Вопрос. Понятие, признаки права. Принципы права. Понятие, признаки структура нормы права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Понятие, признаки права. Принципы права. Понятие, признаки структура нормы права.



Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права:

· волевой характер;

· общеобязательность;

· нормативность;

· право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность;

· системность;

· регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1. В гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2. В уголовном праве – презумпция невиновности;

3. В трудовом праве – принцип свободы труда;

4. В земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5. В административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. П.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1. понятия тождественны;

2. понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Под источником права понимают:

1. Источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2. Источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3. Источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1. Нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3. Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в великобритании, сша, канаде, австралии, новой зеландии и т. Д.;

4. Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (федеративный договор рф 1992 г.).

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Признаки нормы:

1. Общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и не определено большой круг лиц;

2. Формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;

3. Устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4. Предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5. Микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание.

Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные.

Среди сложных гипотез выделяют:

1. Кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;

2. Альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Также санкции классифицируются:

1. По степени определенности:

А) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);

Б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

В) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2. В зависимости от отраслевой принадлежности:

А) уголовно-правовые;

Б) административно-правовые;

В) дисциплинарно-правовые;

Г) гражданско-правовые.

Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «если…, то…, иначе…».

22 Вопрос. Система образования РФ, участники образовательных правоотношений. Права и обязанности педагогов, родителей и детей.

О бразование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии со статьёй 43 Конституции РФ граждане России имеют право на обязательное бесплатное общее образование и на бесплатное, на конкурсной основе, высшее образование.

Система образования в России включает в себя:

· образовательные стандарты и федеральные государственные требования,

· образовательные программы различных видов, уровней и направленности,

· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,

· органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы,

· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования,

· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Права и обязанности участников образовательного процесса.

К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники Учреждения, учащиеся, родители (законные представители).

Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и настоящего Устава.

Статья 43. ФЗ «Об образовании в РФ».

  Обучающиеся обязаны:

1) Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) Выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3. Заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4. Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5. Бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 34: Обучающимся предоставляются права на:

1. Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2. Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4. Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

5. Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

6. Каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.016 с.)