Блок. Конкретно-научные подходы к изучению общения в западной традиции XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок. Конкретно-научные подходы к изучению общения в западной традиции XX века.



1. Концепция "межличностной психиатрии" Г.Салливена.

Не игнорируя полностью биологические факторы, Салливен сосредоточивает внимание на социальных детерминантах психического развития человека. Особое значение он придаёт рассмотрению связей и отношений между индивидами, так как считает, что подлинная личность проявляется только при общении с другими людьми;

Салливен понимает, что межличностные отношения не всегда зримо присутствуют в жизни человека. Они могут носить воображаемый, а подчас и иллюзорный характер, когда, например, личность имеет дело с литературными героями или мифологическими образами. Салливен приходит к выводу, что для познания природы и внутренней жизни индивида, специфики человеческого существования необходимо исследовать межличностные ситуации, в которых человек проявляет свои чувства и эмоции, обнаруживает направленность своей деятельности.

По собственному признанию автора, в основе его ''Межличностной теории'' лежат три принципа, почерпнутые из биологии: принцип коммунального существования, принцип функциональной деятельности и принцип организации.

Осн. Понятия:

Динамизм — это наименьший паттерн поведения (= привычка), лежащий в основе стереотипов поведе­ния. Базовые динамизмы одинаковы для всех, но спо­соб их реализации различен и зависит от ситуации и жизненного опыта индивида.

Персонификация — это представление индивиду­ального образа самого себя либо другого человека (на­пример, персонификация доброй матери — заботли­вой, нежной, плохой матери — тревожной, наказыва­ющей и как результирующая — персонификация слож­ного образа матери). Общепринятые персонификации представляют стереотипы.

Когнитивные процессы, по Салливану, включают переживания трех типов: прототаксические (поток со­знания, состоящий из несвязанных, неоформленных, дискретных ощущений), паратаксические (усмотрение причинно-следственных связей между одновременно происходящими, но не связанными между собой собы­тиями) и синтаксические (установление логических связей между событиями с использованием общепри­нятой символики).

 

2. Развитие этологических исследований ("социобиология" и "зоосемиотика").

Социобиоло́гия — междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определённых преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции. Эта наука часто рассматривается как ответвление биологии и социологии. В то же время исследовательское поле социобиологии пересекается с изучением эволюционных теорий, зоологией, генетикой, археологией и другими дисциплинами. В сфере социальных дисциплин социобиология близка эволюционной психологии и использует инструментарий теории поведения.

Социобиологическая теория человека основывается на теории генно-культурной эволюции, то есть на тезисах о том, что развитие человечества опирается на контур обратной связи. Одни сообщества выживают, другие погибают, и происходит естественный отбор на 3-х уровнях: индивидуальный, половой, групповой.

Социобиологи считают, что человеческое поведение также как и поведение животных может быть в какой-то части объяснено как результат естественного отбора. Применение категорий эволюционной теории и в частности понятия естественного отбора, подвергается критике, поскольку преобладающей силой поведения человека считается культура.

Зоосемио́тика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий.

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

· к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;

· к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;

· к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого.

 

3. Семиотика и теория коммуникации К. Черри.

 

Семиотика, или семиология — это междисциплинарная область исследований, в рамках которой изучаются знаки и знаковые системы, хранящие и передающие информацию.

Черри применил методику биноурального (двуушного) прослушивания. Испытуемому предъявляется два сообщения А и В. Сообщение А является релевантным (значимым), ᴇᴦο испытуемый должен выделять, а нерелевантное сообщение В – отторгать. При биноуральном прослушивании одновременно оба смешанных потока А и В подаются на оба уха. Инструкция испытуемому состоит в том, чтобы выделить релевантный поток информации и описать сообщение в отчете. Слушать сообщения можно несколько раз. Потоки А и В Черри выровнял по выделенным заранее факторам˸ интенсивности, громкости и т.д. Единственной помощью испытуемому было то, нерелевантный поток немного запаздывал.

Вторая задача сводилась к тому, что Черри задумался о судьбе нерелевантных сообщений – могут ли они попадать в отчет? Для решения этой задачи он предложил другую методику – дихотическое прослушивание, когда значимый канал А поступает на одно ухо, а незначимый В – на другое. В этом эксперименте информацию можно было прослушать только один раз, при этом Черри предложил методику вторения – отчет нужно было давать буквально по мере прослушивания релевантного канала. Однако после опыта он спрашивал у испытуемого, что человек заметил не нерелевантном канале. Испытуемым главным образом запоминались интенсивные, необычные, яркие стимулы.

К. Черри выявил следующие основные закономерности. 1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявляемых сообщений, читаемых одним и тем же диктором. Однако задача крайне непроста, особенно если требуется повторение этого сообщения. Если помимо всех прочих признаков уравнять сообщения, читаемые одним и тем же диктором,  по этому параметру - разделение их перестает быть возможным. 2. Для исследования глубины обработки отвергаемого сообщения была использована методика дихотического предъявления. К.Черри обнаружил, что если в сообщении, подаваемом по нерелевантному каналу, происходят неожиданные изменения, то одни из них замечаются, а другие проходят незамеченными.

Испытуемый замечает: смену мужского голоса диктора на женский; замену текста нерелевантного сообщения шумом; временное прерывание нерелевантного сообщения звуковым сигналом (гудком).

Испытуемый не замечает: содержание нерелевантного сообщения; язык, на котором читалось сообщение; прокручивание записи сообщения в обратную сторону; изменение языка, на котором читалось сообщение.

Основной вывод, который сделал из этих результатов К. Черри, заключался в том, что обработка речевого сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения. 3. К. Черри обнаружил, что если внезапно прервать предъявление сообщений по релевантному и нерелевантному каналам и попросить испытуемого отчитаться об услышанном, то можно добиться воспроизведения информации, которая подавалась по обоим каналам. Для объяснения этого результата придется предположить, что в системе переработки информации есть «буфер», в котором оба сообщения удерживаются в течение короткого времени, до того как будут обработаны более глубоко.

 

4. Теория социального действия Т. Парсонса.

Особенностью данной теории является то, что за единицу исследования берётся отдельное человеческое действие. Социальное действие - это нечто ограниченное временем и пространством, это точка, представляющая собой центр, в котором пересекаются взаимодействия таких крупных сфер, как «Личность», «Общество» и «Культура». В "Личности" существуют потребности, интересы, ценности, установки, и всё то, что может воздействовать на действие косвенно. В сфере "Общество" располагаются отношения с другими людьми, которые имеют значение для данного действия, а также множество разнообразных отношений человека с другими людьми. В сферу " Культура" входят нормативы и ценности, определяющие, как действие должно быть совершено, а также как должны совершаться другие действия, как должны строиться отношения между членами данного общества и даже какие качества и свойства личности считаются адекватными в том или ином обществе. Данная конструкция из трех сфер погружена во внешнюю среду, в которую входят природные условия, другие общества, физическая природа личности и прочее. И все эти сферы взаимодействуют между собой.

Структура элементарного действия, по Т. Парсонсу, включает следующие элементы:

1) действующее лицо или «актор» - отдельная личность или группа;

2) цель, которую преследует действующее лицо;

3) ситуация, подразумевающая условия и средства действия;

4) ценности и нормы, которыми руководствуется действующее лицо (по-другому, нормативная ориентация действия).

Т. Парсонс называл свою теорию действия волюнтаристской, то есть такой, где в выборе стратегии поведения важную роль играет фактор свободной воли.

Кроме социальной системы Т. Парсонс выделяет систему личности, систему культуры и биологическую систему. Данные системы действия, по мнению Т. Парсонса, являются открытыми. Чтобы поддерживать своё существование, они должны удовлетворять четырём необходимым условиям или пререквизитам: адаптации, целеполаганию, интеграции и латентности.

1. Адаптация - каждая система должна приспосабливаться к своему окружению;

2. Целеполагание - каждая система должна иметь средства для достижения целей и задействовать ресурсы системы в процессе достижения этих целей;

3. Интеграция - каждая система должна поддерживать свое единство, пресекая любые отклонения;

4. Латентность - каждая система должна стремиться к сохранению внутреннего порядка.

Действие, по Т. Парсонсу, имеет сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер.

 

5. Традиция символического интсракционизма.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (англ. interaction - взаимодействие) - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего, американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.014 с.)