Предназначение, основные этапы становления оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскного законодательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предназначение, основные этапы становления оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскного законодательства.



Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-разыскная деятельность[1] (сокр. ОРД) — вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-разыскная деятельность является не стадией уголовного судопроизводства (уголовного процесса), а самостоятельным видом деятельности оперативных подразделений исполнительных органов государственной власти Российской Федерации. Во-первых, различны средства и методы. Уголовно-процессуальные средства прямо предусмотрены и детально регламентированы законом; они носят открытый характер, являются гласными. Так называемая следственная тайна не имеет ничего общего с секретностью в общепринятом значении этого слова. Оперативно-розыскная же деятельность основывается на принципе сочетания гласных и негласных методов и средств. Во-вторых, различны результаты. В результате уголовно-процессуальных (следственных) действий добываются сведения, имеющие значение доказательств. На их основе разрешается уголовное дело. А в ходе и в результате оперативно-розыскных мероприятий добываются такие данные, которые сами по себе доказательствами не являются. В-третьих, уголовно-процессуальная деятельность осуществляется судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем, а оперативно-розыскная - только органом дознания.

Задачи оперативно-розыскной деятельности.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

 

Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Содержание и предназначение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

6 глав, 23 статьи, для регламентации деятельности органов ОРД, закрепление гарантий прав и свобод, правового регулирования расходов выделяемых денежных средств и тд. 12 августа 1995 года N 144-ФЗ

 

Предназначение, основные этапы становления оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскного законодательства.

С учетом этого можно выделить несколько базовых периодов становления и развития ОРД (разумеется, с определенной долей условности)[9]:

- сыск на Руси в IX – XVII веках;

- становление сыскного дела на Руси в Российской империи при Петре I (XVII – XVIII в.в.);

- развитие розыскной деятельности в эпоху реформ (XIX – XX в.в.);

- революционный и советский этап развития (с 1917 по 1991 г.г.);

- оперативно-розыскная деятельность в современный период.

На первоначальном этапе становления российской государственности установление преступника и обнаружение похищенного имущества было возложено на самих потерпевших. Древнерусское право основывалось на частном характере судебного разрешения конфликтов с возложением на потерпевшего бремени розыска преступника и доказывания его вины. Можно только догадываться о методах его личного сыска и возможных осведомителях. Вместе с тем уже в Русской Правде упоминались некие «вирники» - представители княжеской администрации, которые, судя по некоторым данным, осуществляли розыск преступников, изобличали их, судили и исполняли наказание путем взимания штрафов. В Псковской Судной грамоте 1467 г. уже очевидно, что сыскная деятельность заявлена в качестве официальной в розыске и расследовании дел. Определенная ясность розыскного процесса последовательно развивается в Судебнике 1497 г. с последующим уточнением в Судебнике 1550 г. и закреплением сыскных функций в Соборном Уложении 1649 г. Низовые звенья великокняжеской администрации обязывались «изымать лихих людей, татей и душегубцев». Реформы Петра I не могли обойти и сыскную деятельность, направленную, главным образом, на охрану государственности. Этот период можно охарактеризовать, прежде всего, как усиление правовой регламентации сыскной работы. Об этом свидетельствуют Указы царя о развитии политической полиции – Тайной канцелярии розыскных дел (1718 г.), о розыскных командах, о создании фискальной службы для борьбы с казнокрадством, «мздоимством» и «лихоимством» с предписанием ей «над всеми делами тайно надсматривать», «о беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников». Серьезную роль сыграл Сыскной Приказ для расследования и рассмотрения важных уголовных дел, подчиненный Юстиц-коллегии. В соответствии с данным Приказом на службе состояли, так называемые, доносители. Заметим, что и фискалы должны были осуществлять тайный надзор за государственными чиновниками путем привлечения доносчиков в учреждениях и выявления взяточников и мздоимцев, как бы сказать, сегодня коррупционеров. В связи с передачей производства предварительного расследования в НКВД (август 1920 г.) был принят нормативный акт, вошедший в историю под названием «Положение о следственно-розыскной милиции». Им определялась структура, задачи и компетенция следственно-розыскной милиции, объединяющая в себе оперативно-розыскную и процессуальную деятельность при отсутствии прокурорского надзора[31]. Существенную роль в развитии сыскной работы в среде общеуголовного элемента сыграло Положение об организации Уголовного розыска (1918 г.). Позднее ведомственными нормативными актами были предприняты попытки определить организационные и тактические основы оперативной работы и, прежде всего, секретных разведчиков (должностных лиц). Создаются специальные оперативно-розыскные подотделы по борьбе с хищениями, взяточничеством, фальшивомонетничеством. В составе розыска создается научно-технический отдел, который наряду с экспертно-криминалистическими вопросами, пытается разрешить научно-практические проблемы оперативной работы. Надо иметь в виду, что одним из главных методов работы уголовного розыска признавался метод «негласного расследования» (оперативно-сыскной работы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.005 с.)