Каких детей считают одаренными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каких детей считают одаренными



– дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

 

Свойства одаренной личности

Любознательность. Жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка.

Сверхчувственность к проблемам. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.

Надситуативная активность. Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему. Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы.

Высокий уровень развития логического мышления.  

Повышенный интерес к дивергентным задачам. Одаренные дети решают задачи, требующие поиска разных подходов, в том числе на уровне интуиции и озарения.

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новое, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных.

Гибкость мышления. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому наличие его свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Легкость генерирования идей (продуктивность мышления). Это является с одной стороны основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию.

Легкость ассоциирования. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями.

Способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуиции, способность к глубокому анализу. Одаренные дети не только способны прогнозировать решение задачи, но и делать прогнозы на социальные явления. Это один из основных признаков одаренности, который основывается на всех вышеперечисленных качествах.

Высокая концентрация внимания. Для даренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Отличная память. У одаренных детей феноменальная память. Есть стремление к систематизации, классификации информации, опыта, идей, склонность к коллекционированию.

Способность к оценке. Эта способность обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность

Особенности склонностей и интересов. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Им многое удается, много по душе и им хочется попробовать себя в разных сферах.

Стремление к самоактуализации. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал - главный побудительный мотив творчества.

Перфекционизм. Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах.

Самостоятельность. Личностное свойство, предполагающее независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи, реализовывать важные решения; ответственность за свои поступки и их последствия.

Социальная автономность. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции одаренно ребенка. Связана с неприязнью одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, порой и вовсе не считаются хорошими учениками.

Эгоцентризм. Многие отмечают высокую степень эгоцентризма именно у одаренных.

Лидерство. Истинный лидер всегда творец. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

Соревновательность. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке.

Особенности эмоционального развития. Ребенка отличает повышенная уязвимость. Ее причина – сверхчувствительность. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют.

Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

 

Признаки одаренности

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

5. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.01 с.)