Технологическая карта  урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическая карта  урока



по ОУД «История»

Тема: «Российская империя на рубеже XIX - XX века»

 

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические с использованием информационных технологий (мультимедийная презентация).

Уровень усвоения информации: ознакомительный.

Образовательные цели:

-ознакомить обучающихся с особенностями экономического развития Российской империи в начале XX века, связанные со спецификой российского типа модернизации.

Развивающие цели:

- способствовать формированию коммуникативной компетентности обучающихся, умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом, навыков технического мышления, самостоятельности, наблюдательности, активности воображения, самооценки и самоконтроля;

Воспитательные цели:         

 - продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, настенная карта «Россия на рубеже XIX - XX века», презентации, видеоролики по теме урока.

Планируемый результат:

· личностных:

· сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Метапредметных:

· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Предметных:

· сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

· владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

· сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

                                                                                                                                                                                   

Изучение темы способствует формированию у студентов следующих общих компетенций:

Повар, кондитер.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Технологическая карта

Эта пы заня тия Задачи этапа Деятельность преподавателя Деятель- ность студента УУД
1.Ор гани зационный (1 мин) -  Организовать актуализацию требований к студентам со стороны учебной деятельности. -  Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности обучающихся к уроку. -Здравствуйте, ребята, садитесь. -Дежурный, кто отсутствует на уроке? -Все готовы к уроку? -С хорошим настроением начинаем наш урок. Дежурный сообщает, сколько человек присутст вует на уроке. Студенты включают ся в работу. Личностные: определение общих для всех правил поведения. Регулятивные: включение в действие. Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничест-ва с преподавате-лем и  сверстниками.
2. Постановка цели и задач урокаМотивация учеб ной деятельно сти студентов (3 мин) Формирование мотива к достижению результата на уроке, обеспечение принятия целей урока студентами, выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности к достижению ожидаемого результата. Постановка учебной проблемы. Создания условий для формулировки, осмысления и принятие целей урока и постановки учебных задач.     -Какие темы мы изучили  на прошлых уроках? + Мы изучили темы: мир в начале XX века. -Ребята, вспомним,что в конце XIX – начале XX века в мире происходили серьезные изменения. С чем это связано? +Эти события связаны с развитием науки и техники. Технические достижения меняли быт людей, их сознание и образ жизни. -С развитием науки и техники во многих странах шел процесс модернизации. Что такое «Модернизация»? + Модернизация – это комплекс социальных, политических и других изменений, направленных на развитие общества. - Во многих странах сложилось индустриальное общество. По обществознанию вы изучили, какие ступени общества условно выделяют? -Охарактеризуйте каждую ступень. +Доиндустриальное общество – это слаборазвитое в экономическом смысле общество, в котором преобладает ручной труд и сельское хозяйство. +Индустриальное общество - это развитие машинного производства, преобладание городской промышленности над сельским хозяйством. +Постиндустриальное общество - это будущее, компьютеризация, к чему мы стремимся. -Итак, мы изучили, что многие страны Западной Европы, Северной Америки и США, Япония завершили процесс модернизации, стали индустриальными государствами. Мы изучили, что весь мир был поделен между империями и колониями. Какие государства назывались империями? +Империя – это сильное государство, которое, кроме собственной территории, имеет колонии, которые использует как сырьевой придаток. -Какие государства назывались колониями? +Колония - это слабое государство, утратившее свою независимость, зависимая от сильного государства. - Такими были страны Азии в начале XX века. Данный материал мы изучили на прошлом уроке. -Как вы считаете, какую тему изучим сегодня? -Думаем, будем изучать Россию на рубеже XIX – XX в.в. Мир переживал тяжелый переходный период в экономике. Экономические потрясения всегда приводят к политическим, что в свою очередь приводит к социальному брожению в обществе, к духовному кризису. - Какие цели и задачи мы поставим сегодня перед собой? +ознакомиться с экономическим развитием России в начале XX века, особенностями развития; +узнать, как экономические и политические изменения отразились в обществе и духовной культуре людей.      Для подведения промежуточных итогов и подсчета общего количества баллов заполняется балльно-рейтинговая таблица, представленная на странице. После каждого этапа она заполняется новыми данными, затем подводится итог. Рейтинговый оценочный лист студентов.  
Вид рейтинга Вид учебной деятельности Баллы (по рейтин гу) Баллы студен та Оценка студента
Стартовый рейтинг 1 Устные ответы 5    
Стартовый рейтинг 2 Проверка д/з 4    
Теку щий рейтинг 3 Письменная работа 10    
Дисциплинарный рейтинг 4   5 Наличие конспекта   Создание модного дизайна одежды 1    
Итого 5   20    

 Студент оценивает свои знания. Оценка за все предметы  зависит от суммы набранных баллов.

 Критерии оценок:

от 16 до 20 б. оценка «5»

от 12 до 15 б. оценка «4»

от 8 до 11 б. оценка «3»

7 б. и менее оценка «2»

Осмысли вают практическую значимо сть, формули руют цели урока, ставят учебные задачи.   Личностные: смыслообразо- вание, самоопределе- ние, выбор ценностей. Регулятивный: включение в действие, целеполагания, прогнозирова- ние результата, волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
3.Актуализация зна ний и проверка домашне го зада ния.   (4  м) Формирование мотива к деятельности на уроке. Фронтальная беседа: -  Итак, в начале XX века весь мир был поделен между империями и колониями. Назовите западные передовые государства – империи. + Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Великобритания, США, Голландия. -Покажите на карте эти страны (работа с картой) +Покажите на карте, какими колониальными территориями обладали государства - империи (показ на карте) - Все передовые страны стремились к переделу мира. Обладая колониями, они желали расширить свои владения. С чем это связано? + Колонии были сырьевым придатком, а люди тех стран- дешевой рабочей силой. - Также развитые страны применяли вывоз капитала. Что значит «вывоз капитала»? + Страны – империи строили на территории своих колоний фабрики и заводы, чтобы выкачивать из них все природные ресурсы, а в качестве дешевой рабочей силы использовали жителей колоний. -Мир был на грани мировой войны. Однако до этого события оставалось еще много времени; было много локальных войн. -Жители колоний были в угнетенном положении. Поднимали революции и восстания. Проверка д/з: -Что было задано на дом? + Ответить на вопросы, стр.117 -Как ответили на 1 вопрос? + Азия была отсталой в экономике, на путь модернизации вступила поздно, не самостоятельно, а под влиянием колонизаторов. -Как ответили на 2 вопрос? +Причинами Синьхайской революции можно назвать социальную несправедливость, унизительное положение жителей Китая под гнетом маньчжуров, желание восстановить суверенитет Китая.        знания изученных ранее материала.   Студенты выставляя ют в оценочный лист баллы, 1 балл за один правильный ответ.  (5- мак., балл)     Проверка д/з Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределения. Регулятивные: включение в действие, прогнозирова-ние результата. Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других
4.Первич ное усвоение но вых зна ний (20 мин) Подготовка студентов к эффективному усвоению учебного материала. Организация познавательной деятельности студентов. Организует восприятие новой темы, управляет осмыслением, усвоением: объясняет, выделяет главное, задает вопросы, ведет фронтальную беседу, отвечает на вопросы.   - Итак, каково же было экономическое и политическое положение Российской империи на рубеже веков на мировой арене. «Тема: «Российская империя на рубеже XIX - XX веков».                              План урока. 1. Территория и население. 2. Экономическое положение России на рубеже XIX – XX в.в. 3. Правление Николая II. Нерешенность острых проблем. 4. Оппозиционные организации. 5. Рабочее и крестьянское движение. 6. Русско-японская война 1904-1905 г.г.   - Откройте тетради, запишите число, тему и план урока. В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему Николай II не смог решить крестьянский и рабочий вопросы? -Работаем по плану.   Пункт 1  плана.   Территория и население  Российской империи на рубеже XIX – XX в.в. К началу XX века территория России стала 22,2 млн. вкв.м. и была разделена на 97 губерний, по 10-15 уездов в каждой. Покажите на карте территорию Российской империи к началу XX века. (Работа по карте) - По территории Россия занимала 2 место в мире, уступая лишь Великобритании с колониями. По численности населения Россия занимала 3 место в мире. По данным переписи 1897 года население России насчитывало примерно 126 млн. человек.  Охарактеризуйте национальный состав. + На начало XX века на территории России проживало около 146 народностей. (слайд). Что можете сказать? +Больше всего проживало русских: 44,3 %; меньше всего- татар- всего 1,7 %. -Официальным языком был русский, а государственной религией – православие. -Сословный строй? + Император, дворяне, крестьяне. -историки – ученые выделят 5 основных категорий: высший бюрократический аппарат, среднее чиновничество и интеллегенция, крестьяне и казаки, пролетариат и люмпены. -Сохранялась абсолютная монархия. Что значит «Абсолютная монархия»? +Власть монарха не ограничивалась ничем: ни конституцией, ни госдумой.   Пункт 2. Экономическое положение России на рубеже XIX – XX в.в. -Россия- огромная многонациональная аграрная страна. Что значит «Аграрная»? +Сельское хозяйство преобладает над городской промышленностью. -Почему Россия не могла развиваться по западному пути модернизации? + У нас позднее, чем на Западе, было отменено крепостное право. -Вспомните основные положения реформы 1861 года? +Крестьяне получили личную свободу, но не получили землю. -Как повлияла реформа на развитие России. (таблица) -Сохранились крепостнические пережитки. Какие? (см. схему) +Сословный строй, барщина, оброк. Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы. - Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале XX века? -Какие полезные ископаемые добывались в России? - Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны? -Об этом вы читали по литературе произведение Некрасова «Железная дорога». - О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты? +Появление ж/д, улучшение торговых связей. 3. Правление Николая II. Нерешенность острых проблем. -В 1894 году на престол вступил Николай II, последний российский император.  -Сообщение «Николай II» подготовил студент (слушание сообщения) -Задаем вопросы докладчику. -В то время в России остро стояли нерешенные вопросы. Работа в группах. У каждой группы на столах есть исторический документ и вопросы. Подготовьте на них ответы. -1 группа: Реформы С.Ю.Витте. (чтение, ответы на вопросы) +1 группа: Нерешенным оставался крестьянский вопрос. Крестьяне требовали землю. Император не мог дать им землю потому, что не мог отнять ее у помещиков, иначе он лишался их поддержки. -2 группа: Реформы П.А.Столыпина (Чтение, ответы на вопросы) +2 группа: Нерешенным оставался рабочий вопрос. Рабочие требовали увеличение заработной платы и 8 - часовой рабочий день. Император не мог решить этот вопрос потому, что фабрики и заводы принадлежали капиталистам и Николай II не мог лишиться их поддержки. -Нерешенным оставался национальный вопрос. Национальные окраины требовали право на самоопределение. Император не мог дать им этого права, т.к. хотел сохранить целостность империи. -Недовольство народа росло. Была ли оппозиция? -Рассмотрим соцально- экономическое положение башкирского народа в ходе столыпинской реформы. (Чтение документа, анализ)                       Физкультминутка   Пункт 4 плана. Оппозиционные организации. -.Появились нелегальные подпольные организации. Найдите в учебнике на стр. 120 названия оппозиционных партий и организаций и выпишите их в тетрадь. -Прочитайте то, что выписали. (Студенты читают ответы) - Позднее эти организации перерастут в политические оппозиционные партии. Одной из таких партий станет РСДРП. В 1903 году партия распалась на 2 течения: большевики и меньшевики. Ребята подготовили сообщения. 1 студент: сообщение «В.И.Ленин- лидер большевиков». Какие идеи выдвигал Ленин? На какие слои населения он опирался? Обоснуйте ответ.  2 студент: сообщение «Л. Мартов- лидер меньшевиков». Назовите основные идеи меньшевиков? Чем отличаются от идей большевиков? -Какие политические партии образовались в начале XX в.? +Кадеты, эсеры, трудовики, эсдеки и др. - В обществе усиливались революционные настроения. Нерешенность внутренних противоречий, крестьянского, рабочего и национального вопросов усугубляли их. Нерешенность этих вопросов впоследствии станет причиной всех трех революций в России.   -Над пунктами 5 и 6 будем работать на следующем уроке, т.к. материал рассчитан на 2 урока. Активная познавате- льная деятельно- сть: читают, ищут информа- цию, осмысливают практическую значимо сть, конспектируют   Работа в тетради.   Работа с учебником Выбороч- ное письмо.     Работа с докумен- том Личностые: смыслообразо-вание, самоопределе-ние. Регуля тивные: включение в действие, воле-вая саморегу-ляция, оценка качества усвоение старого материала, применение методов информацион-ного поиска, познаватель-ная деятельность, умение строить речевые высказывания. Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
5.Первич ная про верка понимания (5 мин) Способствовать овладению методами взаимопроверки Организует проверку усвоения новой темы, управляет осмыслением.       Мини –тест, взаимопроверка. Оценивание.   Выполня ют учебные задачи: выполнят тест, организовывают взаимопроверку.   Личностные: смыслообразо-вание, оценивание усвоенного содержания.
6.Первичное закрепление (4 м) Способствовать овладения методами   -Проверим, как вы усвоили материал, были ли внимательны. «Мозговой штурм» 1)  Назовите имя Ленина (Владимир) 2) Расшифруйте «Кадеты» 3) Назовите численность населения в начале XX века 4) В.И.Ленин- лидер …(большевиков) 5) Лидер эсеров.. (Чернов) 6) 1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом). 7). Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы). 8). Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гимна). 9). Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьянство). 10). Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меценатством). 11). К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство). 12).Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (крестьянском малоземелье). 13). Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства). 14). За правильным функционированием судебных органов следил... (Се нат). 15). Дайте определение. Буржуазия — это... (социальный слой России-империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками).   - За каждый правильный ответ- 0,5 балла.   Выполняют самостоятельную работу, делают взаимопроверку.   Личностные: смыслообразо-вание, практическое оценивание усвоенного содержания
7. Подведение итогов урока (3 мин)   Организовать анализ и самооценку успеш ности учебной деятельности, выявить качество и уровень овладения знаниями, постановка цели последующей деятельности Организует самооценку успешности учебной деятельности - Что нового мы узнали сегодня на уроке истории? +Мы узнали об экономическом и политическом положении России в начале XX века, об императоре Николае II, об оппозиции к власти и революционных настроениях народа. -Достигли мы цель урока? +Да, потому что освоили данную тему. -Считаем баллы. Какая команда победила? -Молодцы. Все ребята из команда- победительницы получают оценку «5». Кому из другой команды можно поставить «5»?         Анализируют свою деятельно сть, соотносят уровень обязатель ного и реального усвоения учебного материала, ставят задачи последующей деятельно сти Личностные: устанавливают связь между целью и результатом. Регулятивные: коррекция, оценка (осознание качества уровня усвоения) Коммуникативные: социальная компетент-ность – участие в коллективном обсуждении, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
8.Сообще ние домашне го зада ния и инструктаж (2 мин) Объясните методику выполнения домашнего задания   - Домашнее задание: 1. Написать политические партии и их программы и задачи. 2. Письменно на 2-3 вопросы, стр. 123. 3. Поработать по карте в начале учебника. 4. Опережающее задание: прочитать материал «Внешняя политика России в начале XX века», знать основные события. 5. Индивидуальное задание: доклад «Г.Распутин»   Личностные: устанавливают связи между целью и результатом, самоопределе-ние. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, коррекция, оценка (осознание качества уровня усвоения), рефлексия способов и условий деятельности Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
9.Рефлексия (подведение итогов) (3 мин)     Организует самооценку успешности учебной деятельности. -Итак, настал момент рефлексии. Перед вами листок, на котором вы должны отметить, понравился или не понравился наш урок.   Актуализируют свою деятельность.    

Приложение 1.

Рейтинговый оценочный лист

По теме: Российская империя на рубеже XIX - XX веков».

 

Вид рейтинга Вид учебной деятельности Баллы (по рейтингу) Баллы студента Оценка студента
Стартовый рейтинг 1 Устные ответы 5    
Стартовый рейтинг 2 Проверка домашнего задания Самостоятельная работа в тетради (выборочное письмо) 5   2    
Текущий рейтинг 3 Проверочная работа (тест) Работа с документом 3 1    
Дисциплинарный рейтинг   4   Наличие конспекта   3      
    Критерии оценок: от 15 до 19 б. оценка «5» от 10 до 14оценка «4» от 5 до 9  оценка «3»  2 б. и менее оценка «2»      
Итого 5   19    

                                                                                                      Приложение 2.

                                       Мини- тест Вариант 1

1. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

а) 11 декабря 1905 г.

б) 12 февраля 1906 г.

в) 15 марта 1907 г.

г) 6 ноября 1906 г.

2. Политические партии в России в начале ХХ в. (до 1905 г.) характеризовались:

 

а) нелегальным положением
б) легальным положением
в) значительным числом членов партии
г) политическими союзами партий

3. Преемниками идеологии народников стали:

а) эсеры

б) социал-демократы

в) анархисты

г) кадеты

 

4. Манифест 17 октября 1905 г. декларировал:

а) передачу крестьянам помещичьих земель

б) созыв законодательной Государственной думы

в) принятие в России конституции

г) отменил демократические свободы

 

                                     Мини- тест Вариант 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.042 с.)