Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста



Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Показатели нервно-психического развития

Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделены четыре периода:

1) от 1 года 1 мес. до 1 года 3 мес.;

2) от 1 года 4 мес. до 1 года 6 мес.;

3) от 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;

4) от 1 года 10 мес. до 2 лет.

Диагностика развития детей 2-го года жизни проводится по следующим линиям:       

1) развитие понимания речи;

2) развитие активной речи;

3) сенсорное развитие;

4) развитие игры и действий с предметами;

5) развитие движений;

6) формирование навыков.

Такое деление является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Так развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем не менее, каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.

Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые применимы к большей части детей (таблица 1).

Наиболее информативный показатель - развитие активной речи. С одной стороны, требует особого внимания взрослых как наиболее сложный и вновь формирующийся. С другой стороны, анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий, условий воспитания).

На 3-м году жизни в развитии ребенка выделены 2 полугодия.

В первом полугодии определены следующие линии:

1) активная речь,

2) игра,

3) конструктивная деятельность,

4) сенсорное развитие,

5) развитие движений,

6) развитие навыков.

Во втором полугодии:

1) активная речь,

2) игра,

3) изобразительная деятельность,

4) конструктивная деятельность,

5) сенсорное развитие,

6) навыки,

7)движения.

Кроме того, дается оценка поведению ребенка (таблица 2).

При оценке нервно-психического развития детей заполняется карта (таблица 3). В ней фиксируется уровень развития, т.е. какому возрасту, он соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам.

В заключении указывается, в чем, и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.

Методика выявления уровня нервно-психического развития детей

Возраст – 1 год 6 месяцев

Развитие понимания речи.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной ситуации").

а) Материл - два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (например, цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (кошка белая, кошка черная, собака черная), и контрольный предмет - кукла.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка бе­лая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и предлагают ребенку найти их еще раз.

б) Материал - ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика выявления - та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка - находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Развитие активной речи.

Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

Материал - 4 предмета (например, кукла, зайчик, пету­шок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?".

Поведение ребенка - называет предметы правильно (например, “ляля”, “зайка”) облегчёнными словами.

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Материал - 3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.

Поведение ребенка - по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором - шарики).

Развитие игры и действий с предметами.

Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия.

а) Материал - кукла, носовой платок.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.

Поведение ребенка - прикладывает носовой платок к носу куклы.

  б) Материал - кукла с волосами, расческа.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла - ляля растрепанная, вот расческа”.

Поведение ребенка - прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Развитие движений.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Материал - 4 брусочка.

Методика выявления - специально подготовлен­ная ситуация (или занятие по гимнастике). На полу на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.

Поведение ребенка - перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

  Формирование навыков.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал - глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления - естественная ситуация (во время обеда).

Поведение ребенка - самостоятельно съедает 3/4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Возраст - 1 год 9 месяцев

Развитие понимания речи.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал - изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались с взрослыми:

1) мальчик поит лошадку,

2) дети умываются,

3) дети поливают цветы,

4) дядя чинит машину.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?", “Что делают?”. Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картинки: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.

Поведение ребенка - отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.

Развитие активной речи.

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления - естественная ситуация. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка - во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см.

а) Материал - 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого -  10 см, второго - 7 см, третьего - 4 см.

Методика выявления - взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.

Поведение ребенка - собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

б) Материал - трехместная матрешка (разница в величине 3-4 см).

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.

Поведение ребенка - самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Развитие движений.

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20см).

Материал - скамейка высотой 15-20см шириной 15-20 см.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагается пройти по скамейке без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).

Поведение ребенка - проходит по ограниченной поверхности (скамейке) без помощи взрослого.

Формирование навыков.

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления - естественная ситуация (при раздевании ребенка).

Поведение ребенка - снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку.

Возраст - 2 года

Развитие понимания речи.

Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал - специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу: «Ав-ав!». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”, - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”, “Кто испугал Машу на улице?", “А что тетя сказала Маше?”.

Поведение ребенка - отвечает на вопросы взрослого.

Развитие активной речи.

При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления - естественная ситуация (во время игры, режимных процессов, при общении с взрослым).

Поведение ребенка - общается с взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

Сенсорное развитие.

Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета.

Материал - 3 пары варежек (красного, синего и зеленого цветов).

Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке - красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется - синяя, красная, зе­леная, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.

Поведение ребенка - правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей - синюю, к зеленой - зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

Развитие движений.

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Материал - 3-4 брусочка.

Методика выявления - на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.

Поведение ребенка - шагает через брусочки чередующимся шагом.

Формирование навыков.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Методика выявления - естественная ситуация (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.

Поведение ребенка - самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы.

 

Критерии оценки:

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
3 балла 2 балла 1 балл
Устойчивые знания, самостоятельное их применение. Знания, умения, навыки есть, но только под контролем и с небольшой помощью взрослого. Полный контроль со стороны взрослого. Нет умений, знаний, отказывается выполнять задание. Не идет на контакт.

 

Ф.И. ребенка

Сенсорное            развитие Общие         движения Игра Речь              активная Речь               понимаемая Навыки

Средний балл

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Подбирает предметы такой же формы (куб – к кубику, шар – к шарику…) Движения более координированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (палку, брусочки, лежащие на полу) Воспроизводит часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает куклу и т.д.) Называет предметы облегченно или правильно («ляля», «кукла») Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1                
2                
3                

П/п

Ф. И. ребенка

Сенсорное развитие Общие           движения Игра Речь               активная Речь               понимаемая Навыки

 

Средний балл

Различает        три разных по величине предмета (три куба, величина кубов: 1 куб – 10 см, 2 куб - 7 см, 3 куб - 4 см) Умеет ходить по поверхности (по доске), шириной 15 – 20 см на высоте от пола 15 – 20 см Строит «ворота», «скамейку», «домик» Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями Отвечает одним словом на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), носки 1                 2                 3                

Ф. И. ребенка

Сенсорное развитие Общие           движения Игра Речь            активная Речь                               понимаемая Навыки

 

Средний балл

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета (3 цвета: красный, синий, зеленый) Перешагивает препятствия, чередуя шаг (на расстоянии 20 см на полу раскладывают 2 – 4 брусочка) Воспроизводится ряд логически связанных действий (куклу купает и вытирает) Пользуется двух-трех словными предложениями при общении с взрослым Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту. После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает, словом или коротким предложением Умеет частично надевать одежду (шапку, ботинки, носки) с небольшой помощью взрослого 1                   2                   3                  

 

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.66.196 (0.056 с.)