Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феминизм, абьюз и фрейд: как говорить про «грозу» с современными школьниками
Составляя современный гид по русской классике, авторы литературного проекта «Полка» удивились, не обнаружив «Грозы» Островского в большинстве рекомендаций экспертов — писателей, филологов и журналистов. Прослушав разговор редакторов «Полки» с участниками Летней школы для учителей литературы, организованной музеем-усадьбой «Ясная Поляна» и Гильдией словесников, мы попытались разобраться, почему эта пьеса не потеряла актуальности и как говорить о ней с подростками. Катерина — «луч света»? Из-за привычки рассматривать «Грозу» через призму трактовки критика Николая Добролюбова мы по инерции видим в пьесе лишь одну основную идею — постепенное разрушение безумного купеческого царства, на смену которому приходит новое поколение, не желающее мириться с самодурством и своеволием предшественников. При этом в самом тексте это совершенно неочевидно, ведь тот самый отживший купеческий мир в итоге торжествует и губит тех, кого можно назвать молодым поколением. И тут нужно помнить, что в советской школе подход Добролюбова был частью идеологического воспитания. Тогда изучение русской литературы по большей части строилось вокруг тем о классовой борьбе — и ее революционного разрешения. Но можно посмотреть на пьесу через совершенно другую оптику, скорее человеческую, а не общественную. Если абстрагироваться от трактовки Добролюбова, станет очевидно — характер Катерины полон противоречий, которых критик будто бы не замечает. Существует ли в действительности заявленный конфликт между Катериной и ее социальным окружением? Ведь главная героиня на самом деле больше всех похожа на Кабаниху в своих идеалах: ее девические мечты вполне соответствуют представлениям свекрови о счастье. Разница лишь в том, что там, в девичестве, Катерина добровольно стремится к такой жизни, а попав в семью мужа, где люди друг друга «едят поедом», уже не может разделить принципы Кабанихи — потому что не приемлет методы, которыми эти идеалы насаждаются. Абьюз в семье Кабанихи — почти что скрепа. Дикой мучает всю семью, и насилие спускается иерархически — Кабаниха мучает невестку А Варваре при этом говорит: «Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!» И за это не стыдно ни Варваре, ни Кабанихе. Катерину же, напротив, постоянно подозревают в измене еще до того, как она ее совершает, то есть фактически подталкивают к этому поступку («А вот ты заведешь себе любовника», «Обещай, что на парней не будешь смотреть»).
Катерина искренне относится ко всем ценностям, она нравственна и не может соблюдать правила формально, как Варвара. То есть перед нами скорее не социальный конфликт, а конфликт искреннего человека с неискренними. И главной героине противны не идеалы и принципы свекрови, а то, каким образом эти идеи транслируются, то есть сама ложь и насилие. Фрейдистская оптика Возможно, Кабаниха ревнует сына к невестке, потому что после его женитьбы ей стало недоставать внимания и почтения Тихона. Через слова о любви к сыну она оправдывает свое желание командовать и быть главным авторитетом для него: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить». Любовь к сыну в этом случае — это любовь Кабанихи к себе, просто выраженная через отношения с ним. А так как ей достается все меньше внимания, Катерина в какой-то степени становится для Кабанихи соперницей. Советский режиссер Борис Бабочкин высказал другую теорию. Кабаниха может специально провоцировать Катерину на измену, потому что невестка праведнее ее самой, изменившей когда-то мужу. Кто знает, может быть, между ней и Диким тоже однажды случилась незаконная близость? Феминизм Школьники не видят в пьесе социального конфликта, зато видят человеческий. В том числе потому, что патриархат не вполне ушел из нашей жизни — история Катерины многим понятна и знакома если не по собственному опыту, то по историям из медиа. В этом смысле можно предложить школьникам еще один способ посмотреть на сюжет «Грозы»: проанализировать ее с точки зрения феминисткой оптики. Перед нами история забитой и бесправной женщины. Но именно в разбитом сердце чаще всего зарождается самый ярый протест. При этом мужчины в этой пьесе либо тираны, либо мечтатели (Кулибин), либо безвольные (Борис и Тихон). Катерина — единственная, кто не хочет подчиняться законам косного общества и желает, чтобы ее права соблюдались. Такой взгляд на главную героиню не отменяет концепцию Добролюбова, но позволяет взглянуть на происходящее иначе.
«Ты не бей меня да со вечера» Как верно заметил когда-то Шерлок Холмс, все самые страшные преступления происходят в обособленных идиллических местах за закрытыми дверями, а вовсе не в городе, который кажется нам клоакой. В этом отношении показательна песня, которую поет Кудряш. По сюжету казак размышляет, когда убить жену, а она умоляет его подождать до ночи: Уж ты, батюшка, мил сердечный друг! Ты не бей меня да со вечера, Ты убей меня со полуночи, Уж ты дай уснуть малым детушкам, Малым детушкам, всем ближним соседушкам! В теории такая история может произойти с жертвами домашнего насилия и сегодня. И об этом тоже можно поговорить с школьниками, обсудить с ними отношение общества к домашнему насилию во времена Островского и сейчас. Важно также разобрать с подростками само устройство быта того времени, рассказать им, как строились тогда семьи, по каким правилам они существовали. Только тогда им станет понятно, что мешало Катерине поступить иначе и самой выйти из замкнутого круга. Интересно, что при абьюзивном построении отношений тут страдают все, даже агрессоры. Главный из них — Дикой — тоже не хочет идти домой, потому что там война Также здесь можно поговорить еще и о том, каким образом люди противостоят насилию. Например, отвечают ударом на удар (Варвара избегает наказания, просто соблюдая формальности, — и это всех устраивает) либо, напротив, пытаются быть честными до конца, но жертвуют при этом собой, как Катерина. «Меня никто не понимает» Катерина пришла в замкнутый мир Калинова, чтобы реформировать его с помощью любви, но косное общество города противится изменениям. Героиня одинока в поиске личного счастья, она не может остаться в живых просто по законам жанра и совершает самоубийство. Здесь вспоминается судьба «Русалочки» Андерсена, которая превратилась в морскую пену, или шекспировские Ромео и Джульетта, изначально обреченные на смерть. Это чувство непонимания и отчуждения близко каждому подростку, и поэтому с человеческой точки зрения героиня Островского и теперь способна вызвать сочувствие у школьников. Плюс в пьесе есть еще и поколенческий конфликт — обновление этики предыдущего поколения. Все молодые герои тут хотят чего-то нового, каждый по своему. То есть и там тоже идет процесс той самой новой искренности, знакомый и понятный современной молодежи. Современный фильм, который в чем-то можно сравнить с «Грозой», — «Догвилль» Ларса фон Триера. И эту параллель тоже можно обсудить на уроке литературы. Права на материалы с сайта mel.fm принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Подробнее: https://mel.fm/literatura/1409532-storm_ostrovsky
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.006 с.) |