Метод игры и игрового тренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод игры и игрового тренинга



Методы досуговой педагогики

 

Понятие воспитательный процесс объемно и многогранно. Оно включает в себя воспитательную функцию учебного занятия, внеурочную жизнь коллектива, общение обучающихся с педагогами, друг с другом, целенаправленную воспитательную работу (воспитательно-досуговые мероприятия).

Досуг по-гречески буквально означает «школа». Словом «досуг» обозначается широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют креативной, то есть зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил.

Другая её функция – развитие способностей и интересов детей.

Третья – свободное общение с интересными людьми. Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, ребенком занятий, форм отдыха.

Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности.

Досуговая педагогика создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми.

В пособии «Досуг школьника» представил совокупность приемов и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Он пишет: «Методы – это то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы – «оружие» и «орудие» профессиональной работы».

выделяет следующие славные методы досуговой педагогики.

Метод игры и игрового тренинга

Игра – самостоятельный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом.

«К концу нашего столетия, - считает Ш. Амонашвили, - целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения».

Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Садовник», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т. п.

Метод театрализации

Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят (встреча с творческой программой) может быть в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, морской кают-компании, русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой другой) кухни, пира – бала именинников, вечера этикета, дня рождения коллектива, «капустника», «Кабачка «13 стульев», «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т. д.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряда, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

Метод состязательности.

Состязание – чисто детская привилегия, состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной сферы.

Метод равноправного духовного контакта

Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети – члены клубов, драматических коллективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманистическом общении.

Метод импровизации

Импрум (англ.) – самопроверка, улучшение, усовершенствование. Жизнь детей импровизированна. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень внушаемы. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний пришедший от прапрародителей механизм.

Импровизация – действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромтом. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна, творческого усилия.

Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, и они порождают азарт ребенка со знаком плюс. У детского досуга свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно же богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах детей.

Организация занятия

Первые 10-15 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

- сбор детей;

- подготовку их к занятию (переодевание и т. д.);

- подготовку рабочих мест учащихся.

педагог приветствует всех детей и по возможности каждого из них, интересуется их делами в школе и дома. Затем создаётся в группе рабочая обстановка, дети настраиваются на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Включает следующие элементы:

- изложение исторических данных по теме занятия;

- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

- объяснение специальных терминов по теме занятия;

- описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);

- правила техники безопасности.

теоретическая часть не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Теоретическая часть будет максимально содержательной и интенсивной, если:

- использовать наглядный и раздаточный материал;

- использовать технические средства обучения;

- привлечь к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников (начиная со второго года обучения);

- использовать игровые методы обучения.

Практическая часть занятия

Практическую часть следует разделить на определённые этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представлять собой некую законченную часть работы.

следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы.

Затем педагог вместе с детьми готовит материалы, инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

Далее идёт практическая работа, дети выполняют задания, педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

- возраст детей;

- календарный период учебного процесса;

- тему учебного года;

- уровень подготовки детей;

- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

- доведение каждой начатой работы до конца;

- обязательность её внешней отделки (т. е. доведение практической работы до уровня, позволяющего её демонстрировать);

- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Требования к учебному занятию детского объединения

Грамотный анализ занятия – условие совершенствования учебной деятельности объединения и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

· научности;

· единства требований;

· доступности и оптимальности;

· объективности и доброжелательности;

· целесообразности.

Требования к занятию можно распределить на 5 групп:

1) к организационным условиям;

2) к дидактической деятельности педагога;

3) к воспитывающему характеру деятельности педагога;

4) к профессионально-личностным качествам педагога;

5) к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации деятельности детей на занятии.

К требованиям 1-й группы относятся:

· обязательность присутствия не менее 75 % детей от количества обучающихся в группе;

· удовлетворительное состояние документации детского объединения (наличие журнала учета рабочего времени педагога д/о, образовательной программы);

· соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы;

· соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим нормам;

· учет уровня работоспособности детей;

· выполнение правил техники безопасности;

· рациональность использования времени на занятии;

· оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

· оптимальная организация ведения документации обучающихся.

К требованиям 2-й группы относятся:

опора на основные принципы дидактики; оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей; эффективность контроля педагога за работой обучающихся; объективность оценок деятельности детей; степень технической оснащенности занятия; уровень методического обеспечения занятия; оптимальность использования технических средств и методических материалов; смена видов деятельности; наличие обратной связи на занятии; достижение дидактической цели занятия.

К 3-й группе требований относятся:

наличие идейной составляющей занятия, воспитывающая направленность содержания занятия; опора на основные принципы воспитания; решение задач нравственного воспитания; эффективность формирования у детей трудовых навыков; использование педагогом возможности профессиональной ориентации; формирование у детей интеллектуальной культуры и познавательных потребностей; реализация задач физического и гигиенического воспитания обучающихся; связь занятий с жизнью; эстетическое воздействие содержания и организации занятия на обучающихся.

К 4-й группе требований относятся:

знание предмета педагогом, свободное владение учебным материалом; речь педагога; педагогическая культура и такт; внешний вид педагога на занятии (в соответствии с профилем деятельности); стиль педагогического руководства; степень воздействия на обучающихся личности педагога.

К 5-й группе требований относятся:

активность и работоспособность детей на занятии; заинтересованность детей темой и содержанием занятия; сформированность у детей навыков самостоятельной работы; выполнение обучающимися поставленных задач; коммуникативная активность детей; интеллектуальное развитие обучающихся; использование обучающимися приобретенных умений и навыков в практической деятельности; организованность и дисциплинированность обучающихся на занятии; стиль отношения детей к педагогу и друг к другу; внешний вид детей.

Мебель.

Должна максимально отличаться от той, которую дети видят в школе. Расположение мебели в кабинете меньше всего должно напоминать ребятам школьный класс. Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому ребёнку для индивидуальной работы с ним в течение занятий, а каждый воспитанник мог без помех подойти к преподавателю.

Оформление кабинета.

ПАМЯТКА

педагогу дополнительного образования

Й шаг. Анализ результатов.

Необходимо проанализировать соответствие цели и задач, поставленных в программе, тому, что достигнуто в действительности. Для этого попробуйте ответить для себя на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы объединения?» Правильно ответить на этот вопрос можно тогда, когда требования и действительные результаты сформулированы в одних и тех же категориях:

содержание и уровень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся; уровень воспитанности и развития обучающихся; здоровье детей; готовность к творчеству и др.

В результате сопоставления анализа требуемого и достигнутого выделяются те пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяются проблемы, подлежащие решению.

2-й шаг. Анализ образовательного процесса.

Чтобы искать способы улучшения результатов, нужно определить причины выявленных проблем. Изменять результаты можно через изменения в содержании, технологии или организации образовательного процесса.

Поэтому, продолжая анализ каждой проблемы, необходимо дать не общие, а конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков образовательного процесса наблюдается разница в результатах, которые поставлены в задачах и которые есть в действительности?». Такими недостатками могут быть:

· неоптимальный учебный план;

· отсутствие или несовершенство программ, методических материалов по профилю объединения;

· использование неэффективных технологий;

· отсутствие необходимой дифференциации детей при организации образовательного процесса.

Недостатки образовательного процесса определяются также через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть. Затем выделяются основные причины этого несоответствия.

Й шаг. Анализ условий.

Анализ условий предполагает ответ на вопрос: «Недостатки каких условий являются причинами дефектов образовательного процесса?» Такими недостатками могут быть:

недостаточная профессиональная подготовленность, квалификация педагога; недостаточная заинтересованность педагога в результатах труда; отсутствие научно-методического обеспечения; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение; отсутствие финансового обеспечения.

Таким образом, определяются недостатки условий (через несоответствие того, что есть, и того, что должно быть) и выделяются их основные причины.

Анализ проблем (то есть того, что требуется изменить) и возможностей этих изменений создаёт возможности для создания реалистичной программы работы.

 

Методы досуговой педагогики

 

Понятие воспитательный процесс объемно и многогранно. Оно включает в себя воспитательную функцию учебного занятия, внеурочную жизнь коллектива, общение обучающихся с педагогами, друг с другом, целенаправленную воспитательную работу (воспитательно-досуговые мероприятия).

Досуг по-гречески буквально означает «школа». Словом «досуг» обозначается широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют креативной, то есть зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил.

Другая её функция – развитие способностей и интересов детей.

Третья – свободное общение с интересными людьми. Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, ребенком занятий, форм отдыха.

Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности.

Досуговая педагогика создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми.

В пособии «Досуг школьника» представил совокупность приемов и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Он пишет: «Методы – это то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы – «оружие» и «орудие» профессиональной работы».

выделяет следующие славные методы досуговой педагогики.

Метод игры и игрового тренинга

Игра – самостоятельный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом.

«К концу нашего столетия, - считает Ш. Амонашвили, - целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения».

Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Садовник», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т. п.

Метод театрализации

Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят (встреча с творческой программой) может быть в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, морской кают-компании, русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой другой) кухни, пира – бала именинников, вечера этикета, дня рождения коллектива, «капустника», «Кабачка «13 стульев», «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т. д.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряда, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

Метод состязательности.

Состязание – чисто детская привилегия, состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.044 с.)