Занятие 2. Конфликт цивилизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Конфликт цивилизаций



Занятие 2. Конфликт цивилизаций

             

Уважаемые студенты, работая над данным материалом используя учебник история авторы В.В.АРТЁМОВ Ю.Н. ЛУБЧЕНКОВ. Издание Москва «Академия» 2014 год. Часть 2. Глава 13 стр. 213-217. 230-236

                                                                                246-257

Моя почта rybkinvr@mail.ru

Я признателен тем студентам, которые прислали свои материалы по изучаемому материалу. Жду работы от остальных сразу по1и2частям.

Изучаемый материал поможет вам выработать самостоятельное представление о связи исторических эпох, истории и современности.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА И КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ИМПЕРИИ.

НЕОКОЛОНИАЛИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

    Занятие 2.

       Настоящее — это суммарно взятое прошлое.

    То́мас Ка́рлейль (1795—1881) — британский писатель, историк и философ шотландского происхождения.        

План

5. Конфликт цивилизаций на рубеже ХХ - ХХ I веков.

Информационный прогресс против неоколониализма

    7.Глобализация и неоколониализм в качестве консервативной революции - вариант стагнации современной цивилизации.

              8. Технологические уклады как содержание научно-технического прогресса и условие эволюции цивилизации.

5. Конфликт цивилизаций на рубеже ХХ - ХХ I веков.

Цивилизационное разнообразие современного мира - Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции

В послевоенный период мир стал чрезвычайно пестрым и разноликим. Одни считают, что это создает почву для конфликтов. Было бы лучше все свести к одному знаменателю, устроить жизнь по американским советам. Другие считают, что многополюсный мир сохраняет широкое поле для творческого соревнования, обмена опытом, взаимного обогащения.

Вступление человечества в третье тысячелетие новой эры (от Рождества Христова) вызвало очередной всплеск споров о будущем мира.

Понятие «цивилизация» является весьма популярным. Его используют политики, идеологи, журналисты, ученые-гуманитарии. В этой ситуации границы понятия оказались несколько размытыми, а возможности для бесконечных споров ничем не ограниченными.

В современном научном и художественном языке встречаются понятия «индустриальная цивилизация», «технологическая цивилизация», «городская цивилизация», «цивилизация досуга», «цивилизация счастья», «духовного кризиса цивилизация» и т. п.  Впрочем, несмотря на различные прилагательные, понятие в целом несет позитивную смысловую нагрузку. Чаще всего термин «цивилизация» применяется для характеристики достижений материальной и экономической культуры, для оценки уровня техники, комфорта, образа жизни, определения степени развитости образования, воспитания и досуга, позитивных накоплений в духовно-интеллектуальной сфере и т. д. Фактически речь идет об определенной теории и идеологии, которая оправдывает и закрепляет превосходство одних обществ над другими. Необходимостью защитить «цивилизацию» от тех или иных угроз оправдываются любые действия, любая политика, включая уничтожение целых культур, практику колониализма и неоколониализма, многочисленные войны. Например, во время американской интервенции в Ираке в результате военных действий погибло немало памятников древней шумеро-вавилонской цивилизации.

Идеологией цивилизации и в начале XXI в. оправдывается экономическая и политическая экспансия развитых стран. Происходит насаждение определенных ценностей, религиозных и моральных институтов, например демократии. При этом дискуссия оказывается возможной лишь в рамках европейского (европоцентризм) или американского (американоцентризм) понимания той или иной проблемы.

Учеными, сторонниками цивилизационного подхода к изучению истории всегда высказывались сомнения по поводу претензий «белого человека», «западного человека» на то, что созданная им цивилизация является наилучшей и приемлемой для всех народов и регионов. В конце XX в. в связи с завершением «холодной войны» и распадом СССР спор вокруг проблемы «одна хорошая, всемирная, прозападная цивилизация или сохранение цивилизационного многообразия» возобновился.

Выявилась имперская позиция, сформулированная С. Хантингтоном: «Понятие всемирной цивилизации является характерным продуктом Запада. В XIX в. идея „бремени белого человека" использовалась для оправдания распространения западного культурного, политического и экономического господства над не западными обществами. В конце XX в. концепция всемирной цивилизации способствует оправданию западного политического, культурного господства над другими обществами и необходимости для этих обществ имитировать западные образцы и институты. Универсализм – это идеология Запада, используемая в конфронтации с незападными культурами…

Явное заблуждение думать, что крушение советского коммунизма означает торжество Запада во всем мире и, следовательно, мусульмане, китайцы, индийцы и другие народы ринутся к западному либерализму как единственной альтернативе. Деления человечества, вызванного „холодной войной", не преодолено и сохраняется, порождая новые конфликты деление народов по этническим, религиозным и цивилизационным признакам…

В настоящее время Запад находится на спаде мощи и влияния. Однако, традиционно, решения Совета Безопасности ООН и мировых экономических институтов (МВФ, Мирового банка и др.) выражающие интересы западных стран,  представляются миру как мнение мирового сообщества. Само понятие „мировое сообщество" есть эвфемизм, заменивший понятие „свободный мир" и предназначенный придать глобальную легитимность действиям, отражающим интересы США и других западных держав».

Действительно, влияние Запада, США на современный мир весьма велико. В повседневной жизни абсолютное большинство выбирает не утопии (религиозные или квазирелигиозные), не борьбу во имя принципов и веры, а обеспеченную, благополучную и спокойную жизнь «как в Америке», «как в Европе».

Религиозный фундаментализм (например, иранская теократическая революция) повлиял на активизацию радикальных мусульманских и других религиозных течений в разных странах (Алжир, Судан, Египет, Израиль). У фундаменталистов есть не только сторонники, но и многочисленные противники – прозападная интеллигенция, постепенно формирующийся прозападный средний класс и большинство, которое не хочет потрясений находится в ситуации растерянности в связи мировым экономическим кризисом 2008 года и пандемией короновируса 2020 года, показавшими, что атлантическая цивилизация не может защитить ни человечество ни себя. Вместе с тем сателлиты США «государства нефтяного благоденствия» не спешат внедрять у себя демократию американского образца». Более того, некоторые из этих стран финансируют и фундаментализм, и международный терроризм. Своим путем идут Китай, Индия, Иран – наследники древнейших цивилизаций. Первые две страны уже стали ядерными державами. Попытки США и контролируемого ими «мирового сообщества» остановить развитие ядерной энергетики в Иране выглядят малоубедительными. В связи с выше изложенным выработка стратегии сосуществования различных цивилизаций представляется чрезвычайно актуальной задачей мирового сообщества.

На первый план выходят социальные последствия промышленного переворота

Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни.

Рост городов

В XIX в. возросло число городов, иным стал характер их застройки. Резко усилился процесс урбанизации. Если в 1750 г. в Англии было всего два города с населением более 50 тыс. чел, то в 1831 г. - уже восемь. К концу XIX в. городское население составляло 75% всего населения страны. Во Франции к 1870 г. городское население возросло в полтора раза по сравнению с 1780 г. и составило одну треть населения. В США урбанизация особенно активизировалась в период индустриального подъема в 60-70-х гг. XIX в.

Идейно-политические течения

Развитие капитализма, рост классовой борьбы вызывали появление в XIX в. множества различных идеологических течении. Буржуазные экономические теории утверждали положения о том, что собственность каждого человека есть результат его труда.

В XIX в. получил широкое распространение политический либерализм доказывающий, что экономическая модернизация общества должна быть дополнена политической и социальной модернизацией. Виднейшие его представители (А де Токвиль, 1805-1859; Б. Констан, 1767-1830; Г. Спенсер, 1820-1903) исходили из того, что государство призвано утверждать принципы демократии, народного суверенитета, свободу личности, ее политические и гражданские права.

Резко критиковали капитализм, показывали его пороки и призывали к построению социалистического общества, основанного на плановом общественном производстве, справедливом распределении продуктов труда, прекращению войн утописты А. Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858).

Среди революционных теорий особое место занял возникший в 40-х гг. марксизм с его огромной притягательной силой. Марксизму были чужды идеализация капитализма и умозрительность. Изучая экономические отношения буржуазной цивилизации, его основоположники К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) сделали вывод, что конфликт между производительными силами и производственными отношениями есть экономическая основа социалистической революции. Ее движущей силой является рабочий класс в союзе с крестьянством.

К. Маркс и Ф. Энгельс осудили идеи социалиста-утописта П.Ж. Прудона (1809-1865), выступающего против участия рабочих в политическом и революционном движении; подвергли критике М.А. Бакунина (1814-1876), отрицавшего необходимость диктатуры пролетариата, политической партии рабочего класса и государства.

В 1864 г. был основан Интернационал, объединивший не только марксистов, но и бланкистов, лассальянцев, прудонистов, тред-юнионистов. Это был ответ рабочих, беднейших слоев общества на интернациональную практику капиталистов. II Интернационал, возникший в 1889 г., находился уже полностью на марксистской платформе. Но в середине 90-х гг. внутри этой организации возникает реформистское крыло во главе с Э. Бернштейном (1850-1932), выдвинувшим программу ревизии основных положений К. Маркса. Несмотря на это к концу XIX в. марксизм становится доминирующим течением в духовной жизни буржуазного общества.

4. Профсоюзное движение и образование политических партий

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Введение

Каждый из технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. На тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации обратил внимание профессор А.И. Ракитов в своих работах. По его мнению, сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.

 Информационная революция (англ. Information revolution) — преобразование общественных отношений в результате кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием этих революций явилось приобретение человеческим обществом нового качества.

Сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.

Эффект рукописной книги в Китае, Древней Греции и Древнем Риме был огромным. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Но тиражирование письменных материалов — дорогостоящий и длительный процесс, ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки.

Третья информационная революция связана с изобретением немцем Иоганном Гуттенбергом (1399—1468) печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся ещё раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гуттенберга и применённый им метод съёмных шрифтов способствовали ею распространению.

На момент изобретения печатного пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200—1300 рукописных страниц. К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров  стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетённых в 125 000 готовых к продаже книг — 2 500 000 страниц на одного работника против 1 200—1 300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1 000 страниц), цена её была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла её приобрести. По мнению П. Дракера, снижение издержек и цен в ходе третьей информационной революции было, по крайней мере, одного порядка с тем, что произошло в ходе сегодняшней, четвёртой революции.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только её. Именно печатный станок принёс с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Конец ХХ века называют новым информационным веком и связывают с четвертой информационной революцией — распространением компьютеров и Интернета. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений. восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.

В США, например, уже в 1985 в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от неё.

К концу 80-х гг. ХХ в. обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвёртого работающего в США, или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы образования. Аналогичным образом с началом последнего десятилетия ХХ в. более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование было сделано в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и тому подобное), что в два раза больше, чем 10 лет назад. Бывший министр финансов США У. Майкл Блюменталь так резюмировал это в 1988 в статье, озаглавленной «Мировая экономика и изменения в технологии»: «Информация— писал он, — стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила». Объём имеющейся у нас информации с каждым днём увеличивается всё быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества2.

Существующая в развитых странах информационная индустрия, по объёмам производства и номенклатуре выпускаемой продукции сопоставимая с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала создания соответствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 достиг 660 млрд. долларов. Из них около 50% приходилось на компьютеры. Только за 1995 в мире было произведено около 60 млн. персональных компьютеров3. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей. Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост новых информационных технологий, специально ориентированных на использование возможностей современной вычислительной техники и, в первую очередь, – возможностей персональных ЭВМ.  

Однако самое важное и принципиально новое качество, которое принесла человечеству пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда не было, и именно это должно поднять цивилизацию на качественно новую ступень развития.

Особенно важно, что современная информационная революция создала возможность для обеспечения глобального рывка в сфере образования и укрепления органичной связи между образованием и управлением производством. Информационная революция подтверждает тезис Ф. Бэкона, что «Знание – сила»! Однако, в современных революционных условиях необходимость того что человечество может обеспечить управление природой только сознательно организовав непрерывность образования на уровне высшего для каждого человека в мире. Только высокий уровень образования может обеспечить разрешение противоречий как между интересами личности и общества, так и между интересами отдельных государств и мирового сообщества.

 ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИ

Захватившая власть буржуазия сразу пытается обеспечить своё господство навсегда. Идеалы великой французской революции – Свобода, Равенство и Братство становятся неприемлемыми для общества конкуренции в котором господствует идеал – прибыль любой ценой.

Трудящиеся должны забыть о своих правах. Государство осуществляя волю господствующего класса должно служить интересам буржуазии. Его задача доказать, используя ресурсы продажной прессы, продажных органов юстиции, силы армии и полиции, что минимальный прожиточный минимум для трудящихся - это есть справедливое общество.

Отношения между постоянно конкурирующими между собой бизнесменами построены на принципе человек человеку волк. Ценность человека в этом обществе эквивалентна его прибылям или должностью в государственном аппарате.

  Если левые стремятся радикализировать тезисы Свободы, Равенства и Братства, то «консервативные революционеры» настаивают на прямо противоположном подходе и, напротив, стремятся вернуться к такому порядку, который предшествовал не только Революции, но и возникновению причин, к ней приведших. В этом смысле, сторонники Третьего Пути являются намного более правыми, чем сами правые. Логика развития не допускает существования вне разрешения противоречий посредством изменения условий. Общественные противоречия могут быть разрешены только на уровне развития средств труда и тем самым создание условий для формирования образованного труженика, который видит себя творцом новых, справедливых отношений, то есть сознательным гражданином, а не подданным.

Первые программы консервативной революции были реализованы в Италии и Германии. Именно в этих государствах были подавлены все гражданские свободы во имя колониальных захватов. Именно политика этих государств подготовила почву для неоколониализма. В этих странах разрабатывались модели цветных революций. Руководители этих движений под либеральными лозунгами поднимали безработных и студенчество при финансовой поддержке США для прихода к власти представителей теневой экономики и мафии.

В результате все бывшие советские республики утратили финансовую независимость и попали в положение новых колоний США и ведущих Европейских государств. В этих государствах разрушены промышленность и структура экономических связей, которые гарантировали устойчивое культурное и экономическое развитие. Для молодёжи фактически нет работы, и они покидают свои страны.

    Проанализируйте экономический и политическое состояние после консервативной революции достоинств на Украине.

Конец ХХ и начало ХХI в. стали периодом нового типа революций, в которых повысилась доля внешнего вмешательства и инспирирования, использования «рукотворных», не стихийных революций для свержения неугодных режимов. Целая цепь таких революций, получивших название «цветных», прокатилась по ряду стран, и, как уже было сказано, западные страны стали использовать их как важнейший инструмент геополитики для усиления своего влияния и подрыва мощи соперников, а также для пропаганды превосходства собственного строя. Для этого в избранных государствах активно подготавливалась оппозиция, которая при возможности проходила обучение с помощью западных инструкторов; также в качестве координаторов и штабов всякого рода использовались НКО и дипмиссии. К сожалению, чаще всего позитивный эффект таких революций был минимальным, зато негативный – разрушительным. «В большинстве стран, где произошли “цветные революции”, не наблюдается быстрого и надежного перехода к демократии», – отмечает даже сторонник таких революций Дж. Голдстоун, показывая, что революции по-прежнему начинаются со свержения старого режима, но впереди у них очень трудный и затяжной процесс утверждения нового; что революции неизбежно порождают новые трудности, новую борьбу за власть и высокую вероятность скатывания к авторитаризму.

    Однако, только те страны, которые пережили глубокие революционные изменения создали условия для развития образования, науки и здравоохранения. Это Англия, США, Франция, СССР, Китай.

ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Почему конец ХХ и начало ХХI в. стали периодом нового типа революций, в которых повысилась доля внешнего вмешательства и инспирирования, использования «цветных», не стихийных революций для свержения неугодных режимов.

Под технологическими укладами понимают большие группы технологических структур, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями, в рамках которых заключен замкнутый макроэкономический цикл, включающий добычу производственных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск набора конечных продуктов, удовлетворяющих соответствующему типу общественного потребления. В соответствии с данной теорией, экономическое развитие достигается путем становления новых технологических целей и развития новых технологических укладов.

В соответствии с принятой классификацией технологических укладов выделяют шесть таких укладов:

1-й технологический уклад (1770–1830)доминировал в на-родном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Ве-ликобритания, Франция и Бельгия, и развитых стран, как Германия, Нидерланды, Россия в течение 60 лет. Ядро этого уклада составляли: текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель. Ключевым фактором уклада были текстильные машины. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (паровые двигатели, машиностроение). Преимуществомданного уклада по сравнению с предшествующим (нулевым) была механизация и концентрация производства на фабриках. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: разрушение феодальных монополий, ограничение профессиональных союзов, свобода торговли; британское доминирование в международной торговле и финансовом мире; конкуренция отдельных предпринимателей и мелких фирм, их объединение в партнерства, обеспечивающие кооперацию индивидуального капитала; организация научных исследований в национальных академиях и научных обществах, местных научных и инженерных обществах; индивидуальное инженерное и изобретательское предпринимательство и партнерство; профессиональное обучение кадров с отрывом от производства.

2-й технологический уклад (1830–1880)доминировал в народном хозяйстве таких стран технологических лидеров, как Великобритания, Франция, Бельгия и США, и таких развитых стран, как Италия, Нидерланды, Швейцария, Россия и Австро-Венгрия в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машиностроение, пароходостроение, угольная и станко-инструментальная промышленность, черная металлургия. Ключевым фактором уклада были паровой двигатель, станки. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (сталь, электроэнергетика, тяжелое машиностроение, неорганическая химия). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (первым) был рост масштабов и концентрация производства на основе использования парового двигателя. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: свобода торговли, ограничение государственного вмешательства, появление отраслевых профессиональных союзов; формирование социального законодательства; политическое, финансовое и торговое доминирование Великобритании; свобода международной торговли; концентрация производства в крупных организациях; развитие акционерных обществ, обеспечивающих концентрацию капитала на принципах ограниченной ответственности; формирование научно-исследовательских институтов; ускоренное развитие профессионального образования и его интернационализация; формирование национальных и международных систем охраны интеллектуальной собственности.

 

3-й технологический уклад (1880–1930)доминировал в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды, и таких развитых стран, как Россия, Италия, Дания, Австро-Венгрия, Канада, Япония, Испания и Швеция в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия. Ключевым фактором уклада были электродвигатель, сталь. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (автомобилестроение, органическая химия, производство и переработка нефти, цветная металлургия, автодорожное строительство). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (вторым) было повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства, урбанизация. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: расширение институтов государственного регулирования; государственная собственность на естественные монополии, основные виды инфраструктуры, в том числе социальной; империализм и колонизация; конец британского господства; слияние фирм, концентрация производства в картелях и трестах; господство монополий и олигополии; концентрация финансового капитала в банковской системе; отделение управления от собственности; создание внутрифирменных научно-исследовательских отделов; использование ученых и инженеров с университетским образованием в производстве; национальные институты и лаборатории; всеобщее начальное образование.

4-й технологический уклад (1930–1980) доминировал в народном хозяйстве таких стран--технологических лидеров, как США, Западная Европа, СССР, Япония, Швеция, Швейцария, и таких развитых стран, как Австралия, Бразилия, Мексика, Китай, Тайвань, Индия в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: автомобилестроение, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Ключевым фактором уклада были двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (радары, строительство трубопроводов, авиационная промышленность, производство и переработка газа). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (третьим) было массовое и серийное производство. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: развитие государственных институтов социального обеспечения, военно-промышленный комплекс; государственное регулирование экономики; биполярный мир с экономическим и военным доминированием США и СССР; транснациональная корпорация, олигополии на мировом рынке; вертикальная интеграция и концентрация производства; дивизиональный иерархический контроль и доминирование техноструктуры в организациях; специализированные научно-исследовательские отделы в большинстве фирм; государственное субсидирование военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; вовлечение государства в сферу гражданских НИОКР; развитие среднего, высшего и профессионального образования; передача технологии посредством лицензий и инвестиций транснациональными корпорациями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Занятие 2. Конфликт цивилизаций

             

Уважаемые студенты, работая над данным материалом используя учебник история авторы В.В.АРТЁМОВ Ю.Н. ЛУБЧЕНКОВ. Издание Москва «Академия» 2014 год. Часть 2. Глава 13 стр. 213-217. 230-236

                                                                                246-257

Моя почта rybkinvr@mail.ru

Я признателен тем студентам, которые прислали свои материалы по изучаемому материалу. Жду работы от остальных сразу по1и2частям.

Изучаемый материал поможет вам выработать самостоятельное представление о связи исторических эпох, истории и современности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.049 с.)