Гбоу центр внешкольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гбоу центр внешкольной работы



ГБОУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

«УТВЕРЖДАЮ» И.О. директора ГБОУ ЦВР ЮЗОУО __________ / А.И. Исхаков /  «____»_______2015г Приказ№_______от__________2015 «Рекомендована» Методическим советом ГБОУ ЦВР Протокол № ____ от _______ 2015г.         УТВЕРЖДЕНО:    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеразвивающая ПРОГРАММА

 

Основы фитодизайна

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

УРОВЕНЬ: Углубленный

 

 

Возраст обучающихся - 8 - 12 лет.

 

Срок реализации программы: 3 года

 

Педагог дополнительного образования

Маликова Софья Николаевна

 

Москва 2015г


Пояснительная записка

Цветы, прекрасное творение Природы… Они манят и очаровывают нас ароматом, формой, красками. Если же мы из восхищенных зрителей превращаемся в созидателей – украшаем растениями балкон или веранду, трепетно наблюдаем за появлением первых бутонов в нашем саду, или же составляем композиции и букеты из цветущих растений - магия цветов пробуждает в нас стремление к творчеству, создает условия для гуманного и ответственного отношения к Природе, и таким образом формирует нашу систему духовных ценностей.

Флористика – это вид изобразительного искусства, в котором художник вместо красок использует растительные ресурсы, цветы, листья, стебли, лепестки, все возможные элементы растительного мира, природные материалы. Одна из главных задач флористики - показать, как прекрасны самые обычные растения и какой яркий и выразительный мир можно создать из засушенного природного материала, которому мы даём вторую жизнь.

В настоящее время флористический дизайн актуален, как никогда, т. к. позволяет сделать окружающий нас мир ярче и красочней, а значит и интереснее. На занятиях флористикой развиваются: любовь к природе, творческое мышление, чувство композиции, навыки цветовосприятия и цветопередачи, чувство художественного стиля, активная жизненная позиция.

Занятия флористическим дизайном благотворно влияют на:

- формирование индивидуальности детей;

- развивают мелкую моторику;

- улучшают чувство стиля;

- обогащают интеллект;

- развивают чувство цвета;

- способствуют психологической гармонии ребенка и формированию его как личности.

Занимаясь флористикой, ребенок приобретает не только эстетические знания, но и практические навыки.

Программа дополнительного образования детей «Флористика» имеет художественную направленность.  

Занятий по программе «Флористика» предоставляет ребенку возможность знакомства и обучения основам работы с таким уникальным природным материалом, каким являются цветы. Известно, что растения (и цветы – в частности) являются единственным естественным ПРИРОДНЫМ средством дизайна.

Новизна программы

В данной программе используется новая коллажная техника – «Гипс» (разработка автора). Она позволяет создать объемные коллажи с эффектом окаменелости.

 

Актуальность. В современных условиях, отмеченных неопределённостью ценностных ориентиров взрослых и детей, деструктивным давлением массовой культуры, особое значение приобретает стремление к прекрасному, творческое начало личности и элементарное знание мировой истории и истории своей страны в частности. Приобретая практические умения и навыки по данной программе в студии «Флористика», дети приобщаются к прекрасному: учатся понимать красоту природы родного края, познают гармоничность и своеобразную красоту каждого отдельного творения природы, узнают истоки декоративно-прикладного творчества, у детей формируется чувство патриотизма, любви к своему народу и его культуре. В этих условиях флористика становится активным средством снижения агрессии, смягчения воздействия внешней неблагоприятной среды и сближения человека с природой.

 

Отличительные особенности.

Данная программаоснована на особенности развития творческого мышления через познание окружающей природы. На протяжении всего курса учащиеся соприкасаются с красотой растений, учатся преображать и привносить эту красоту в свою жизнь. Так же на протяжение всего курса обучения широко используется проектный метод.

В содержании программ отличительной особенностью является использование коллажно – флористической системы Ф. Раффала на протяжении всех лет обучения с постепенным углублением и комбинированием всех техник флористического коллажа. Данная система является одной из основных и изучается наиболее углублённо.

Во время практических занятий происходит чередование работы над плоскостными и объемными композициями.

В формировании концепции обучения педагог большое внимание уделяется развитию креативности учащихся.

 

Возраст учащихся: преимущественно11-17 лет. По результатам собеседования с согласия педагога в состав группы могут включаться дети 10 лет.

Срок реализации программы три года. Занятия проводятся в группах по 9-13 человек на первом году обучения и по 8-10 человек на последующих годах обучения в виде докладов, бесед, практических и самостоятельных работ, проектов, конкурсов и выставок. Даная программа является разноуровневой.

Форма и режим занятий

 Занятия групповые. На всех годах обучения (1 по 3) занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с перерывами на отдых и физкультурные минутки.

 

Используемые формы занятий: объяснение, беседа, рассказ,  устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний.    Направление деятельности студии – флористический дизайн (декоративно - прикладное творчество). В программу входит изучение особенностей природного материала, основных приёмов работы с флористическим материалом, изучение техники создания плоскостных коллажей (декалькомания, рваная бумага, клеевой коллаж, спреевая техника, техника «шприц»), создание бесфоновых коллажей, изготовление объёмных коллажей(гипс, шпаклёвка, декупаж), разработка объёмной композиции. Разнообразие изучаемых приёмов и флористических техник позволяет подобрать ребёнку задания адекватные его возрастным возможностям, а так же способствует развитию мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Особенностью первого года обучения является партнёрство с педагогом. После прохождения и усвоения программы ребёнок первого года обучения будет знать:

· основные этапы возникновения и истории искусства флористика;

· законы композиционного построения;

· основы эстетики;

· основные законы колористики;

· основные флористические материалы и инструменты и правила их использования, основные употребляемые термины;

· основные приёмы сбора и заготовки природного материала;

Уметь:

· создавать флористические коллажи;

· владеть навыками правильного цветосочетания;

· работать с объемным флористическим материалом;

· работать с акриловыми красками;

· видеть красоту окружающих его предметов и уметь использовать их для творческой самореализации;

· приобретёт навыки сбора природного материала и дальнейшей обработки для использования его во флористических работах.

 

По окончании второго года обучения ребёнок будет знать:

· подробную историю флористики;

· законы динамичного и статичного построения композиции;

· работы мировых лидеров современного флористического дизайна;

· специальную терминологию в области фитодизайна;

· стили современного мирового дизайна.

Уметь:

· самостоятельно создавать и разрабатывать флористические проекты;

· уметь работать с профессиональным флористическим инструментом;

· подбирать аналоговые материалы;

· проводить анализ законченной работы;

· тейпировать растения;

· разрабатывать дизайнпроекты.

 

По окончанию третьего года обучения ребёнок будет знать:

· подробную историю флористики;

· законы построения композиции для разных стилизационных задач и направлений дизайна;

· особенности работ мировых лидеров современного флористического дизайна, уметь определить авторство и специфику ведущих мастеров фитодизайна;

· специальную терминологию в области фитодизайна, живописи архитектуры;

· правила создания и разработки дизайн проектов

 

Уметь:

· самостоятельно создавать и разрабатывать дизайн проекты;

· уметь создавать арт-объекты;

· подбирать аналоговый материал, отрисовывать эскизы, работать над флористическими костюмами;

· проводить самостоятельный анализ созданных проектов(работ);

· работать с живым природным материалам, пиафлором;

 

 

Год обучения

п/п

 

Наименование темы

 

Кол-во часов

Всего   Теоретич. Практич.
  I     II     III     IV   V   VI   VII     VIII   IX     X     XI     Вводное занятие. Техника безопасности.   Знакомство с основами дизайна     Гуашь. Техники флористического коллажа.   Композиция в декоративном стиле   Подвесные композиции   Новогодние композиции   Техника флористического коллажа «Акрил»   Оформление интерьера   Техника флористического коллажа «Гипс»   Весенние объемные композиции с использованием живого материала   Итоговое занятие   Всего:   3     23     20     10   10   12   24     15   10     14     3   144   1     15     6     3   4   2   8     6   4     5     3   57   2     8     14     7   6   10   16     9   6     9     0   87

 


 2 год обучения

п/п

 

Наименование темы

 

Кол-во часов

Всего   Теоретич. Практич.
  I     II     III     IV   V     VI     VII     VIII     IX     X       Вводное занятие. Техника безопасности.   Современная аранжировка в России      Техники флористического коллажа     Объемные композиции как арт-объект   Современный новогодний стиль в аранжировке   Основные современные тенденции в аранжировки стола   Коллажная техника «Шпаклёвка»     Горшечные растения     Современные тенденции в весенних композициях с живым материалом   Итоговое занятие   Всего:     3   35     64     35   15     16     20     10     15     3   216     1   12     20     15   4     12     8     4     6     3   85     2   23     44     20   11     4     12     6     9     -   131

 

Год обучения

п/п

 

Наименование темы

 

Кол-во часов

Всего   Теоретич. Практич.
  I     II     III     IV   V     VI     VII     VIII     IX     Вводное занятие. Техника безопасности.   Индивидуальные дизайн проекты      Смешение техники флористического коллажа   Аранжировка мебели   Флористический костюм     Транспорентный коллаж     Арт-объекты     Современные тенденции фитодизайна     Итоговое занятие   Всего:     2   60     44     12   40     16     24     16     2   216     1   15     16     4   12     6     10     6     1   85     1   45     28     8   28     10     14     10     1   131

Содержание программы

Год обучения

Тема I.

Новогодние композиции

Теория: Беседа на тему: «Традиции нового народов мира», разбор особенностей составления европейской новогодней композиции, способы создания декоративной ёлочной игрушки.

Практика: Создание декоративной композиции на свободную тему

Тема VII.

Оформление интерьера

Теория: История  интерьера, виды и стили  интерьера, интерьерные композиции, оформление мебели, современные тенденции мирового и российского интерьера.

Практика: Учащиеся выполняют практическое задание по выбору.

 

Тема IX.  

Итоговое занятие

 

  Теория: Подведение итогов учебного года

 2 год обучения

Тема I.

Техника коллажа

Теория: При изучении данной темы используется проектный метод. Проект может быть как групповой, так и индивидуальный. Педагог рассказывает об отличиях коллажных техник, различиях в создании фонов, времени создания и композиционного построения, о возможности использования различного природного материала и комбинирование различных оттенков красок и материалов. Правила подбора аналогового материала и работы над дизайнпроектом. Правила создания коллажа на объёмной форме. Коллаж из объёмных форм. Современный дизайн, его тенденции и возможные пути развития.

Практика: Обучающиеся самостоятельно работают над проектом. (подбирают необходимый цвета и материалы) Осуществляют подбор аналоговых материалов.

Обучающиеся знакомятся со следующих коллажными техниками:

1. Декалькомания

2. Рваная бумага

3. Шприцевая

4. Спреевая техника

5. Графика

6. Создание объемной картины

7. Изучение техники «Живопись австралийских аборигенов»

8. Создание настенного панно

9. Оформление работ

10. Декупаж

11. Реставрация мебели крупных предметов интерьера

12. Разработка дизайнпроекта

13. Комбинированная техника

Весь рассказ сопровождается наглядными пособиями и образцами работ.

 

 

Тема IV.

 Объемные композиции как арт-объект

Теория: О сновные материалы, инструменты, приспособления для выполнения объёмной композиции. Технология  крепления особо крупных элементов. Рассказывает о средствах передачи формы и образа. История флористического дизайна. Флористическая композиция как дизайн объект. Что такое арт-объект. Его особенности, характеристики. Современный дизайн - его отличия и тенденции.

Практика: Обучающиеся разбиваются на подгруппы и составляют композиции на заданную тему. Выполняют эскизную часть дизайн-проекта.

 

Тема V.

Горшечные растения

Теория: Видах горшечных растений. Размножение растений. Правила посадки. Уход. Варианты оформления цветочного горшка.

Особенности использования горшечных растений в флористических композициях.Особенностях создания мини-садика

Практика: Обучающиеся выполняют коллективное задание по созданию мини сада.

 

Тема IX.

Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов учебного года.

 

 

Год обучения

Тема I.

Аранжировка мебели

 

Теория: История архитектуры, виды интерьеров, способы декорации.

Практика: задания по аранжировки мебели.

Тема V.

Флористический костюм

Теория: История моды, сценический костюм, этнографический костюм, стилизованный костюм. Применение декоративных элементов, способы крепежа. Особенности отрисовки эскизов.

Практика: Создание проекта и флористического костюма.

 

Тема VI.

Транспорентный коллаж

Теория: роль пространства. Понятие лёгкость, статичность, динамичность. Способы крепежа, монтажа.

Практика: создание транспорентного коллажа.

Тема VII.

Арт-объекты

Теория: Беседа о современном дизайне, его тенденциях путях развития. Основные течения. Что такое арт-объект, его особенности и возможности. Использование различных материалов.Правила композиционного и цветового построения.

Практика: Обучающиеся выполняют практические задания, работают над дизайн проектом в технике «Арт-объект». В конце прохождения темы осуществляется просмотр и оценка изделий.

 

Тема VIII.

Итоговое занятие

  Теория: Подведение итогов учебного года

 

Коллажные техники

 

Декалькомания – техника плоскостного коллажа. Первая из техник по системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: стекло, гуашь, бумага, кисти, спреевый пульвилизатор, флористические материалы, клей ПВА.

Первое, что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте. Необходимо так же выбрать цвета с учётом правил цветоведения и затем на стекло наносится краски с учётом правил построения композиции. На нанесённые цветовые пятна распыляется вода из пульвилизатора и делается отпечаток на лист бумаги. После высыхания отпечатка подбирается флористический материал и наклеивается клеем ПВА.

 

Шприцевая техника - техника плоскостного коллажа. Техника по системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: шприц, бумага, тушь, клей ПВА, спрей, флористический материал.

Первое, что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте. Затем выбирается цвет туши и набирается в шприц. И «рисуем» заранее выбранный рисунок. И до момента высыхания распыляем спрей. Затем после высыхание осуществляется подбор флористического материала. Фиксируем материал на лист при помощи клея ПВА.

 

Техника шпаклёвка - данная техника стоит особняком в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: шпаклёвка, природный материал, гуашь, кисти, шпатель, оргалит.

 Первое что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте и размер оргалита. Затем осуществляем подбор флористического материала и строим из него композицию. Наносим на оргалит шпаклёвку и монтируем в неё природный материал в соответствие с заранее выбранной композицией. После высыхания шпаклёвки тонируем композицию и фон.

Спреевая техника -это  техника в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: гуашь, бумага, спреевый пульвилизатор, клей ПВА, флористический материал.

Первое что необходимо сделать перед началом работы это развести в воде различные цвета красок и разлить их по пульвилизаторам. Затем наносим методом распыления на бумагу. После высыхания отпечатков подбираем флористическую композицию и приклеиваем на клей ПВА.

 

Техника декупаж - это заключительная техника в системе Раффла. Для работы в данной технике не обходимы следующие материалы: декупажные карты, шпаклёвка, краски, шпатели, кисти, флористический материал, оргалит.

Первое что необходимо определить перед началом работы вертикальный или горизонтальный коллаж вы создаёте и размер оргалита. Затем определяется выбор темы работы. Подбирается декупажная карта и флористическая композиция. На выбранный кусок оргалита наносится шпаклёвка и в неё монтируется декупажная карта и природный материала. После высыхания шпаклёвки тонируется весь коллаж с целью достижения единой композиции.

 

Применяемые формы занятий: выполнение практических заданий, самостоятельная работа, беседа, конкурс и т.д. Наиболее интересной формой работы является презентация индивидуальных проектов.

 

Темы Формы занятий Методы
1 Беседа, объяснение, рассказ Объяснительно-иллюстративный.
2 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Контроль качества.
3 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Контроль качества.
4 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Проект. Контроль качества
5 Объяснение, беседа, устный и письменный опросы, выполнение упражнений, самостоятельная практическая работа, создание зачетной работы. Контроль знаний. Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный. Проект. Контроль качества
6 Защита проектов. Конкурс. Выставка. Репродуктивный. Контроль качества

Проектная деятельность:

Теория: Разработка детьми учебного проекта, выстраивание последовательности действий:

1.  подготовительный (осознание проблемы, выбор темы, постановка цели);

2.  проектировочный (построение плана, продумывание всех элементов действий);

Практика:

1.  практический (осуществление действий);

2.  аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов);

3. контрольно-корректировочный (исправление ошибок);

4. заключительный (выставочная экспозиция).

Выбор темы для проектной деятельности осуществляется обучающимися в рамках учебно-тематического плана.

Примерная тема для проектной  деятельности: «Флористический костюм» 3 год обучения.

Этапы разработки проекта:

· выбор эпохи, женский или мужской и назначение костюма

· название и девиз проекта

· работа с литературой

· подбор аналогового материала

· отрисовка проекта

· выбор фактуры и текстуры, подбор флористического материала

· корректировка проекта

· выполнение работы

· анализ и оценка выполненной работы

С целью развития креативности на занятиях применяются тесты Гилфорда и Торренса, адаптированные Е.Е.Туник.

В данной программе эта методика используется не с целью тестирования, а в качестве безоценочных упражнений на развитие креативности. Методика состит из 7 упражнений, каждое из которых применяется периодически. (4 раза в год)

Пример методики на развитие вербальную креативности:

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения упражнения = 3 минуты.

 

 

Пример методики на развитие словесно-логической креативности

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются педагогом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

С целью оценки роста краетивности обучающихся родителям три раза в год (при зачислении, в конце первого и второго полугодия) раздается опросник Джонсона в модификации Е.Е.Туник

Опросник Джонсона:

В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны ниже. Пожалуйста, оцените, используя пяти-бальную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 5 — постоянно; 4 — часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда.

 

 

 

ФИО

Творческие характеристики

 

Сумма баллов

1 2 3 4 5 6 7 8
                     
                     
                     

 

Список литературы

1. Detlef Klatt Floral Arrangements Thalacker medien  Испания, 2000.

2. Белова В.В, Чумакова М.П. Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. – М.: Департамент образования г. Москвы. Московский институт открытого образования. Центр «Школьная книга», 2007.

3. Кондратьева Г. И ремесло и искусство. -  М.: «ООО Арт-сервис», 2011.

4. Лаврова С.А. Царство флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах.-  М.: «Белый город», 2009.

5. Мозговая А. Полный курс флористики. Каркасные букеты. Золотая коллекция. Библиотека журнала «Цветы». - М.: Ниола 21-й век, 2008.

6. Руди де Рейн Рисуем то, что видим. – Минск: «Попурри», 2004.

7. Филиппович Н. Полный курс флористики. Букет на порт букетнице. Золотая коллекция. Библиотека журнала «Цветы». – М.: «Ниола 21-й век» 2008.

8. Фомина Ю. Свадебные букеты. Золотая коллекция библиотека журнала «Цветы» - М.: Ниола 21-й век, 2008.

9. К. Михаэль Хааке Основы флористического мастерства. -  М.: «ООО Дизайн БУКС», 2013.

10. Л.Хаметова Гипс-техника, приёмы изделия. – М.: «АСТ-пресс», 2013.

 

Для родителей:

1. Готье М. Букеты. – М.: «Интербург бизнес», 1997.

2. Перевертень Г.И. Поделки из орехов – Донецк: «Сталкер», 2004.

 

Для детей:

1. Гилл М. Гармония цвета. – Минск, 2004.

2. Осипова Н.В. Лианы-удивительные растения. - М.: «Вече», 2005.

3. Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год. – М.: «Вече»,2005.

4. Осипова Н.В. Цветы и праздники. – М.: «Вече», 2006.

5. Робел Д. Флористика. Основы мастерства. – М.: «Мартин», 2011.

 

ГБОУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.122 с.)