Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь как категория наук об обществе и культуре↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика философии жизни. 2. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь (А. Бергсон, В. Дильтей и др.) 3. История как одна из форм проявления жизни (О. Шпенглер).
1. Общая характеристика философии жизни. Философия жизни – направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Главное понятие философии жизни – «жизнь» - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически – как живой организм, и психологически – как поток переживаний, и культурно-исторически – как «живой дух», и метафизически – как исходное начало всего мироздания. Несмотря на различие указанных вариантов, философия жизни выступила, прежде всего, против характерного для конца XIX - начала XX вв. господства методологизма и гносеологизма. Она требовала перейти от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия. Жизненное начало не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествляющая бытие с духом, идеей; ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, отождествляющие бытие с мертвой материей, поскольку каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности.
Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции. Интуитивное знание не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Философия жизни: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения. Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым обращено внимание философии жизни, является средство искусства – символ. Философия жизни критикует научную форму познания, наука неспособна постичь текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям
2. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь (А. Бергсон, В. Дильтей и др.)
В философии А.Бергсона (1859-1941) «жизнь» не есть биологический процесс. Она рассматривается по аналогии с сознанием и интуицией. Жизнь, по Бергсону, есть «жизненный порыв», свободный и необратимый. Материя не что иное, как момент остановки этого порыва. Жизнь – непрерывно обогащающееся действие, в то время как материя распадается и деградирует, что подтверждает второе начало термодинамики. Он ищет движущую силу развития в каком-то духовном начале: в Боге для мира в целом, в «жизненном порыве» для жизни. Жизненный порыв, преодолевая в человеке все препятствия, становится творческой активностью, основные формы которой искусство, философия, мораль и религия. Общественную жизнь Бергсон трактует как проявление все того же» жизненного порыва». Большей частью мы живем «внешней жизнью», для других, а не для себя. Лишь путем «углубленного размышления» мы можем достичь нашего истинного «Я». Первое он обозначает как «замкнутую душу», второе – как «открытую». «Открытая» душа индивидуальна, свободна, надсоциальна. Он различает «замкнутое» и «открытое» общество. Первое, возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры, основанное на угнетении, «обеспечивает связность группы, склоняя все индивидуальные воли в одной цели». «Открытое общество» должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из «духовного порыва», который раскрывает перед избранными личностями мир свободы и любви. Для Дильтея «жизнь» - это «факты воли, побуждения и чувства», непосредственно данные нам в качестве «переживаний». Действительность он рассматривает как «жизненный опыт», несводимый к разуму и поэтому иррационален. «Жизнь» нельзя поставить перед судом разума» - писал Дильтей. «Творческий процесс», «жизнь» исключают закономерность и всеобщность, «жизнь» и разум несоизмеримы. На место всеобщего закона ставиться «индивидуальный закон», т.е. судьба, постижимая только через интуицию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.009 с.) |