Политическая система общества. Государство как центр политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества. Государство как центр политической системы



Введение

Объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность

Предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, умения самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор, занимать активную гражданскую позицию, а также помочь будущему специалисту в выработке собственного мировоззрения.

Основные задачи дисциплины:

теоретические: познакомить студентов с основными категориями, понятиями, направлениями политологии; закономерностями и этапами развития политологии как науки; системой категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления студента;

познавательные: стимулировать интерес студентов к политическим процессам, происходящим в современной России и в мире;

практические: научить студентов ориентироваться в современной политической жизни, понимать назначение демократии как инструмента общественного развития, воспитать в них активное и осознанное отношение к демократическим ценностям и процедурам.

Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного блока (история, философия, социология, культурология) политология выступает важным элементом в системе подготовки специалистов с высшим образованием. Изучение политологии студентами базируется на имеющихся у них знаниях истории политических отношений, основ теории права и обществознания. Знания, приобретаемые обучающимися в результате изучения дисциплины, позволяют им учитывать политический фактор при анализе разнообразных (экономических, социальных, культурных, этнических и т.д.) процессов, происходящих в обществе.


Содержание курса

Политология как наука и учебная дисциплина

Предмет и методы политологии. Функции политической науки. Место политологии в системе общественных наук.

 

История политических учений

Политическая мысль классической древности. Политические идеи средневековья. Политические концепции Нового времени. Возникновение и ранние этапы развития политологии. Русская политическая мысль XIX – начала ХХ века.

 

Политическая власть

Признаки, механизмы и структура власти. Субъекты политической власти. Механизмы осуществления политической власти. Легитимность и её виды.

 

Политическая система общества. Государство как центр политической системы

Понятие, структура и функции политической системы. Государство, его признаки и функции. Формы правления и типы государственного устройства. Политический режим, виды политических режимов. Гражданское общество и правовое государство.

 

Политические партии и партийные системы. Политические элиты и политическое лидерство

Понятие и функции политических партий. Основные типы и тенденции развития современных политических партий. Понятие и типы партийных систем. Политические элиты и политическое лидерство.

 

Политические процессы

Политическая социализация и политическая культура. Политическое поведение и управление им. Политические технологи и общественное мнение. Пропаганда и политическая реклама.

 

Политические процессы и технологии

Институт выборов и избирательные технологии. Виды избирательных систем. Политическая конкуренция. Политический конфликт. Виды и функции политических конфликтов.

 

Планы семинарских занятий по курсу «Политология»

 

Семинар 1 Политология как наука и учебная дисциплина

Цель семинарского занятия: определение предмета политологии; знакомство с ее парадигмами, методами и категориями; выявление места политологии в системе гуманитарных наук; изучение основных функций науки о политике.

Основные понятия: политика, политология, функции политологии, сравнительная политология, прикладная политология, парадигмы и школы политологии, методы политологии, предмет политологии.

 

План семинара

1. Смысл и происхождение термина «политология»

2. Объект и предмет политической науки

3. Понятия и категории политической науки

4. Методы политологии

5. Парадигмы политологии

6. Функции политологии

7. Структура политической науки

 

Практические задания

Тесты

1. Что является предметом политической науки?

а) общество в целом;

б) политические отношения;

в) классы и социальные группы;

г) политическая власть;

д) политические институты;

е) политические идеи;

ж) типы социальных действий;

з) права человека;

и) неравенство;

к) государство;

л) процесс властного распределения ценностей в обществе;

м) социальные конфликты;

н) эволюция общественных отношений.

 

2. Гносеологическая функция политологии заключается:

а) в определении альтернатив общественного развития;

б) в познании механизмов функционирования политических систем;

в) в приобщении индивидов и групп к определенной политический культуре.

3. Прогностическая функция политологии заключается:

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества;

в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;

г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов.

4.  Инструменталистская функция политологии заключается:

а) в разработке эффективных методов политических исследований;

б) в разработке эффективных методов реформирования общества;

в) в приобщении индивида к определенной политической культуре;

г) в определении и разработке возможных сценариев политического развития.

5.  Какие из нижеперечисленных принципов соответствуют бихевиористскому направлению в политологии?

а) стремление к обнаружению элементов единообразия, закономерностей;

б) ориентация на конструирование нормативных моделей и приведение реальных политических систем в соответствие с ними;

в) проверка обоснованности выводов;

г) преимущественно этический подход к исследованию;

д) системный подход к исследованию;

е) неизменное сохранение чувства юмора у исследователя;

ж) широкое использование количественных методов при исследовании политических объектов и процессов;

з) склонность к использованию исторических материалов.

Задания

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:

а) бихевиоризм;

б) политическая антропология;

в) политическая социология;

г) исторический подход;

д) политика;

е) структурный функционализм;

ж) прикладная политология;

з) политико-культурологический подход;

и) политология;

к) позитивизм;

л) институционализм;

м) сравнительная политология;

н) системный подход;

о) политическая история;

п) политическая социализация;

р) политическая философия.

1) наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем;

2) наука, изучающая ценностные аспекты властных отношений, разрабатывающая нормативный подход к политике;

3) наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;

4) изучение политических явлений с точки зрения их развития;

5) направление политической науки, основывающейся на эмпирических (прежде всего количественных) методах исследования, исходящее при анализе политических явлений из политического поведения индивидов или групп;

6) наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества;

7) наука, изучающая все стороны политической жизни;

8) метод политического исследования, направленный на выявление различных институтов и несхожих функций похожих институтов;

9) наука, изучающая влияние общества, социальных организаций на политические процессы;

10) направление в политической науке, изучающее политические организации, нормы и методы их деятельности;

11) исследование политических процессов с точки зрения влияния на них норм, ценностей, установок и ориентаций индивидов и групп;

12) функция политической науки, заключающаяся в формировании определенной политической культуры граждан, выработке политических знаний и навыков политического участия;

13) «властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

14) ориентация на изучение объекта как системы, раскрытие его целостности и создание единой теоретической картины;

15) наука, разрабатывающая различные политические технологии;

16) ориентация на количественные и статистические методы исследований, освобождение политической науки от ценностей.

 

2. Что изучают следующие разделы науки о политике?

Разделы Что изучают
1. Политическая философия    
2. Политическая социология    
3. Политическая антропология    
4. Политическая история    
5. Политическая психология    
6. История политических учений    
7. Политическая география    
8. Теория политико-правовых норм и политических институтов    

 

 

Дискуссия.
Что и как изучает наука о политике

В политической науке сложилось несколько подходов к определению ее предмета и методов исследования.

Согласно первому из них – институциональному – круг интересов политологии ограничивается формальной деятельностью различных политических институтов: государства, политических партий, групп интересов и др. В связи с этим науку о политике интересует структура этих институтов, политико-правовые нормы, регулирующие их деятельность, а также публичная политика, разрабатываемая и осуществляемая этими институтами. Из такой трактовки следует, что наибольшее внимание должно уделяться списанию формальных функций политических институтов, сравнение конституций и других правовых норм.

Второй подход – бихевиористский – делает акцент на исследовании политического поведения, реальных процессов выработки и принятия политических решений. Таким образом, отвергается необходимость изучения политических институтов, и внимание переносится на интересы, мотивы и потребности индивидуального политического поведения. Одной из главных задач политической науки бихевиористы считают объяснение происходящих событий и изменений. Свои выводы, полагают сторонники этого направления, политология должна строить на основе эмпирических методов, сбора и обработки большого количества статистических данных, на проверке точности и применимости используемых методов исследования. В результате за рамками политологии остаются такие науки, как политическая философия, политическая социология, история политических учений.

Для интегративного подхода характерно расширительное толкование предмета политологии. В него включаются, и история политической мысли, и проблемы взаимоотношения общества и государства, и институциональный аспект политики, и психология политики, и сравнительный анализ различных политических объектов. Данный подход ориентируется на использование всего многообразия количественных и качественных методов политического анализа. Таким образом, в структуру политической науки включаются многие смежные дисциплины: политическая философия, политическая антропология, политическая социология, политическая психология и др.

Попытайтесь обсудить в учебной группе, какой из данных подходов наиболее плодотворен: в чем заключаются достоинства и недостатки каждого подхода? Какие проблемы должны входить в круг интересов политологии, а какие – нет? Какими методами может и должна пользоваться политическая наука?

 

Литература

1. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.

2. Гаджиев, К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. – Москва: Юрайт, 2015. – 467 с.

3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 c.

4. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 366 с.

5. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие /        Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.

6. Мухаев, Р. Т. Политология. В 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 326 с.

7. Политология: учебное пособие / О. В. Козлова, Т. К. Красных. – Москва: Флинта: Наука, 2015. – 187 с.

8. Тимерманис, И. Е. Политология: учебник для бакалавров / под ред.    И. Е. Тимерманиса. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 701 с.

 

План

1. Политическая мысль Древнего мира

2. Политические идеи средневековья и Возрождения

3. Политические идеи Нового времени

4. Современная политология: основные концепции

4.1 Политическая наука в Европе конца XIX–XX вв.

4.2 Развитие политической науки в США

5. Политические идеи и учения в России XIX–XX вв.

5.1 Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв.

5.2 Политические идеи в России XVII – первой половины XIX вв.

5.3 Политические идеи в России второй половины XIX – первой половины XX вв.

 

Практические задания

Тесты

1. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства? 

а) Т. Мор;

б) Конфуций;

в) Платон;

г) К. Маркс.

 

2. Кто первым в истории политической мысли выдвинул идею «общественного договора»?

а) Платон;

б) Г. Гроций;

в) Дж. Локк;

г) Аристотель.

 

3. Кому принадлежат слова: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?

а) Ш. Монтескье;

б) Т. Гоббсу;

в) Т. Джефферсону;

г) Ж.Ж. Руссо.

 

4. Попытайтесь определить автора следующего высказывания: «Все черты характера, которыми мы наделяем великую личность, являются отцеподобными чертами, и в этом отцеподобии заключается до сих пор ускользавшая от нас сущность великой личности»:

а) Дж. Локк;

б) А. де Токвиль;

в) З. Фрейд;

г) Н. Макиавелли.

 

5. Кто из названных отечественных авторов был представителем христианского социализма?

а) И.А. Ильин;

б) С.Н. Булгаков;

в) М.Н. Катков;

г) Б.Н. Чичерин.

Задания

1. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского учения, теоретикам христианской религиозной доктрины?

а) «Задача политики – привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства»;

б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»;

в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;

г) «Во многих случаях то, что является правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими»;

д) «Политика есть, прежде всего, сфера взаимоотношений между классами»;

е) «Политика – это расчет, похожий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»;

ж) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера».

 

2. А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом». И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы – как мать, западники – как дитя.

Сопоставьте социально-политические воззрения славянофилов и западников.

 

3. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:

а) славянофильство;

б) евразийство;

в) «русская идея»;

г) почвенничество;

д) «русский византизм»;

е) западничество;

ж) народничество.

1) комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в историческом процессе;

2) направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу;

3) политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева;

4) направление русской общественно-политической мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России;

5) течение в русском консерватизме, обосновывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России;

6) общественно-политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;

7) общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели).

Дискуссия.

Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли

Что общего и в чем различая между политикой и моралью? Дилемма «политика – мораль»: совместима ли политика с Нравственностью? Может и должна ли политика быть нравственнее? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе?

Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли:

1.  Единство политики и морали (морализаторский подход).

Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным.

2.  Политика и нравственность несовместимы.

Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует – целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы».

3.  Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств.

М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).

Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным?

Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.

 

Литература

1. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.

2. Гаджиев, К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. – Москва: Юрайт, 2015. – 467 с.

3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 c.

4. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 366 с.

5. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие /        Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.

6. Мухаев, Р. Т. Политология. В 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 326 с.

7. Политология: учебное пособие / О. В. Козлова, Т. К. Красных. – Москва: Флинта: Наука, 2015. – 187 с.

8. Тимерманис, И. Е. Политология: учебник для бакалавров / под ред.    И. Е. Тимерманиса. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 701 с.

 

План

1. Сущность и природа власти.

2. Основания и ресурсы власти.

3. Формы политической власти.

4. Легитимность и суверенитет власти.

 

Практические задания

Тесты

1. Вывод о том, что власть это возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия, принадлежит:

а) Аристотелю;

б) Конфуцию;

в) Веберу М.

г) Гольбаху.

 

2. Предложил рассматривать власть как вид влияния:

а) Р. Даль;

б) С. Льюкс;

в П. Блау;

г) Г. Ласуэлл и Э. Кэплэн.

 

 

3. Системную теорию власти развивал:

а) Б. Бэрри;

б) Ж. Френч;

в) Т. Парсонс;

г) Д. Ронг.

 

4. Принцип разделения властей был сформулирован:

а) Н.Макиавелли;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) Ш. Монтескье;

г) Т. Гоббсом.

 

5. Кто предложил кибернетическую теорию власти:

а) С. Липтон;

б) Д. Истон;

в) К. Дойч;

г) Т. Парсонс.

 

Задание

Результат подсчета баллов

Из трех вариантов ответов – а, б, в – выберите тот, который вам больше всего подходит.

Подсчитайте количество набранных баллов: по два балла за каждый ответ «а» в вопросах 2, 5, 9, 10,12, 13 и ответ «в» на вопросы 1, 3, 4, 6, 7,8.За каждый ответ «б» к сумме прибавляется ещё по 1 баллу.

0–9 баллов. Скорее всего, вы склонны к подчинению в межличностных отношениях. Вам свойственна кротость, способность уступать дорогу другим, послушность и согласие с группой даже в тех случаях, когда внутренне убеждены в противоположном. Часто оказываетесь в зависимом положении; в случае неудачи совместных действии берете вину на себя; тревожитесь о возможных ошибках. Скорее всего, это следствие доверия к другим, преувеличение их значимости, развитости, умения решать сложнейшие проблемы, которые вы видите более глубоко, чем те, кто внешне легко их преодолевает, а на самом деле просто не замечает, что есть повод для сомнений. Уверенные действия по привычке вы принимаете за решительность, ответственность и умение быстро ориентироваться и поэтому соглашаетесь подчинить свою волю другому и признать его превосходство.

10–16 баллов. Вы сочетаете умение подчиняться и умение управлять другими, уверены в себе, способны быть хорошим советчиком, ставником и руководителем. Эта «серединная линия» между доминированием и подчинением не является выражением стремления к независимости. Скорее ее можно рассматривать как проявление хорошей приспособленности к деятельности в условиях различных организационных структур. Условия умеренной «дедовщины» – где бы то ни было – вас не испугают.

17–26 баллов. Вероятна склонность к властвованию, лидерству в межличностных отношениях. Возможна самоуверенность, непризнание собой никакой власти и правил, норм, кроме своих личных мнений и убеждений. В конфликтах и неудачах совместной работы, скорее всего, обвиняете других. Вам невероятно трудно понять, почему люди разрушают вашу железную логику, которая прямо ведет к цели и обеспечивает полный успех дела, своими «нелепыми и необоснованными» возражениями, поэтому вам сложно руководить квалифицированными специалистами и творческими коллективами. Но выводы о нецелесообразности и неэффективности назначения вас на организаторскую работу все-таки преждевременны и недостаточно основательны. Дело в том, что доминантные руководители в некоторых социальных условиях, как правило, при наличии крупных управленческих структур центрального подчинения, способны предохранять подчиненных от обессмысливающих труд людей, нелепых или противоречивых директив высшего начальства, от незаслуженных или случайных взысканий. Таким образом, вы имеете явное преимущество по сравнению с покорными и послушными руководителями, которые в таких ситуациях действуют безлично и нервируют людей, считая, будто ответственность за все несут только те, чьи распоряжения они выполняют.

 

Литература

1. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.

2. Гаджиев, К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. – Москва: Юрайт, 2015. – 467 с.

3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 c.

4. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 366 с.

5. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие /        Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.

6. Мухаев, Р. Т. Политология. В 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 326 с.

7. Политология: учебное пособие / О. В. Козлова, Т. К. Красных. – Москва: Флинта: Наука, 2015. – 187 с.

8. Тимерманис, И. Е. Политология: учебник для бакалавров / под ред.    И. Е. Тимерманиса. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 701 с.

 

План семинара

1. Понятие «политической системы».

2. Структура политической системы общества.

3. Функции политической системы общества.

4. Типология политических систем общества.

 

Практические задания

Задания

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическая коммуникация;

б) агрегирование интересов;

в) требования;

г) структурная дифференциация;

д) «выход» политической системы;

е) функции;

ж) роль;

з) «вход» в политическую систему;

и) политическая стабильность;

к) политический риск;

л) политическая система;

м) поддержка;

н) артикуляция интересов;

о) эффективность политической системы;

п) политический институт;

р) адаптация.

1) устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;

2)  внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;

3)  «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование данной системы» (Р. Мертон), «доступная наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему» (Г. Алмонд);

4)  относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;

5)  Совокупность реакций политической системы, проявляющаяся в принятии формально-правовых норм, решений и их реализации;

6)  смоделированное поведение;

7)  «выражение мнения о том, что уполномоченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);

8)  «совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия» (Г. Алмонд);

9)  процесс преобразования настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования;

10)  вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в политике и экономике;

11)  лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;

12)  приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;

13)  распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политичекой системой и окружающей средой;

14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;

15)  систематизированные и практически используемые формы политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур.

 

2. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?

а) исполнение правил и норм;

б) агрегирование интересов;

в) определение правил (нормотворчество);

г) политическая коммуникация;

д) политическая социализация и рекрутирование;

е) контроль за соблюдением правил и норм;

ж) артикуляция интересов.

Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:

 

Функции «входа»   Функции «выхода»  
1..... 1....
2..... 2....
3..... 3....

 

3. Как известно, политическая система «производит» политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.

 

Вид политики Цели политики Содержание политики
Экстраординарная («добывающая»)        
Дистрибутивная («распределяющая»)        
Процедурная («административная»)        

Деловая игра.

Литература

1. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.

2. Гаджиев, К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. – Москва: Юрайт, 2015. – 467 с.

3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 c.

4. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 366 с.

5. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие /        Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.

6. Мухаев, Р. Т. Политология. В 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 326 с.

7. Политология: учебное пособие / О. В. Козлова, Т. К. Красных. – Москва: Флинта: Наука, 2015. – 187 с.

8. Тимерманис, И. Е. Политология: учебник для бакалавров / под ред.    И. Е. Тимерманиса. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 701 с.

 

План

 

1.  Партия как политический институт.

2.  Типология партий и партийных систем.

3.  Политические партии России: происхождение, идейные ориентации, электорат.

 

Практические задания

 

Тесты

1. Каковы условия существования двухпартийной системы?

а) конфронтация между двумя политическими партиями;

б) полное совпадение взглядов обеих партий;

в) наличие в обществе влиятельных политических партий, придерживающихся сходных взглядов и ценностей;

г) раскол общества на два противоположных лагеря.

 

2. Когда возникли массовые политические партии?

а) в конце XIX в.;

б) после Первой мировой войны;

в) в середине XVIII в.;

г) в древнем Риме.

 

3. Каковы манипулятивные возможности однопартийной системы?

а) отсутствие реального разнообразия политических пристрастий общества;

б) односторонние преимущества в доступе к СМИ;

в) доминирование силовых методов регулирования конфликтов;

г) все перечисленные.

4. Каковы манипулятивные возможности двухпартийной системы?

 а) избиратели голосуют за одну из ведущих партий из-за нежелания впустую тратить свой голос, вотируя за малочисленную партию;

б) избиратель голосует по принципу выбора меньшего из двух зол, как бы мирясь с изначальной возможностью искажения его подлинной политической воли;

в) при сохранении стабильных условий политического процесса обеспечиваются изменяющиеся интересы;

г) ни одна из названных.

 

5. Каковы манипулятивные возможности атомизированной (мультипликативной) партийной системы?

а) чрезмерный и во многом искусственный разброс мнений;

б) дезориентация политических интересов избирателя;

в) возрастание роли случайных факторов и обстоятельств в политической жизни общества, обусловленное растерянностью избирателя из-за постоянного дробления политических сил;

г) полноценное представительство групповых политических интересов.

 

6. Какие из суждений являются правильными?

а) все партии делятся только по классовому признаку;

б) все партии имеют индивидуальное фиксированное членство;       

в) все партии имеют целью борьбу за государственную власть;

г) некоторые партии ограничивают свою деятельность только выборами.

 

7. Какое суждение является правильным?

а) во Франции существует многопартийная система;

б) в Индии существует однопартийная система;

в) в США существует многопартийная система;

г) в Германии существует двухпартийная система.

 

8. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на:

а) оппозиционные и легальные;

б) правящие и оппозиционные;

в) правящие и нелегальные;

г) легальные и нелегальные.

 

9. Чем отличаются массовые партии от кадровых?

а) значительным числом членов;   

в) преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности;

б) аморфным свободным членством;

г) опорой на профессиональных политиков и финансовую элиту.

 

 

Литература

1. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.

2. Гаджиев, К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. – Москва: Юрайт, 2015. – 467 с.

3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 c.

4. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 366 с.

5. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие /        Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 223 с.

6. Мухаев, Р. Т. Политология. В 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 326 с.

7. Политология: учебное пособие / О. В. Козлова, Т. К. Красных. – Москва: Флинта: Наука, 2015. – 187 с.

8. Тимерманис, И. Е. Политология: учебник для бакалавров / под ред.    И. Е. Тимерманиса. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 701 с.

 

План

1. Сущность политического процесса, его структура и особенности.

2. Режим протекания политического процесса.

3. Политический процесс как деятельность субъектов политики.

4. Политическое участие.

5. Процесс принятия политического решения.

6. Политическая модернизация.

7. Политическая технология.

 

Практические задания

1. Концепцию «бесшумной революции» разработал:

а) Р.Инглхарт;

б) У.Розенбаум;

в) Г.Алмонд;;

г) Г.Пауэлл.

 

2. Формирование позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам – содержание модели социализации, получившей название:

а) гегемонистская;

б) системная;

в) плюралистическая;

г) конфликтная.

 

3. Термин «политическая культура» ввел в научный обиход:

а) А. Тойнби;

б) И.Ге



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.322 с.)