Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Происхождение сознания (трудовая теория антропогенеза: труд коллективный-членораздельная речь-прямохождение-развитие ладони).

Поиск

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца так еще и не разгадана. Наиболее удовлетворительно на сегодняшний день эту тайну раскрывает трудовая теория антропогенеза, базирующаяся на четырех основных положениях: 1. Ключ к разгадке происхождение человека и его сознания, заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей.Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. 2. Сознание с самого начала есть общественный продукт и останется им до тех пор, пока вообще существуют люди. 3. Сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий труда и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а затем к социальной системе знаков к языку. 4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее общественного характера стали возможными благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, как следствие к развитию ладони. Это дало передним конечностям возможность для более активных действий с предметами окружающего мира и систематическому созданию и регулярному использованию орудий труда. 

Отличия сознания человека от психики животных можно свести к трем основным: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать.

Вопрос 3. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из: 1) чувственныхобразов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, 2) знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, 3) обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание – высшая, связанная с речью функция мозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности, анализ, способность переносить позитивный опыт на новые обстоятельства. Присуще только человеку.

Особо выделяют подсознание – процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не осознаем.

Высшие, наиболее интенсивные формы активности сознания в состоянии бодрствовании называют сверхсознанием. В состоянии сверхсознания человек может познавать большие объемы информации за короткое время. Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самое себя.

Вопрос 4. Свойства сознания:

1) Идеальность – независимость от существующей действительности (н-р, дважды два во все времена четыре)

2) Активность - с ознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.

3) Избирательный характер - с ознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

4) Целостность - с ознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. Принекоторыхвидахпсихическихзаболеванийцелостностьсознаниянарушается (шизофрения).

5) Динамичность - е го изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

6) Искаженность - с ознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

7) Индивидуальный характер - с ознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

8) Способность к рефлексии - со знание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

Вопрос 5. Структура сознания:

1) Чувственные образы предметов, которые являются ощущением или представлением и поэтому обладают значением и смыслом (получение первичных знаний);

2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);

3) эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);

4) ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).

Вопрос 6. Уровни сознания:

1) Обыденно-практический - Формируется стихийно в повседневной жизни. Практические знания, эмпирические наблюдения. Формирует психологию (чувства, настроения).

2) Идеолого-теоретический - является результатом целенаправленной квалифицированной деятельности Воспринимает внутренние скрытые закономерности, теоретические объяснения, доктрины. Формирует идеологию (систему взглядов).

Вопрос 7. Формы сознания. (более подробно и с примерами см. Лекцию 18 Ч.)

Индивидуальное сознание – способность человека контролировать, планировать свою деятельность, анализировать опыт, извлекать из него уроки.

Общественное сознание – это общее сознание, включающее единые формы отношения к деятельности и окружающему миру, единые стандарты поведения, единые формы взаимодействия, способы освоения природной среды. Н-р,педантичность немцев, консерватизм англичан, деловитость американцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.01 с.)