Тема, идея, конфликт, сверхзадача, архитектоника сценария досугового мероприятия (композиционное построение). Фабула и сюжет. Событийный ряд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема, идея, конфликт, сверхзадача, архитектоника сценария досугового мероприятия (композиционное построение). Фабула и сюжет. Событийный ряд.



Тема, идея, конфликт, сверхзадача, архитектоника сценария досугового мероприятия (композиционное построение). Фабула и сюжет. Событийный ряд.

 

ТЕМА

Общеизвестно, что создание любого художественного произведения искусства зависит, прежде всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника (автора). По мнению теоретиков драмы, законы мышления лежат в основе творческого процесса и требуют, чтобы драматург начинал свою работу с основной идеи.

 

Прежде чем приступать к созданию любого сценария, необходимо понимать - о чем будет идти речь в данном сценарии. Про что будет данный сценарий, а впоследствии и постановка. Вот это «о чем» - называется темой сценария (а затем и мероприятия)

 

Тема (от греч. то, что положено в основу) - определяется как круг событий, образующих жизненную основу произведения и одновременно служащих для постановки философских, социальных, этических, и других проблем.

 

Тема - это круг жизненных явлений (проблем), которые должны быть, художественно исследованы в сценарии. Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию (речь идет об актуальности темы). (Марков)

Тема – это предмет повествования, то о чем говориться в сочинении, произведении и т.д. (Большая Советская Энциклопедия).

 

Тема отвечает на вопрос о чем данное произведение, о чем оно рассказывает, о чем оно говорит.

 

Другими словами, тема – это проблема, которую мы поднимаем в нашем сценарии. Без темы не может быть произведения.

 

При создании сценария тема может быть известна заранее (например, парад Победы), а может быть, что сценарист сам выявляет тему изучив документальный и художественный материал (например, концерт джазовой музыки – есть джазовые номера, но темы концерта нет, ее нужно определить изучив материал).

 

Тема должна быть определенно и ясно сформулирована. Понимание темы ведет к наиболее полному ее раскрытию и как следствие к качественному содержанию сценария.

 

 Каждое произведение художественной литературы есть не что иное как: тема-задача (положение), которую разъясняют, о которой рассказывают. Тема должна быть обязательно раскрыта. Необходимо раскрыть тему, а не искать решение. Выбор темы определяется гражданской позицией автора сценария.

 

ИДЕЯ

 

Понятие идея связано с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен в данном произведении.

«Идея является тем существенно важным моментом произведения, который определяет его общественную значимость и ценность, его гуманистическую и социальную прогрессивную роль». (Анатолий Иванович Чечётин. Основы драматургии театрализованных представлений).

 

Идея – это основная мысль произведения. Идея отвечает на вопрос – ради чего? Т.е. что говорит данное произведение (его основная мысль).

 

При создании сценария необходимо помнить, что идея, не волнующая сердце автора, не будет волновать и зрителя. Идея – это боль автора. Идея произведения – это его душа.

 

При создании сценария идею, как и тему нужно ясно и конкретно формулировать.

Таким образом, сценарист при работе над произведением должен четко ответить на вопросы – о чем будет произведение (тема) и ради чего развивается тема, какого воздействия на зрителя сценарист желает добиться (идея). Отсутствие одного из этих компонентов тормозит дальнейшую работу над сценарием и приводит к неудачам.

КОНФЛИКТ

 

Конфликт (лат. conflictus — столкновение), внешняя борьба, спор, чаще, однако, внутреннее столкновение противоположных оценок и сил: долг и склонность, воля и задача, также два различных долга или две разных склонности;

Конфликт – это "сердце" любого литературного произведения.

 

Также конфликт можно определить как столкновение, борьба, противоборство характеров, идей, мировоззрений, двух противодействующих сторон.

 

конфликта, т.е. борьбы идей, мировоззрений вне конкретных людей (персонажей), вне конкретных их действий, поступков в жизни и на сцене нет.

 

«Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт - есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение и композицию» (Генкин Д.М. Массовые праздники).

 

 

Конфликт – "двигатель" сюжета, потому что именно конфликт обуславливает все сюжетные ходы. Не следует путать конфликт с ситуацией, потому что ситуация – это всего лишь временное стечение обстоятельств, а конфликт – величина постоянная.

 

В процессе развития конфликта на глазах зрителей раскрывается, разворачивается, обнажается главная мысль художественного произведения - т.е. его идея и его сверхзадача.  

 

Внешним:

1. Герой — Герой. (Иван-Царевич и Кощей Бесметрный, Васлий Теркин и немецкий солдат) В этом случае автор и зритель сочувствуют одной из сторон конфликта, одному из героев (или одной группе героев) и вместе с ним переживают обстоятельства борьбы с противоположной стороной.

 Автор драматургического произведения и зритель всегда находятся на одной стороне, поскольку задача автора в том и состоит, чтобы согласить с собой зрителя, убедить зрителя в том, в чем он хочет его убедить.

 

Герой — Зрительный зал.

На таком конфликте обычно строятся произведения сатирические. Зрительный чал смехом отрицает поведение и мораль сатирических героев, действующих на сцене. Положительный герой в этом спектакле — сказал о «Ревизоре» его автор Н. В. Гоголь — находится в зале.

Этот вид конфликта очень часто встречается в мероприятиях – герои – ведущие в чем либо убеждают зрителя.

 

 

Деление драматургических конфликтов по виду их построения не носит абсолютного характера. Во многих произведениях можно наблюдать сочетание двух видов построения конфликта. Так, например, если в сатирической пьесе, наряду с персонажами отрицательными есть и положительные герои, кроме основного конфликта Герой — Зрительный зал, мы будет наблюдать и другой  — конфликт Герой — Герой, конфликт между положительными и отрицательными героями на сцене.

 Кроме того, конфликт Герой — Среда, в конечном счете, содержит в себе конфликт Герой — Герой. Ведь среда в драматургическом произведении не безлика. Она также состоит из героев, порой весьма ярких, имена которых стали нарицательными. Вспомним Фамусова и Молчалина в «Горе от ума», или Кабаниху в «Грозе». В общем понятии «Среда» мы объединяем их по принципу общности их взглядов, единого отношения к противостоящему им герою.

ДЕЙСТВИЕ В ДРАМАТУРГИИ

Действие в драматургическом произведении — не что иное, как конфликт в развитии. Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. Развивается не просто последовательно — одно событие после другого — а путем рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по законам причинно-следственного ряда. Действие пьесы в каждый данный момент должно быть чревато развитием дальнейшего действия.

 

 Теория драматургии в свое время считала необходимым соблюдение в драматургическом произведении трех единств: единства времени, единства места и единства действия. Практика, однако, показала, что драматургия легко обходится без соблюдения единства места и времени, но единство действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного.

 

  Соблюдение единства действия — это по существу соблюдение единой картины развития основного конфликта. Оно, таким образом, является условием для создания целостного образа конфликтного события, которое в данном произведении изображается.

 

Единство действия — картина развития непрерывного конфликта. Нарушение единства действия — подрывает возможность создания целостного художественного образа конфликтного события. Т.е. нарушает целостность произведения.

 

  Действием в драматургическом произведении следует считать только то, что происходит непосредственно на сцене.Так называемые «досценические», «несценические», «засценические» действия — все это информация, которая может способствовать пониманию действия, но, ни в коем случае не может его заменить. Злоупотребление количеством такой информации в ущерб действию сильно снижает эмоциональное воздействие пьесы (спектакля) на зрителя, а иногда сводит его на нет.

 

Т.к. предмет изображения в драме — тот или иной конкретный социальный конфликт, персонифицированный в героях данной пьесы, то действие – это конфликт в его конкретном развитии.   Драматургия воспроизводит конфликт в виде действия.Конфликт — источник действия. Действие — форма его движения, его существования в произведении.

Финал.

 

ФАБУЛА И СЮЖЕТ

ФАБУЛА — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, в причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете.

Первоначально термин "Ф." (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению.

 

СЮЖЕТ (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, театре — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных по определённым правилам демонстрации.

СЮЖЕТ - способ развертывания фабулы, т.е. ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. Сюжет включает в себя все элементы композиции.

 

Фабула любого сочинения – это просто перечисление событий: сначала произошло то, а потом случилось это. Если пользоваться анатомическими понятиями, то фабула – голый скелет произведения, его косточки.

 

Сюжет — это также повествование о событиях и их причинной взаимосвязи, описание основных событий и причинных связей между ними, а также сюжет упоминает о том, как каждое событие повлияло на характер и судьбу героев. Сюжет – это существо из костей и мяса, плоти и крови.
Например,

«Король умер, а затем умерла королева» — это фабула.

«Король умер, и королева умерла от горя» — это сюжет”

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД

 

  1. Исходное событие – пролог (служит вводом в действие, создает атмосферу праздника, готовит зрителей к дальнейшему восприятию темы);
  2. Основное событие – завязка (начало действия, событие с которого начинается конфликт; происходит тематизация представления);
  3. Центральное событие – кульминация (высшая точка развивающегося действия; рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменится характер борьбы; в тематическом представлении кульминацией является эпизод с «реальным героем»; в празднике - театрализованное представление, которое раскроет его сущность)
  4. Финальное событие – развязка (способ разрешения конфликта, событие, подводящее зрителя к пониманию тех или иных противоречий, т.е. воплощение идеи представления);
  5. Главное событие – авторское послесловие (раскрывается сверхзадача).

 

Вывод:

   Определив основные события драматургического произведения, его событийный ряд, можно почти полностью представить его сюжет, найти сюжетный ход, определить событийный ряд. Осталось написать сценарий.

 

Сценарий – план литературного произведения с подробным описанием действия, сюжетная схема, по которой создаются представления.

 

       Любая форма театрализованного зрелища имеет в качестве своей первоосновы литературный сценарий или либретто.

 

Либретто – замысел будущего действа, сюжетный план или схема сценария представления.

Коллизия:

  1. Столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов, обстоятельств.
  2. Ситуация вызывающая противоборство противоположных сил.

(Конфликт один, а коллизий в нем может быть несколько. Н-р: В. Шукшин «до третьих петухов» - коллизии столкновение Ивана с другими персонажами и вынужденность Ивана решать их проблемы – чертей в церковь, чтобы узнать дорогу до мудреца.)

 

Перипетия – неожиданное обстоятельство вызывающее осложнение. Внезапная перемена жизни. Повороты действия, где борьба идет с переменным успехом.

 

Событие – то, что произошло. Пришествие, разворачивающееся на глаза зрителя. Состоит из совокупности фактов (предлагаемых обстоятельств), изменяющих привычное течение жизни.

 

 

СВЕРХЗАДАЧА

 

Сверхзадача – основная, главная всеобъемлющая цель художественного произведения, призывающая к осуществлению идеи произведения, ради которой оно написано автором.

 

Сверхзадача – цель воздействия представления на зрителя, то какой реакции, каких мыслей автор желает добиться от зрителя после просмотра зрелища или участия в мероприятии.

 

Понятие сверхзадачи введено К.С. Станиславским. По его словам Сверхзадача – это главная идейная задача, цель, ради которой создается пьеса, актерский образ, спектакль. Идейную цель, т.е. сверхзадачу Станиславский считал основой сценического произведение, а отсутствие ее – катастрофой для пьесы, спектакля, артиста, роли.

 

Здесь налицо сближение двух понятий идеи и сверхзадачи. Не следует их путать.

Тема, идея, конфликт, сверхзадача, архитектоника сценария досугового мероприятия (композиционное построение). Фабула и сюжет. Событийный ряд.

 

ТЕМА

Общеизвестно, что создание любого художественного произведения искусства зависит, прежде всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника (автора). По мнению теоретиков драмы, законы мышления лежат в основе творческого процесса и требуют, чтобы драматург начинал свою работу с основной идеи.

 

Прежде чем приступать к созданию любого сценария, необходимо понимать - о чем будет идти речь в данном сценарии. Про что будет данный сценарий, а впоследствии и постановка. Вот это «о чем» - называется темой сценария (а затем и мероприятия)

 

Тема (от греч. то, что положено в основу) - определяется как круг событий, образующих жизненную основу произведения и одновременно служащих для постановки философских, социальных, этических, и других проблем.

 

Тема - это круг жизненных явлений (проблем), которые должны быть, художественно исследованы в сценарии. Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию (речь идет об актуальности темы). (Марков)

Тема – это предмет повествования, то о чем говориться в сочинении, произведении и т.д. (Большая Советская Энциклопедия).

 

Тема отвечает на вопрос о чем данное произведение, о чем оно рассказывает, о чем оно говорит.

 

Другими словами, тема – это проблема, которую мы поднимаем в нашем сценарии. Без темы не может быть произведения.

 

При создании сценария тема может быть известна заранее (например, парад Победы), а может быть, что сценарист сам выявляет тему изучив документальный и художественный материал (например, концерт джазовой музыки – есть джазовые номера, но темы концерта нет, ее нужно определить изучив материал).

 

Тема должна быть определенно и ясно сформулирована. Понимание темы ведет к наиболее полному ее раскрытию и как следствие к качественному содержанию сценария.

 

 Каждое произведение художественной литературы есть не что иное как: тема-задача (положение), которую разъясняют, о которой рассказывают. Тема должна быть обязательно раскрыта. Необходимо раскрыть тему, а не искать решение. Выбор темы определяется гражданской позицией автора сценария.

 

ИДЕЯ

 

Понятие идея связано с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен в данном произведении.

«Идея является тем существенно важным моментом произведения, который определяет его общественную значимость и ценность, его гуманистическую и социальную прогрессивную роль». (Анатолий Иванович Чечётин. Основы драматургии театрализованных представлений).

 

Идея – это основная мысль произведения. Идея отвечает на вопрос – ради чего? Т.е. что говорит данное произведение (его основная мысль).

 

При создании сценария необходимо помнить, что идея, не волнующая сердце автора, не будет волновать и зрителя. Идея – это боль автора. Идея произведения – это его душа.

 

При создании сценария идею, как и тему нужно ясно и конкретно формулировать.

Таким образом, сценарист при работе над произведением должен четко ответить на вопросы – о чем будет произведение (тема) и ради чего развивается тема, какого воздействия на зрителя сценарист желает добиться (идея). Отсутствие одного из этих компонентов тормозит дальнейшую работу над сценарием и приводит к неудачам.

КОНФЛИКТ

 

Конфликт (лат. conflictus — столкновение), внешняя борьба, спор, чаще, однако, внутреннее столкновение противоположных оценок и сил: долг и склонность, воля и задача, также два различных долга или две разных склонности;

Конфликт – это "сердце" любого литературного произведения.

 

Также конфликт можно определить как столкновение, борьба, противоборство характеров, идей, мировоззрений, двух противодействующих сторон.

 

конфликта, т.е. борьбы идей, мировоззрений вне конкретных людей (персонажей), вне конкретных их действий, поступков в жизни и на сцене нет.

 

«Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт - есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение и композицию» (Генкин Д.М. Массовые праздники).

 

 

Конфликт – "двигатель" сюжета, потому что именно конфликт обуславливает все сюжетные ходы. Не следует путать конфликт с ситуацией, потому что ситуация – это всего лишь временное стечение обстоятельств, а конфликт – величина постоянная.

 

В процессе развития конфликта на глазах зрителей раскрывается, разворачивается, обнажается главная мысль художественного произведения - т.е. его идея и его сверхзадача.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 3927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.064 с.)