Просветительская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просветительская деятельность



   Как показало анкетирование, ученики, к сожалению, мало знают об ископаемых животных нашего края. Одна из практических задач моей работы – организация и проведение встреч, бесед, игр с ребятами из начальной школы, моими ровесниками с тем, чтобы рассказать о древнем мире животных нашего края. После показа презентации «По следам мамонтов…»  (см. Приложение 5) Эти животные жили в Самарском крае) и рассказа о них учащимся предлагается поучаствовать в викторине, разгадать кроссворд, нарисовать одного из древних животных, раскрасить заготовки с изображением ископаемого животного. Надеюсь, что кто-то из ребят заинтересуется этой темой и в будущем станет палеонтологом.

Вопросы викторины

  1. Кто такие мамонты? (крупные животные)
  2. К какому классу они относятся? (млекопитающие).

3. Как они общались друг с другом? (с помощью хобота).

4. Как ещё они использовали хобот? (для питья, пищи, отпугивают врагов, переносят различные предметы).

5. Чем питались мамонты? (растительной пищей)

6. Как выглядит мамонтёнок? (густой покров шерсти, маленькие уши).

7. Почему вымерли мамонты? (смена климатических условий, повышение температуры воздуха, растаял ледяной покров, изменились пищевые ресурсы и другие версии).

8. Какие животные похожи на мамонтов? (слоны)

9. Какие виды слонов вы знаете? (Африканский, Азиатский, Индийский)

10. Где живут слоны? (слоны живут в саванне)

11. Как вы думаете, что необходимо слонам для нормальной жизнедеятельности? Без чего они не проживут в Саванне? (вода, пища, тень).

12. А как слоны приспособились к жизни в Африканских, например, саваннах? (секрет кроется во внешнем строение слонов) – (самое главное в строении слонов, что помогает им выживать в Африканских условиях - уши, хобот, бивни).

13. А чем питаются слоны? (растениями, листьями, ветками, побегами, корнями).

14. Предположите, почему численность слонов уменьшается?

15. Что надо делать, чтобы слоны не исчезли так же, как и мамонты?

Рассказ о слонах (родственниках мамонтов)

Существует три вида слонов: Африканский, Азиатский, Индийский. Слоны живут в саванне. Это их среда обитания. Строение слонов:

1. Волосяной покров, но не густой.

2. Шкура чувствительная, подвержена солнечным ожогам и реагирует на укусы насекомых.

3. Хвост, чтобы отпугивать насекомых.

4. Ноги.

5. Рот.

6. Уши, как веер, с помощью которых они отпугивают насекомых и выражают эмоции.

7. Бивни, которые растут в течение всей жизни. У самцов крупнее, чем у самок. С их помощью переносят различные предметы, добывают воду, сражаются с врагами.

8. Хобот. С его помощью они питаются, приветствуют друзей и отпугивают врагов, бросают различные предметы. Могут поднять груз до 275 кг и держать до 7,5л воды.

Самое главное в строении слонов, что помогает им выживать - уши, хобот, бивни.

Питаются слоны растениями, листьями, ветками, побегами, корнями.

Они активны как днём и ночью, однако их активность снижается в жаркие часы. В районах с высокой активностью людей переходят на ночной образ жизни. Слоны плохо видят, но у них прекрасное обоняние и слух. Они очень подвижны. Хорошо плавают. А спят стоя около 40 минут.

Путешествуют группами около 400 голов. К одной семье обычно относят 9-12 животных. Главная самка определяет направления кочевья, решает когда стаду кормиться, отдыхать или купаться. Стадом она руководит до 50-60 лет, после чего ей наследует старшая по возрасту самка.

Слоны доживают до 60-70, а иногда до 80 лет. Возраст слона также можно определить по его размерам, длине бивней, изношенности зубов.

У слонов удивительная память. Они запоминают, где они находили водопой. Они очень умны, эмоциональны, способны на переживания. Любят играть в игры.

К сожаленью, получилось так, что численность слонов сократилась и связано это с 3 факторами (об Африканском слоне):

1. Опустыниванием земель, что привело к исчезновению слонов из Северной Африки и Сахары.

2. Истребление слонов ради слоновой кости, что служило основной причиной их смертности на протяжении многих лет.

3. Вытеснением слонов людьми, приобретшим особое значение в период современного бурного роста населения.

 

Ролевая игра

В одной из деревень выросло количество домов и пахотных земель, что повлекло за собой утрату 25% территории обитания слонов. Как вы думаете, что эта ситуация означает для слонов?

Выдаются карточки со словами:

Вода Пища Матери Общение Враги

Учащиеся вынимают карточки со словами, которые им нужно попытаться изобразить с точки зрения слонов в двух ситуациях. Первая, когда слоны обитают на просторной территории, где нет ни одного человеческого поселения. Вторая, когда слоны обитают рядом с деревней, где границы постоянно расширятся.

Например. Я вытянула карточку со словом «вода». Во-первых, я - слон, живущий на открытой и просторной территории. Иногда мне приходиться преодолевать большие территории в поисках воды. Далее, я - слон, живущий радом с жилищем человека. Источник воды находиться на другом конце деревни. Моё стадо вынуждено пройти по всей деревни, чтобы добраться до воды. Люди пришли в ярость и убили несколько моих сородичей.

Вывод: слонов нельзя убивать, нельзя выгонять с их территории, так как вместо огромных пространств в распоряжении слонов остались лишь небольшие разрозненные территории.

Во время миграции слонов на их привычном маршруте возникают автомобильные трассы или железнодорожное полотно, стадо прокладывает путь через новые поселения людей. Соответственно, неизбежны столкновения, в ходе которых страдают и слоны и люди. Слонам становится всё труднее находить пищу и воду, воссоединяться с другими группами сородичей.

Таким образом, слонов надо охранять. Слон всегда был ценным промысловым животным. Помимо мяса и бивней, использовались все части его тела – шкура, кости, из которых изготавливали костную муку, ноги – для корзин и табуретов. Использовали даже хвосты слонов для браслетов. Использовали также слоновую кость для изготовления клавиш на пианино и различных безделушек.

От того, сумеем ли мы спасти слонов, зависит будущее многих экосистем. Другими словами, речь идёт о сохранении разнообразия животных на нашей планете.

Исчезновение замечательных травоядных гигантов обернётся катастрофой для многих других видов, мы можем навсегда потерять «родственника»  мамонта.

 

 

Заключение

    Целью моей работы было не только  пополнение школьного музейного фонда, но информирование учеников нашей школы о животном мире прошлого.

    Для этого мы познакомились с определенной литературой о мамонтах и других животных того периода.

    С родителями я посетил два музея Самарской области и совершил несколько виртуальных экскурсий по музеям страны.

    Мы встретились с жителями села, свидетелями удивительной находки в нашем селе, сделали записи разговора с ними.

    С руководителем Десятовой М.А. и моими одноклассниками мы разработали и провели ряд интересных мероприятий о мамонтах и других доисторических животных среди учеников начальной школы и среднего звена.

     В результате работы подтвердилась одна из трех гипотез: мамонты жили на территории Поволжья.

    Цель работы достигнута, но, я думаю, предстоит еще много работы: получить документ о том, что в нашем селе действительно нашли останки мамонта (пока это устная информация свидетелей); для всех желающих жителей села организовать экскурсию в школьный музей и рассказать об удивительном экспонате и указать место находки.

 

Список источников

1. Арембовский А.В. Мамонт. – Иркутск, 1946

2. Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты – Л.: Наука, 1979

3. Верещагин Н.К. Записки палеонтолога – Л.: Наука, 1981

4. Гусева Л.В., Никитин Е.А. Находка хазарского мамонта в основании сыртовых толщ – решение спорного вопроса о геологическом возрасте сыртов Северного Прикаспия / Тезисы доклада международного мамонтового совещания 16-22 октября 1995г/ - СПб.: ЗИН РАН, 1995

5. Тихонов А.И. Мамонт (серия «Разнообразие животных», выпуск 3) – М.: Т-во науч изд. КМК, 2005

6. Материалы Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина

7. Материалы Музея истории Красноярского района

 

Приложения.

Приложение 1.

Фрагменты костей мамонта (школьный музей истории села)

Приложение 2.

Вопросы анкеты

1) Знаете ли Вы, что в нашем селе были найдены кости мамонта?

2) Знаете ли Вы ископаемых животных, проживающих на территории Самарского края в древности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.195.121 (0.018 с.)