Павлов за свои открытия был удостоен Нобелевской премии. Выдающийся ученый в области биологии и патологии И.И. Мечников обосновал теорию иммунитета, за что также получил Нобелевскую премию. Многие теоретические положения и новаторские проекты научно-технической мысли нашли реализацию на строительстве железных дорог и в паровозостроении. На строительстве Кругобайкальской железной дороги (260 км) впервые было использовано электричество на буровых работах. Благодаря инженерам Б. Малаховскому, С. Мухину и Г. Соколову скорость движения паровоза достигла 125 км/ч. Рубеж XX в. был ознаменован появлением физкультурных и спортивных организаций, участием российских спортсменов в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. На первых для России Олимпийских играх (четвертые по общему счету) в Лондоне (1908 г.) в русскую делегацию входило всего 5 спортсменов – фигуристы и борцы. Олимпиада длилась с апреля по октябрь. В ее программу входили крикет, крокет, стрельба по взлетевшим голубям и т.д. Фигуристы, в том числе Н.А. Панин-Коломенкин (Коломенкин), ставший олимпийским чемпионом – единственным и первым в Российской империи, соревновались в довольно экзотическом виде спорта – «вычерчивание на льду специальных фигур». Две серебряные медали получили русские борцы. На V Олимпийских играх (1912) Панин-Коломенкин получил серебряную медаль в номинации – стрельба из револьвера. Таким образом, развитие культуры в период с начала века вплоть до революции 1917 года было поистине грандиозным во всех ее сферах. Особенно бурно развивалась литература. Недаром этот период назван «Серебряным веком» русской поэзии. Эти годы подарили России и миру множество громких имен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.007 с.) |