Сенсорные системы организма, их функциональное созревание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»

 

на тему: «Возрастные анатомо – физиологические особенности органа зрения (в связи с профилактической и коррекцией возможных нарушений здоровья у детей)»

 

 

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ-10219 (номер з/к 131950206)              А.С.Михеева

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. биол. наук, доцент                                                          Н.В. Сажина

 

Курган 2020

 

Содержание  
     Введение 3
6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации.     4
   6.1.1. Сенсорные системы организма, их функциональное созревание. 4
   6.1.2. Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализатора.   5
6.2. Принцип строения и функционирования органа зрения. Зрительный анализатор.   6
  6.2.1. Строение и функционирование органа зрения. 6
  6.2.2. Строение периферического, проводникового и центрального отделов зрительного анализатора.   7
  6.2.3. Определения понятия «аккомодация», ее возрастные изменения. 9
6.3. Представления о близорукости, дальнозоркости и косоглазии определения понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.  10
  6.3.1. Определения понятий «близорукость», «дальнозоркость», «косоглазие», их причины.    10
  6.3.2. Способы коррекции и профилактики близорукости, дальнозоркости.  12  
  6.3.3. Косоглазие (содружественное и паралитическое), его причины и профилактика.  13
     6.4. Представления о диагностике снижения остроты зрения, нарушений бинокулярного и цветного зрения.    16
   6.4.1. Диагностика снижения остроты зрения. Определение остроты зрения с помощью таблицы Сивцева – Головина.    16
   6.4.2. Диагностика нарушения бинокулярного зрения. Определение поля зрения с помощью периметра Форстера.    18
   6.4.3. Диагностика нарушения цветного зрения с помощью полихроматических таблиц Рабкина Е.Б.    19
6.5. Значение гигиенического ухода за глазами.  22
    Определения  23
    Заключение  27
   Список использованных источников  28

 

Введение

 

Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения. Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.

Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов».

Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. Прошли века, пока был решен принципиальный вопрос, как формируется изображение внешнего мира на сетчатку глаза. Глаз посылает в мозг информацию, которая через сетчатку и зрительный нерв трансформируется в зрительный образ в головном мозге. Зрительный акт всегда был загадочным и таинственным для человека.

Для меня работа над материалом по данной теме была полезна и познавательна: я разобралась в строении глаза, в возрастных особенностях зрения у детей, профилактике зрительных расстройств.

 

 

    6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации.

Определения понятия «аккомодация», ее возрастные изменения.

 

Аккомодация — изменение преломляющей силы глаза или способность глаза фокусировать на сетчатке световые лучи, отраженные от рассматриваемых предметов, вне зависимости от расстояния между глазом и этими предметами, т.е. видеть хорошо и вдаль, и вблизи. Аккомодация приспосабливает глаз четко различать предметы, располагающиеся между ближайшей и дальнейшей точками ясного видения. То минимальное расстояние от глаза, на котором глаз еще может отчетливо различать предмет, принято называть ближайшей точкой ясного видения. Дальнейшая точка определяется наибольшим расстоянием, на котором ясно различим предмет при отсутствии аккомодации. Механизм аккомодации. Решающая роль принадлежит хрусталику и цилиарной мышце. Во время покоя цилиарной мышцы зонулярные волокна натянуты. Она связана, с одной стороны, с цилиарным телом, а с другой — с сумкой хрусталика и оказывает на последнюю некоторое давление, не позволяя ему принять более выпуклую форму. При сокращении аккомодационной мышцы расслабляются зонулярные волокна, уменьшаются силы, натягивающие капсулу хрусталика, и вследствие эластичности своих волокон он становится более выпуклым. Преломляющая сила глаза увеличивается, и изображение близкого предмета на сетчатке становится четким. Абсолютная и относительная аккомодация. Аккомодация, определяемая для одного глаза, называется абсолютной. Если зрение осуществляется двумя глазами (бинокулярно), то акт аккомодации обязательно сопровождается конвергенцией, т.е. сведением зрительных осей глаз на фиксируемом предмете (относительная аккомодация). Аккомодация и конвергенция у человека, имеющего эмметропию, обычно совершается параллельно и согласованно. Объем относительной аккомодации всегда несколько меньше абсолютного ее объема. Если запас аккомодации мал, то во время работы быстро возникает явление усталости — зрительное утомление. Причины нарушения аккомодационной способности. С возрастом аккомодационная способность глаза ослабевает. Это может быть обусловлено изменением физико-химического состава хрусталика, обеднением его водой, уплотнением, особенно в области ядра, потерей эластичности. Вследствие этого от глаза постепенно отдаляется ближайшая точка ясного видения. После 40 лет эта точка находится уже на довольно большом расстоянии, и поэтому для рассматривания мелких предметов их приходится не приближать, а отодвигать от глаза все дальше и дальше. Возникает пресбиопия, т.е. старческая дальнозоркость. Лицам с пресбиопией для зрительной работы на близком расстоянии необходима очковая коррекция.

6.3. Представления о близорукости, дальнозоркости и косоглазии определения понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.

6.3.1. Определения понятий «близорукость», «дальнозоркость», «косоглазие», их причины.

      

 Главный критерий определения близорукости — ухудшение дальнего зрения. Световой луч при этом не проходит до сетчатки, поэтому «картинка» получается размытой и не сфокусированной. Рассматриваемые предметы, находящиеся вблизи, довольно четкие, но при удалении границы размываются, а в особо тяжелых случаях видимость пропадает вообще. Причины возникновения близорукости: наследственные факторы,возрастные изменения, травмы и хронические заболевания, переутомления и стрессы, физиологические изменения зрительного аппарата (удлинение глазного яблока), неправильное лечение или игнорирование проблемы на ранних стадиях (прогрессирующая близорукость). При близорукости и гиперметропии высокой степени, как и средней, необходима корректировка зрения специальными линзами.

Дальнозоркость или гиперметропия — процесс совершенно противоположный. Единственное, что объединяет эти понятия — то, что эти термины обозначают проблемы с функцией зрительного аппарата. При дальнозоркости луч света, попадая на роговицу, фокусируется дальше расположенной на дне глазного яблока сетчатки. Изображение в этом случае будет различимо при разглядывании дальних предметов и размыто вблизи. Считается, что такие проблемы со зрением предпочтительней близорукости, но это совсем не так. Врожденная и приобретенная альнозоркость — патологическое состояние, требующее обязательной медицинской корректировки. Чаще всего человек, страдающий от гиперметропии, впоследствии теряет способность рассмотреть даже дальние предметы, поэтому лечение и корректировка являются обязательным условием. Причины возникновения дальнозоркости: возрастные изменения сетчатки глаза, физиологические особенности глазного аппарата (удлинение глазного яблока и другие), последствия травм и хронических заболеваний. Одним из самых показательных симптомов дальнозоркости является быстрая утомляемость глаз при чтении или другой работе, требующей концентрации внимания. Пациенты жалуются на частые воспалительные процессы глаз, а также могут испытывать дискомфорт и жжение. Как использовать в домашних условиях аппарат Синоптофор читайте в этом материале.

Косоглазие (страбизм или гетеротропия) — любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете. Объективный симптом — несимметричное положение роговиц в отношении углов и краёв век.

Причиной недуга могут стать заболевания нервной системы ребенка, опухоли, детские инфекционные болезни, очки с неправильной центровкой, а также травмы.

Часто косоглазие является симптомом других глазных заболеваний, как правило, врожденных. Нередко причиной становятся также дефекты в развитии мышечного аппарата глаз.

У взрослых причиной косоглазия могут стать травмы головы и рассеянный склероз.

 

Определения

 

Аккомодация глаза - основной механизм динамической рефракции, при которой происходит четкая фокусировка изображений предметов, находящихся на различном расстоянии, относительно сетчатки. К примеру, если хрусталик не имеет достаточной кривизны, и на сетчатке не формируется четкая фокусировка объекта, то информация об этом посылается к центральным отделам вегетативной нервной системы. А нервная система передает, в свою очередь, сигнал цилиарной мышце, которая изменяет преломление хрусталика. Если изображение на сетчатке обретает четкость, стимуляция цилиарного тела сразу прекращается.

Острота зрения - способность глаза раздельно воспринимать две точки, расположенные друг от друга на минимальном условном расстоянии. В странах СНГ - долями единицы: 1,0 - нормальное зрение, 0,9; 0,8, и т. д. до 0...

Анализаторы - это система, обеспечивающая восприятие различных видов энергии, их преобразование в нервные импульсы и поступление в соответствующие центры коры головного мозга.

Поле зрения -угловое пространство, видимое глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове. Каждый глаз среднестатистического человека имеет поле зрения: 55° вверх, 60° вниз, 90° наружу...

Астенопия - зрительный дискомфорт или утомляемость, быстро наступающие во время зрительной работы. Особенно часто это чувство появляется во время работы глаз на близком расстоянии от предмета внимания.

Радужка представляет собой передний отдел сосудистой оболочки глаза. В центре нее располагается округлое отверстие - зрачок.

Радужная оболочка разделяет между собой роговицу и хрусталик, также она является своего рода анатомической диафрагмой, регулирующей поступление света (через зрачок) в глазное яблоко. Последнее происходит за счет группы мышц-антагонистов - сфинктеров (суживающих зрачок) и дилататоров (расширяющих зрачок). Подобно работе фотоаппарата, происходит расширение зрачка при малом световом потоке (для усиления поступления фотонов света) и сужение при резком или ярком освещении (предупреждение ослепления).

Астигмати́зм - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.

Рефракция - процесс преломления световых лучей в оптической системе глаза. Рефракция глаза делится на два вида - физическую и клиническую. Физическая - это преломляющая сила его оптической системы, выраженная в диоптриях, клиническая - положение задней фокусной точки глаза относительно сетчатки.

Косогла́зие - отклонение зрительных осей от направления на рассматриваемый объект, при котором нарушается скоординированная работа глаз и затрудняется фиксация обоих глаз на объекте зрения.

Близору́кость - это дефект зрения, при котором человек вблизи видит хорошо, а вдали - плохо. Для решения этой проблемы можно пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.

Рогови́ца, роговая оболочка (лат. cornea) - передняя наиболее выпуклая прозрачная часть фиброзной оболочки глазного яблока, одна из светопреломляющих сред глаза. Роговица состоит из пяти слоёв: эпителиального, Боуменовой мембраны, стромы, Десцеметовой мембраны, эндотелиального.

Генералопатия (куриная слепота - заболевание, проявляющееся ухудшением зрения при плохой освещенности или в полной темноте. Куриную слепоту - правильное название гемералопия, еще называют сумеречным зрением. Заболевание возникает при нарушении возможности зрительного механизма приспосабливаться к условиям освещения пространства.

    Сетча́тка (лат. retína) - внутренняя оболочка глаза, являющаяся периферическим отделом зрительного анализатора; содержит фоторецепторные клетки, обеспечивающие восприятие и преобразование электромагнитного излучения видимой части спектра в нервные импульсы, а также обеспечивает их первичную обработку.

Сосудистая оболочка глаза (увеальный тракт, от лат. uva - виноград) - средняя оболочка глаза, размещенная непосредственно под склерой. Мягкая, пигментированная, богатая сосудами оболочка, основными свойствами которой являются аккомодация, адаптация и питание сетчатки.

Увеальный тракт состоит из трех частей:

Радужка (ирис); функция: адаптация.

Цилиарное тело; функция: аккомодация, продуцирование водянистой влаги камер глаза.

Собственно сосудистая оболочка (хориоидея); функция: питание сетчатки, механический амортизатор.

Цветное зрение - это способность зрительной системы организма различать объекты, освещённые дневным светом при воздействии на них длин волн (или частот) света прямого или отражённого объектами окружающей среды. Или это вид зрительного ощущения, восприятия, которое происходит при взаимодействии дневного света с внешними долями мембран фоторецепторов колбочек сетчатки глаза.
Ячме́нь (hordeolum) - острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы или сальной железы Цейса, которая располагается около луковицы ресниц. Существует также т. н. внутренний ячмень, когда воспаляется долька мейбомиевой железы.

 

Заключение

 

Первоначальное накопление необходимой информации и дальнейшее ее пополнение осуществляется с помощью органов чувств, среди которых роль зрения является, безусловно, ведущей. Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», подчеркивая тем самым существенно бóльшую информативность зрения по сравнению с другими органами чувств. Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения.

Для охраны зрения важны не только правильная организация обязательных занятий, но и режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности — бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание — вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма.


 

Список литературы и источников.

1. Гуровец, Галина Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Галина Гуровец. - М.: Владос, 2013. - 702 c.

2. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. СПб., 1996.с.102

3. Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. Новосибирск: Издательство «Сиб. унив.», 2010. с.358 [Электрон-

ный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru, свободный.

   4. Старков Г.Л. Как сохранить и улучшить зрение. – М.: «Медицина», 1972. – 63 с.

5. Базарный, В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития / В.Ф. Базарный. - Новосибирск: Наука, 1991.

6. Великанова, Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебyное пособие / Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская [и др.]. - М., 1992.- 132 с.

 

 

                                                                                

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца.

Методика: для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять опечаток ее подошвенной части – плантограмму. Мокрой или смазанной кремом стопой встаем на лист чистой бумаги размером не менее 30 - 40 см, полученный отпечаток стопы обводим карандашом. После этого проводим оценку плантограмы по методу В. А. Яралова-Яралянца (рис. 1).

Оснащение: лист бумаги, вода, линейка, карандаш.

Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца

(рис. 1) АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»

 

на тему: «Возрастные анатомо – физиологические особенности органа зрения (в связи с профилактической и коррекцией возможных нарушений здоровья у детей)»

 

 

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ-10219 (номер з/к 131950206)              А.С.Михеева

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. биол. наук, доцент                                                          Н.В. Сажина

 

Курган 2020

 

Содержание  
     Введение 3
6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации.     4
   6.1.1. Сенсорные системы организма, их функциональное созревание. 4
   6.1.2. Определение понятия «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализатора.   5
6.2. Принцип строения и функционирования органа зрения. Зрительный анализатор.   6
  6.2.1. Строение и функционирование органа зрения. 6
  6.2.2. Строение периферического, проводникового и центрального отделов зрительного анализатора.   7
  6.2.3. Определения понятия «аккомодация», ее возрастные изменения. 9
6.3. Представления о близорукости, дальнозоркости и косоглазии определения понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.  10
  6.3.1. Определения понятий «близорукость», «дальнозоркость», «косоглазие», их причины.    10
  6.3.2. Способы коррекции и профилактики близорукости, дальнозоркости.  12  
  6.3.3. Косоглазие (содружественное и паралитическое), его причины и профилактика.  13
     6.4. Представления о диагностике снижения остроты зрения, нарушений бинокулярного и цветного зрения.    16
   6.4.1. Диагностика снижения остроты зрения. Определение остроты зрения с помощью таблицы Сивцева – Головина.    16
   6.4.2. Диагностика нарушения бинокулярного зрения. Определение поля зрения с помощью периметра Форстера.    18
   6.4.3. Диагностика нарушения цветного зрения с помощью полихроматических таблиц Рабкина Е.Б.    19
6.5. Значение гигиенического ухода за глазами.  22
    Определения  23
    Заключение  27
   Список использованных источников  28

 

Введение

 

Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения. Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.

Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов».

Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. Прошли века, пока был решен принципиальный вопрос, как формируется изображение внешнего мира на сетчатку глаза. Глаз посылает в мозг информацию, которая через сетчатку и зрительный нерв трансформируется в зрительный образ в головном мозге. Зрительный акт всегда был загадочным и таинственным для человека.

Для меня работа над материалом по данной теме была полезна и познавательна: я разобралась в строении глаза, в возрастных особенностях зрения у детей, профилактике зрительных расстройств.

 

 

    6.1. Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо – физиологические системы восприятия и анализа информации.

Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.

 

Сенсо́рной систе́мой называют совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.  

Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.

Различные ана­лизаторные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития.

Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном периоде. Первые реакции на раздра­жение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м меся­це жизни ребенка параметры кожной чувствительности практи­чески соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируется на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражите­лям повышается и в школьном возрасте не отличается от чув­ствительности взрослого.

Обонятельный анализатор функционирует с момента рожде­ния ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание анализаторных систем определяется, развитием всех звеньев анализаторов. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже всех формируется периферическая часть зрительного анализатора - сетчатка глаза, однако ее развитие завершается к первому полугодию и корковые звенья - области проекции в коре слухового и зрительного анализаторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.061 с.)