Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Происхождение сознания (трудовая теория антропогенеза: труд коллективный-членораздельная речь-прямохождение-развитие ладони).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца так еще и не разгадана. Наиболее удовлетворительно на сегодняшний день эту тайну раскрывает трудовая теория антропогенеза, базирующаяся на четырех основных положениях: 1. Ключ к разгадке происхождение человека и его сознания, заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей.Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. 2. Сознание с самого начала есть общественный продукт и останется им до тех пор, пока вообще существуют люди. 3. Сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий труда и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а затем к социальной системе знаков к языку. 4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее общественного характера стали возможными благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, как следствие к развитию ладони. Это дало передним конечностям возможность для более активных действий с предметами окружающего мира и систематическому созданию и регулярному использованию орудий труда. Отличия сознания человека от психики животных можно свести к трем основным: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Вопрос 3. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из: 1) чувственныхобразов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, 2) знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, 3) обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание – высшая, связанная с речью функция мозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности, анализ, способность переносить позитивный опыт на новые обстоятельства. Присуще только человеку. Особо выделяют подсознание – процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не осознаем. Высшие, наиболее интенсивные формы активности сознания в состоянии бодрствовании называют сверхсознанием. В состоянии сверхсознания человек может познавать большие объемы информации за короткое время. Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самое себя. Вопрос 4. Свойства сознания: 1) Идеальность – независимость от существующей действительности (н-р, дважды два во все времена четыре) 2) Активность - с ознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром. 3) Избирательный характер - с ознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями). 4) Целостность - с ознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. Принекоторыхвидахпсихическихзаболеванийцелостностьсознаниянарушается (шизофрения). 5) Динамичность - е го изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности. 6) Искаженность - с ознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности). 7) Индивидуальный характер - с ознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. 8) Способность к рефлексии - со знание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Вопрос 5. Структура сознания: 1) Чувственные образы предметов, которые являются ощущением или представлением и поэтому обладают значением и смыслом (получение первичных знаний); 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов); 3) эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий); 4) ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию). Вопрос 6. Уровни сознания: 1) Обыденно-практический - Формируется стихийно в повседневной жизни. Практические знания, эмпирические наблюдения. Формирует психологию (чувства, настроения). 2) Идеолого-теоретический - является результатом целенаправленной квалифицированной деятельности Воспринимает внутренние скрытые закономерности, теоретические объяснения, доктрины. Формирует идеологию (систему взглядов). Вопрос 7. Формы сознания. (более подробно и с примерами см. Лекцию 18 Ч.) Индивидуальное сознание – способность человека контролировать, планировать свою деятельность, анализировать опыт, извлекать из него уроки. Общественное сознание – это общее сознание, включающее единые формы отношения к деятельности и окружающему миру, единые стандарты поведения, единые формы взаимодействия, способы освоения природной среды. Н-р,педантичность немцев, консерватизм англичан, деловитость американцев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.01 с.) |