I. Основы безопасности личности, общества и государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Основы безопасности личности, общества и государства



Ю.П. ПОДОЛЯН

 

Рабочая тетрадь

По ОБЖ

 

к учебнику М.П. Фролова, М.В. Юрьевой и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» под редакцией Ю.Л. Воробьёва

 

 

9

Класс

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Астрель

Москва


 

1


УДК 373:614.8

ББК 68.9я721

П44

 

Подолян, Ю.П.

 

П44         Рабочая тетрадь по ОБЖ: 9й кл.: к учебнику М.П. Фролова, М.В. Юрьевой и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» под ред. Ю.Л. Воробьёва / Ю.П. Подолян. М.: Астрель, 2012. — 62 [2] с.: ил.

ISBN 978712752                              (ООО «Издательство Астрель»)

 

Рабочая тетрадь к учебнику М.П. Фролова, М.В. Юрьевой и др. «Основы безопас ности жизнедеятельности. 9 класс» под редакцией Ю.Л. Воробьёва, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включённому в Феде ральный перечень учебников, вместе с учебником и методическим пособием составля ет учебноетодический комплект.

 

Рабочая тетрадь включает различные типы заданий и построена в соответствии с логикой изложения материала в учебнике.

 

Основная группа заданий предназначена для первичного закрепления знаний, те матического контроля и самостоятельной работы с учебником.

 

Для развития поисковой и творческой деятельности предлагаются практические задания и ситуационные задачи.

Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и дома.

УДК 373:614.8

ББК 68.9я721

 

Подписано в печать 26.03.2012. Формат 70              90 1/16

Усл. печ. л. 4,68. Тираж 5000 экз. Заказ


 

ISBN 97851752


 

 

(ООО «Издательство Астрель»)

 

© Подолян Ю.П.

© ООО «Издательство Астрель»

 


2


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Национальная безопасность России в современном мире........ 4  
§1—3.......................................................... 4  
§4—5.......................................................... 8  
Организация защиты населения и территорий

13

 
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...  
§6............................................................. 13  
§7............................................................. 15  
§8—9.......................................................... 17  
§10—11........................................................ 18  
§12............................................................ 25  
§13............................................................ 28  
§14............................................................ 31  
Терроризм как угроза национальной безопасности

33

 
Российской Федерации.........................................  
§15—16........................................................ 33  
II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ    
§17............................................................ 37  
Факторы, разрушающие здоровье.............................. 39  
§18............................................................ 39  
§19............................................................ 42  
§20............................................................ 43  
Факторы, формирующие здоровье человека..................... 43  
§21............................................................ 43  
§22—23........................................................ 45  
§24............................................................ 47  
§25............................................................ 49  
§26............................................................ 52  
Итоговый тест.................................................. 56  

 


 

 

3


I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

 

 

Типы угроз

События, являющиеся

Возможные результаты угроз

 

Источником угрозы

 
     

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

 

Задание 4. Проведите анализ.

 

Обратитесь к первоисточнику — документу: «Стратегия националь ной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (раздел II. Совре менный мир и Россия: состояние и тенденции развития, пункты 8—20). Ответьте на вопросы (устно):

 

1. Как характеризуется в данном документе ситуация в современном мире?

 

2. Какую внешнюю политику планирует проводить Россия в совре менном мире? На каких принципах будет основываться её внешняя по литика?

 

3. Перечислите внешнеполитические приоритеты Российской Феде рации в современном мире.

 

4. Что является фундаментом предотвращения угроз национальной безопасности Российской Федерации.


 

6


Задание 5. Творческое задание.

А. На политической карте мира покажите страны «Большой восьмёрки».

 

 

Б. На политической карте мира найдите страны НАТО (Организации Се вероАтлантического Договора) и перечислите их.

 

 

Задание 6. Работа с учебником.

 

1. Используя учебник, заполните таблицу «Продовольственная безопас ность»:

 

Примеры

 

Российской Федерации

 
   
     
Наличие и возможная эскалация воо    
руженных конфликтов вблизи её госу    
дарственной границы    
     
Незавершённость международново Отсутствие мирного договора с Японией  
вого оформления государственной гра и незавершённость правового оформле  
ницы Российской Федерации с отде ния принадлежности ЮжноКуриль  
льными сопредельными государствами ских островов Российской Федерации  
     
Деятельность международных терро    
ристических и экстремистских орга    
низаций по переброске на территорию    
России своих групп, средств террора с    
целью организации диверсий    
     
Активизация преступных групп по не    
законному перемещению через госу    
дарственную границу Российской Фе    
дерации наркотических средств, това    
ров и грузов, культурных ценностей,    
организации каналов незаконной миг    
рации    
     

 

§ 4–5        Задание 7.

 

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, отно сятся к понятию «оборона Российской Федерации». Найдите термин, «выпадающий» из общего ряда.

 

Вооружённые силы, стратегическое сдерживание, ответный удар, предотвращение глобальной и региональных войн, уровень государс твенного внутреннего и внешнего долга, преобладающее превосходство в ядерном оружии.

Ответ: _________________________

 

Задание 8. Установите соответствие между понятиямии их примерами.

 

ПОНЯТИЯ:

А. Основные направления организации обороны Российской Федера

ции.

Б. Основные полномочия Президента Российской Федерации.


 

8


ПРИМЕРЫ:

 

1. Утверждение программы ядерных и других специальных испыта ний и санкционирование проведения указанных испытаний.

2. Прогнозирование и оценка военной опасности и военной угрозы.

3. Планирование перевода органов государственной власти Российс кой Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления и эко номики страны на работу в условиях военного времени.

4. Утверждение структуры, состава Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск.

 

А Б
   
   

 

Задание 9. Работа с учебником.

 

1. Пользуясь текстом Федерального Закона Российской Федерации «О во инской обязанности и военной службе», а также используя текст учеб ника (§ 5), занесите в таблицу основные понятия этого закона.

 

Понятия ФЗ РФ

«О воинской обязанности Их значение и военной службе»

 

Призыв на военную службу

 

 

Защита Отечества

 

 

Мобилизация

 

Военное положение

 

 

Военное время

 

 

Альтернативная граждан

ская служба


 

 

9


2. В нашей стране установлено два почётных звания для городов, про явившие себя доблестно в боях с немецкоистскими захватчика ми в годы Великой Отечественной войны — город город воин ской славы.

А. Дайте определения понятий. При ответе используйте материалы учебника и дополнительные источники — интернетурсы:

Городгерой —

 

 

Город воинской славы —

 

 

Б. Найдите их на карте России, Украины и Белоруссии.

 

В. Заполните таблицу. В графе «Города воинской славы» перечислите города, которые в годы Великой Отечественной войны являлись крупны ми военнокими базами ВМФ СССР, обеспечившими выполнение значимых военноорских и десантных операций советских войск и сил флота.

 

Городагерои России Города воинской славы
   
   
   
   
   
   

 

Задание 10. Заполните таблицу.

 

Используя текст ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», заполните таблицу.

 

Составляющие воинской службы

Толкование их законом

 

Толкование их законом

 

Уровни РС ЧС

      Структура органов, средств         и систем каждого уровня РСЧС                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


 

16


Задание 4. Ситуационная задача.

 

На химическом комбинате в городе Nе возникла угроза выброса в атмосферу чрезвычайно ядовитого химического вещества. Несмотря на принимаемые руководством и персоналом комбината меры угроза вы броса этого вещества сохраняется. Директор комбината доложил о сло жившейся ситуации руководству региональной службы МЧС.

 

1. Какой режим деятельности устанавливается для сил и средств местного подразделения РСЧС?

 

2. Какие мероприятия должны быть проведены в соответствии с пе реходом на новый режим службы регионального подразделения МЧС?

 

Задание 5. Ответьте на вопросы. § 8–9

 

1. Почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены зако нодательно?

2. Какие нормативноправовые акты регламентируют деятельность госу дарства по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и тех ногенного характера? Ответ на этот вопрос оформите в виде таблицы.

 

НПО, регламентирующие

НПО, регламентирующие

НПО, регламентирующие  

Профилактику эпидемий

 

общие вопросы безопасности

вопросы профилактики

 

И других ЧС природного

 

(вид документа)*

Техногенных ЧС

 

Характера

 
     
       
       
       
       

 

* Под видом документа обычно понимают то, каким органом власти издан документ, какой юридической силой он обладает (например, Конституционный закон, Федеральный закон, постановление Кабинета Министров (Правительства РФ) и т.д.).


 

17


3. Какие мероприятия проводятся министерствами, ведомствами, пред приятиями по вопросам обеспечения безопасности, предупреждения ЧС различных видов? Ответ оформите в виде таблицы. В скобках в конце ответа укажите ведомство, проводящее эти мероприятия.

 

Профилактика Профилактика Профилактика эпидемий
проблем радиационной возникновения ЧС и подобных ЧС природного
безопасности техногенного характера характера
     
     
     
     
     

 

Задание 6. Проведите анализ.

 

Ниже дан перечень задач ГО РФ. Помимо реальных задач ГО РФ в пе речень попала одна неправильная. Найдите её.

 

1. Повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в опасных и чрезвычайных ситуациях.

 

2. Организация и проведение спасательных и необходимых работ.

 

3. Проведение вакцинации населения в случае угрозы возникновения эпидемий и других подобных ЧС природного характера.

 

4. Защита продуктов питания и воды от химического и радиоактив ного заражения.

 

5. Создание запасов средств индивидуальной противохимической за щиты.

 

6. Обеспечение светомаскировки в военное время.

 

§ 10–11    Задание 7. Ситуационная задача.

 

В ходе вооружённого конфликта между государствами NN и MM одна из сторон нанесла массированный удар по промышленному центру XX. Однако авиационный удар был нанесён не по предприятиям ВПК, а по жилым кварталам города XX. Журналисты, прибывшие на место нане


 

18


сения удара, в своих репортажах рассказывали об обширных разрушени ях и жертвах. Укрытия и бомбоубежища были иссечены пластиковыми

 

и металлическими поражающими элементами, провалившимися «внутрь себя» под воздействием «странной» ударной волны. Международная об щественность была шокирована результатами этого варварского пре ступления против мирных жителей.

 

1. Основываясь на характерных признаках поражения зданий, соору жений и населения, определите, какой тип оружия был применён напа давшей стороной во время налёта?

 

2. Какие конкретно виды боеприпасов были применены во время на

 

лёта?

 

 

Задание 8. Творческое задание.

 

Используя дополнительные источники информации, подготовьте со общения на темы:

1. «Обычные боеприпасы с готовыми поражающими элементами»;

 

2. «Боеприпасы объёмного взрыва».

 

В сообщениях обязательно приведите пример войны (военных конф ликтов), в которых стороны применяли подобные боеприпасы.

Ответьте на вопросы:

 

1. В какое время появились подобные боеприпасы (с точностью до де сятилетия)?

 

2. Вооружённые силы какой страны их применили первыми?

 

3. В войне против какого государства были впервые применены ша риковые бомбы и боеприпасы объёмного взрыва.

 

Задание 9. Творческое задание.

 

Подготовьте краткое сообщение по истории создания ядерного ору жия. В нём обязательно отразите следующие моменты:

 

1. Имена учёных, которые занимались исследованиями в области ядерного оружия и их вклад в разработку этой темы.

 

2. Наименования и содержание ядерных проектов СССР и США по разработке ядерного и термоядерного оружия.


 

 

19


3. Даты и события, включая географические пункты испытания и применения ядерного оружия.

 

Составьте подробный план сообщения и запишите его в тетрадь.

 

Задание 10. Заполните таблицу «Поражающие факторы

ядерного взрыва», используя учебник и дополнительную литературу.

 

Поражающий   Характер  
фактор ядерного Действие фактора воздействия Способы защиты
взрыва   на человека  
       
       
       
       
       
       

 

Задание 11. Ситуационная задача.

 

По городу Nску был применён ядерный боеприпас. Во время эвакуа ции часть жителей подверглась воздействию ядерного оружия, оказав шись после прохода радиоактивного облака в зоне умеренного пораже ния. Ось зоны располагалась в направлении северовосток — югозапад.

Ты оказался старшим группы. Тебе поставлена задача — за минимальное


 

20


время группе покинуть зону поражения. Время после взрыва — 7 часов. До этого группа находилась в противорадиационном укрытии, оборудо ванном всеми необходимыми устройствами, кроме запасов пищи. В мо мент ядерного удара дул сильный ветер, скорость его составляла в сред нем 18 м/с.

 

1. Какую форму приобретёт зона радиоактивного заражения под воз действием ветра?

 

2. В каком направлении необходимо вести группу, чтобы покинуть зону радиоактивного поражения?

 

 

3. От каких факторов зависит уровень радиации в зоне радиоактив ного заражения местности?

 

 

Задание 12. Дайте определение и заполните таблицу.

1. Химическое оружие — это

2. Заполните таблицу «Химическое оружие и способы защиты».

 

Тип ОВ Признаки поражения Способы защиты
     
     
     
     
     
     
     

 


 

21


Задание 13. Творческое задание.

 

Составьте краткое сообщение по истории разработки и применения химического оружия, отвечая на следующие вопросы:

 

1. В какой стране были разработаны и первые образцы химического оружия?

 

2. В какой войне и в каком сражении были впервые применены образ цы боевых отравляющих веществ?

 

3. Какой это был газ и почему он получил такое название?

 

4. При помощи каких систем оружия и приборов применялось хими ческое оружие на первом этапе его существования?

 

5. Почему отравляющие вещества массированно не применялись в го ды Второй мировой войны?

 

6. Приведите примеры локального применения химического оружия фашистами в годы Второй мировой войны.

 

7. Какие средства защиты применялись воюющими сторонами для защиты своих военнослужащих в годы Первой мировой войны?

 

8. Кто изобрёл фильтрующий противогаз, и на вооружение какой ар мии он был принят первым?

 

При подготовке сообщения используйте дополнительные источники информации.

 

Задание 14. Ситуационная задача.

 

Ты остался во главе большой группы школьников подросткового и дет ского возраста в детском лагере. Помещения пригодны для проживания, имеются: пресная вода в герметично закрытых канистрах, продовольствие

 

в виде порционных сухих пайков, медицинские препараты, в том числе и перевязочные, большое количество разнообразного спортивного и турист ского оборудования. Лагерь расположен на холме, обычно обдувается се верозападным и юговосточным ветрами. Однако взрослых в лагере нет.

 

В районе произошла техногенная ЧС. По телевизору ты узнаёшь о ЧС. Об лако ядовитого химического вещества движется в сторону лагеря, оно до стигнет его через 4 часа. Транспорта в лагере нет, ученики начальной шко лы, которых в лагере около 30%, длительную дорогу не выдержат. Остаёт ся одно — подготовить защиту ребят своими силами из имеющихся подручных материалов. В лагере в достаточном количестве имеются клей кая лента (скотч), нитки, есть 3 швейные машинки в рабочем состоянии.

 

1. Что можно использовать в качестве защитных средств и каким образом? А) для защиты кожи


 

 

22


Б) для защиты глаз

 

 

В) для защиты органов дыхания

 

2. Какие приспособления и защитные средства можно изготовить свои ми руками?

 

А) для защиты кожи

 

Б) для защиты глаз

 

В) для защиты органов дыхания

 

Задание 15. Заполните таблицу «Поражающие средствабиологического оружия». При ответе используй дополнительные источники информации.

 

Поражающие средства

Способы применения

 

Биологического оружия

 
   
     
     
     
     

 


 

23


Задание 16. Заполните таблицу «Признаки применениябиологического оружия и основные способы защиты».

 

Основные способы защиты

Основные признаки применения от биологического оружия биологического оружия

организационные              медицинские

 

 

Задание 17. Дайте определения терминов и понятий.

Эпидемия

 

Пандемия

 

Очаг биологического поражения

 

Обсервация

 

Карантин

 

Бактерии

 

Вирусы

 

Грибки

 

Токсины


 

 

24


Задание 18. Ситуационная задача.

 

В твоей школе проводятся учения регионального управления МЧС. В ходе учений их руководитель дал «вводную» — весь педагогический состав школы

 

в результате ЧС природного характера вышел из строя. Тебе поручается раз работать план создания в школе штаба и служб гражданской обороны.

 

Разработайте и оформите письменно следующие проекты документов: 1. Структуру штаба и служб ГО с предложением кандидатов на долж

 

ности их руководителей; 2. Определи (в краткой форме) задачи и средства, которыми должен

 

располагать штаб и службы ГО.

 

Задание выполнить в рабочей тетради (письменная часть) и на от дельном листе (графическая часть).

 

1. Структура штаба и служб ГО школы

 

Убежища

Противорадиационные  

Щели

 

Укрытия (ПРУ)

                              открытые   перекрытые                          

 

Задание 22. Дайте определения.Защитные сооружения гражданской обороны

 

 

Рассредоточение

 

 

Эвакуация

 

Средства индивидуальной защиты

 

Типы средств индивидуальной защиты:

— фильтрующие

 

— изолирующие

 

— специальные

 

— простейшие (подручные)


 

 

27


§ 13

Задание 23. Заполните таблицу

     
 

«Чрезвычайные ситуации природного характера».

   
 

При заполнении столбца «Причины возникновения» используйте об

 
 

щий перечень причин, изложенный в учебнике.

   
             
 

Виды

      Характерно  
 

Краткая

Причины

Меры и способы

Ли для региона,

 
 

Стихийных

 
 

Характеристика

Возникновения

Защиты

В котором ты

 
 

Бедствий

 
       

Проживаешь?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.341 с.)