Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Партийные системы. Становление российской многопартийности.
Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними. Партийные системы и их характеристика: 1. Однопартийные - Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий. 2. Двухпартийные - Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании. 3. Многопартийные - Многопартийная система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой. В рамках многопартийной системы выделяют: · многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями. · многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте. · «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.
Типы и типология партийныхтсистем: · Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. · Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить. Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют. · Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть. Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом. · Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.
· Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство. Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций. В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств. · Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы. Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.). В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать: · эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония); · неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия); · использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия). Манифест 17 октября 1905 г. создал условия для формирования в России политических партий. Отражая стремления и чаяния ряда социальных групп, они различались в своих программных установках и, следовательно, в отношении к революции. Партийный политический спектр того времени можно разделить на три крупных лагеря: 1. В первый входили помещичье-правительственные партии — правые и крайне правые: «Союз русского народа», «Союз русских людей», «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», «Народно-монархическая партия», «Союз русских православных людей». Концептуальные основания их идеологии базировались на крайне негативном отношении к революционным преобразованиям. Они отстаивали идеи незыблемости существующего политического режима, самодержавной власти царя, «единой и неделимой» России.
2. Второй можно охарактеризовать как лагерь буржуазно-либерального направления. Сюда входили конституционные демократы (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), «Партия демократических реформ», «Мирного обновления» и некоторые другие. Отражая интересы представителей крупного капитала и демократической интеллигенции, они ратовали за постепенное реформаторское обновление страны на основах демократии и либерализма, в сторону расширения прав и свобод, утверждения принципа разделения властей и развития представительных органов, институтов самоуправления. Отвергая в принципе идею революционной борьбы в пользу мирных средств, они считали возможным использование достижений революции для реализации своих целей. 3. В третий лагерь входили революционно-демократические партии: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеров). Претендуя на выражение интересов широких народных масс — рабочих и крестьян — они выдвигали гораздо более радикальные требования. Сюда входили: свержение самодержавия, установление республики, раздача земли крестьянам и т.д. В качестве своей конечной цели эсеры и РСДРП видели построение в России социалистического государства. Реализация программы построения социализма, по их мнению, могла быть произведена только посредством революционных преобразований, поэтому именно эти партии целиком поддержали революцию и подталкивали ее развитие по восходящей линии. Следует отметить, что некоторым своеобразием отличалась политика в отношении революции со стороны двух течений в РСДРП — большевиков и меньшевиков. Если первые являлись сторонниками концепции перманентного развития революции, высказав идею перерастания ее из буржуазно-демократической в социалистическую (что отвечало программе-максимум РСДРП), то меньшевики поддерживали лишь буржуазно-демократические преобразования (программа-минимум), считая Россию на данном этапе не готовой к социализму и откладывая социалистическую революцию на необозримое будущее. Именно такое соотношение сил и должно было определить перспективы развития страны после всех преобразований первой русской революции 1905—1907 гг.
В апреле 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы», ставшие прообразом Конституции и закрепившие основные права и свободы. В 1-й Госдуме (апрель—июль 1906), выборы в которую бойкотировали социал-демократы и эсеры, руководящая роль принадлежала кадетам — самой большой партии. Второе место занимали трудовики — возникшая в Думе фракция, выражавшая взгляды левых, прежде всего эсеров. Главным в 1-й Думе стал аграрный вопрос. Предложенные кадетами и трудовиками проекты предполагали принудительное отчуждение помещичьей земли. Во 2-й Госдуме (февраль—июнь 1907 г.) неонародники и социал-демократы получили 43% мест, кадеты, октябристы и другие либералы — 45%. 3 июня 1907 г. Дума была распущена императором. Это не противоречило законодательству, но выпуск Указа об изменении избирательного закона от 3 июля нарушал Основные законы, так как был принят без согласия парламента. Революция закончилась поражением. Новая, 3-я Дума, избранная в 1907 г., во многом послушная властям, проработала полный срок. Вопрос. Политика и идеология: понятия, функции, проблемы взаимодействия. Основные мировые идеологии: либерализм, неолиберализм. Развитие либерализма в России. Консерватизм, неоконсерватизм. Развитие консерватизма в России. Социализм. Развитие социализма в России. Политика — это совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти. Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям. Политическая идеология – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти.
Функции политической идеологии: · Ориентационная функция – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности. · Мобилизационная функция – побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию. · Интегративная функция – наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость. · Программно-целевая (целеполагающая ) функция – показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе. · Компенсаторная функция – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.
· Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) – возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп. · Когнитивная (познавательная) функция – отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой – дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений. · Легитимизирующая (оправдывающая) функция – состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству. · Нормативная функция – задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов. Политика и идеология тесно связаны: · политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах; · идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы. Политика и идеология не могут существовать друг без друга. В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержание идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей. В ценностях концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, общества в целом. От идеологической ориентации политиков зависит понимание ими сути политики. Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт: · Во-первых, политика и идеология – это явления сознания. · Во-вторых, направленность на интеграцию общества: политика осуществляет это через социальные проекты; идеология – через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации власти. Взаимодействуя, но, не подменяя друг друга, политика и идеология способны решать назревшие проблемы. Так, идеологиятеоретически обосновывает политические решения и действия, доводит их до сознания масс с помощью пропаганды. Политика ставит перед идеологией практические задачи, которые требуется представить в виде определенных концепций с соответствующей аргументацией. Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее исполнение, предусматривая ту или иную стратегию действия. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие – выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации. Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функционировании политической идеологии. Либерализм (от латинского слова"liberalis" — "свободный") является философским и общественно-политическим течением, провозглашающим незыблемость прав и индивидуальных человеческих свобод. Либерализм – утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. Основные принципы либерализма: индивидуализм, свобода, собственность. Неолиберализм, отличаясь от либерализма, не отрицает полностью государственное экономическое регулирование, рассматривает неограниченную конкуренцию и свободный рынок в форме основного средства по обеспечению прогресса, достижения справедливости в социуме, которые возможны на базе экономического роста, измеряющегося валовым внутренним продуктом. По мнению ряда историков, либеральные идеи проникли в Россию в XVIII веке, и либерализм прошел три этапа (было три "волны"): 1. Инициируемый "сверху" либерализм. Периоды правления Екатерины II и Александра I. Этот либерализм ещё называют просветительским. 2. "Охранительный" либерализм. После отмены крепостного права 1861 года. 3. "Новый" либерализм, период с 1900 г. до октября 1917 г. Консерватизм – защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Основные ценности: закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть, религия, мораль. Неоконсерватизм – ограниченное государственное регулирование рыночной экономикой, бесплатные блага только тем, кто в них нуждается. Основные принципы российского консерватизма были сформулированы в конце XVIII - начале XIX веков М.М. Щербатовым и Н.М. Карамзиным и получили дальнейшее развитие в «официальной народности» теории (гр. С.С. Уваров, Н.Г. Устрялов и др.), в учении славянофилов (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). С точки зрения российских консерваторов, самодержавная форма правления соответствовала историческому своеобразию русского народа и рассматривалась ими как единственный источник реформ и гарант порядка в обществе. Социализм – направление общественной мысли, стремящееся разработать принципиально новую модель устройства общества как целого на основе преобразования социально-экономических отношений. В России развитие социализма представляло собой довольно сложный и специфический процесс. Социалистические идеи стали проникать в нашу страну в 30-е годы XIX века с Запада. Русская образованная публика знакомилась с трудами известных социалистов-утопистов – Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Сен-Симона. Это подвигало ее к довольно-таки радикальным требованиям. В 1845 году мелкий чиновник МИД России М. В. Буташевич-Петрашевский организовал кружок, участники которого стояли на позициях, близких к социализму. В начале деятельность кружка носила чисто просветительский характер. Затем петрашевцы пришли к мысли о необходимости вооруженного восстания и стали вести соответствующую организационную работу в войсках. В результате кружок оказался разгромлен полицией. Так почти с самого начала своего существования отечественный социализм показал себя врагом русской традиции.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.026 с.) |