Виды отклоняющегося поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды отклоняющегося поведения



Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

· Нестандартное поведение – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.

· Деструктивное поведение – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

 

Подход Э.Фромма к объяснению девиантного поведения.

Эрих Фромм обозначил первый деструктивный механизм как авторитарный характер. Авторитарная личность отказывается от собственного Я, от бремени свободы и автономности. Ее крайним выражением является садомазохистский комплекс. Наиболее полно этот тип бегства проявляется в тоталитарных государствах, где массы симбиотически сливаются с лидером. Второй механизм бегства — автоматизирующий конформизм, при котором человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему социальным шаблоном, утрачивая индивидуальность. Третий путь — деструктивность — связан с отчуждением от мира через его разрушение. В отличие от садизма, деструктивность не стремится к господству, но она превращает все живое в мертвое.

Таким образом, экзистенционально-гуманистическая психология делает акцент на высших проявлениях человеческой личности — таких как ее духовное бытие и самоактуализация. Духовное бытие предполагает выход за пределы своей личности; оно связано с самоопределением в человеческих ценностях, с признанием важности своей индивидуальности и самореализацией; проявляется в высших чувствах — таких как свобода и ответственность, долг, сострадание, уважение, интерес, любовь, надежда, радость творчества. В случае девиантности мы наблюдаем совершенно иную картину. Поэтому отклоняющееся поведение, безусловно, можно рассматривать как следствие экзистенциональных проблем личности и нарушений ее духовного развития.

Противоправная мотивация.

Рассмотренные выше внешние и внутренние условия способствуют формированию делинквентного поведения. В то же время, описывая правонарушителя, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфической мотивации, выступающей непосредственной причиной противоправного поведения. В.Н.Кудрявцев [11] говорит об антиобщественной ориентации личности. Другие авторы используют сходные термины: криминогенная деформация личности, антиобщественная установка, антисоциальная направленность, противоправная мотивация. Данные термины обозначают систему наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности — внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений.

Противоправная мотивация может иметь различные истоки, формы и степень выраженности. В.В.Лунеев [17] предлагает рассматривать следующие ведущие мотивации противоправных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгоистическую, анархистско- индивидуалистическую, легкомысленно безответственную, трусливо малодушную.Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами. Очевидно, что нормальное социальное развитие предполагает процесс преобразования культурных (в том числе правовых) норм в индивидуальные ценности. Преломленные через систему личностных смыслов правовые нормы в сочетании с волевой регуляцией обеспечивают такое качество личности, как законопослушание.

 

Таким образом, мотивация выполнения правил или их нарушения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

ВОПРОС

С агрессивным поведением поможет справиться разработанная система психолого-педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы:

-диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

-консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;

-консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

-информационно-образовательная работа с детьми;

-формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:

-улучшение психологического климата в школе;

-повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей,

педагогов);

-повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

-профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

-снижение асоциального поведения школьников;

-развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;

-формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий

и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;

-направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

ВОПРОС

Психология групповой агрессии - явление еще не до конца изученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей из социально неблагополучных семей.

Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеет чисто социальные причины – недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85% подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.

Этому также способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов. Подростковая агрессия далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Среди обследованных 300 подростков мужского пола 14–17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояниями, агрессивное поведение отмечено в 40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы – хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к людям, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах.

26 ВОПРОС

Феноменология деструктивных форм межличностного взаимодействия включает в себя зависимые и созависимые отношения как в рамках супружеских отношений, так и вне, проявляясь в виктимном поведении личности женщины – потенциальной способности оказаться в роли жертвы оскорбительных супружеских отношений в результате негативного взаимодействия личностных качеств с внешними факторами. Такое поведение женщины характеризуется ощущением обреченности, приспособлением к инцидентам и собственного состояния равнодушия, чувством нетерпимости к собственным ошибкам, самообвинением. В связи с этим виктимное поведение женщин в семейных отношениях оборачивается в «трагедию всей жизни», когда ничего не построено, но многое разрушено – душевное и физическое здоровье, возможности других отношений.

Сам феномен виктимного поведения ученые рассматривают как «провокационность», «подчиненность», «болезненную привязанность» «чрезмерную озабоченность», «аддикцию отношений», «психическое состояние», «комплекс особых черт характера», «зависимость», «набор усвоенных норм поведения», «способ адаптации к острому внутриличностному конфликту». Такие разные позиции позволяют рассматривать виктимность не только сквозь призму отклоняющегося от нормы поведения как проявление болезненной зависимости, но и как нарушение семейного взаимодействия, пример дисфункциональной модели семьи, в которой личности ее членов испытывают негативное влияние, в результате чего не удовлетворяются их потребности в самореализации и личностном росте.

Анализ психологических исследований позволяет предположить, что предпосылкой формирования виктимного поведения женщин являются такие особенности ранней социализации, как недифференцированность личности членов родительской семьи, дефицитарность отношений, запрет проявления потребностей или интересов ребенка и трудности их имагинального удовольствия от бедности фантазии как механизма психологической защиты.

ВОПРОС

 

Виктимность – это объективно присущая лицу предрасположенность при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления.

Лица становятся жертвами преступлений в силу моральнопсихологических, социальных качеств (жадные, алчные, доверчивые) либо служебного или общественного положения (инкассаторы, охранники, кассиры, сотрудники правоохранительных органов и т.д.).

Виды виктимности.

В зависимости от поведения жертвы виктимность подразделяется на:

  • виновную (преступление спровоцировано противоправным, аморальным поведением потерпевшего);
  • невиновную (как правило, обусловленную профессией и общественными обязанностями, выполняемыми потерпевшим).

По числу жертв виктимность может быть:

  • индивидуальной – это состояние уязвимости отдельного человека, обусловленное его психологическими или биофизическими свойствами, способствующими в определенной криминогенной ситуации формированию условий, при которых лицо становится жертвой преступления;
  • массовой, связанной с предрасположенностью определенной группы людей в силу своих субъективных качеств и объективных обстоятельств нести физический и материальный ущерб и моральный вред от преступлений.

 

Массовая виктимность (или виктимность вообще) может быть представлена в виде:

  • видовой – характеризуется предрасположенностью отдельных людей становиться в силу ряда обстоятельств жертвами отдельных видов преступлений (например, мошенничества, краж, насильственных преступлений);
  • групповой, зависящей от повышенной способности отдельных групп населения или категорий лиц, сходных по параметрам виктимности, при определенных условиях становиться жертвами преступлений (работники правоохранительных органов, лица, занимающиеся бродяжничеством, проституцией).

Состояние виктимности определяется количественными и качественными показателями жертв преступления (в абсолютных числах, коэффициентах, индексах) применительно как к общему числу потерпевших, так и к численности населения вообще или его групп.

Структура виктимности характеризуется качественными показателями, определяемыми характеристиками совокупности жертв преступления, основывающимися на самых различных факторах, раскрывающих отдельные стороны виктимности (какие категории граждан (по полу, возрасту, профессии) стали пострадавшими).

ВОПРОС

 

Прежде всего причины и условия виктимного поведения я также делю на внутренние и внешние. Причем, то в качестве внутреннего условия, как, например, Л. В. Франк определял виктимность через повышенную способность становиться жертвой преступления (т. е. через систему внутренних анатомических, физиологических, психологических качеств, свойств, и прежде всего одного из них — способностей), то, как внутреннюю причину, например, В. И. Полубинский определял ее как предрасположенность становиться жертвой преступления, т. е. уже включал в мотивацию жертвы, которую можно назвать виктимогенной, т. е. являющейся источником жертвенности, ее происхождением, объясняющим возникновение.

Итак, внутренней причиной виктимного поведения является виктимогенная мотивация, которая включает в себя систему побудительных сил стать жертвой преступления: потребности, интересы, эмоции, ценностные ориентации, установки, мотивы и цели жертвенности. Все они нашли свое отражение в виктимологической литературе в одном термине — виктимности. В процессе личных виктимолого-криминологических исследований мной было выявлено несколько типов виктимогенной мотивации, содержание которых раскроет их смысл. К ним следует отнести:

1. Одной из самых распространенных является неосторожная виктимогенная мотивация, которых я выделяю три разновидности:

а) легкомыслие — «жертва» осознает, что нарушает правила предосторожности, безопасного поведения; предвидит, что в результате этого нарушения ей может быть причинен физический, моральный или какой-либо иной вред, но без достаточных к тому оснований, полагаясь на свои силы, умения, навыки, а также на объективное стечение обстоятельств (просто везение), рассчитывает на то, что сумеет этого не допустить, выйдет из этой ситуации «героем» и предотвратит вредные для себя последствия;

  • б) небрежность-невнимательность — «жертва» не осознает, что нарушает правила безопасного поведения, предосторожности, дорожного движения... вследствие прежде всего невнимательности, непредусмотрительности, недальновидности, отсутствия прогностического видения, близорукости — возраста (старости или детскости), низкого интеллекта, усталости, болезни; не предвидит, что в результате этого нарушения ей может быть причинен нравственный, сексуальный вред, хотя должна была (вследствие учета сложившейся виктимно-криминогенной ситуации) и могла (за счет жизненного и профессионального опыта, необходимых навыков безопасного поведения) их предвидеть;
  • в) небрежность-пренебрежение — «жертва» осознает, что нарушает правила безопасного поведения: например, подпускает к себе сексуального партнера слишком близко, не определившись с сексуальной близостью, ее желательностью; переходит улицу на желтый свет или вообще невзирая на светофор; но не предвидит, что в результате этого нарушения ей может быть причинен сексуальный, физический вред вследствие пренебрежения безопасностью, хотя должна была (вследствие учета сложившейся проблемной, экстремальной криминогенной ситуации) и могла (за счет своей опытности, интеллекта, хитрости; умения общения; жизненных навыков безвредной, защищенной деятельности) это предвидеть.

ВОПРОС

 

  • В психологии существует несколько теорий, которые могут быть использованы для объяснения такого феномена, как формирование психологии жертвы, или повышенной виктимности. Иногда также используются термины «синдром жертвы», «феномен жертвы», «менталитет жертвы». В настоящем разделе мы будем использовать термины «виктимность» и «психология жертвы» как синонимы.
  • Первая группа теорий, объясняющих формирование виктимности, которые мы рассмотрим в настоящем разделе — теории периодизации личностного развития.
  • Особенности раннего детства, специфика протекания психосексуальных этапов развития, фиксация на определенном этапе обусловливает особенности характера человека. Характер, в узком смысле слова, проявляет себя типичным паттерном поведения или направленностью — это устойчивый или структурированный способ реагирования. Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно» и «Сверх-Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер. В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (так называемый трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения и пр.

 

ВОПРОС

 

Биологические факторы виктимного поведения:

 

- подростковый возраст: реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитациями; формирующееся сексуальное влечение;

 

- повышенная тревожность, возбудимость.

 

Первичная профилактика виктимного поведения (реализуется в семье и организованных детских коллективах):

 

- выявление несовершеннолетних из группы риска по развитию виктимного поведения и проведение комплексной работы (педагогическая, психологическая, медико-социальная, психотерапевтическая) с ними и их семьями;

 

- прививание детям навыков поведения в нестандартных ситуациях (в частности, виктимологических);

 

- обучение родителей правильному общему воспитанию;

 

- формирование у детей культуры общения;

 

- внедрение в учебную систему урока, задачей которого будет осведомление учащихся о виктимном поведении, а целью – способствование профилактике как преступности в целом, так и провоцирующего поведения в частности.

 

ВОПРОС

 

Социальные факторы виктимного поведения:

 

- асоциальная семья;

 

- дисфункциональная семья (отсутствие прямых коммуникаций, доверия, запрет на выражение чувств, конфликты, отстраненность и неучастие родителей в жизни ребенка);

 

- патологические формы воспитания в родительской семье: гипоопека или безнадзорность, жестокое обращение, воспитание по типу «кумира» семье, «золушки»;

 

- конфликтные отношения со сверстниками (агрессивное поведение, отвержение сверстниками, унижение, насмешки, жесткое подчинение группе);

 

- неблагополучное материальное положение семьи.

 

 

ВОПРОС

 

В психологии не редко встречаются такие термины как «зависимость» и «аддикция». Эти термины всегда рассматривали с негативных сторон, понимая как вредные и разрушительные привычки. Сравнивая данные термины можно сказать, что зависимое поведение не всегда может быть аддикцией. Например, заболевший человек находится в зависимости от лекарственных препаратов для излечения болезни, тогда как алкоголик или наркоман не только зависит от потребляемого вещества, но и соотносит себя с аддиктивным поведением.

«Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, по средствам изменения своего психического состояния»

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, посредствам применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций»

«Зависимость может рассматриваться как самоподдерживающаяся форма активности, порождающая специфическое личностное образование»

Развитие аддиктивного поведения происходит незаметно. Сперва, это совсем безобидное начало, сопровождающееся обычным удовлетворением потребностей. Затем это постепенно перетекает в нарастающее поведение, которое личность не в силах контролировать, после чего наступает уже устоявшиеся аддиктивное поведение. Продолжительность развития

аддиктивного поведения может зависеть от принимаемого вещества, а так же от возраста, пола, личностных характеристик индивида.

 

ВОПРОС

В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности и характер средовых воздействий. Лица с низкой переносимостью психологически дискомфортных состояний, возникающих в повседневной жизни естественных периодов спада, более подвержены риску появления аддиктивной фиксации. Такой риск также может увеличиваться при встрече с трудными социально неблагоприятными, психотравмирующими ситуациями, такими как утрата прежних идеалов, разочарование в жизни, распад семьи, потеря работы, социальная изоляция, утрата близких или друзей, резкая смена привычных жизненных стереотипов.

Роль личностного и социального факторов в возникновении деструктивных реализаций отмечалась многими авторами и раннее. От классического психоанализа с его фантастическим пониманием алкоголизма, токсиманий и других деструктивных форм поведения (скрытых гомосексуальных стремлений, с выявлением фатального влечения к саморазрушению, самоистреблению) до постфрейдизма и работ современных авторов, психологов и психиатров. А.Адлер, например, применял свое учение о комплексе неполноценности для психоаналитического, но освобожденного от сексуальной основы, объяснения поведенческого деструктивизма (алкоголизм, наркомании и т.п.), который, по его мнению, развивается у человека из ощущения своей беспомощности и отчужденности от общества. Но Адлер считал, что у алкоголика, например, развивающиеся в нем от того же комплекса ущемленности или ущербности агрессивность, конфликтность, задиристость, наиболее заметно проявляются в состоянии опьянения. Так, по сути, иногда извращенно понимается симптоматика клинической картины опьянения, этиология которой всецело зависит от патофизиологических закономерностей работы центральной нервной системы человека, находящейся под наркотическим, токсическим воздействием алкоголя. Но, однако, несмотря на это, многими авторами отмечается личностный и социальный фактор как первопричина деструктивного поведения.

34. Аддиктивное поведение подростков, как и взрослых людей, бывает разной степени тяжести: от практически нормального - до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Профессор Змановская Е.В. различает аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не являются тяжёлыми зависимостями и не всегда представляют собой явную угрозу жизни (переедание, курение и др.)

 

Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами» Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.

 

ВОПРОС

 

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.В формировании аддиктивных механизмов родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну «Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» (Берн, 1995). По сценарию человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты – уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает профессию врача-нарколога). Но «алкоголизм родителей порождает социальные проблемы у детей…»(Горьковая, 2007). Социальные проблемы детей порождаются и другими видами аддиктивного поведения родителей.

 

Феномен со-зависимости.

одственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют срыв аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние со-зависимости. Под со-зависимостью понимают негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи [2, 17]. Имеются в виду такие взаимоотношения между зависимым членом семьи и родственниками (чаще — родителями), которые вызывают выраженные травматические изменения в психологическом состоянии последних. Это в свою очередь препятствует не только эффективному разрешению конфликтной ситуации в семье, но и самому процессу преодоления зависимости. Co-зависимость поддерживает зависимость. Таким образом, со-зависимость — это замкнутый круг семейных психологических проблем.

Например, родители наркозависимого подростка оказываются втянуты в процесс употребления наркотиков. Вся их семейная жизнь неизбежно крутится вокруг цикла приема наркотиков ребенком. Семья живет мифами, взаимными поочередными обещаниями и иллюзиями. После очередного срыва подросток искренне раскаивается. Он готов загладить свою вину и дает щедрые обещания. Родители готовы обманывать себя вновь и вновь, что все самое страшное позади, получая взамен надежду и ощущение близости с «беспомощным» подростком.

Сталкиваясь с проблемой зависимости, семья выстраивает самые разнообразные защитные системы, среди которых можно назвать семейные мифы, проекцию, отрицание проблемы, замалчивание проблемы, усиливающуюся изоляцию и др. Сами того не осознавая, родственники подталкивают аддикта к срывам. В период «неупотребления» в семье постепенно нарастают напряжение, тревога, усиливаются придирки и подозрения. Наконец, напряжение становится таким высоким, что кто-то не выдерживает — провоцирует конфликт, означающий срыв. Все повторяется сначала.

Парадоксально, но аддикция сплачивает семью в борьбе с объектом зависимости, она дает иллюзию близости.

В семье с со-зависимостью всегда нарушено распределение ролей и ответственности. Аддикт очень редко берет ответственность за свои поступки на себя. Он стремится свалить всю вину за происходящее на других. В конце концов, родственники принимают на себя всю ответственность за жизнь аддикта, оставляя ему лишь одно — аддикцию.

В рамках отношений со-зависимости возможна ситуация негласного «взаимного договора» — «я закрываю глаза на твое употребление, а взамен ты делаешь то-то и то-то». Таким образом, жена может поддерживать алкогольно-зависимое поведение мужа, если всякий раз что-то получает за свою лояльность, например подарки или деньги.

Возможны и отношения по типу «параллельного существования». Члены семьи и аддикт делают вид, что каждый живет своей жизнью и в проблемы друг друга абсолютно не вмешиваются. Такие отношения возможны в дистанцированных семьях, в которых четко соблюдаются условия отдельного, автономного проживания.

Члены семьи живут как в общежитии. У них существует только одна общая задача — не выносить сор из избы.

Независимо от типа отношений неизбежно ухудшается самочувствие членов со-зависимой семьи. Члены семьи подвергаются следующим изменениям:

— собственное Я теряется, происходит фиксация на употреблении;

— поведение аддикта фактически полностью определяет эмоциональное состояние других членов семьи;

— преобладают аффекты ярости, вины, отчаяния;

— резко падает самооценка и самоуважение, например приходит ощущение «мы плохие, мы виноваты во всем»;

— усиливаются лже-роли: жертвы («за что мне такие мучения»), спасателя («я спасу его, чего бы мне это ни стоило»);

— испытывается состояние эмоционального отупения и апатии; наступает изоляция;

Психология bookap

— на фоне хронического стресса неуклонно ухудшается здоровье: обостряются соматические болезни, развивается депрессия.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

· Нестандартное поведение – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.

· Деструктивное поведение – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.109 с.)