Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта урока
по ОУД «История»
Тема: «Российская империя на рубеже XIX - XX века»
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические с использованием информационных технологий (мультимедийная презентация).
Уровень усвоения информации: ознакомительный.
Образовательные цели:
-ознакомить обучающихся с особенностями экономического развития Российской империи в начале XX века, связанные со спецификой российского типа модернизации.
Развивающие цели:
- способствовать формированию коммуникативной компетентности обучающихся, умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом, навыков технического мышления, самостоятельности, наблюдательности, активности воображения, самооценки и самоконтроля;
Воспитательные цели:
- продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, настенная карта «Россия на рубеже XIX - XX века», презентации, видеоролики по теме урока.
Планируемый результат:
· личностных:
· сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Метапредметных:
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
Предметных:
· сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
· владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
· сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
Изучение темы способствует формированию у студентов следующих общих компетенций:
Повар, кондитер.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Технологическая карта
Эта
пы заня
тия
| Задачи этапа
| Деятельность преподавателя
| Деятель- ность студента
| УУД
| 1.Ор
гани зационный
(1 мин)
| - Организовать актуализацию требований к студентам со стороны учебной деятельности.
- Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
| Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности обучающихся к уроку.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
-Дежурный, кто отсутствует на уроке?
-Все готовы к уроку?
-С хорошим настроением начинаем наш урок.
| Дежурный сообщает, сколько человек присутст вует на уроке.
Студенты включают ся в работу.
| Личностные: определение общих для всех правил поведения.
Регулятивные: включение в действие.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничест-ва с преподавате-лем и сверстниками.
| 2. Постановка цели и задач урокаМотивация учеб ной деятельно сти студентов
(3 мин)
| Формирование мотива к достижению результата на уроке, обеспечение принятия целей урока студентами, выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности к достижению ожидаемого результата.
| Постановка учебной проблемы. Создания условий для формулировки, осмысления и принятие целей урока и постановки учебных задач.
-Какие темы мы изучили на прошлых уроках?
+ Мы изучили темы: мир в начале XX века.
-Ребята, вспомним,что в конце XIX – начале XX века в мире происходили серьезные изменения. С чем это связано?
+Эти события связаны с развитием науки и техники. Технические достижения меняли быт людей, их сознание и образ жизни.
-С развитием науки и техники во многих странах шел процесс модернизации. Что такое «Модернизация»?
+ Модернизация – это комплекс социальных, политических и других изменений, направленных на развитие общества.
- Во многих странах сложилось индустриальное общество. По обществознанию вы изучили, какие ступени общества условно выделяют?
-Охарактеризуйте каждую ступень.
+Доиндустриальное общество – это слаборазвитое в экономическом смысле общество, в котором преобладает ручной труд и сельское хозяйство.
+Индустриальное общество - это развитие машинного производства, преобладание городской промышленности над сельским хозяйством.
+Постиндустриальное общество - это будущее, компьютеризация, к чему мы стремимся.
-Итак, мы изучили, что многие страны Западной Европы, Северной Америки и США, Япония завершили процесс модернизации, стали индустриальными государствами. Мы изучили, что весь мир был поделен между империями и колониями. Какие государства назывались империями?
+Империя – это сильное государство, которое, кроме собственной территории, имеет колонии, которые использует как сырьевой придаток.
-Какие государства назывались колониями?
+Колония - это слабое государство, утратившее свою независимость, зависимая от сильного государства.
- Такими были страны Азии в начале XX века. Данный материал мы изучили на прошлом уроке.
-Как вы считаете, какую тему изучим сегодня?
-Думаем, будем изучать Россию на рубеже XIX – XX в.в.
Мир переживал тяжелый переходный период в экономике. Экономические потрясения всегда приводят к политическим, что в свою очередь приводит к социальному брожению в обществе, к духовному кризису.
- Какие цели и задачи мы поставим сегодня перед собой?
+ознакомиться с экономическим развитием России в начале XX века, особенностями развития;
+узнать, как экономические и политические изменения отразились в обществе и духовной культуре людей.
Для подведения промежуточных итогов и подсчета общего количества баллов заполняется балльно-рейтинговая таблица, представленная на странице.
После каждого этапа она заполняется новыми данными, затем подводится итог. Рейтинговый оценочный лист студентов.
Вид рейтинга
| №
| Вид учебной деятельности
| Баллы (по рейтин гу)
| Баллы студен та
| Оценка студента
| Стартовый рейтинг
| 1
| Устные ответы
| 5
|
|
| Стартовый рейтинг
| 2
| Проверка д/з
| 4
|
|
| Теку щий рейтинг
| 3
| Письменная работа
| 10
|
|
| Дисциплинарный рейтинг
| 4
5
| Наличие конспекта
Создание модного дизайна одежды
| 1
|
|
| Итого
| 5
|
| 20
|
|
| Студент оценивает свои знания. Оценка за все предметы зависит от суммы набранных баллов.
Критерии оценок:
от 16 до 20 б. оценка «5»
от 12 до 15 б. оценка «4»
от 8 до 11 б. оценка «3»
7 б. и менее оценка «2»
| Осмысли вают практическую значимо сть, формули руют цели урока, ставят учебные задачи.
| Личностные: смыслообразо-
вание, самоопределе-
ние, выбор ценностей.
Регулятивный: включение в действие, целеполагания, прогнозирова- ние результата, волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
| 3.Актуализация зна ний и проверка домашне го зада ния.
(4 м)
| Формирование мотива к деятельности на уроке.
| Фронтальная беседа:
- Итак, в начале XX века весь мир был поделен между империями и колониями.
Назовите западные передовые государства – империи.
+ Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Великобритания, США, Голландия.
-Покажите на карте эти страны (работа с картой)
+Покажите на карте, какими колониальными территориями обладали государства - империи (показ на карте)
- Все передовые страны стремились к переделу мира. Обладая колониями, они желали расширить свои владения. С чем это связано?
+ Колонии были сырьевым придатком, а люди тех стран- дешевой рабочей силой.
- Также развитые страны применяли вывоз капитала. Что значит «вывоз капитала»?
+ Страны – империи строили на территории своих колоний фабрики и заводы, чтобы выкачивать из них все природные ресурсы, а в качестве дешевой рабочей силы использовали жителей колоний.
-Мир был на грани мировой войны. Однако до этого события оставалось еще много времени; было много локальных войн.
-Жители колоний были в угнетенном положении. Поднимали революции и восстания.
Проверка д/з:
-Что было задано на дом?
+ Ответить на вопросы, стр.117
-Как ответили на 1 вопрос?
+ Азия была отсталой в экономике, на путь модернизации вступила поздно, не самостоятельно, а под влиянием колонизаторов.
-Как ответили на 2 вопрос?
+Причинами Синьхайской революции можно назвать социальную несправедливость, унизительное положение жителей Китая под гнетом маньчжуров, желание восстановить суверенитет Китая.
| знания изученных ранее материала.
Студенты выставляя ют в оценочный лист баллы, 1 балл за один правильный ответ.
(5- мак., балл)
Проверка д/з
| Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределения.
Регулятивные: включение в действие, прогнозирова-ние результата.
Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других
| 4.Первич ное усвоение но вых зна ний (20 мин)
| Подготовка студентов к эффективному усвоению учебного материала.
Организация познавательной деятельности студентов.
| Организует восприятие новой темы, управляет осмыслением, усвоением: объясняет, выделяет главное, задает вопросы, ведет фронтальную беседу, отвечает на вопросы.
- Итак, каково же было экономическое и политическое положение Российской империи на рубеже веков на мировой арене.
«Тема: «Российская империя на рубеже XIX - XX веков».
План урока.
1. Территория и население.
2. Экономическое положение России на рубеже XIX – XX в.в.
3. Правление Николая II. Нерешенность острых проблем.
4. Оппозиционные организации.
5. Рабочее и крестьянское движение.
6. Русско-японская война 1904-1905 г.г.
- Откройте тетради, запишите число, тему и план урока. В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему Николай II не смог решить крестьянский и рабочий вопросы?
-Работаем по плану.
Пункт 1 плана. Территория и население Российской империи на рубеже XIX – XX в.в.
К началу XX века территория России стала 22,2 млн. вкв.м. и была разделена на 97 губерний, по 10-15 уездов в каждой. Покажите на карте территорию Российской империи к началу XX века. (Работа по карте)
- По территории Россия занимала 2 место в мире, уступая лишь Великобритании с колониями. По численности населения Россия занимала 3 место в мире. По данным переписи 1897 года население России насчитывало примерно 126 млн. человек. Охарактеризуйте национальный состав.
+ На начало XX века на территории России проживало около 146 народностей. (слайд). Что можете сказать?
+Больше всего проживало русских: 44,3 %; меньше всего- татар- всего 1,7 %.
-Официальным языком был русский, а государственной религией – православие.
-Сословный строй?
+ Император, дворяне, крестьяне.
-историки – ученые выделят 5 основных категорий: высший бюрократический аппарат, среднее чиновничество и интеллегенция, крестьяне и казаки, пролетариат и люмпены.
-Сохранялась абсолютная монархия. Что значит «Абсолютная монархия»?
+Власть монарха не ограничивалась ничем: ни конституцией, ни госдумой.
Пункт 2. Экономическое положение России на рубеже XIX – XX в.в.
-Россия- огромная многонациональная аграрная страна.
Что значит «Аграрная»?
+Сельское хозяйство преобладает над городской промышленностью.
-Почему Россия не могла развиваться по западному пути модернизации?
+ У нас позднее, чем на Западе, было отменено крепостное право.
-Вспомните основные положения реформы 1861 года?
+Крестьяне получили личную свободу, но не получили землю.
-Как повлияла реформа на развитие России. (таблица)
-Сохранились крепостнические пережитки. Какие? (см. схему)
+Сословный строй, барщина, оброк.
Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы.
- Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале XX века?
-Какие полезные ископаемые добывались в России?
- Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?
-Об этом вы читали по литературе произведение Некрасова «Железная дорога».
- О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?
+Появление ж/д, улучшение торговых связей.
3. Правление Николая II. Нерешенность острых проблем.
-В 1894 году на престол вступил Николай II, последний российский император.
-Сообщение «Николай II» подготовил студент
(слушание сообщения)
-Задаем вопросы докладчику.
-В то время в России остро стояли нерешенные вопросы. Работа в группах. У каждой группы на столах есть исторический документ и вопросы. Подготовьте на них ответы.
-1 группа: Реформы С.Ю.Витте. (чтение, ответы на вопросы)
+1 группа: Нерешенным оставался крестьянский вопрос. Крестьяне требовали землю. Император не мог дать им землю потому, что не мог отнять ее у помещиков, иначе он лишался их поддержки.
-2 группа: Реформы П.А.Столыпина (Чтение, ответы на вопросы)
+2 группа: Нерешенным оставался рабочий вопрос. Рабочие требовали увеличение заработной платы и 8 - часовой рабочий день. Император не мог решить этот вопрос потому, что фабрики и заводы принадлежали капиталистам и Николай II не мог лишиться их поддержки.
-Нерешенным оставался национальный вопрос. Национальные окраины требовали право на самоопределение. Император не мог дать им этого права, т.к. хотел сохранить целостность империи.
-Недовольство народа росло. Была ли оппозиция?
-Рассмотрим соцально- экономическое положение башкирского народа в ходе столыпинской реформы.
(Чтение документа, анализ)
Физкультминутка
Пункт 4 плана. Оппозиционные организации.
-.Появились нелегальные подпольные организации. Найдите в учебнике на стр. 120 названия оппозиционных партий и организаций и выпишите их в тетрадь.
-Прочитайте то, что выписали.
(Студенты читают ответы)
- Позднее эти организации перерастут в политические оппозиционные партии. Одной из таких партий станет РСДРП. В 1903 году партия распалась на 2 течения: большевики и меньшевики. Ребята подготовили сообщения.
1 студент: сообщение «В.И.Ленин- лидер большевиков». Какие идеи выдвигал Ленин? На какие слои населения он опирался? Обоснуйте ответ.
2 студент: сообщение «Л. Мартов- лидер меньшевиков». Назовите основные идеи меньшевиков? Чем отличаются от идей большевиков?
-Какие политические партии образовались в начале XX в.?
+Кадеты, эсеры, трудовики, эсдеки и др.
- В обществе усиливались революционные настроения. Нерешенность внутренних противоречий, крестьянского, рабочего и национального вопросов усугубляли их. Нерешенность этих вопросов впоследствии станет причиной всех трех революций в России.
-Над пунктами 5 и 6 будем работать на следующем уроке, т.к. материал рассчитан на 2 урока.
| Активная познавате- льная деятельно- сть: читают, ищут информа- цию, осмысливают практическую значимо сть, конспектируют
Работа в тетради.
Работа с учебником
Выбороч- ное письмо.
Работа с докумен- том
| Личностые: смыслообразо-вание, самоопределе-ние. Регуля тивные: включение в действие, воле-вая саморегу-ляция, оценка качества усвоение старого материала, применение методов информацион-ного поиска, познаватель-ная
деятельность, умение строить речевые высказывания.
Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
| 5.Первич ная про верка понимания
(5 мин)
| Способствовать овладению методами взаимопроверки
| Организует проверку усвоения новой темы, управляет осмыслением.
Мини –тест, взаимопроверка. Оценивание.
| Выполня
ют учебные задачи: выполнят тест, организовывают взаимопроверку.
| Личностные: смыслообразо-вание, оценивание усвоенного содержания.
| 6.Первичное закрепление (4 м)
| Способствовать овладения методами
| -Проверим, как вы усвоили материал, были ли внимательны.
«Мозговой штурм»
1) Назовите имя Ленина (Владимир)
2) Расшифруйте «Кадеты»
3) Назовите численность населения в начале XX века
4) В.И.Ленин- лидер …(большевиков)
5) Лидер эсеров.. (Чернов)
6) 1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом).
7). Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы).
8). Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гимна).
9). Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьянство).
10). Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меценатством).
11). К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство).
12).Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (крестьянском малоземелье).
13). Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства).
14). За правильным функционированием судебных органов следил... (Се нат).
15). Дайте определение. Буржуазия — это... (социальный слой России-империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками).
- За каждый правильный ответ- 0,5 балла.
| Выполняют самостоятельную работу, делают взаимопроверку.
| Личностные: смыслообразо-вание, практическое оценивание усвоенного содержания
| 7. Подведение итогов урока
(3 мин)
| Организовать анализ и самооценку успеш ности учебной деятельности, выявить качество и уровень овладения знаниями, постановка цели последующей деятельности
| Организует самооценку успешности учебной деятельности
- Что нового мы узнали сегодня на уроке истории?
+Мы узнали об экономическом и политическом положении России в начале XX века, об императоре Николае II, об оппозиции к власти и революционных настроениях народа.
-Достигли мы цель урока?
+Да, потому что освоили данную тему.
-Считаем баллы. Какая команда победила?
-Молодцы. Все ребята из команда- победительницы получают оценку «5». Кому из другой команды можно поставить «5»?
| Анализируют свою деятельно сть, соотносят уровень обязатель ного и реального усвоения учебного материала, ставят задачи последующей деятельно сти
| Личностные: устанавливают связь между целью и результатом.
Регулятивные: коррекция, оценка (осознание качества уровня усвоения)
Коммуникативные: социальная компетент-ность – участие в коллективном обсуждении, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
| 8.Сообще ние домашне го зада ния и инструктаж
(2 мин)
| Объясните методику выполнения домашнего задания
| - Домашнее задание:
1. Написать политические партии и их программы и задачи.
2. Письменно на 2-3 вопросы, стр. 123.
3. Поработать по карте в начале учебника.
4. Опережающее задание: прочитать материал «Внешняя политика России в начале XX века», знать основные события.
5. Индивидуальное задание: доклад «Г.Распутин»
|
| Личностные: устанавливают связи между целью и результатом, самоопределе-ние.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, коррекция, оценка (осознание качества уровня усвоения), рефлексия способов и условий деятельности Коммуникативные: планирование сотрудничес-тва, готовность слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли.
| 9.Рефлексия (подведение итогов) (3 мин)
|
|
Организует самооценку успешности учебной деятельности.
-Итак, настал момент рефлексии. Перед вами листок, на котором вы должны отметить, понравился или не понравился наш урок.
| Актуализируют свою деятельность.
|
|
Приложение 1.
Рейтинговый оценочный лист
По теме: Российская империя на рубеже XIX - XX веков».
Вид рейтинга
| №
| Вид учебной деятельности
| Баллы (по рейтингу)
| Баллы студента
| Оценка студента
| Стартовый рейтинг
| 1
| Устные ответы
| 5
|
|
| Стартовый рейтинг
| 2
| Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа в тетради (выборочное письмо)
| 5
2
|
|
| Текущий рейтинг
| 3
| Проверочная работа (тест)
Работа с документом
| 3
1
|
|
| Дисциплинарный рейтинг
| 4
| Наличие конспекта
| 3
|
|
|
|
| Критерии оценок:
от 15 до 19 б. оценка «5»
от 10 до 14оценка «4»
от 5 до 9 оценка «3»
2 б. и менее оценка «2»
|
|
|
| Итого
| 5
|
| 19
|
|
| Приложение 2.
Мини- тест Вариант 1
1. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:
а) 11 декабря 1905 г.
б) 12 февраля 1906 г.
в) 15 марта 1907 г.
г) 6 ноября 1906 г.
2. Политические партии в России в начале ХХ в. (до 1905 г.) характеризовались:
а)
| нелегальным положением
| б)
| легальным положением
| в)
| значительным числом членов партии
| г)
| политическими союзами партий
|
3. Преемниками идеологии народников стали:
а) эсеры
б) социал-демократы
в) анархисты
г) кадеты
4. Манифест 17 октября 1905 г. декларировал:
а) передачу крестьянам помещичьих земель
б) созыв законодательной Государственной думы
в) принятие в России конституции
г) отменил демократические свободы
Мини- тест Вариант 2
|