История правового регулирования режимов функционирования органов государственного управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История правового регулирования режимов функционирования органов государственного управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



 

Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья 10 «Полномочия Правительства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» Федерального закона № 68-ФЗ была дополнена п. «а.1» и ««а.2", согласно которым Правительство РФ:

- принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС) на всей территории РФ либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера;

- устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Документ вступил в силу 03.04.2020.

Данные правила содержат, в частности, положение о запрете гражданам при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также безопасности, жизни и здоровью иных лиц.

Граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ), Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 г. № 178-ПГ) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» и др.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 20.6.1, которая предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно части 1 данной статьи невыполнение предусмотренных режимом требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа: в размере от 1 до 30 тыс. руб. - на граждан; от 10 до 50 тыс. руб. - на должностных лиц; от 30 до 50 тыс. руб. - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; от 100 до 300 тыс. руб. - на юридических лиц.

Значительное увеличение такого штрафа и другие санкции влекут последствия в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ (вред здоровью или смерть человека), если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение такого административного нарушения.

Так, гражданам грозит наложение административного штрафа в размере от 15 до 50 тыс. руб.; должностным лицам - от 300 до 500 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам - от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разбираясь в вопросе, кто же уполномочен вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и есть ли такие полномочия, например, у мэра г. Москвы, можно отметить следующее.

В связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на каждом уровне (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом) создаются органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[1].

Координационными органами таких органов управления на региональном уровне (в пределах субъекта РФ) являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.

Такие комиссии возглавляют высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно Указу мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, под его руководством создана и функционирует комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации такая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующее должностное лицо[2] может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов, и принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Соответственно, нарушение требований, изложенных в Указах мэра г. Москвы, правоохранительными органами может быть расценено как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нарушение санитарных правил.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.006 с.)