Составитель: педагог-психолог бу «гцппмсп» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: педагог-психолог бу «гцппмсп»



                                                     Гусева Ольга Александровна

 

Омск, 2020

ВОЗМОЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

 

Подготовка к экзаменам – достаточно важный период в жизни подростка. Многие их них только в это время совершают впервые самостоятельный, серьезный выбор дальнейшего жизненного пути. Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Усилия, прилагаемые для его осуществления, и ожидание результатов, выводы, сделанные по окончании экзамена, способны оказать серьезное влияние на дальнейшее развитие личности выпускника.

Единый государственный экзамен имеет ряд особен­ностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различ­ные трудности. Мы разделили эти трудности на несколько групп, в зависимости от того, с чем они связаны и кратко их охаракте­ризовали.

 

Процессуальные трудности

Это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных труд­ностей на экзамене.

Можно выделить несколько групп процессуальных трудно­стей.

· Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. В ситу­ации ЕГЭ присутствующие педагоги — это только наблю­датели, что повышает тревогу у выпускников.

· Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. В процессе сдачи единого государственного экзамена у выпускника нет личного контакта с экзаменатором, и от учащегося требуется лаконичный ответ.

· Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура Единого государственного экзамена предпола­гает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Несмотря на то, что на сегодняшний день выпускники имеют возможность проходить пробное тестирование, ознакомиться с процедурой заполнения бланков, новая обстановка, отсутствие знакомых педагогов приводят к повышению уровня тревоги, что может повлиять на правильность заполнения необходимой документации.

Таким образом, процессуальные трудности вызваны в основном недостаточный знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.

 

Познавательные трудности

Это трудности, связанные с особенностями переработки ин­формации, со спецификой работы с тестовыми заданиями.

Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков у учащихся:

· умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных;

· умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.

 

Личностные трудности

Эти затруднения обусловлены особенностями личности учащихся и тем, как выпускники относятся к ситуации экзамена.

Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результа­ты этой деятельности будут оцениваться. На экзамене выпускник показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действи­тельности его знания.

Каждый обучающийся по-разному относится к ситуации сдачи экзамена в силу своих личностных особенностей. Кто-то испытывает переживания и тревогу еще задолго до начала экзамена, у некоторых учащихся тревога проходит с момента начала экзамена, для кого-то данная ситуация не является стрессовой.

Тревога — это весьма энергоемкое занятие. Чем больше выпускник тревожит­ся, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей, прежде всего, дол­жно быть направлено на снижение тревоги.

Таким образом, ситуация ЕГЭ является сложной практически для всех выпускников. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально – волевой сферы.

Именно поэтому, мы выделили те группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче ЕГЭ, и хотим предложить некоторые пути оказания поддержки таким школьникам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.004 с.)