Легитимность и легальность политической власти.Типы легитимного государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность и легальность политической власти.Типы легитимного государство



Общественные объединения и политические партии Беларуси.

Процесс образования широкой сети общественных объединений и политических партий РБ в начале 1990-х годов связан с распадом СССР и ликвидацией монополии «партии власти КПСС» на общественные процессы.

В 1991г. республика Беларусь приобрела государственный суверенитет и независимость.

В 1994г. начал действовать закон «Об общественных объединениях и полит партиях в РБ».

В 1999г. был принят декрет Президента РБ «О некоторых мерах по упорядочению действий политических партий, профессиональных союзов, иных общественных организаций».

На 1 января 2010 года в РБ действовала 1328 общественных объединений, 16 политических партий.

В РБ действует 16 политических партий, однако их влияние на политические процессы незначительно, что свидетельствует о недостаточном уровне политической культуры и развития институтов гражданского общества.

Варианты развития партийной системы Республики Беларусь:

1. Формирование партийной системы с двумя - тремя доминирующими партиями.

2. Не исключается возможность на базе общественного объединения «Белая Русь» партий власти.

3. Сохранение многопартийности, где присутствуют различные политические идеи, взгляды на проблемы развития общества.

32.Структура, содержание,режимы политического процесса

Политический процесс – политическая жизнь общества в его динамике взаимодействия субъектов политики, обеспечение достижения общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.

Структура политического процесса:

• Субъекты политики – социальные институты.

• Объекты политики – гос-во, институты гос власти, полит партии, обществ организации.

• Политические интересы

• Политические отношения

• Средства и метода политической деятельности

• Власть

Содержание политического процесса:

1.Изучение общественных проблем и определение политических приоритетов.

2.Принятие политических решений, организация и контроль их исполнения.

3.Урегулирование политических конфликтов.

4.Совершенствование избирательной системы и про ведение выборов.

5.Политический маркетинг и использование совр полит технологий

6.Проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций.

7.Оценка субъектами политики эффективности своих действий.

Режимы политического процесса:

• Функционирование,где политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Используются преимущественно традиционные консервативные механизмы управления, традиции и привычки, преемственность власти. (СССР, 1964-1982гг. Л.И. Брежнев, эпоха «застоя»).

• Режим развития различается качественными изменениями в политической сфере общества, внедрением инноваций, эффективность властных структур выводит государство на новый высокий социально экономический уровень развития и характерен для РБ.

• Режим упадка характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества, не довольствием граждан, конфликтами, столкновениями, революциями(СССР 1991 эпоха перестройки Горбачева).

Легитимность и легальность политической власти.Типы легитимного государство

Легальность — это соответствие действий, решений закону.
Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.
Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.
Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.
Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.
Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:
Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.
Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.
Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка.

 

 

15.Функционирование политичской власти РБ
Политическая власть – это реальная возможность и способность тех или иных социальных субъектов проводить свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств.

Данный механизм представляет собой сложную структуру, в центре которой стоит политическая система, осуществляющая управление различными сферами жизни общества. Ее главными элементами являются: государственный аппарат, политические партии и общественно-политические организации и движения.

Доминирующее положение среди этих институтов в Республике Беларусь, как и в других современных странах, принадлежит государству. Целостный механизм государственной власти включает в себя три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Согласно Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми по итогам республиканского референдума от 24 ноября 1996 г.) законодательную власть в республике осуществляет Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь, который формируется в количестве 12 судей из высоко квалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст их – 70 лет.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 г. в республике учреждена должность Президента (с июля 1994 г. – Лукашенко А. Г.). Президент является главой государства, гарантам Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина (согласно Конституции). Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти

16. Понятие политической системы, ее структура и функции
Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Подходы к изучению политических систем:
1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).
2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.
• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.
Основные функции политической системы:
Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества;
Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;
Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;
Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;
Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;
Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность

 

 

17.Политическая система Республики Беларусь.
Современную политическую систему РБ можно определить как трансформированную систему переходного общества, где на ряду с новыми тенденциями развития сохраняются определенные элементы советской политической системы.
Политическая система РБ имеет следующие признаки:
• Определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов власти, при этом присутствует классическое разделение властей.
• Недостаточно развита система местного управления и самоуправления к новым условиям социально–экономического развития.
• Отсутствуют авторитарные политические партии и движения, которые могли бы существенно повлиять на демократизацию политического процесса общества.
• Происходит формирование демократической политической культуры в обществе с целью вовлечения граждан в активные политические процессы развития страны.
• Слабость конструктивного компонента в деятельности политической аппозиции которая не имеет существенного влияния на политические процессы в обществе.
• Основы политической системы РБ заложены в статье 1-ой конституции РБ – унитарное, демократическое, социально-правовое государство, национальная идея сильной и процветающей Беларуси – государство для народа.

 


18,Понятие и типология политических режимов.
Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти и характеризует среду и условия политической жизни общества.
Выделяют три механизма анализ, которых позволяет охарактеризовать политический режима:
• Институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия);
• Социологический (характеризует какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);
• Идеологический (характеризует какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе).
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
• характер и мера осуществления власти;
• механизм формирования власти;
• взаимоотношения общества и власти;
• роль идеологии в жизни общества;
• характер политического лидерства;
• соотношение прав и свобод граждан;
• положение средств массовой информации;
• наличие демократических прав и свобод;
• изменения в социальной структуре общества;
• уровень развития политической культуры.
Классификация политических режимов.
Тоталитарный – впервые уплотняется в 20 годы 20 века, основой теории Муссолини.
Авторитарный режим – основа которого осущ власть одного человека или узкой группы лиц.
Демократический – власть принадлежит народу, где обеспеч права и свободы человека. А. Линкольном: Демократия - правление народа, для народа, посредством народа.

 

 

19. Государство как основной институт политической системы, его функции. Подходы к исследованию происхождения государство.
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.
Концепции происхождения государства:
• Патриархальная (Конфуций, Аристотель).
• Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский).
• Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).
• Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович)
• Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия.
Признаки государства:
1. единая территориальная организация политической власти.
2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством.
3. органы и учреждения наделены властными полномочиями.
4. Суверенитет и независимость.
5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
Функции государства:
I. Внутренние функции:
1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.
3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.
4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе.
5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.
6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.
II. Внешние функции:
1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.
2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества.
3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.

 

20. Формы государственного устройства и правления. Типы государств.
Формы административно-территориального устройства:
• Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).
• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).
• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).
• Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.
Формы государственного правления.
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:
• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).
• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
• Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента.

Различают 3 вида республики:
• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).
• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.
•Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

 

 

21, Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.
Признаки правового государства:
1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.
2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.
3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.
4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.
Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Характерные признаки гражданского общества:
• Гуманизм и стабильность социальных отношений.
• Правовая защищенность каждого гражданина.
• Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.
• Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.
• Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.
• Равная ответственность государства, общества, личности.
• Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан

22. Понятие Конституции, её юридические и политические свойства.
Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства.
Конституция – основной закон государства, который определяет основы конституционного строя, права и свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и местных органов власти, обладает высшей юридической силой.
Гарантом Конституции РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества.
Функции Конституции:
• Юридическая - конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности
• Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства.
• Идеологическая - конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.

23.Структура Конституции РБ и основные принципы Конституционного строя.
Конституция– Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция РБ 1994 г. (с изменениями и дополнениями), принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1994 г., основывается на ряде принципов: демократизме и равноправии граждан, гуманизме, преемственности и стабильности, легитимности, реальности и гарантированности, законности и верховенстве права.
Констит строй – это определённый порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а гос-во действует в соответствии с Конституцией и законодательством.
Основные принципы конституционного строя РБ:
- Суверенитет государства и народа (проявляется в том, что РБ самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику (ст. 1); единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ
- Приоритет прав и свобод человека, их защита – главная обязанность Народовластие. Единственным источником власти является народ(ст. 3).
- Разделение властей на законодательную (Национальное собрание) – парламент, исполнительную (Совет Министров) – правительство, судебную, где ветви власти взаимодействуют между собой, уравновешивают друг друга.
- Верховенство права. Означает, что гос-во, должностные лица, органы власти, граждане должны знать нормы права и законод, цель общественного развития, формирования правового государства, основными признаками которого является верховенство права.
- Приоритет общепринятых принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства с целью интегрироваться в мировое содружество.
- Единство и неотчуждаемость территории РБ, который позволяет обеспечить безопасность и неприкосновенность государства, защищать его целостность и суверенитет.
- Равенство государственной и частной форм собственности, что способствует равенству хозяйственной и иной деятельности и развитию предпринимательства.
- Равенство перед законом социальных, национальных и других отношений.

 

 

24.Принципы организации и деятельности институтов гос власти.
Государство располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной власти.
Основные принципы организации и деятельности государственных органов:
• разделение властей;
• демократический централизм;
• законность;
• принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;
• отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;
• невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.
В систему органов государственной власти нашей страны входят:
• Президент РБ – глава государства (президентская власть);
• Парламент – Национальное Собрание РБ (законодательная (представительная) власть);
• Правительство – Совет Министров РБ (исполнительная власть);
• Конституционный суд РБ, общие и хозяйственные суды (судебная власть);
• Органы прокуратуры, Комитет гос контроля (контрольно-надзорные органы);
• Органы местного управления и самоуправления.
Эти институты олицетворяют единую государственную власть РБ. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

25.Законодательная власть. Структура и функции.
Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.
Основные полномочия Палаты представителей:
• Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;
• Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;
• Назначение выборов Президента РБ;
• Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.
Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Парламент выполняет следующие функции:
- Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов;
- Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;
- Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.

26. Понятие и сущность исполнительной власти.
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции Правительства:
• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;
• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.
Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.
Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.018 с.)