Методические указания к курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к курсу



Методические указания к курсу

«История мировой литературы:

Античность и Средние века»

Профиль подготовки

    Реклама и связи с общественностью
Курс 1 семестр 1

Составитель д. филол. н. Г.В. Заломкина

2020/2021 уч. г.

Учебники:

1. Лосев А. Ф. Античная литература. / Под редакцией проф. Тахо-Годи. 7-е изд. М., 2005.

http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/index.htm

2. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение, М.: Высш. школа, 1978.

http://svr-lit.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm

 

Система оценки знаний

В результате работы в течение семестра в соответствии с количеством набранных студенткой/студентом баллов будет выставлена оценка, которая будет учитываться на экзамене.

1. Посещение лекции. Максимальное количество баллов – 10.

2. Запись лекций. Максимальное количество баллов – 20.

Запись лекций выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются

3. Работа на практическом занятии: от 1 до 3 баллов. Всего 5 практических занятий.

Максимальное количество баллов – 15.

4. Письменная подготовка к практическому занятию – от 1 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов – 10.

Письменная подготовка выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются.

Общее максимальное количество баллов: 10+20+15+10 = 55

Для получения оценки «удовлетворительно» необходимо набрать 33 балла,

«хорошо» - 40 баллов,

«отлично» – 47 баллов.

На экзамене будут учитываться оценки, полученные по итогам работы в семестре, по следующему принципу:

Оценка в семестре Оценка за экзамен Итоговая оценка   Оценка в семестре Оценка за экзамен Итоговая оценка
5 5 5   3 5 4
5 4 5   3 4 4
5 3 4   3 3 3
5 2 3   2 5 4
4 5 5   2 4 3
4 4 4   2 3 3
4 3 4   2 2 2
4 2 3        

Экзаменационный билет включает два задания:

1. Ответить на теоретический вопрос;

2. Ответить на вопросы по произведениям из «Списка произведений, которые должны быть прочитаны к концу семестра».

Списки вопросов и произведений даны в конце данной брошюры.

График лекций

 

Номер недели Тема лекции
I 1. Ранняя литература Древней Греции
I 2. Гомеровский эпос. Возникновение лирики и трагедии
II 3. Возникновение комедии. Древнегреческая проза. Эллинистический период древнегреческой литературы
II 4. Общая характеристика древнеримской культуры. Ранняя римская литература. Литература эпохи гражданских войн
III 5. Литература «века Августа».   Литература императорского Рима
III 6 Общая характеристика культуры Средних Веков
IV 7. Архаический эпос раннего Средневековья
IV 8. Героический эпос зрелого Средневековья
V 9. Куртуазная лирика. Рыцарский роман
V 10. Городская литература Средневековья

 

График практических занятий

 

Номер недели Тема практического занятия
IX 1. Гомеровский эпос: Одиссея
XI 2. Смыслы трагедии Софокла «Царь Эдип»
XIII 3 Героическая поэма Вергилия «Энеида»
XV 4 Беовульф
XVII 5 Песнь о Нибелунгах

 

Планы практических занятий

Внимание! В завершение каждого практического занятия необходимо предъявить для проверки письменные материалы подготовки к нему. Письменная подготовка к практическому занятию подразумевает: 1) глоссарий; 2) Краткие ответы на вопросы практического занятия.

Практическое занятие 1

Гомеровский эпос: Одиссея

1. К какому периоду в истории древнегреческой литературы относится творчество Гомера?

2. Как сюжетно связана «Одиссея» с «Илиадой»?

3. Историческое в поэме «Одиссея».

a. Какие черты родового строя и признаки разложения родового строя показаны в поэме «Одиссея»?

b. Как в «Одиссее» представлено греческое понятие гостеприимства, щедрости и великодушия по отношению к тем, кто находится далеко от дома? Почему они так важны?

c. Как в поэме разрабатывается тема еды? Как это связано с традициями древних греков?

d. Какова роль семьи в поэме? Что характеризует отношения отцов и сыновей?

4. Что такое мифологические сознание? Как оно проявляется в поэме «Одиссея»?

a. Какие детали известных мифов упомянуты в поэме?

b. Как разрабатываются образы богов в поэме? Как Гомер изображает отношения богов и людей? Какую роль боги играют в жизни людей? Как боги относятся к людям?

c. Что такое мифологическая мотивировка поступков героев? Приведите примеры такой мотивировки в поэме.

5.  Сюжтено-композиционные особенности гомеровского эпоса

a. Каковы темы «Одиссеи»? Как развернуты в поэме идеи судьбы и единства человеческого жребия?

b. Каков идеал гомеровского героя? Кто из персонажей является воплощением этого идеала?

c. Какую роль играют в сюжете поэмы женщины? Как выстроены их образы?

d. Развивается ли характер Одиссея на протяжении повествования? Если да, то как? Если нет, обоснуйте на примерах. Сравните его с Телемахом в этом отношении.

e. Что определяет поведение персонажей – веление богов или собственные порывы?

f. Как в поэме проявляется авторская ирония?

g. Что такое эпическое раздолье, эпическая ретардация? Приведите примеры.

6. Стилистические особенности «Одиссеи».

a. Каким размером написана поэма? Каковы его характеристики в древнегреческом стихосложении? Как он передан по-русски?

b. Что такое постоянный эпитет? Приведите примеры.

c. Что такое формульные стихи (типические места)? Приведите примеры.

d. Найдите в поэма примеры описаний через перечисление.

e. Что такое развёрнутое сравнение? Приведите примеры.

f.  Подберите из текста «Одиссеи» примеры «внешнего» изображения внутренних переживаний в эпосе.

g. Какие средства Гомер использует при изображении фантастического? Как он делает чудовищ ужасными, богов ошеломляющими, происшествия пугающими?

 

Глоссарий (должны быть записаны краткие толкования понятий):

Миф

Ретардация

Родовой строй

Экфрасис

Эпическое раздолье

Эпос

Литература [1]

1. Гомер. Одиссея. С-Пб., 2000.

2. Аверинцев С. С. Вступительное слово к эссе С. Вейль «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. 1990. № 6. С. 249–250.

3. Андреев К.В. Поэзия мира и проза истории. Л., 1990. 

4. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

5. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: учеб. пособие. М., 2001.

6. Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250–260.

7. Грейвс Я.Э. Мифы древней Греции. М., 1992.

8. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М.; Л., 1962.

9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2000.

10. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.

11. Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М., 2004.

12. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: учеб. пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров». М., 2000.

13. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

14. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М., 1994.

15. Немировский А.И. Мифы Древнеи Эллады. М., 1992.

16. Никола М.И. Античная литература: учеб. пособие. Практикум. М., 2001.

17. Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976.

18. Суконик А. Послесловие к эссе С. Вейль «Илиада». С. 259–260.

19. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988

20. Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

21. Чистякова Н. А. История возникновения и развития древнегреческого эпоса. СПб., 1999.

22. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

23. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Практическое занятие 2

Литература

  1. Софокл. Царь Эдип // Софокл. Драмы. М., 1990. С. 5–58.
  2. Аристотель. Поэтика. Пер. М. Л. Гаспарова // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М., 1983.Т. 4.
  3. Дали Н. Трагедии Софокла в свете видения Поэтики Аристотеля
  4. Мережковский Д.С. Вместо предисловия. К трагедии Софокла «Эдип-Царь».

5. Михайлин В. «Эдип» Софокла и языки афинской трагедии: культурно-антропологические контексты. Видеолекция. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pwyTvm7dVYI (дата обращения 26.07.2019)

6. Никола М.И. Античная литература: учеб. пособие. Практикум. М., 2001.

  1. Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 260–295.
  2. Фрейд З. Царь Эдип и Гамлет (из книги «Толкование сновидений») //Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

9. Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.

  1. Ярхо В. Софокл и его трагедии // Софокл. Трагедии. М., Художественная литература», 1988.

Практическое занятие 3

Литература

  1. Вергилий. Энеида. М., 2018.

2. Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. - М., 1996. - С. 19-42

3. Агбунов М.А. Античные миры и легенды: мифологический

  1. Бродский И. Вергилий // Старое литературное обозрение, 2001, № 2(278)
  2. Вергилий. Документальный фильм // Проект «Энциклопедия»

6. Гаспаров М. Вергилий - поэт будущего//Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. С. 5– 34)

  1. Лосев А.Ф. Вергилий // Лосев А. Ф. Античная литература. / Под редакцией проф. Тахо-Годи. 7-е изд. М., 2005.
  2. Ошеров С. А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. М., 1972. С. 317–329.

Словарь. М., 1993. — С. 349.

9. Тахо-Годи А. А. Хтонические мотивы в «Энеиде» Вергилия как один из принципов стиля // Вопросы классической филологии. М., 1971. № 3–4.

10. Топоров В. Эней – человек судьбы. М., 1993.

  1. Тронский И.М. Вергилий // Тронский И.М. История античной литературы. С. 352–367.

12. Цымбурский В. Л. Анхиз в Троаде и в «Энеиде» // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 142.

13. Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

14. Штаерман Е.М. Римская мифология. Мифы народов мира: в 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 380 – 384.

 

Практическое занятие 4

Литература

1. Беовульф // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Вступительная статья А. Гуревича. М.,1975. Серия «Библиотека всемирной литературы». Серия первая. Средние Века. Возрождение. XVII век. Том 9. С. 27–180[2].

2. Волков А. М., Волкова З. Н. Беовульф. Англосаксонский эпос: Учебное пособие по курсу «История английского языка». М., 2000.

3. Глава 2. Германский эпос. Его отражение в древненемецкой и англосаксонской литературе. Раздел 3 // История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: /М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М., 1978. С. 23–34.

4. Голуб М. О. Критерии выделения зла в поэме «Беовульф» // МГУ: Научные исследования – 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/english/golub-kriterii-vydeleniya-zla.htm (Дата обращения 1.08.2019)

5. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов// Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 5‒26.

6. Елиферова М. Английская Илиада. О раннесредневековой поэме «Беовульф» // Первое сентября. 2008. № 06 [Электронный ресурс]. URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/english/eliferova-anglijskaya-iliada.htm (Дата обращения 1.08.2019)

7. Мельникова Е.А. Меч и лира. Гл. 7 Героический мир англосаксонского эпоса. М., 1987. С. 167‒181.

8. Смирницкая О.А. Примечания к «Беовульфу» // Беовульф. Старшая Эдда. и коммент. М., 1975. С. 631–661.

Практическое занятие 5

Литература

1. Песнь о Нибелунгах // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Вступительная статья А. Гуревича. М.,1975. Серия «Библиотека всемирной литературы». Серия первая. Средние Века. Возрождение. XVII век. Том 9. С. 357–628.

2. Адмони В.Г. Песнь о Нибелунгах – ее истоки и ее художественная структура// Песнь о Нибелунгах. Л., 1972. С. 305‒335.

3. Глава 8. Немецкий героический эпос // История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: /М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М., 1978. С. 82–94.

4. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов// Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 5‒26.

5. Гуревич А.Я. Пространственно-временной континуум «Песни о Нибелунгах» // Гуревич А.Я. История ‒ нескончаемый спор. М., 2005. С. 118–137.

6. Гуревич А.Я. Средневековая литература и ее современное восприятие: о переводе «Песни о нибелунгах» // Гуревич А.Я. История — нескончаемый спор. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. С. 69–117.

7. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

 

РАЗДЕЛ 1. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

       Тема 1. Мифология и античная литература

Термин и понятие «античная литература», ее исторические и хронологические границы. Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры. Цель и задачи курса. Понятие о мифе. Классификация мифов. Современные научные подходы к изучению мифологии. Этапы развитие древнегреческой мифологии. Олимпийский пантеон. Мифы о героях. Античная мифология и ее отражение в мировой культуре. Устное народное творчество: основные виды народного творчества, их место и функции в жизни древних общин.

Тема 8. Литература эпохи гражданских войн и «века Августа»

Римское общество и культура последнего века республики: кризис традиционной идеологии. Римское ораторское искусство. Цицерон и его роль в развитии литературы. Цицерон как теоретик красноречия; ораторское искусство и стиль Цицерона. Философский эпос Лукреция: источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы «О природе вещей». Римский александризм: поэты-неотерики. Основные темы поэзии Катулла. Любовная лирика Катулла. Литературная судьба Катулла. Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки. Жизнь и основные периоды творчества Вергилия. «Энеида» как римский национальный эпос, политический смысл обработки мифа. Композиция «Энеиды», отношение к гомеровскому и эллинистическому эпосу; «рок» («фатум»); герои и боги; патетика повествования; лирико-драматический колорит. Жизнь и творчество Горация, его философские взгляды. Жанры его поэзии. «Сатиры»: особенности содержания, философская проблематика. «Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, тематика. Гораций – теоретик римской поэзии («Наука поэзии»). Основные периоды творчества Овидия. Любовные элегии и псевдодидактические поэмы о любви. «Метаморфозы» – мифологическая энциклопедия в стихах. Идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи; психологическое мастерство Овидия. Овидий в изгнании.

Тема 9. Литература императорского Рима

Основные этапы развития литературы императорского Рима. Сатирическое воспроизведение действительности в «Сатириконе» Петрония. Проблема авторства; традиции романа, новеллистического повествования, мима. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала. Новые религиознофилософские течения. Идейно-философская концепция «Метаморфоз» Апулея, особенности композиции и хронотопа, значение вставных новелл. Зарождение христианской литературы. Жанры раннехристианской литературы.

      

       РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Тема 2. Архаический эпос

Кельтский эпос, его основные циклы, особенности бытования. Друиды, филиды, барды. Архаические черты кельтских саг, отражение в них мифологического сознания и родоплеменных представлений. Близость к богатырской и волшебной сказке. Роль поэтических фрагментов. Специфика героического характера в сагах уладского цикла (образ Кухулина). Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в эддической модели средневекового сознания. Синкретизм «Старшей Эдды». «Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции. Сюжет и композиция «Беовульфа». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии.

Методические указания к курсу

«История мировой литературы:

Античность и Средние века»

Профиль подготовки

    Реклама и связи с общественностью
Курс 1 семестр 1

Составитель д. филол. н. Г.В. Заломкина

2020/2021 уч. г.

Учебники:

1. Лосев А. Ф. Античная литература. / Под редакцией проф. Тахо-Годи. 7-е изд. М., 2005.

http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/index.htm

2. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение, М.: Высш. школа, 1978.

http://svr-lit.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm

 

Система оценки знаний

В результате работы в течение семестра в соответствии с количеством набранных студенткой/студентом баллов будет выставлена оценка, которая будет учитываться на экзамене.

1. Посещение лекции. Максимальное количество баллов – 10.

2. Запись лекций. Максимальное количество баллов – 20.

Запись лекций выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются

3. Работа на практическом занятии: от 1 до 3 баллов. Всего 5 практических занятий.

Максимальное количество баллов – 15.

4. Письменная подготовка к практическому занятию – от 1 до 2 баллов.

Максимальное количество баллов – 10.

Письменная подготовка выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются.

Общее максимальное количество баллов: 10+20+15+10 = 55



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.072 с.)