Теоретические основы разработки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы разработки



КОЛЛЕКЦИИ ДИЗАЙНЕРСКИХ АКСЕССУАРОВ

В ТЕХНИКЕ РУЧНОГО ВЯЗАНИЯ

Вязание как вид декоративно-прикладного искусства и дизайна

 

Ручное вязание – один из древнейших и наиболее распространённых видов прикладного искусства. Его популярность обусловлена простотой техники выполнения, которая доступна каждому, желающему овладеть ею, примитивностью инструмента, который при необходимости легко изготовить в домашних условиях, удобством вязаных изделий, которые благодаря эластичности, податливости вязаного полотна не стесняют движения. Самое притягательное в вязании – неограниченные возможности для создания узоров.

Поистине, удивительно, как несложные, внешне однообразные движения незатейливого инструмента рождают разнообразнейшие узоры – от гладкого, ровного полотна до строгих геометрических фигур и ажурных переплетений. Разнообразие узоров практически неисчерпаемо. Владея техникой вязания и известной долей фантазии, можно изобретать рисунки по своему усмотрению.

С этой точки зрения, вязание – творчество и искусство, позволяющее создавать необыкновенные и потрясающие, неповторимые и уникальные изделия, удовлетворяющие требованиям моды и индивидуальному вкусу. В возможности создавать нестандартные изделия кроется одна из причин «живучести» спиц и крючка. Их популярность в наше время растёт. Художников-модельеров в ручном вязании привлекает возможность создавать интересные решения, основанные на разности фактур и, конечно, конечный результат, который выражается в создании красивых и удобных изделий.

Сам процесс вязания – это своего рода отдых и релакс. Ритмичность движений успокаивает нервную систему, а процесс формирования в результате этих движений красивого оригинального рисунка приносит огромное наслаждение и удовлетворяет присущую каждому человеку потребность в эстетике и творчестве, развивает его проективные и креативные способности.

Из истории вязания

Вязание – старинное рукоделие, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового света (Перу) – к III в. н.э.

Что было раньше? Древние находки свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания и составлении узоров, выборе и сочетании цвета, а период более раннего развития был, несомненно, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди задолго до начала нашей эры владели техникой вязания. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. Например, в гробнице Аменемхета в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ в. до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные.

В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде об истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также возможной подобности терминов произошла замена слов «вязанье» и «тканье». Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж после того, как будет готов свадебный убор, а по ночам сотканное всегда распускала. В действительности Пенелопа должна была вязать, потому что распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. На древних греческих вазах времён Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже. Это предположения и догадки, поставленные под сомнение результатами современных археологических исследований.

Если принять во внимание то, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы – сравнительно сложные по технологии – относятся к III-V вв. н.э. и отдаленным друг от друга местам, то это можно считать доказательством более раннего возникновения вязания (хотя до сих пор неизвестно, когда именно).

Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, то нельзя исключить возможности обучения людей вязанию за несколько столетий до нашей эры. Ткачество и вышивание были известны ещё в древнем Египте. Это доказывают, например, находки искусно художественно вышитых тканей и украшений в гробницах египетских фараонов. Поэтому есть основания предполагать, что в то время было известно и вязание, технология которого относительно проста. Оно практически не требует никакого технического оборудования и сложных приспособлений (вязали просто на пальцах, а позднее стали использовать спицы или рамы). Можно понять, почему не были обнаружены вязаные изделия того периода: ручное вязание недолговечно и сравнительно плохо сохраняется. Кроме того, не исключено, что вначале вязаные вещи входили в повседневный обиход низших каст (одежда семиток, рельеф воина, носки в коптских гробницах), и вязаные вещи можно было легко распустить, связав другие, что снижало долговечность и прочность пряжи. Некоторые исследователи считают точнее не определенные остатки древнего материала из египетских гробниц ХIII в. до н.э. фрагментами ручного вязания, но их состояние не позволяет сделать точного заключения.

Более реальную основу представляют две группы находок – в Перу (III в. н.э.) и на территории Европы (IV-V вв. н.э.). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания.

Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте (Institute of Arts). Сохранились отдельные экземпляры вязаных предметов IV-V вв. н.э., обнаруженные в коптских гробницах в Египте. Детский вязаный носок из цветной шерсти выполнен сравнительно сложной техникой. Большой палец отделён от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине (Kaiser-Friedrich-Museum) и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Viktoria and Albert Museum). Приблизительно к тому же периоду относятся вязальные спицы, обнаруженные в германских гробницах. Находка длинных шерстяных штанов с пришитым носком (чулком) в германской гробнице, относящейся приблизительно к IV в. н.э., в датских болотах (Южн. Баруп) может быть доказательством высокого уровня культуры одежды у древних германцев и владения техникой ручной вязки.

Общие неупорядоченные отношения в области Средиземноморья повлияли на то, что до ХIII в. н.э. сохранилось мало памятников материальной культуры. Вязание в то время развивается, главным образом, на Востоке и в странах с влиянием арабской культуры. Фрагменты прекрасного арабского вязания VII-IX вв. н.э. были обнаружены в египетском Фостате. Они отличались красивым сложным геометрическим орнаментом, яркой расцветкой (коллекция д-ра Фрица Икле). Часть вязаного шарфа с подобным орнаментом относится к исламскому периоду в Египте, приблизительно к ХII в. н.э. Сохранилось сообщение о том, что в 1181 г. неизвестный сарацинский вязальщик изготовил искусные чулки для Вильяма II Норманского.

Следы вязания остались также в Англии и Шотландии, где после проникновения норманнской культуры появились вязаные шапки. Сами норманны научились искусству вязания, вероятно, у сарацинов. В ХIII в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы, чему способствовали крестовые походы. Позднее оно попало в Испанию, откуда проникло дальше – во Францию, Англию, Шотландию, Германию и т.д.

В ХVI в. вязание стало известным уже по всей Европе, а вязаные изделия (особенно чулки) пользовались большим успехом, главным образом, на королевских дворах и среди знати. Вязание в тот период «завоевало» Европу.

По мнению Глассманна мл. (Glassmann jr., Menschen und Maschen), первым среди носивших вязаные чулки был английский король Генрих IV (1399-1413 гг.). Широко известен портрет Генриха IV, написанный Гансом Гольбейном в 1537 г., на котором король изображён в вязаных шелковых чулках, украшенных орденом Подвязки (рис. 1).

Рисунок 1 – Фрагмент портрета Генриха IV

 

Во Франции вязаные шёлковые чулки носили короли Карл IХ (1660-1674. Венская картинная галерея) и Генрих III (1574-1589. Лувр, Париж). Ручное изготовление вязаных чулок в то время опередило остальное производство, и вскоре было организовано в цехи. Пражский цех вязальщиков был основан в 1612 г. Раньше подобные цеха возникли во Франции, Англии и Германии.

В мужской моде того времени были популярные длинные штаны-колготки и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчеркивали форму ноги, чем сшитые чулки. Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом, мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. Например, пражские чулочники в 1612 году постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины, которые собирались вязать, как на посиделках.

Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шёлковые вязаные чулки как вредную излишнюю роскошь. Парламентскими актами на вязаный товар были установлены довольно высокие официальные цены (в 1488 г. в Англии цена вязаных шапок была весьма высока). Несмотря на сравнительно широкое распространение вязания, стоимость вязаных изделий, особенно чулок, была очень высокой. В регистрации расходов сэра Томаса Л’Эстранжа имеется запись от 1533 года: «Peyd for 4 peyr of knytt hose VIII s.» что означает следующее: «За 4 пары вязаных чулок уплачено 8 шиллингов».

Однако хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Елизавета Английская (1558-1603 гг.) на третий год после вступления на трон получила в подарок от своей придворной дамы госпожи Монтагу пару чёрных шёлковых чулок, связанных её горничной. С тех пор королева будто бы не желала носить никаких иных чулок, кроме тех, которые вязала эта горничная. Одна пара сохранилась в коллекции лорда Солсбери, и это действительно отличные чулки. Елизавета Английская вообще любила одеваться с известной роскошью. Например, над убором, в котором она принимала французского посла маршала Бирона, трудилось в течение трёх недель сто мастериц. После её смерти осталось три тысячи роскошных платьев.

О скорости, с которой в то время прививалось вязание, свидетельствует следующий факт: королева Елизавета, посетившая в 1579 г. школы в Норвиче, узнала о том, что многие из местных детей учатся вязать чулки. В Германии первое сообщение о вязании относится к 1417 г. В хронике города Апольды содержится запись от 1593 г. о мастере Давиде по прозвищу Вязальщик.

Сохранились документы о вязании не только чулок, но и иных предметов повседневного обихода. Известная храмовая картина художника Бертрама 1390 г. «Мадонна с вязаньем» (Kunsthalle Hamburg) изображает деву Марию вяжущей на пяти спицах рубашку для младенца. Наблюдающих ангелов это занятие удивляет. На картине отчетливо видно почти законченное вязание.

В Чехословакии есть известная исключительная средневековая реликвия – вязаная перчатка, известная под названием «перчатка св. Войтеха», которая хранится в сокровищнице пражского собора св. Вита. Если бы она действительно принадлежала св. Войтеху как знак епископского звания, это был бы уникум, исключительно редкий и ценный предмет конца Х века.

Второй подобный предмет – перчатка, которая также приписывается св. Войтеху. Но современное исследование относит изготовление этой вязаной перчатки к ХIV-ХV вв. и утверждает, что на первоначальную, более старую манжету с византийской вышивкой перчатка была надвязана позднее. Этот исторический предмет хранится в храме св. Вацлава в г. СтараБолеслав. Значительная часть сохранившихся реликвий выполнена цветной орнаментной вязкой (она известна под названием «норвежская техника»). Начало цветной орнаментной датируется V в. н.э. В Лёстерском музее хранятся относящиеся к тому периоду детские носки, найденные в коптском городе Антимов. Их украшают зелёные, пурпурные, красные, жёлтые и синие полосы.

Следующим свидетельством древнего арабского искусства вязания является фрагмент, обнаруженный в Египте в Фостате (Каир). Вязание выполнено из шёлка английскими петлями, орнамент каштаново-красного цвета вывязан на золотом фоне.

Образец арабского орнамента VII-IX вв. представлен рисунке 2.

Рисунок 2 – Вязаные фрагменты арабского орнамента VII-IX вв.

 

В египетских раскопках эпохи исламской культуры был найден остаток ручного трикотажа с орнаментом сине-белой расцветки, относящийся к XII в. На основе этих находок учёные делают выводы о прародине вязания – Ближнем Востоке, откуда оно постепенно распространялось на восток и на запад.

Сложные орнаменты вязали итальянцы эпохи Ренессанса. Сохранилась блуза XVII в. с узором, выполненная шёлком с металлической нитью (оригинал находится в лондонском Музее Виктории и Альберта) (рис. 1.3). Основной цвет терракотовый, стилизация цветов золотая, контуры усиливает трикотажный стежок синего цвета. Фон связан лицевыми петлями, узор – изнаночными (рисунок 3).

Рисунок 3 – Вязаная блуза XVII века с ренессансным узором

 

Перелом в ручное вязание пришёл с ручным вязальным станком (1589 г.), изобретением галвертонского священника Вильяма Ли. Его довольно быстро переняли во Франции, а в конце XVII в. гугеноты принесли его в Германию. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Однако развитие в этом направлении шло очень медленно, и лишь в ХIХ в. трикотажное производство действительно механизируется.

Старинное рукоделие – ручное вязание – было вызвано к жизни необходимостью людей в одежде, но постепенно утратило своё назначение. Несмотря на активное развитие текстильной промышленности и появление огромного количества тканей, разнообразных по своей фактуре и качеству, вязание по-прежнему оставалось и остаётся на пике популярности. Для многих женщин – это не просто хобби и способ занять свободное время, а акт творчества, способ самовыражения и самореализации. Не случайно, в Англии создан женский клуб любителей вязания, имеющий правовой статус.

В нашей стране также поддерживалось и пропагандировалось это креативное увлечение. Свидетельством тому могут быть активно издаваемые и пользующиеся огромным спросом отечественные и переводные журналы по вязанию: «Verena», «Вяжем малышам», «Даша», «Анна», «Burda» и др.

Да что говорить, вязание – это язык красоты, который понимают все женщины Вселенной, это язык мира и доброты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.02 с.)