Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты.



ИСКУССТВО ИНДИИ

С древности и до XIX в, Индия не имела общего названия. Слово «Индия» в его современном значении появилось только в XIX столетии.

На севере рубежом Индии служит величайшая в мире горная систе­ма Гималаи. По представлениям древних индийцев, на снежных вершинах Гималаев обитали божества.

Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, ко­торые имеют разное происхождение и культуру.

Неистощимым источником, из которого индийские художники, скульп­торы и архитекторы черпали образцы для художественных форм, была при­рода. Мастера уподобляли элементы архитектуры или скульптуры формам растений и животных. Созданные их руками произведения искусства не просто вписывались в природный ландшафт, а сливались с ним в единый гармоничный ансамбль. Эти особенности индийского искусства проявля­лись уже на самых ранних этапах его развития.

Индия была заселена ещё в глубо­кой древности — в VII тысячелетии до н. э. Древние индийцы культиви­ровали злаки, одомашнивали круп­ный рогатый скот.

Древнейшая индийская цивили­зация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н. э. в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних городах, расположенных на терри­тории нынешнего Пакистана.

О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы.

Города строились по чёткому плану: улицы пересекались под пря­мым углом,однако раскопки не обнаружили двор­цов или храмов. Эта особенность существенно отличает эту культуру от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии.

Дома возводились из обожжённого кир­пича и состояли из нескольких по­мещений. Состоятельные горожане жили в двух- и трёхэтажных домах. Сточные каналы, имевшиеся на каж­дой улице, представляли собой одну из самых древних в мире систем го­родской канализации.

 

Период от первых вед до династии правителей Индии Маурьев (X—IV вв. до н. э.) не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна», — кото­рый упоминает немало древних династий и названий государств. Изобра­зительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ан­самблях, настенных росписях и миниатюре.

Со времени царя Ашоки в архи­тектуре получили распространение буддийские мемориальные и погре­бальные памятники — ступы. Существует легенда о том, что Буд­ду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы — ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, — ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота — тораны, украшенные рельефом.

 
Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефа­ми, которые составляют здесь еди­ное целое с архитектурой.

На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты.

I в. до н. э.

Индия.
Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны. Обнажённый стан древесной боги­ни изящно изгибается, руки тянут­ся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и ес­тественна.

Индия.


В представлении индийца, люди, животные, расте­ния и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывны­ми узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникаю­щей жизни, энергии, одушевляю­щей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изо­билием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в част­ности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.

 

__________________________________________

*Нирвана — психологи­ческое состояние полноты внутреннего бытия, отсутст­вия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолют­ной отрешённости от внеш­него мира, освобождения от оков материи, бесконеч­ной цепи рождений и смер­тей (сансары).

**Буддизм — мировая ре­лигия наряду с христианст­вом и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Прео­долеть его и познать истину можно, пройдя путь спасе­ния. Высшей целью в буд­дизме является нирвана — просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком — Абсолютом.

 

В I в. до н. э. в культовой архитек­туре Индии появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридо­рам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульп­турными капителями. В этом архи­тектурном пространстве, оживлённом скульптурой, создаётся не­обычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, симво­ликой которого является ступа, помещённая в храме.

 

В I—IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значи­тельные перемены. В изобразитель­ном искусстве Будду стали представ­лять в облике человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д.

На грани между индийской и эллинистической традициями со­здана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с выверну­тыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала ка­нонической для всех школ буддий­ской скульптуры. Пальцы рук Учите­ля соприкасаются в положении

РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД

Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии ещё в VIII в. н. э. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну.

В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооруже­ний мусульман — в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзо­леи. Крупнейший мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу ХIII в.

Важная особенность архитектуры раинеисламского периода — её органичная вписанность в окружающую приро­ду. Это качество издревле было при­суще индийским архитектурно-скульптурным ансамблям. В этих сооружениях гармонично соединялись художественные тра­диции двух разных культур — му­сульманской и индийской.

Выдающийся памятник архитек­туры Индии — мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был вы­строен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал расположен в большом пар­ке, к мавзолею ведут дороги и канал.

ИСКУССТВО ИНДИИ

С древности и до XIX в, Индия не имела общего названия. Слово «Индия» в его современном значении появилось только в XIX столетии.

На севере рубежом Индии служит величайшая в мире горная систе­ма Гималаи. По представлениям древних индийцев, на снежных вершинах Гималаев обитали божества.

Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, ко­торые имеют разное происхождение и культуру.

Неистощимым источником, из которого индийские художники, скульп­торы и архитекторы черпали образцы для художественных форм, была при­рода. Мастера уподобляли элементы архитектуры или скульптуры формам растений и животных. Созданные их руками произведения искусства не просто вписывались в природный ландшафт, а сливались с ним в единый гармоничный ансамбль. Эти особенности индийского искусства проявля­лись уже на самых ранних этапах его развития.

Индия была заселена ещё в глубо­кой древности — в VII тысячелетии до н. э. Древние индийцы культиви­ровали злаки, одомашнивали круп­ный рогатый скот.

Древнейшая индийская цивили­зация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н. э. в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних городах, расположенных на терри­тории нынешнего Пакистана.

О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы.

Города строились по чёткому плану: улицы пересекались под пря­мым углом,однако раскопки не обнаружили двор­цов или храмов. Эта особенность существенно отличает эту культуру от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии.

Дома возводились из обожжённого кир­пича и состояли из нескольких по­мещений. Состоятельные горожане жили в двух- и трёхэтажных домах. Сточные каналы, имевшиеся на каж­дой улице, представляли собой одну из самых древних в мире систем го­родской канализации.

 

Период от первых вед до династии правителей Индии Маурьев (X—IV вв. до н. э.) не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна», — кото­рый упоминает немало древних династий и названий государств. Изобра­зительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ан­самблях, настенных росписях и миниатюре.

Со времени царя Ашоки в архи­тектуре получили распространение буддийские мемориальные и погре­бальные памятники — ступы. Существует легенда о том, что Буд­ду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы — ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, — ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота — тораны, украшенные рельефом.

 
Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефа­ми, которые составляют здесь еди­ное целое с архитектурой.

На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты.

Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты.

I в. до н. э.

Индия.
Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны. Обнажённый стан древесной боги­ни изящно изгибается, руки тянут­ся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и ес­тественна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.016 с.)