Вид практики – производственная. Тип практики – технологическая. Способ проведения технологической практики – выездная. Форма проведения практики – дискретная, путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени данного вида практики.
Практика проводится в 6 семестре на очной и 8 семестре на заочной формах обучения. Объем – 6 зачетных единицы (4 недели), 216 часов.
Место проведения практики – структурные подразделения учреждений, организаций и предприятий на основании заключенных договоров.
Технологическая практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм и сфер деятельности. Практика организуется с тем расчетом, чтобы обучающийся получил возможность приобрести практический опыт работы по направлению подготовки, а также собрать материал для курсовой работы по дисциплине «Комплексный анализ хозяйственной деятельности». Места практики определяются договорами, заключаемыми СевГУ и предприятиями.
5. Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Прохождение технологической практики направлено на формирование следующих компетенций:
- ПК-1 - способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- ПК- 2 - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- ПК- 3 - способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
- ПК-4 - способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- ПК-5 - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- ПК-6 - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- ПК-7 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
- ПК-8 – способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
- ПК-11 – способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Перечень компетенций ООП ВО, в формировании которых участвует практика, и перечень соответствующих знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате прохождения практики представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Формируемые в результате освоения ООП ВО компетенции
| Планируемые результаты обучения при прохождении практики
|
ПК-1 - способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
| Знать
- основные экономические и социально-экономические показатели, применяемые для характеристики хозяйствующего субъекта экономики;
- основные варианты расчетов экономических показателей в области анализа хозяйственной деятельности;
- показатели, характеризующие рост производительности труда и рост заработной платы предприятий в рыночной экономике.
Уметь
- проводить обоснование правильности выбора сбора экономических и социально-экономических показателей;
- анализировать экономические и социально-экономические показатели;
- системно анализировать социально-экономические показатели;
- делать выводы и обосновывать полученные конечные результаты;
- подготовить после анализа экономических и социально-экономических показателей доклад, статью, курсовую работу, выпускную квалификационную работу, презентацию и т.д..
- пользоваться основными выводами при написании и опубликовании статьи и доклада.
Владеть
- навыками обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, интерпретация полученных результатов и обосновании выводов при осуществлении комплексного анализа хозяйственной деятельности.
|
ПК-2 - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
| Знать
- основную нормативно-правовую базу экономических показателей в области комплексного анализа хозяйственной деятельности;
- основные типовые методики при расчете экономических и социально-значимых показателей, используемых в анализе хозяйственной деятельности предприятия;
- основные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- виды расчетов экономических показателей, применяемых в комплексном анализе хозяйственной деятельности.
Уметь
- проводить обоснование правильности выбора типовой методики при сборе социально-экономических показателей;
- системно подвести типовую методику для расчета показателей работы хозяйствующего субъекта;
- анализировать социально-экономические показатели, используя нормативно-правовую базу;
- анализировать многообразие социально-экономических показателей;
- делать выводы и обосновывать полученные конечные результаты согласно нормативно-правовой базы
Владеть
Основами предлагаемых для расчетов типовых методик;
- действующей нормативно-правовой базой используемой для расчетов экономических показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности;
- обоснованием расчетов социально-экономических показателей хозяйствующего субъекта.
|
ПК-3 - способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
| Знать:
- стандарты комплексного анализа хозяйственной деятельности, используемые в мировом пространстве;
- основные стандарты комплексного анализа хозяйственной деятельности, действующие в России для предприятий и организаций;
- базовые экономические понятия и стандарты, применяемые в осуществлении анализа хозяйственной деятельности предприятия;
- объективные основы составления экономических планов;
- основы планирования, бизнес-планирования и бюджетирования.
Уметь
- анализировать экономические разделы планов;
- использовать информацию, необходимую для составления различных разделов планов;
- обосновывать расчёты, представленные в отдельных разделах плана;
- принимать обоснованные решения и применять стандарты в профессиональной сфере;
- решать типичные задачи, связанные с составлением планов и применять их при решении созданные в организации стандарты;
- собирать экономическую информацию используя ее при составлении экономических разделов планов.
Владеть
методами экономических расчетов для составления планов, согласно стандартам предприятия и организации.
|
ПК-4 - способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
| Знать
- систему экономических процессов и явлений в области исследуемого предприятия;
- основные теоретические и эконометрические модели;
- положения применения эконометрических моделей;
- основные нормативно-правовые документы.
Уметь
- оперативно находить нужную информацию;
- грамотно её использовать для построения эконометрических моделей;
- использовать теоретические и эконометрические модели в повседневной практике;
- принимать адекватные решения при построении эконометрических моделей.
строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Владеть
- навыками построения стандартных эконометрических моделей;
- методами анализа и навыками содержательно интерпретировать полученные результаты.
- различными способами описания экономических процессов и явлений.
|
ПК-5 - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтер-скую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
| Знать
- систему бухгалтерской и финансовой информации;
- возможности предприятий, организаций и ведомств различных форм собственности при проведении финансово-хозяйственного анализа;
- специфику различных форм бухгалтерско-статистической отчетности;
- содержание форм отчетности предприятий, организаций различных форм собственности.
Уметь
анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию
Владеть
Владеть навыками использования знаний о финансовой, бухгалтерской и иную информации, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.
- методами принятия управленческих решений после проведения анализа бухгалтерской информации предприятий, организаций, ведомств, предприятий.
|
ПК-6 - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
| Знать
- основные понятия, используемые в отечественной и зарубежной статистике;
- структуру социально-экономических показателей;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих социально- экономические процессы деятельности исследуемого предприятия,
- тенденции изменений, происходящие в системе социально-экономических показателях;
- состав основных экономических показателей отечественной и зарубежной статистики
- приемы анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, способы выявления тенденций изменения социально-экономических показателей
Уметь
- корректно применять знания о статистике как о системе обобщающей различные формы социальной практики;
- формулировать и логично аргументировать исчисленные показатели статистики;
- самостоятельно анализировать различные статистические показатели, влияющие на социально-экономические процессы развития общества;
- выявлять тенденции связанные с изменениями социально-экономических показателей;
- формулировать основные тенденции социально-экономических показателей..
Владеть
- способностями интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики;
- способами анализа статистической обработки социально-экономических показателей;
- методами обобщения анализа после обработки статистических показателей и возможностью их преподнести в виде отчета или доклада.
|
ПК-7 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| Знать
- основные понятия, используемые для обзора в отечественной и зарубежной информации в области комплексного анализа хозяйственной деятельности;
- основные источники информации при подготовке аналитического отчета;
- структуру аналитического отчета и информационного обзора;
- методы сбора необходимых данных из отечественных и зарубежных источников информации в области анализа хозяйственной деятельности предприятия,
- методы анализа необходимых данных из отечественных и зарубежных источников информации и подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета
Уметь
используя отечественные и зарубежные источники информации собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
Владеть
Методами сбора необходимых данных из отечественных и зарубежных источников информации и навыками подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета.
|
ПК-8 - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
| Знать
- основные термины и понятия в области информационных технологий для решения аналитических задач;
- классификацию и критерии классификации информационных технологий, применяемых при осуществлении комплексного экономического анализа деятельности предприятия;
- характеристики базовых информационных процессов сбора, передачи, обработки, хранения и представления информации, а также средства реализации базовых информационных процессов..
Уметь
- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные информационные системы и информационные технологии, применяемые в учете и анализе;
- выбирать и применять современные программные средства для решения задач в области экономического анализа деятельности предприятия;
- применять программные средства обеспечения безопасности данных на автономном ПК и в интерактивной среде;
- использовать системы поиска профессиональной информации в глобальных сетях;
- выполнять поиск и обработку экономической информации средствами офисных приложений;
- представлять, преобразовывать и анализировать данные экономического характера в табличном и графическом виде;
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- выполнять постановку аналитических задач в процессе проектирования информационных систем;
- выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.
Владеть
- навыками и современными техническими средствами для самостоятельного, методически правильного решения аналитических и исследовательских заданий и задач.
|
ПК-11 – способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
| Знать
- основы управления предприятием;
- структуру управленческих решений;
- критерии оценки показателя социально-экономической эффективности;
- особенности рисков и их последствия для социально-экономической составляющей общества;
- основные варианты управленческих решений.
Уметь
- корректно применять знания об управленческих планах;
- анализировать возникшие риски и возможные социально-экономические последствия при разработке планов;
- вести поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных исследований;
- выделять, формулировать и аргументировать варианты управленческих решений;
- обосновать предложения при принятии управленческих решений;
- самостоятельно анализировать различные управленческие решения и прогнозировать социально-экономические последствия развития общественного производства.
Владеть
- способностями к критической оценке и обосновывать предложения по совершенствованию управленческих решений;
- навыками критического анализа собранной информации для принятия решений;
- основами принятия управленческих решений с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
- способами управления рисками и выявлять социально-экономические последствия при не рациональном управленческом решении.
|
6. Структура и содержание практики
Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц, 4 недели (216 часов). Для обучающихся очной формы обучения проводится в шестом семестре, для обучающихся заочной формы обучения – в восьмом семестре.
Таблица 2 ‒ Содержание и трудоемкость практики
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся
| Трудоемкость, ч
| Формы текущего контроля
|
1
| Подготовительный этап
| Участие в установочной конференции (организационное собрание)
| 4
| Устный опрос
Собеседование
|
Проведение инструктажа
| 2
|
2
| Основной этап
| 2.1 Сбор, обработка и систематизация фактического материала, характеризующего профильную организацию (учреждение). Анализ условий хозяйствования и уровня экономического развития предприятия
| 20
| Устный опрос
Собеседование
|
2.2 Анализ имущества, капитала и обязательств предприятия
| 28
| Устный опрос
Собеседование
|
2.3 Анализ технико-организационного уровня предприятия
| 28
| Устный опрос
Собеседование
|
2.4 Анализ использования персонала предприятия и уровня заработной платы
| 28
| Устный опрос
Собеседование
|
2.5 Анализа наличия и эффективности использования материальных ресурсов
| 28
| Устный опрос
Собеседование
|
2.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
| 28
| Устный опрос
Собеседование
|
2.7 Определение резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
| 26
| Устный опрос
Собеседование
|
3
| Заключительный этап
| 3.1 Подготовка отчета по практике
| 16
| Устный опрос
Собеседование
|
3.2 Участие в заключительной конференции по итогам практики
| 8
| Зачет
|
Всего
| -
| -
| 216
| -
|
Содержание практики
На подготовительном этапе руководителем практики от Университета проводится организационное собрание, до сведения обучающихся доводятся методические указания и требования к прохождению практики, а также к формам отчетности по практике. Обучающемуся выдается индивидуальное задание на практику. Обучающегося знакомят с рабочим графиком прохождения практики.
При прибытии обучающегося в профильную организацию руководитель практики от профильной организации проводит инструктаж: по технике безопасности, по охране труда, по пожарной безопасности, по правилам внутреннего распорядка.
Основной этап включает следующие виды работ:
1) Сбор, обработка и систематизация фактического материала, характеризующего профильную организацию (учреждение). Анализ условий хозяйствования и уровня экономического развития предприятия.
Практика начинается с общего ознакомления с предприятием, изучения его основных учредительных документов, устава, организационных приказов о создании органов управления и его структуры, документов бухгалтерской отчетности и др.
Дается характеристика профильной организации и отрасли, в которой функционирует предприятие, с указанием его организационно-правовой формы хозяйствования и осуществляемых видов деятельности. Также дается описание структуры экономических служб предприятия и их функций по организации и проведению анализа результатов деятельности. В обобщенном виде приводятся показатели экономического развития и финансового состояния. На их основании дается аналитическое заключение об экономическом положении предприятия, динамике масштабов его деятельности.
Важным моментом является изучение структуры и характера деятельности предприятия, организационной структуры его управления, определения места аналитического отдела (планового, экономического, финансово-экономического и т.п.) в ней и внутреннюю структуру собственно аналитического отдела. В процессе прохождения практики необходимо изучить содержание и организацию аналитической работы на предприятии, применяемые методы обоснования управленческих решений, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.
По результатам предварительного ознакомления с особенностью деятельности организации обучающийся готовит краткую экономическую характеристику, в которой должны быть отражены:
‒ месторасположение, форма собственности, организационная структура предприятия, технологические или другие особенности, связанные с функционированием предприятия;
‒ ассортимент производимой продукции, рынки сбыта, формирование портфеля заказов, изменение спроса на продукцию и его влияние на ценовую политику предприятия;
‒ производственное направление и фактически сложившуюся специализацию хозяйства.
Данный раздел должен заканчиваться обобщением результатов анализа организационно-экономической характеристики предприятия и выводами о достоинствах и недостатках в его хозяйственной деятельности.
Обязательными приложениями к отчету являются:
‒ схема организационной структуры экономического субъекта;
‒ схема организационной структуры бухгалтерской службы экономического субъекта, а также аналитического отдела (планового, экономического, финансово-экономического и т.п.) (при наличии);
‒ бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия и примечания к ней;
‒ заключение об экономическом положении предприятия, динамике масштабов его деятельности, используя обобщающие показатели деятельности предприятия.
2)Анализ имущества, капитала и обязательств предприятия
На втором этапе, используя данные финансовой отчетности, проводится анализ наличия и эффективности использования активов и пассивов предприятия. В процессе аналитической работы необходимо провести:
‒ анализ структуры и динамики активов и пассивов предприятия (горизонтальный и вертикальный анализ, как по разделам баланса, так и в разрезе отдельных укрупненных элементов);
‒ рассчитать показатели эффективности использования активов и пассивов предприятия (показатели оборачиваемости);
‒ дать оценку источников финансирования предприятия;
‒ анализ структуры заемного капитала;
‒ осуществить анализ и оценку состава, динамики и качества кредиторской задолженности предприятия.
Обязательными приложениями к отчету являются:
‒ аналитические таблицы, представляющие результаты анализа имущества, капитала и обязательств базового предприятия;
‒ графический материал, представляющие результаты анализа имущества, капитала и обязательств базового предприятия;
‒ аналитическая записка (отчет) по результатам данного вида анализа.