Оп 01 микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оп 01 микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве



Медосмотры и цели их проведения

Обязанность работников проходить медицинские осмотры установлена Трудовым кодексом и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон №52-ФЗ).

Медосмотры осуществляются в следующих целях:

1. Установление пригодности сотрудника для выполнения работы по должности и предупреждение профессиональных заболеваний. Такие осмотры проходят лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или работах, связанных с движением транспорта, несовершеннолетние и др. Результаты медосмотров в первом случае оформляются в виде медицинского заключения, а во втором — в виде справки по форме 086/у. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом Мин­здравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н.

2. Охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. Эти медосмотры проводятся в отношении работающих в медицинских организациях, в сферах пищевой промышленности, торговли и т.д. Результаты медосмотров лиц, поступающих на работу и работающих в соответствующих организациях, вносятся в личные медицинские книжки. Причем одних медосмотров мало — после их прохождения на основании ст. 36 Закона №52ФЗ такие работники должны проходить гигиеническое обучение и аттестацию. Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 №229 (далее — Приказ №229).

 

Примерный перечень профессий должностных лиц и работников, обязанных при поступлении на работу и в дальнейшем проходить периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, приведен в Письме Минздрава РФ от 07.08.2000 №1100/2196-0-117 (далее — Письмо №1100/21960117).

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определен Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (далее — Приказ №402).

Форма медицинской книжки

Личная медицинская книжка — это официальный документ строгой отчетности, защищенный от подделок и являющийся полиграфической продукцией уровня «В», не подлежащий свободной продаже. Ее форма утверждена Приказом №402.

Медицинская книжка прошита специальной защитной нитью, имеет водяные знаки на каждой странице, круглую печать (которая заверяет фотографию владельца) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», выдавшего книжку, и голограмму (заверяет фотографию владельца).

Страница с данными владельца ламинирована и должна заполняться автоматизированно.

В медицинской книжке содержатся следующие сведения:

· дата выдачи;

· сведения о владельце — Ф.И. О., год рождения, домашний адрес, должность, организация (индивидуальный предприниматель), личная подпись;

· отметки о переходе на работу в другие организации;

· отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;

· отметки о профилактических прививках;

· заключение соответствующих врачей о допуске к работе по результатам медицинского обследования;

· результаты обследования на туберкулез;

· результаты обследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;

· результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;

· результаты исследований на гельминтозы;

· результаты обследования на носительство возбудителей дифтерии;

· результаты обследования на носительство патогенного стафилококка;

· сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

· отметка о предупреждении при нарушении санитарных норм и правил.

Заключения, информация о прививках и результаты обследований заверяются штампами и подписью ответственного лица.

Порядок получения книжки

Специального порядка получения медкнижек на законодательном уровне не установлено. Единственным документом является Приказ №402. Разъяснения о том, как получить медкнижку, дают центры гигиены и эпидемиологии.

При приеме в организацию, занимающуюся перечисленными выше видами деятельности, новичок должен предъявить личную медицинскую книжку. Если у будущего работника ее нет, ее нужно приобрести.

Как было отмечено, свободной продаже книжки не подлежат, выдаются только центрами гигиены и эпидемиологии или медицинскими учреждениями, имеющими разрешение (лицензию, договор) Роспотребнадзора на выдачу таких документов. Все книжки подлежат учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения и Роспотребнадзором и вносятся в реестр личных медицинских книжек.

Обратите внимание

Оформление и выдача личной медицинской книжки, гигиеническое обучение и аттестация являются платными услугами, оплачиваются в соответствии с прейскурантами центров гигиены и эпидемиологии или специализированных медицинских организаций.

Для оформления медкнижки нужно обратиться или в центр гигиены и эпидемиологии, или в медицинское учреждение, имеющее разрешение. Весь процесс проходит в несколько этапов:

1. Представление документов. Работник должен представить:

· заявление на выдачу личной медицинской книжки;

· паспорт;

· фотографию (3 на 4см);

· направление работодателя с указанием наименования места работы;

· квитанцию об оплате.

2. После оформления бланка личной медкнижки (без голограммы) работнику необходимо пройти обязательное медицинское обследование в медицинских организациях (поликлиники, диспансеры, медцентры и пр.), имеющих соответствующую лицензию. Результаты обследований должны быть внесены в медицинскую книжку, заверены печатью и штампом медицинского учреждения и подписью должностного лица, ответственного за проведение медосмотра.

К сведению

Перечень медицинских обследований зависит от сферы деятельности организации-работодателя. Он более широкий, в частности, для медработников и работников пищевой промышленности.

3. Получение заключения о допуске к работе по результатам
медосмотра и соответствующей отметки в разд. V медкнижки.

4. Гигиеническое обучение. Состоит из очной и заочной частей. Очная представляет собой программу длительностью от 6 до 12 часов, заочная предполагает самоподготовку по рекомендованным источникам.

Гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью один раз в два года, а для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, — ежегодно, так как данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения (Приказ №229).

5. Гигиеническая аттестация. Аттестация проводится в центре гигиены и эпидемиологии в форме собеседования или тестового контроля. Если работник не справился, он может пересдать аттестацию, но не ранее чем через неделю.

6. Внесение результатов аттестации в медкнижку и голографирование. В разделе XII на стр. 28 ставится отметка о прохождении аттестации в виде штампа и наносится квадратный голографический знак.

7. Выдача медицинской книжки.

Срок оформления медкнижки может быть разным. Если работник будет проходить медицинское обследование, например, в поликлинике, он может затратить на это от недели до двух. Если медкнижка оформляется в специализированных медцентрах, она может быть оформлена за несколько дней.

Относительно недавно Минздрав предложил утвердить новую унифицированную форму личной медицинской книжки 025/у-МК, которая имеет ряд отличий от действующей. Но на сегодняшний момент она пока не принята.

К сведению

Содержащееся в форме личной медицинской книжки положение о хранении личной медицинской книжки у работодателя и возможности выдачи книжки работнику по его требованию, а также о предъявлении личной медицинской книжки по новому месту работы при увольнении и переходе на другое место работы соответствует действующему законодательству (Решение ВС РФ от 24.03.2015 №АКПИ15-272).

Новый работодатель, в свою очередь, должен в разд. II этого документа сделать отметку о переходе к нему работника.

ОП 01 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве

Медицинский контроль персонала предприятий общественного питания.

Личная медицинская книжка

 

 

Медосмотры и личная гигиена работников общественного питания. На предприятия общественного питания принимаются совершенно здоровые люди. При поступлении на работу они обязаны пройти предварительный медицинский осмотр. Результаты медосмотра вносятся в индивидуальные санитарные книжки. В дальнейшем работники подвергаются периодическим медосмотрам в сроки, устанавливаемые саннадзором.

 

Противопоказанием к приёму на работу в сфере питания и торговли продовольствием являются следующие заболевания:

 

кишечные инфекции (брюшной тиф, паратифы, дизентерия, сальмонеллёзы) в острой и хронической форме;

 

бактерионосительство (бессимптомное присутствие в кишечнике возбудителей вышеперечисленных болезней);

 

глистные заболевания;

 

венерические заболевания (гонорея, сифилис);

 

туберкулёз в активной форме;

 

кожные заболевания (чесотка, педикулёз);

 

поражения кожи на открытых частях тела;

 

хронические воспалительные заболевания глаз, кожи, зева;

 

актиномикоз;

 

каловые свищи и заболевания, затрудняющее соблюдение личной гигиены;

 

гнилостный насморк.

 

Работники пищеблоков обеспечиваются санитарной одеждой, которая хранится в индивидуальных шкафах отдельно от домашней одежды. Необходимо проведение мероприятий по борьбе с гнойничковыми заболеваниями: содержание в порядке ногтей, кожи рук, тела, полости рта.

 

Лица, поступающие на работу в сфере питания должны изучить санминимум.

 

Документация пищеблоков:

 

Накладные на продукты.

 

Меню-раскладки.

 

Журнал «Здоровье».

 

Журнал снятия проб готовой пищи (бракеражный журнал).

 

Журнал контроля сроков реализации скоропортящихся продуктов.

 

Журнал С-витаминизации пищи.

 

Журнал актов санитарного состояния.

 

Личные санитарные книжки сотрудников.

 

Гигиена труда - раздел гигиены, изучающий условия труда и характер трудовой деятельности, их влияние на функциональное состояние и здоровье человека и разрабатывающий научные основы и практические меры профилактики неблагоприятного действии условии труда и характера трудовой деятельности на работающих.

 

Разделы гигиены труда:

 

физиология труда;

 

психология труда;

 

гигиена труда в условиях функционального перенапряжении;

 

гигиена труда в условиях неблагоприятного микроклимата;

 

гигиена труда в условиях действия ЭМП и излучений; гигиена труда в условиях вибро-акустических воздействий;

 

гигиена труда в условиях воздействия ионизирующих излучении;

 

гигиена труда в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

 

Классификация условий труда. Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающая влияние на работоспособность и здоровье человека. Работоспособность - физическое состояние человека, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы за интервал времени. Трудоспособность - состояние, при котором учитывается совокупность физических, умственных н эмоциональных возможностей человека выполнять конкретное количество работы нa интервал времени. Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые (благоприятные, безопасные), вредные и опасные (неблагоприятные).

 

Вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 степени вредности:

 

1 степень (класс 3.1) - условия труда вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при прерывании контакта с вредными факторами;

 

2 степень (класс 3.2) - стойкие функциональные изменения, приводящие к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, появлению легких форм профзаболеваний часто при 15-летнем и более продолжительном стаже работы.

 

3 степень (класс 3.3) - условия труда, приводящие к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести;

 

4 степень (класс 3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний.

 

Для работы во вредных условиях необходимо специальное разрешение, использование средств коллективной и индивидуальной защиты, применение других мер по снижению неблагоприятного воздействия вредных факторов условий труда (защита временем, расстоянием и экраном) на организм работающих.

Опасные условия труда (4 класс) - характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых создает угрозу для жизни работающих, риск развития острых профессиональных поражений. Работа в опасных условиях не допускается, за исключением работ по ликвидации аварий и предупреждению аварийных ситуаций. Работа в опасных условиях должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для такого вида работ.

 

Гигиеническое нормирование условий труда: ПДЖ, ПДУ, ОБУВ, ОДУ.

 

Предельно допустимая концентрация - ПДК, предельно допустимый уровень - ПДУ - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отделенные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

 

Временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) и ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) устанавливаются ускоренно, с использованием экспериментальных и расчетных методов, с применением компьютерных баз данных или информационно-прогнозирующих систем, методом математического моделирования сложных зависимостей между химической структурой, физико-химическими свойствами и токсичностью потенциально вредных веществ,

 

путем выявления зависимости между показателями токсичности, получаемыми в краткосрочных исследованиях и эффектами от хронического действия, с использованием культуры клеток, изолированных органов и тканей, биологических объектов различной сложности.

 

Основными нормативными документами н гигиене труда являются санитарные правила и нормы - СанПнНы:

 

СанПиН Ns 9-94 РБ 98 «Санитарные правила и нормы содержаний и эксплуатации производственных предприятий», СанПиН № 11-09-94 «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию». СанПиН № 11-6 РБ 02 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий груда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса «Гигиеническая классификация условий труда».

 

Область применения нормативных документов - на всех предприятиях, независимо от формы собственности, предназначены для работников, с целью получения полной информации об условиях труда при поступлении на работу, для органов госсаннадзора, для медико-санитарных частей, поликлиник, здравпунктов, отделений профпатологии больниц, для органов социального страхования.

Для отдельных категорий работников законодательством установлена обязанность проходить медицинские осмотры. Причем в одних случаях результаты осмотра отражаются в медицинских заключениях или справках, а в других — вносятся в медицинские книжки. Для работников каких категорий оформляются медкнижки? Каков порядок их заполнения? За чей счет они приобретаются, как учитываются и где хранятся? На эти и другие вопросы ответим в статье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.05 с.)