Раздел 1. Общие проблемы новой истории стран Азии и Африки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Общие проблемы новой истории стран Азии и Африки



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Новая и новейшая история зарубежных стран»

(«Новая и новейшая история стран Востока»)

Направление «44.03.05 – Педагогическое образование

Профиль «История и обществознание», «История и английский язык»

 

 

Екатеринбург, 2016

Рабочая программа дисциплины

«Новая и новейшая история зарубежных стран»

 

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2016. – 39 с.

 

Составитель:

Смирнов С.В., канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета УрГПУ.

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории УрГПУ

Протокол №2 от 10.11.2016.

 

                                           

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Востока») является интегративной частью курса всеобщей истории, которая изучает историю отдельных стран, регионов и цивилизационных ареалов афро-азиатского мира на протяжении XVI – начала XXI в. Дисциплина «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Востока») относится к обязательным историческим дисциплинам и является важной составляющей частью в деле подготовки историка-бакалавра, профессионального учителя истории.

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель – ознакомить студентов с историей стран Азии и Африки периода нового и новейшего времени в контексте всемирно-исторического процесса.

Задачи:

· рассмотреть проблему исторической эволюции афро-азиатских стран в период нового и новейшего времени в рамках различных историографических направлений;

· выявить общие специфические черты развития цивилизаций Востока в сравнении с западной цивилизацией, определить особенности локальных цивилизаций Востока;

· изучить проблему становления, развития, кризиса и распада колониальной системы в афро-азиатских регионах на протяжении XVI-XX вв.;

· рассмотреть причины, ход и результаты процесса модернизации восточных стран в период нового и новейшего времени;

· выявить важнейшие проблемы исторического развития наиболее крупных стран Азии, а также регионов Тропической и Южной Африки; провести сравнительно-историческое сопоставление развития стран Востока с регионами Запада и России в период XVI – начала XXI вв.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Профессиональный цикл, вариативная часть Б.03.В.06; Б.03.В.05.

Программа курса «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Востока») составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование, социальную сферу, культуру

Объекты профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы

Виды профессиональной деятельности: педагогический, проектный, научно-исследовательский, культурно-просветительский

Профессиональные задачи:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;

использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

- способность использовать в педагогической и исследовательской деятельности базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (СПК-1);

- способность использовать в педагогической и исследовательской деятельности базовые знания в области теории и методологии исторической науки (СПК-4)

1.4. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

содержание основных разделов курса;

содержание базовых проблем курса;

историческое пространство стран Востока – динамику воздействия географических, этнических, социо-культурных, религиозных факторов развития человека и общества, характер и этапность изменения политической карты мира, развитие представлений о пространстве человека Востока;

сущность исторического движения в странах Востока – тенденции развития потребностей человека, мотивов его действий, соотношение общественного и частного, динамику изменения экономических и социальных структур, эволюцию государственных и политических форм, особенности взаимовлияния культуры, религии и социально-политических институтов;

специфику процессов, происходящих в современном мире применительно к ареалу стран Востока;

основные педагогические методики;

основные методы обработки информации;

методы получения нового знания.

Уметь:

грамотно и последовательно излагать содержание курса;

формулировать основные теоретические проблемы курса;

формулировать учебные задания;

формулировать самостоятельную научную проблему;

вписывать конкретно-историческую проблематику в более широкий общественно-политический контекст;

решать научную проблему.

Владеть:

базовыми приемами сбора информации;

базовыми методами источниковедческого анализа;

основными приемами научной дискуссии;

приемами анализа и критики научной литературы;

методами гуманистического воспитания личности;

приемами представления результатов научного исследования.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Изучение теоретического материала в ходе лекционного курса углубляется на практических занятиях, заканчивается зачетом и экзаменом. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов (написание докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к работе на практических занятиях и коллоквиумах, зачету и экзамену по предмету), что позволяет сформировать у обучающихся умения и навыки работы с историческими источниками, научно-исследовательской литературой, овладеть методологией и методикой исторического исследования. С целью повышения качества знаний студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля, перечень монографий для конспектирования, терминологический словарь. Текущий контроль со стороны преподавателя обеспечивается проверочными заданиями.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

 

Всего Лекции Практика Самост. работа
1. Раздел 1. Общие проблемы новой истории стран Азии и Африки 34 16 10 6 18
  Тема 1. Цивилизации Востока к началу нового времени Тема 2. Становление и развитие колониальной системы в новое время Тема 3. Проблема модернизации афро-азиатских стран в новое время 12   12     10   6   6     4 4   4     2 2   2     2 6   6     6
2. Раздел 2. История отдельных афро-азиатских стран в новое время 110 54 20 34 56
  Тема 4. Китай Тема 5. Япония Тема 6. Индия Тема 7. Османская империя Тема 8. Египет, Судан Тема 9. Страны Арабского Запада (Магриб) Тема 10. Иран Тема 11. Тропическая и Южная Африка 20 20 20 12 8 6   12 12 10 10 10 6 4 2   6 6 4 4 4 2 2     2 2 6 6 6 4 2 2   4 4 10 10 10 6 4 4   6 6
3. Раздел 3. Общие проблемы новейшей истории стран Азии и Африки 24 6   6 12
  Тема 1. Страны Азии и Африки в 1918 – 1945 гг. Тема 2. Страны Азии и Африки в 1945 – 1980-е гг. Тема 3. Страны Азии и Африки в 1990 – середине 2000-х гг. 6   6   6 2   2   2   2   2   2 4   4   4
4. Раздел 4. История отдельных афро-азиатских стран в новейшее время 128 66 28 38 62
  Тема 4. Китай Тема 5. Япония Тема 6. Индия Тема 7. Турция Тема 8. Арабские страны Тема 9. Иран Тема 10. Страны Тропической и Южной Африки 22 16 22 20 16 20 12 12 8 12 10 8 10 6 6 2 6 4 4 4 2 6 6 6 6 4 6 4 10 8 10 10 8 10 6
  Итого 288 140 58 82 148

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практические
1. Раздел 1. Общие проблемы новой истории стран Азии и Африки 54 6 4 2 48
  Тема 1. Цивилизации Востока к началу нового времени Тема 2. Становление и развитие колониальной системы в новое время Тема 3. Проблема модернизации афро-азиатских стран в новое время   18   18   18   2   2   2   2   2   2     16   16   16
2. Раздел 2. История отдельных афро-азиатских стран в новое время 68 6 - 6 61
  Тема 4. Китай и Япония Тема 5. Индия Тема 6. Османская империя и Иран Тема 7. Тропическая и Южная Африка 18 18 16 16 2 2 2       2 2 2 16 16 15 14
3. Раздел 3. Общие проблемы новейшей истории стран Азии и Африки 54 6 6 - 47
  Тема 1. Страны Азии и Африки в 1918 – 1945 гг. Тема 2. Страны Азии и Африки в 1945 – 1980-е гг. Тема 3. Страны Азии и Африки в 1990 – середине 2000-х гг.   18   18   18   2   2   2   2   2   2     16   16   15
4. Раздел 4. История отдельных афро-азиатских стран в новейшее время 112 10 - 10 103
  Тема 4. Китай Тема 5. Япония Тема 6. Индия Тема 7. Турция Тема 8. Арабские страны Тема 9. Иран Тема 10. Страны Тропической и Южной Африки 18 16 16 16 14 16   16 2 2 2 2   2   3 2 2 2   2 16 14 16 15 14 14   14
  Итого 288 28 10 19 259

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела Коды компетенций
1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. «Опиумные» войны и «открытие» Китая.

2. Тайпинское восстание в Китае.

3. Зарождение китайского национализма в конце XIX – начале XX в.

4. Восстание ихэтуаней в Китае и позиции иностранных держав.

5. Синьхайская революции в Китае (1911-1913).

6. Япония под властью Токугава (начало XVII – середина ХIХ вв.).

7. Кризис института сёгуната в Японии: причины, последствия.

8. Антисегунское движение в Японии и «Реставрация Мэйдзи».

9. Японский опыт модернизации эпохи Мэйдзи.

10. Распад державы Великих Моголов (середина XVII – середина XVIII вв.)

11. Завоевание Индии Англией (середина XVIII – середина XIX вв.)

12. Английский колониальный режим в Индии: основные черты.

13. Индийское восстание 1857 – 1859 гг.

14. Ранний индийский национализм, образование Индийского национального конгресса.

15. Конституционное движение 1905-1911 гг. в Иране.

16. Структурный кризис Османской империи (XVII – первая половина XVIII в.): основные черты.

17. Реформы Селима III в Османской империи.

18. Реформы танзимата в Османской империи.

19. Мидхат-паша и османская конституция 1876 г.

20. Младотурецкое движение в Османской империи и революция 1908-1909 гг.

21. Реформы Мухаммеда Али в Египте.

22. «Эпоха милитаристов» в Китае (1918-1925).

23. Революция 1925-1927 гг. в Китае.

24. «Нанкинское десятилетие» в Китае (1928-1937).

25. Война Сопротивления в Китае (1937-1945).

26. Гражданская война 1946-1949 гг. Образование КНР.

27. Китай в 1949-1957 гг.: от «новой демократии» к «большому скачку».

28. Китай в 1958-1976 гг.: «маоистский социализм».

29. Китай в эпоху Дэн Сяопина.

30. «Демократия Тайсё» в Японии.

31. Становление японского варианта тоталитаризма в 1930-е гг.

32. Япония в период Тихоокеанской войны.

33. Япония в период американского оккупационного режима.

34. Становление японского «экономического чуда» (1952-1969).

35. Япония в 1970-90-е гг.

36. Национально-освободительное движение в Индии в конце 1910-х – начале 20-х гг.

37. Основные тенденции развития национально-освободительного движения в Индии в 1920-е гг.

38. Британская Индия в 1930-е гг.

39. Индия в годы Второй мировой войны.

40. Раздел Британской Индии и образование Республики Индия.

41. Развитие Индии в 1950-е – начале 60-х гг. «Курс Неру».

42. Индия в период правления Индиры Ганди.

43. Кемалистская революция в Турции.

44. Кемалистская модернизация Турции в 1920-30-е гг.

45. Внешняя политика Турецкой республики (1923-1945).

46. Турция в 1945-1960 гг.

47. Вторая республика в Турции (1961-1980).

48. «Эра Т. Озала» в Турции (1983-1991).

49. Мандатный режим на арабских территориях в 1920-1930-е гг.

50. Палестинская проблема в конце 1940-х – 2000-е гг.

51. Египет в период правления Г.А. Насера.

52. Ирак в период строительства «баасистского социализма».

53. Ирак в период правления С. Хусейна.

54. Национально-освободительная борьба в Иране в 1918-1921 гг. Переворот 3 Хута 1299 года хиджры.

55. Иран в годы правления Реза-шаха.

56. «Белая революция» в Иране (1963-1978).

57. Исламская революция 1978-1979 гг. и образование Исламской республики в Иране.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ

СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

1. Предмет и задачи курса, проблема периодизации истории стран Азии и Африки в Новое время.

2. Проблема развития стран Азии и Африки к началу Нового времени в отечественной и зарубежной историографии.

3. Структурные элементы цивилизаций Востока.

4. Становление колониальной системы в странах афро-азиатского региона (ХVI – ХVIII вв.).

5. Колониальная система в странах афро-азиатского региона в ХIХ – начале ХХ в.

6. Процесс модернизации в афро-азиатских странах (ХIХ – начало ХХ в.).

7. Китайская цивилизация: основные черты.

8. Китай в конце XVI – начале XVII вв. Маньчжурское завоевание.

9. Китай в правление династии Цин (середина ХVII - середина ХIХ вв.).

10. «Открытие» Китая европейскими державами.

11. Тайпинское восстание в Китае.

12. Политика «самоусиления» в Китае.

13. Китай в конце ХIХ в.: превращение в полуколонию.

14. Зарождение и основные течения китайского национализма.

15. Восстание ихэтуаней. Политический кризис династии Цин в начале ХХ в.

16. Синьхайская революция 1911-1913 гг. в Китае.

17. Китай в годы Первой мировой войны.

18. Цивилизационные особенности японского общества.

19. Япония при сегунах Токугава (ХVII – ХVIII вв.): политическое и социально-экономическое развитие.

20. Кризис сегуната Токугава. Реставрация Мэйдзи.

21. Мэйдзианские реформы и развитие Японии в последней трети ХIХ – начале ХХ вв.

22. Внешняя политика Японии в последней трети ХIХ – начале ХХ вв.

23. Специфика индийской цивилизации.

24. Кризис и распад державы Великих Моголов (середина ХVII – середина ХVIII вв.).

25. Этапы английского завоевания Индии.

26. Складывание английского колониального режима в Индии (середина ХVIII – середина ХIХ вв.).

27. Народное восстание 1857-1859 гг. в Индии.

28. Реформы английской колониальной администрации и развитие Индии во второй половине ХIХ – начале ХХ в.

29. Общественно-политическая мысль и национально-освободительное движение в Индии во второй половине ХIХ – начале ХХ в.

30. Британская Индия в годы Первой мировой войны.

31. Факторы, определившие специфику мусульманской цивилизации.

32. Османская империя в ХVII - первой половине ХVIII вв.: черты структурного кризиса.

33. Углубление кризиса Османской империи во второй половине ХVIII в. Восточный вопрос.

34. Эпоха реформ в Османской империи.

35. Зарождение конституционного движения в Османской империи. Новые османы.

36. Мидхат-паша и Конституция 1876 г.

37. Османская империя в период режима “зулюм”.

38. Младотурецкое движение и революция 1908-1909 гг.

39. Османская империя в период правления младотурок.

40. Реформы Мухаммеда Али в Египте.

41. Египет после Мухаммеда Али: процесс дальнейшей модернизации.

42. Строительство Суэцкого канала и установление англо-французского контроля над Египтом.

43. Национально-освободительное движение в Египте. Ораби-паша.

44. Египет под властью Англии.

45. Восточный Судан в XIX в. Махдистское движение.

46. Завоевание Алжира Францией. Французский колониальный режим в Алжире.

47. Колониальный раздел Арабского Запада во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. (Тунис, Ливия, Марокко).

48. Иран в XVIII в.

49. Политическое и социально-экономическое развитие Ирана в первой половине XIX в. Внешняя политика Каджаров.

50. Бабидское движение в Иране.

51. Реформы мирзы Таги-хана в Иране.

52. Иран во второй половине XIX в.

53. Конституционная революция в Иране 1905-1911 гг.

54. Иран в годы Первой мировой войны.

55. Политическое и социально-экономическое развитие этносов Тропической и Южной Африки в XVI-XIX вв.

56. Европейцы и африканские народы в XV – середине XIX вв.

57. Колониальный раздел Тропической и Южной Африки в последней трети XIX – начале ХХ вв.

58. Освободительное движение и общественно-политическая мысль народов Тропической и Южной Африки в последней трети XIX – начале ХХ вв.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

1. Предмет курса новейшей истории стран Азии и Африки. Основные проблемы методологии, периодизации и историографии.

2. Влияние Первой мировой войны на социально-экономическое и политическое развитие афро-азиатских стран.

3. Трансформация колониальной системы в межвоенный период. Мандатная система Лиги наций.

4. Национально-освободительное движение в афро-азиатских странах в период между мировыми войнами. Роль Коминтерна.

5. Особенности модернизационных процессов в ведущих странах Востока в межвоенный период.

6. Афро-азиатские страны в годы Второй мировой войны: социально-экономическое и политическое развитие, вклад в разгром фашизма.

7. Деколонизация стран Азии и Африки после Второй мировой войны.

8. Процессы модернизации афро-азиатских стран в условиях политической независимости.

9. Страны Азии и Африки в условиях окончания «холодной войны».

10. «Эпоха милитаристов» в Китае (1918-1925).

11. Революция 1925-1927 гг. в Китае.

12. «Нанкинское десятилетие» в Китае (1928-1937).

13. Война Сопротивления в Китае (1937-1945).

14. Гражданская война 1946-1949 гг. Образование КНР.

15. Китай в 1949-1957 гг.: выбор пути развития.

16. Китай в 1958-1976 гг.: строительство «китайского социализма».

17. Китай в эпоху реформ (конец 1970-х – 2000-е гг.).

18. «Демократия Тайсё» в Японии.

19. Становление японского варианта тоталитаризма в 1930-е гг.

20. Япония в годы Второй мировой войны.

21. Япония в период американского оккупационного режима.

22. Становление японского «экономического чуда» (1952-1969).

23. Япония в 1970-80-е гг.

24. Япония в 1990 – 2000-е гг.

25. Ново-индустриальная модель развития азиатско-тихоокеанских стран.

26. Подъем национально-освободительного движения в Индии в конце 1910-х – начале 20-х гг.

27. Социально-экономическое и политическое развитие Британской Индии в 1920-е гг.

28. Британская Индия в 1930-е гг.

29. Индия в годы Второй мировой войны.

30. Раздел Британской Индии и образование Республики Индия.

31. Развитие Индии в 1950-е – начале 60-х гг. «Курс Неру».

32. Индия в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

33. Индия в середине 1980-х – 2000-е гг.

34. Кемалистская революция в Турции.

35. Кемалистская модернизация Турции в 1920-30-е гг.

36. Внешняя политика Турецкой республики (1923-1945).

37. Турция в 1945-1960 гг.

38. Вторая республика в Турции (1961-1980).

39. Турецкая конституция 1982 г. «Эра Т. Озала» (1983-1991).

40. Турция в 1990 – 2000-е гг.

41. Арабские страны после Первой мировой войны.

42. Палестинская проблема в межвоенный период.

43. Политические процессы в арабских странах в 1920-30-е гг.

44. Арабские страны в годы Второй мировой войны.

45. Развитие арабских стран после окончания Второй мировой войны. Приход к власти радикальных националистов.

46. Египет от Г. Насера до Х. Мубарака.

47. Алжир в 1962 – 2000-е гг.

48. Ирак в 1958-1979 гг.

49. Ирак в период правления С. Хусейна и после падения его режима.

50. Подъем национально-освободительной борьбы в Иране в 1918-1921 гг. Переворот 3 Хута 1299 года хиджры.

51. Иран в годы правления Реза-шаха.

52. Иран в годы Второй мировой войны.

53. Иран в 1945-1963 гг.

54. «Белая революция» в Иране (1963-1978).

55. Исламская революция 1978-1979 гг. и образование Исламской республики в Иране.

56. Исламская республика Иран в 1980-е – 2000-е гг.

57. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Тропической и Южной Африки в период между мировыми войнами.

58. Особенности развития национально-освободительного движения в Тропической и Южной Африке в межвоенный период.

59. Страны Тропической и Южной Африки в годы Второй мировой войны. Борьба за освобождение Африки после окончания войны.

60. Особенности развития стран Тропической и Южной Африки в условиях политической независимости.

61. Положение стран Тропической и Южной Африки после окончания «холодной войны».

Примерные темы курсовых работ

· Образ Востока (ориентализм) в европейском и российском общественном сознании XVII-XIX вв.

· Китай в европейском историческом сознании XVIII-XX вв.

· Китайские «учения» (конфуцианство, даосизм, буддизм) в русской востоковедческой литературе XIX – начала XX в.

· Китай и китайцы в российском массовом сознании (конец XIX – XX вв.).

· Япония и японцы в российском массовом сознании (конец XIX – XX вв.).

· Проблема модернизации Китая (Японии, Индии, Ирана): исторические интерпретации.

· Китай и Япония: проблемы взаимодействия в первой половине ХХ в.

· Японский «паназиатизм» конца XIX – первой половины XX вв.

· Япония после Второй мировой войны: духовный кризис японского общества и поиски выхода из него.

· Внешняя политика современного Китая.

· Китайские мигранты в современной России.

· Глобальный конфуцианский проект современного Китая.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронов А.Л. История Индии: учеб. для вузов. М.: Дрофа, 2010.

2. Балезин А. С. Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время: люди, проблемы, события: Учеб. пособие. М.: КДУ, 2008.

3. Мак-Клейн Дж. Л. Япония от сегуната Токугава – в XXI век / пер. с англ. Е. А. Красулина. М.: АСТ: Астрель, 2007.

4. Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. История Японии. ХХ век. М.: ИВ РАН, Крафт+, 2009.

5. Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало XX века. М.: Вост. лит., 2005.

6. Непомнин О.Е. Типология азиатских обществ. М.: Вост. лит., 2010.

7. Павленко П. А. ЛДП в политической системе современной Японии (1955-2001). М.: АИРО-XXI; СПб., 2006.

8. Штайнбех У. История Турции. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

 

Дополнительная

1. Алиев С. М. История Ирана. ХХ век. М.: ИВ РАН – Крафт+, 2004.

2. Арабаджян З. А. Иран: Власть, реформы, революции (ХIХ-ХХ вв.). М., 1991.

3. Данилов В. И. Политическая борьба в Турции: 50-е – начало 80-х гг. ХХ в. М., 1985.

4. Данилов В. И. Турция 80-х гг.: От военного режима до «ограниченной демократии». М., 1991.

5. Зарин В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. М., 1991.

6. История Африки в XIX – начале ХХ в.: учеб. пособие. М., 1984.

7. История Востока: в 6 т. / отв. ред. Л. Б. Алаев [и др.]. М.: Вост. лит., 1995–.

8. Т. 3. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени: XVI-XVIII вв. 1999. Т.4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.), кн. 1. 2004; кн. 2. 2005.

9. История Китая: учебник / под. ред. А. В. Меликсетова. М., 1998.

10. История Японии: в 2 т.: учеб. пособие. М., 1998.

11. Колониальное общество Тропической Африки: взаимодействие цивилизаций? М., 1993.

12. Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. М., 1986.

13. Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке: Колониальный период. М., 1993.

14. Лещенко Н. Ф. История Японии в эпоху Токугава. М., 1999.

15. Мейер М. С. Османская империя в XVIII в.: Черты структурного кризиса. М., 1991.

16. Молодяков В. Э. Консервативная революция в Японии: Идеология и политика. М., 1999.

17. Новая история стран Азии и Африки: в 3 ч.: учеб. для студентов вузов / под ред. А. М. Родригеса. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

18. Новейшая история арабских стран Азии: учеб. пособие. М., 1988.

19. Новейшая история арабских стран Африки: учеб. пособие. М., 1990.

20. Новичев А. Д. История Турции. Л., 1963-1978. Т. 1. XI-XVIII вв.; Т. 2. 1792-1839 гг.; Т. 3. 1839-1853 гг.; Т. 4. 1853-1875 гг.

21. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

22. Современная Африка: Итоги и перспективы развития. Идеология и культура. М., 1990.

23. Современная Африка: Итоги и перспективы развития. Эволюция политических структур. М., 1990.

 

Информационное обеспечение

 

http://eastlib.ru

http://www.hist.msu.ru

http://www.jstor.org

http://www.vostlit.info

 

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Учебно-наглядные пособия (карты, схемы, таблицы).

2. Раздаточный материал (тексты исторических и историографических источников).

3. Аудиовизуальные материалы.

4. Технические средства обучения (компьютерная техника, аудиоаппаратура, видеоаппаратура).

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

LibreOffice (CP) – создание и редактирование текстов, подготовка к печати документов, статей, несложных рекламно-информационных материалов; создание электронных таблиц, обработка и визуализация массивов данных, автоматизация вычислений; создание мультимедийных интерактивных презентаций; создание баз данных.

MySQL – открытая кроссплатформенная база данных

FastStone Image Viewer (W) – программа для просмотра изображений.

VLC Player (CP) – универсальный проигрыватель мультимедиа.

Firefox (CP) – ПО для просмотра web-страниц сети Интернет.

Opera (CP) – ПО для просмотра web-страниц сети Интернет.

Evolution (CP) – почтовый клиент и планировщик.

 

263 Активная акустическая система д/мультимедийного класса ABtUS SPS-A030A Комплект проекционного оборудования Panasonic PT-LX30HE Экран настенный Digis Optimal-B Монитор ЖК Samsung 710V SSS TCO Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X Мышь Genius Net Scroll 100
266 Активная акустическая система д/мультимедийного класса ABtUS SPS-A030A Проектор Panasonic PT-VX42ZE Экран настенный Digis Optimal-B Монитор ЖК Acer V173 Ab Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X Мышь Genius Net Scroll 100
228 Монитор ЖК Acer V173 Системный блок Клавиатура Genius KB-06 X2 Мышь Genius Net Scroll 100 White Интерактивная доска SMART Board SBM680 с пассивным лотком Проектор SMART V30 Блок подключения ABtUS Активная акустическая система для мульт. Класса ABtUS SPS-A030A
454 Интерактивная доска PANASONIC Elite Panaboard UB-T780DH Монитор ЖК Acer V173 Мышь Genius Net Scroll 100 Клавиатура Genius KB-06 X Акустическая система ABTUS AV-930 Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XU106 Блок подключения и управления оборудованием ABTUS
358 Экран настенный DRAPER Luma Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XU75 Принтер CANON Монитор ЖК Samsung E1920 NR (17 шт.) Мышь Genius Net Scroll 100 (17 шт.) Клавиатура Genius KB-06 XE (17 шт.)
479 Принтер HP LaserJet P1006 Комплект проекционного оборудования Sanyo PLC-XU106 Монитор Acer AL1717 As Мышь Mitsumi Optical Whel Mouse PS/2 ESM Клавиатура Mitsumi Keyboard Classic KSX-3

Смирнов Сергей Викторович

кандидат исторических наук

доцент

доцент кафедры всеобщей истории Уральского государственного педагогического университета

р. т. 235-76-34

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Новая и новейшая история зарубежных стран»

(«Новая и новейшая история стран Востока»)

Направление «44.03.05 – Педагогическое образование

Профиль «История и обществознание», «История и английский язык»

 

 

Екатеринбург, 2016

Рабочая программа дисциплины

«Новая и новейшая история зарубежных стран»

 

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2016. – 39 с.

 

Составитель:

Смирнов С.В., канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета УрГПУ.

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории УрГПУ

Протокол №2 от 10.11.2016.

 

                                           

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Востока») является интегративной частью курса всеобщей истории, которая изучает историю отдельных стран, регионов и цивилизационных ареалов афро-азиатского мира на протяжении XVI – начала XXI в. Дисциплина «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Востока») относится к обязательным историческим дисциплинам и является важной составляющей частью в деле подготовки историка-бакалавра, профессионального учителя истории.

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель – ознакомить студентов с историей стран Азии и Африки периода нового и новейшего времени в контексте всемирно-исторического процесса.

Задачи:

· рассмотреть проблему исторической эволюции афро-азиатских стран в период нового и новейшего времени в рамках различных историографических направлений;

· выявить общие специфические черты развития цивилизаций Востока в сравнении с западной цивилизацией, определить особенности локальных цивилизаций Востока;

· изучить проблему становления, развития, кризиса и распада колониальной системы в афро-азиатских регионах на протяжении XVI-XX вв.;

· рассмотреть причины, ход и результаты процесса модернизации восточных стран в период нового и новейшего времени;

· выявить важнейшие проблемы исторического развития наиболее крупных стран Азии, а также регионов Тропической и Южной Африки; провести сравнительно-историческое сопоставление развития стран Востока с регионами Запада и России в период XVI – начала XXI вв.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Профессиональный цикл, вариативная часть Б.03.В.06; Б.03.В.05.

Программа курса «Новая и новейшая история зарубежных стран» («Новая и новейшая история стран Востока») составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование, социальную сферу, культуру

Объекты профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы

Виды профессиональной деятельности: педагогический, проектный, научно-исследовательский, культурно-просветительский

Профессиональные задачи:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;

использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

- способность использовать в педагогической и исследовательской деятельности базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (СПК-1);

- способность использовать в педагогической и исследовательской деятельности базовые знания в области теории и методологии исторической науки (СПК-4)

1.4. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

содержание основных разделов курса;

содержание базовых проблем курса;

историческое пространство стран Востока – динамику воздействия географических, этнических, социо-культурных, религиозных факторов развития человека и общества, характер и этапность изменения политической карты мира, развитие представлений о пространстве человека Востока;

сущность исторического движения в странах Востока – тенденции развития потребностей человека, мотивов его действий, соотношение общественного и частного, динамику изменения экономических и социальных структур, эволюцию государственных и политических форм, особенности взаимовлияния культуры, религии и социально-политических институтов;

специфику процессов, происходящих в современном мире применительно к ареалу стран Востока;

основные педагогические методики;

основные методы обработки информации;

методы получения нового знания.

Уметь:

грамотно и последовательно излагать содержание курса;

формулировать основные теоретические проблемы курса;

формулировать учебные задания;

формулировать самостоятельную научную проблему;

вписывать конкретно-историческую проблематику в более широкий общественно-политический контекст;

решать научную проблему.

Владеть:

базовыми приемами сбора информации;

базовыми методами источниковедческого анализа;

основными приемами научной дискуссии;

приемами анализа и критики научной литературы;

методами гуманистического воспитания личности;

приемами представления результатов научного исследования.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.265 с.)